Напоминание

Роль народно-прикладного искусства в развитии творческого мышления детей школьного возраста в социально-реабилитационном центре.


Автор: Родионова Валентина Васильевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: поселок Ивня Белгородской оьласти
Наименование материала: статья
Тема: Роль народно-прикладного искусства в развитии творческого мышления детей школьного возраста в социально-реабилитационном центре.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» п. Ивня.
Роль народно- прикладного искусства в развитии творческого

мышления детей школьного возраста

в социально-реабилитационном центре.
Инструктор по труду Родионова Валентина Васильевна


Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия. М.И. Калинин Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Известно, что расширение связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружением и природой. Народное декоративно-прикладное искусство - часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа и общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. Важную роль народного и декоративно- прикладного искусства в развитии творческого мышления детей отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи дет ского изобразительного творчества (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс. По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, В.М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность форм, обобщенность
образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Народное декоративно-прикладное искусство способствует развитию творческого мышления, основных эстетических критериев, формированию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Источниками данного вида творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Окружающий мир в народном декоративно-прикладном искусстве отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличии от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты. В педагогическом процессе МБУ «СРЦдН» п. Ивня народное декоративно-прикладное искусство используется в трех направлениях: - для оформления интерьера детского учреждения, для подготовки сувениров для гостей к праздникам и родителям. Учитывая эстетическую значимость произведений народного искусства, включение его в интерьер учреждения создает эстетическую среду; - с целью ознакомления детей с народным искусством; - для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов сначала для творческого осмысления и применения. Именно такой подход к использованию народного декоративно- прикладного искусства в воспитании детей школьного возраста в социально- реабилитационном центре обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях. Познавая произведения народного искусства,
дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе, что очень важно для воспитанников центра. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его творческого мышления. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и искусстве.Декоративно− прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире. Творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечить формирование общей культуры,
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей личности ребёнка. Литература: 1. Анурова Е.В. Развитие цветовосприятия младших школьников на основе произведений декоративно-прикладного искусства. 2. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 2008 г.-№4.-с.80-81. 3. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.//Нач школа.- 2004 г.- № 1 - с. 22-24. 4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов СЮ. Детство творческой личности. - СПб. издательство Буковского, 2005., 60с. 5. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. -2001., №11., с. 32-38. 6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в школьном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92с. 7. Л, Д, Рондели Народное декоративно- прикладное искусство .


В раздел образования