Автор: Полковникова Ольга Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №16 оздоровительной направленности" Населённый пункт: г. Кириши Ленинградской области Наименование материала: методическая разработка Педагогический проект для раннего возраста Тема: "Красавицы матрешки" Раздел: дошкольное образование
По тематике: познавательный, творческо-информационный
Актуальность .
Матрешка – самая известная русская игрушка. Она несет в себе огромный обучающий потенциал для
детей раннего возраста. Дети, манипулируя с матрешкой, получают представления о величине, цвете,
у детей развивается мелкая моторика. Необходимо научить малышей увидеть в матрешке образ
семьи. Матрешка – мама, а внутри у нее дочки и сыночки.
Содержание расширено за счет
включение задач педагогического просвещения родителей, повышения роли семьи.
.
Цель:
Познакомить детей раннего возраста с яркой, самобытной, русской народной игрушкой-
матрешкой.
Задачи:
•
Расширять кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи
•
Расширять кругозор детей в области применения нетрадиционных изобразительных техник.
•
Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребенка
•
Развивать умение доводить начатое дело до конца.
•
Обогащать словарь детей
•
Воспитывать бережное отношение к игрушкам
•
Создавать радостную творческую атмосферу на НОД.
•
Воспитывать аккуратность в работе, уважения к труду рядом сидящего.
•
Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
По числу участников: групповой (14 человек)
Участники проекта: воспитанники II группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Возраст участников: дети 2-х лет.
По времени проведения: краткосрочный.
Ожидаемый результат:
•
проявление познавательной активности детей к матрешке.
•
дать представление о цветовой гамме матрёшек.
•
расширить и активизировать словарный запас слов.
•
соотношение образа матрешки с мамой, семьей.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
1.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
2.
Перспективное планирование проекта.
3.
Подбор необходимой литературы по данной теме.
4.
Подбор и изготовление дидактических игр по теме проекта.
Сотрудничество с родителями:
Выставка детского творчества по теме проекта.
консультация для родителей «Игры с матрешками»
II этап – основной этап (практический)
Комплексно – тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в
совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации
поставленных целей и задач по теме проекта.
Образовательные
области
Виды детской деятельности
Познавательное
развитие
Ознакомление с окружающим
Народная игрушка - матрешка. Чего не стало?»
Сенсорное развитие
«Что внутри у матрешки?»
«Подбери матрешке платочек»
«Собери матрешку»
«Матрешки большие и маленькие»
«Расставь матрешек по росту»
Наблюдение
-
за солнцем;
-за дождем;
-за лужами после дождя;
-за почками на деревьях и кустарниках;
-за травкой;
-за первыми одуванчиками;
-за веточками вербы в вазе;
-за растениями на клумбе (побеги примулы, ирисов)
-за птицами, прилетающими на участок;
-за играми старших дошкольников
Познавательно-исследовательская деятельность
Игры-забавы с пуговицами «Укрась матрешке сарафан»
Речевое развитие
Рассматривание картинок
Картинки с изображением матрешек
Чтение стихов
Приходько «Подарили мне матрешку»
Чтение сказок
«Три медведя» Л.Толстой
Заучивание
«Мы веселые матрешки»
Социально-
коммуникативное
развитие
Развивающие игры
Палочки Кюизенера «Дорожки для матрешки» (широкие и узкие, длинные и
короткие)
Блоки Дьенеша ««Домики для матрешки»
Дидактические игры
«С ложи картинку»
«Укрась матрешку»(игры с пуговицами)
Подвижные игры
«Где звенит?»
«Все захлопали в ладоши»
Физическое
развитие
Физкультура
-конспект «апрель» №4, «май» №1
Физминутки
«Мы – веселые матрешки» (Мосягина, 93)
Пальчиковая гимнастика
«Игрушки» (Мосягина,132)
Закаливающие процедуры
Массажные дорожки, босохождение, воздушные ванны.
Сохранение и укрепление физического здоровья
Утренняя гимнастика
Воспитание культурно – гигиенических навыков
Формировать умение оценивать свой внешний вид с помощью зеркала.
Художественно-
эстетическое
развитие
Рисование
«Украсим платочек для матрешки» (пальчиковая живопись)
Лепка
«Украсим матрешку» (рельефная)
Конструирование из строительного материала
«Строим домик для матрешки»
«Кроватка для матрешек»
Музыкально-ритмические движения
«Солнышко и дождик»
«Мы веселые матрешки»
III этап – заключительный.
Итоговое мероприятие: Конспект интегрированной НОД для I младшей группы
Тема: «Русская матрёшечка».
Вид деятельности: рисование пальчиком, ватной палочкой
Цель: уточнениепредставлений детей о народной игрушке– матрёшке через интеграцию областей:
познавательное развитие, речевое и художественно – эстетическое развитие.
Задачи:
Обучающие:
Продолжать учить детей изображать горошины, используя нетрадиционные техники продуктивной
деятельности – рисование пальчиком, ватной палочкой.
Учить составлять узор, заполняя картинку по краям и середине.
Учить пользоваться салфеткой.
Учить рассматривать игрушку, отвечать на вопросы педагога.
Развивающие:
Развивать интерес и положительное отношение к рисованию.
Развивать слуховое внимание, учить менять характер движений в соответствии с характером музыки.
Развивать память, внимание, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русским народным игрушкам, народному творчеству.
Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость при восприятии рисунков, желание
помочь.
Предварительная работа:
Рассматривание матрешки и беседа о ней; разучивание танца и песни «Мы веселые матрешки»
музыка Ю. Слонова, стихи Л. Некрасовой
Содержание непосредственно-образовательной деятельности:
Звучит аудиозапись песенки «Мы веселые матрешки» музыка Ю. Слонова, стихи Л. Некрасовой
Воспитатель : Послушайте, ребята, какая веселая песенка звучит. И кто это ее поет? Давайте
посмотрим. (Достает из-за ширмы матрешку). Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (ответы детей)
Воспитатель (продолжает):
Это матрешка.
Дуйте в дудки,
Бейте в ложки,
В гости к нам
пришли матрешки!
Давайте внимательно их рассмотрим. Посмотрите, какие они нарядные. Какого цвета платочек у этой
матрешки? А у этой? Какого цвета платье у матрешек? (Ответы детей.)
Матрешка –мама. Это игрушка не простая, давайте откроем её. Что у нее внутри?
Дети: Еще матрешка.
Воспитатель : Какая эта матрешка?
Дети: Маленькая.
Воспитатель : Это доченька большой матрешки. Давайте соберем большую матрешку. (Дети
выполняют задание.) Молодцы, все собрали большую матрешку. Покажите большую матрешку.
Какую матрешку вы показали?
Дети: Большую.
Воспитатель: А теперь покажите маленькую матрешку. Какую матрешку вы показали?
Дети . Маленькую.
Воспитатель. Ребята устали, давайте мы с вами немножко разомнем наши ручки и ножки.
Физкультминутка ( под аудиозаписьпесенки «Мы веселые матрешки» музыка Ю. Слонова, стихи Л.
Некрасовой)
Воспитатель : Дети закружились, закружились и в матрешек превратились.
«Мы веселые матрешки».
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (стучат ножкой, показывают сапожки)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
Завязали мы платочки (завязывают)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (хлопают по щечкам)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
В сарафанах наших пестрых (руки на поясе, пружинка)
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры
Ладушки-ладушки (хлопают в ладоши) .
Воспитатель: Ребята, что-то наши матрёшки грустят….что-то они плачут. Давайте спросим у них:
«Что случилось?» (Педагог берет матрёшку, подносит к уху…) Кажется, матрешка хочет мне что-то
сказать…(Слушаю) Маленькая Матрёшка сказала мне ,что у неё есть сестры, у которых нет такого
красивого сарафанчика и платочка. И они остались некрасивые… (Воспитатель обращает внимание
на красиво одетых ребят) Им грустно, они тоже хотят красивые наряды… Давайте поможем им. Вы
хотите им помочь?
Воспитатель ( обращает внимание на мольберт с заготовками готового сарафана для матрешки) :
Посмотрите, какой красивый сарафан у этой матрешки. (Рассматривают)
Воспитатель: Как украшены сарафаны?
Дети: Горошинками (кружочками)
Воспитатель: А украшать наряд матрешки мы с вами сегодня будем пальчиком, ватной палочкой.
Воспитатель объясняет и показывает последовательность и способы работы.
А сейчас давайте вы сами попробуете.
Воспитатель: Проходим к столам. Выбираем любое место, садимся и приступаем!
Затрудняющимся
детям
воспитатель
помогает
вопросами,
совместными
действиями,
побуждает
детей рисовать больше кружочков, чтобы сарафан у матрешки был еще наряднее.
Воспитатель: Ой, какие
красивые получились матрешки. (Педагог берет матрёшку, подносит к
уху…). Она говорит вам спасибо...
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто был у нас сегодня в гостях? Что мы делали сегодня:
танцевали, украшали платье матрешек красками. Какого цвета мы брали краску? Чем мы рисовали?
А чем вам больше понравилось рисовать? (ответы детей)
Вы все сегодня молодцы, все справились с заданиями и помогли матрёшкам стать красивыми.
Итог проекта:
Во время проведения проекта разучили новое стихотворение « Мы веселые матрешки»,использовали
его как физминутку во время проведения НОД по всем образовательным областям в рамках проекта.
Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора домиков,
стульчиков, кроваток для Матрёшек в процессе совместной деятельности воспринималось с большим
эмоциональным откликом.
Для родителей в раздевалке была организована консультация об играх с матрешками в домашних
условиях. Она была направлена на педагогическое просвещение родителей, помочь им стать
активными участниками образовательной деятельности.