Напоминание

"Роль предметно-развивающей среды для познавательно-речевого развития дошкольников"


Автор: Новик Людмила Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: город Губкинский
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Роль предметно-развивающей среды для познавательно-речевого развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Солнышко»

Педагогический опыт на тему: «Роль предметно-развивающей среды для

познавательно-речевого развития дошкольников»

Воспитатель: Новик Людмила Фёдоровна

г.Губкинский


На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание,

но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок.

Английский психолог Д. Шаттлеворт
Предметно-развивающая среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту р а з в и т и я д е т с к о й д е я т е л ь н о с т и и л и ч н о с т и р е б е н к а . Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой новых Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению п р е д м е т н о - р а з в и в а ю щ е й с р е д ы д о ш к о л ь н о г о у ч р е ж д е н и я . Так, организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, д в и г а т е л ь н у ю д е я т е л ь н о с т ь д е т е й . Построение предметно-развивающей среды позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда будет выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие с а м о с т о я т е л ь н о с т и и с а м о д е ят е л ь н о с т и р е б е н к а . На сегодняшний день существуют различные подходы по созданию предметно- развивающей среды. Это: - «Концепция построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского 1993г.; - «Концепция дошкольного воспитания» В.В. Давыдова, В.А. Петровского 1989г.; - «Развивающая предметная среда» под ред. Новоселовой С.Л., М., 2001г. и пособия многих других авторов; - Основные общеобразовательные программы ДОУ; - Нормативные документы Какими нормативными документами нужноруководствоваться при создании предметно- развивающей среды? В первую очередь при организации предметно-развивающей среды необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.1.2660-10 (Постановление от 22.07.2010 №91), как условие обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья. Учитывая ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников при создании развивающего пространства в групповых помещениях, нужно руководствоваться следующим нормативным документом: ФГТ (Приказ №655 от 23 ноября 2009г.), в котором указаны различные виды детской деятельности, используемые в дошкольном учреждении.
К ним относятся: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение. В э том ж е д о кум е н т е п р о п и с а н ы с од е р ж а н и я образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде:
- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации. - Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. - Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: • реализацию различных образовательных программ; • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. - Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1 .
Насыщенность
среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; • возможность самовыражения детей. • Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами
2.
Трансформируемость
пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3.
Полифункциональность
материалов предполагает: • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) 4
. Вариативность
среды предполагает: • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5.
Доступность
среды предполагает: • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования 6 .
Безопасность
предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Таким образом,учет требований вышерассмотренных нормативных документов позволяет создать или преобразовать предметно-развивающую среду, выполняющую организационную, воспитательную, развивающую функции. Созданная таким образом предметно развивающая среда станет не только развивающей, но и развивающейся.


С
огласно введенным Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования одни из основных направлений развития ребенка определяется как познавательное и речевое. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, практика показывает, что за последние несколько лет увеличивается к о л и ч е с т в о д о ш к о л ь н и к о в с р е ч е в ы м и н а р у ш е н и я м и . На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество
проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского я з ы ка . Также любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Итак, важнейшими задачами познавательно и речевого развития являются: 1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями). 2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. 3. Сенсорное развитие. 4. Формирования способности к активной умственной деятельности. 5. Знакомство с родным языком. 6. Становление речи. Одно из условий для полноценного познавательно и речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в группе. Работая по направлению создания условий для формирования познавательно и речевого развития детей, я проанализировала существующую в группе предметно-развивающую среду и пришла к выводу, что предметно-развивающая среда не отвечает ФГОС. Она не обеспечивает высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и п р и в л е к а т е л ь н о с т ь д л я д е т е й и и х р о д и т е л е й . В связи с этим я задалась
целью
создания условий в группе для полноценного познавательно - речевого развития детей. Для достижения поставленной цели мне пришлось решить следующие
задачи:
1. Создание предметно - развивающей среды. 2. Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей. 2. Организовать работу с родителями, направленную на формирование правильного познавательно - речевого воспитания в семье.
Одной из основных задач я считаю обогащение предметно-развивающей среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей Итак, изучив и проанализировав документы, я начала создавать предметно-развивающую среду в старшей группе. В основу работы были положены основные принципы построения развивающей среды В.А.Петровского и нормативные документы «В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, я заботилась в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группа должна быть оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Поскольку наш детский сад работает по художественно-эстетическому направлению, то особое внимание уделяю эстетическому оформлению группы. Ведь ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.
Организовывая предметную среду, придерживалась следующих принципов:
1. Принцип «дистанции и позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», который реализуется через уголок «уединения» 2. Принцип «активности» - осуществляется в уголках группы: «строительный», «спортивный» 3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей», который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность» 4. Принцип « гибкого зонирования», позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу, прослеживаются в сюжетно-ролевых: «Магазин», «Больница» и др. Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению познавательно-речевой деятельностью. Итак, предметно-развивающую среду в старшей группе представила интеграцией образовательных областей. Каждой образовательной области дала название и обозначила стрелкой.
Физическое направление
представлено образовательными областями:
« Физическая культура
» - физкультурно-оздоровительный центр -
«Мы - спортсмены»;

«Здоровье»-
центр здоровья -
«Доброго здоровьица»;

«Безопасность
» - центр безопасности - «
Азбука безопасности»
Расположены: физкультурный инвентарь, спортивные комплексы, модели и схемы, наглядный материал, детская литература, «дорожка здоровья», картотеки, фотоальбомы, дидактические игры и др.

Познавательно-речевое направление
представлено образовательными областями:
«Познание»
- ц е н т р н ау к и и и с с л е д о в а н и й -
«Юные

исследователи
», центр развивающих игр - «
Эрудиты»;

«Коммуникация»
- центр грамотности -
«Будем говорить правильно»

«Чтение художественной литературы
» - (центр худ.лит-ры) -
«Книжное царство»
Включают в себя: стол экспериментирования, модели, схемы, диски, макеты, игры – головоломки, демонстрационный и раздаточный материал, реалистические игрушки, настольные и напольные дидактические игры, дневники наблюдений, паспорта для растений, разные виды конструктора, календари наблюдений, лото, энциклопедии, художественную детскую литературу, портреты писателей, детские газеты, журналы, книжки –самоделки, газеты по календарю знаменательных дат.
Социально–личностное

направление
включает образовательные о бл а с т и :
«Социализация»
- ц е н т р с ю ж е т н о - р о л е в ы х и г р - «
Мы

и г р а ем » ,
центр краеведения - «
Мой край»
Расположены: ширмы, разные виды театров, макеты, предметы ряжения, настольные игры, игровые поля, маркеры пространства, тематические строительные наборы, уголки сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Ателье», «Строители», «Военные игры», «Почта», «Школа». Игрушки-телефоны, пособие добрых и вежливых слов, наглядный материал «Эмоции». В образовательной области
«Труд»
- центр повседневного и бытового труда -
«Мы-

помощники»
-- имеется фартук, лейка, пульверизатор, дидактические игры. Предметные картинки, книги, модели и схемы (последовательность одевания, сервировка стола и др.). Уголок дежурства, наглядные пособия.
Художественно-эстетическое направление:

«Художественное творчество
» - центр творчества - «
Талантливые

пальчики»,
центр музыки - «
Весёлые нотки
», центр строительства – «Мы – строители», в которых находятся книги, материал для украшений, декораций. Краски, карандаши, ножницы, трафареты. Дидактические игры, различные музыкальные инструменты, конструкторы, строительный материал, схемы и т.д. Благодаря организации различных игровых зон и уголков, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности. В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ детей. Предметная среда в группе предоставляет ребёнку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Так как новые положения ФГОС диктует отход от учебной деятельности в пользу совместной деятельности взрослого и ребенка, то передо мной стала проблема поиска н о в ы х м е т о д о в и п р и ё м о в р а б о т ы с д е т ь м и . Развитие речи и познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют нам, педагогам,
необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе с о в р е м е н н ы х м е т о д о в и н о в ы х и н т е г р и р о в а н н ы х т е х н о л о г и й . Наиболее успешно использую такие формы как игры – занятия, к которым подхожу творчески, тщательно его подготавливаю, использую много наглядного материала, игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делают образовательную деятельность более живой, интересной, результативной. Также использую различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения). Задача моя - не только просто познакомить детей с разнообразными предметами, природой и явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами. Широко использую средства
ТСО
. Создаю проблемные ситуации, в которых ребенку н е о б х о д и м о б ы л о б ы в ы с к а з а т ь с я . Активное использование развивающих приемов носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками. Но одним из перспективных методов, способствующих решению многих проблем, связанных с познавательно-речевой деятельностью, является
метод

проектов.
Актуальность метода проектов заключается в том, что он позволяет отойти от привычной всем формы, такое как занятие, и, основываясь, на таких видах детской деятельности, как игра, коммуникация, труд, чтение, музыкально-художественная, познавательно- исследовательская и продуктивная деятельность, построить по-новому воспитательно- образовательный процесс. А также, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает и речь и познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Ведь в основе проекта лежит проблема, а для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Метод проектов я использовала в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Мы работаем по разработанным в нашем детском саду тематическим неделям В конце каждой недели использую инновационный метод - мини проекты. Так я подготовила и провела мини-проекты, соответствующие недельной тематике: «Вода- основа всей жизни», «День Победы – героям слава», «В этот мартовский денёк», «Люби и знай Ямальский край», «Моя родословная», «Самый первый» В средней и старших группах темы недели были разработаны на одну неделю. Но, так как не было эффективности закрепления темы, поэтому в подготовительной группе темы распределила по две и три недели Тематику изменяла исходя из комплексно- тематического планирования Также изменяла и предметно – развивающую среду в соответствии с недельной тематикой и пополняла необходимым материалом. На одной из тем недели, я остановлюсь подробнее. С 18 марта по 22 марта тема недели была «Играем в театр». К этой теме все игровые зоны пополнила материалом, соответствующим недельной тематике: книги сказок, загадок. Настольные игры: «Гуси- лебеди», «Что за сказка?», лото «Сказки» и др. Ауди записи сказок , различными видами театров, раскраски по сказкам и др. Понедельник: Д.И: «Кто я?»- дети учились фантазировать. Игровое упражнение: «Цапли»- перевоплощение в цапель. Беседа: «Что ты знаешь о театре?». Разгадывание загадок
«Любимые сказки». Работа в уголке: «Талантливые пальчики» - изготовление конусного театра. Игры с крупным конструктором: «Теремок». Вторник: НОД ( грамота) «Волшебная шкатулка ». Беседа: «О театральных понятиях». Имитационные упражнения: «Кто как ходит», «Кто лучше покажет позу?». Чтение В. Катаева: «Цветик - Семицветик». Индивидуальная работа по грамоте: «Три медведя». Изготовление и ремонт пособий и атрибутов к сказкам. Среда: НОД ( РЭМП): по сказке «Цветик - Семицветик». Беседа: «Как вести себя в театре?». Разыгрывание знакомых сказок ( би-ба - бо). Рисование: «Раскрась театральную маску». Игра – инсценировка «Зайчики и волк». Игры со строительным материалом(по замыслу) Четверг: Д.И.: «Загадки- отгадки»( по сказкам). Беседа и рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции. Игровые упражнения: «Кенгуру», «Индюки». Д.И. «Угадай эмоцию», «Весёлые стихи» или «Забавные стихи». С.Р. игра «В театре». Пятница: Д.И. «Обед у трёх медведей». Игровые упражнения «Изобрази настроение», «Часики» Чтение сказок. Драматизация сказки: « Под грибком». Работа с родителями: Индивидуальные беседы о развитии и воспитании детей. Изготовление атрибутов и костюмов для драматизации сказки «Под грибком» Консультации: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Влияние театрализованных игр на развитие речи ребёнка». Анкета: «Любите ли вы театр?» Выставка рисунков и поделок «Играем в театр» Итоговое мероприятие: Фестиваль «Театральные встречи 2013»(участие принимали все группы детского сада) Дети моей группы участвовали в показе сказки «Под грибком», в которой сыграли роли и родители. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию и не могут заменить друг друга – однако для полноценного развития ребенка они должны взаимодействовать. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить любые проблемы воспитания и развития ребенка и достичь определенных результатов. Свою работу выстраивала в тесном взаимодействии с родителями. Организация работы с родителями, направленная на формирование познавательно-речевого развития в семье, является необходимым условием в моей работе. Анализируя компетентность родителей по созданию предметно-развивающей среды для познавательно-речевого развития, мною была проделана следующая работа: проведено анкетирование, консультации, знакомила родителей с занимательными и развивающими играми, способствующие познавательно- речевому развитию, проводила индивидуальные беседы. Совместно с родителями занимаемся изготовлением и приобретением игрушек и материалов для создания предметно-развивающей игры, а также игр и пособий по познавательно-речевому развитию; готовим костюмы к театрализованным праздникам, привлекала в проведение развлечений. Огромную помощь в работе с родителями оказывают и родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы, связанные с предметно-развивающей средой в группе. В приемной группы оформила уголок для родителей, а также уголок для выставки поделок и рисунков, соответствующие недельной тематике.

Заключение
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Развитие познавательно-речевых способностей у детей- это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной п р е д м е т н о - р а з в и в а ю щ е й с р е д ы . Используемые мной формы и методы работы по созданию предметно-развивающей среды для познавательно-речевого развития явились эффективными, так как повысилась р е з у л ь т а т и в н о с т ь в о б р а з о в а т е л ь н о - в о с п и т а т е л ь н о м п р о ц е с с е . В целом, о результатах моей педагогической деятельности можно судить по следующим показателям: 1. Положительная динамика в познавательно-речевом развитии детей, качество образованности повысилось (Таблица, диаграмма) 2. Организованы личностно-ориентированные образовательные ресурсы: - созданы педагогические условия, обеспечивающие познавательно-речевое развитие детей в соответствии с современными образовательными стандартами; - изучены и внедрены инновационные технологии; - организована предметно – развивающая среда, с учетом интеграции образовательных областей Таким образом, я считаю, что проведённая мной работа была результативной. В этом помогли мне избранные мною педагогические приемы, методы, технологии, которые направлены на познавательно и речевое развитие ребенка. А также правильно организована мною предметно-развивающая среда, дала эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Итак, результаты моей педагогической деятельности подтверждают целесообразность использования предметно-развивающей среды для познавательно-речевого развития детей.


В раздел образования