Автор: Григорьева Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Братовщина имени Героя Советского Союза В.С. Севрина Населённый пункт: с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________/ /
ФИО
Протокол №____
от
«___» ___________201__г.
«Принято»
на заседании педагогического совета
Протокол №____
от
«___» ___________201__г
«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ
__________/_____________/
ФИО
«___» ____________201__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам духовно – нравственной культуры народов России
(название учебного предмета, курса)
5 а
(класс)
2016 – 2017 г
.
(срок реализации программы)
Разработчик:
2016 год
Содержание :
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………………..………………3-6
2.
Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………….7-10
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы………………… 11-13
Рабочая программа по основам духовно – нравственной культуры народов России 5 класса разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ МОРФ от 17.12.2010 №1897 с изменениями и
дополнениями), но основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
программы формирования универсальных учебных действий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
5 класс
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как
знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в
личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к
организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих
характеристик школьника:
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- осознание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России; гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
чувства ответственности и долга перед Родиной;
- ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
- нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- целостное мировоззрение, учитывающее духовное многообразие современного мира;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания.
Выпускник получит возможность для формирования:
-
понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- осознания своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
- гордости за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности), чувства привязанности и
любви к малой родине,;
- понимания роли человека в обществе, принятия норм нравственного поведения;
- проявления гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в
совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников
диалога или деятельности;
- стремления к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- овладеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей;
- планированию и регуляции своей деятельности;
- владению устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и
в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
- оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных текстов;
- проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-
нравственными ценностями;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей;.
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета..
Познавательные
универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей;.
- использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- рассказывать о роли развития образования на Руси и в России;
- кратко охарактеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- участвовать в диалоге: слушать и высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям (художественным полотнам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- получит знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовности на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном
потребительстве
;
- получит представления об основах светской этики;
- пониманию значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанию целостности окружающего мира, расширению знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиций
народов России;
- использованию полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- работать с информацией, представленной разными средствами;
- расширять кругозор и свой культурный опыт, воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание учебного предмета
Введение.
Знакомство с новым учебником.
Гражданин России.
Понятия гражданин и гражданство. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное
Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к
символам государства.
Права и обязанности граждан России.
Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг
каждого гражданина России.
Порядочность.
Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Взаимосвязь порядочности, великодушия. Общественная ценность
порядочности.
Мораль и ее нормы. Воспитанный человек.
Качества личности порядочного человека. Цена порядочности. Этикет вежливого человека.
Совесть.
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести.
Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека».
Кодекс взаимоотношений учеников.
Кодекс взаимоотношений одноклассников. Умение понять и простить. Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и
корыстолюбием.
Доверие.
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений.
Понятие самодоверия.
Доверие и доверчивость.
Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Как следует поступить в
экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Милосердие.
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Антиподы милосердия. Правила милосердия. Воспитание милосердия.
Милосердие и сострадание.
Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление
интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Умение понять и простить.
Правда и ложь.
Правда и неправда, клевета, ложь. Правда и истина. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение
действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Горькая правда. Святая ложь. Можно или
нельзя простить.
Из истории правды и лжи.
Из истории правды. Из истории лжи. Хитрость. Правда и ложь персонажей литературных произведений.
Традиции воспитания. Воспитание и поведение дворян.
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания детей у разных сословий. Дворяне России, их традиции и
правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Воспитание детей народов России.
Традиции народов России. Устное народное творчество в деле воспитания детей. «Материнский фольклор». Общенародные праздники и
их значение.
Честь и достоинство.
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов
чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Понятие достоинство. Из истории понятий честь и
достоинство.
Благородство.
Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней.
Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Терпимость и терпение.
Различие понятий терпение и терпимость. Что дает людям терпение, его границы. Уважение свободы другого человека, проявление
великодушия и расположенности к другим людям. Доброжелательность по отношению к другим людям.
Терпимость или толерантность.
Что такое толерантность. Терпимость, толерантность, терпение, их схоства и различия. Правила толерантного общения. Отношение к
людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Роль мигрантов в
жизни наших городов. Правила толерантного общения в классе и школе.
Мужество.
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и
неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление
мужества. Взаимосвязь вечных ценностей: чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Умение защитить своих близких и себя.
Героизм – высшее проявление мужества.
Героизм — высшее проявление мужества. Проявление мужества в мирное время. Примеры мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Добродетели и вечные ценности человека.Патриотизм.
Равнодушие и жестокость.
Проявления жестокости детей и их последствия. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении
детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Доброжелательные отношения в коллективе.
Умение и желание контролировать свои поступки. Уважительное и доброе отношение к одноклассникам, всем учащимся школы.
Преодоление трудностей при решении конфликтов.
Соблюдение норм нравственности. Самовоспитание.
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование.Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение
контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание
воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств.
Самообразование.
Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства
самоуважения. Самоподготовка. Умение беречь свое и чужое время.
Учись учиться.
Связь образования и учения. Цель обучения. Главная сила человека в учении - желание учиться. Уверенность в себе и своих силах.
Развитие терпения, работоспособности, позновательных способностей. Рекомендации по развитию воли.
Приёмы учения. Искусство запоминания.
Приемы работы учащихся со школьным учебником. Приемы работы учеников на уроке. Умение распределять внимание. Сочетание труда
умственного и физического.Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания.
Речевой этикет.
Речевой этикет и его разновидности. Культура речи в различных ситуациях. Значимость понятия «вежливость». Начало, основная часть и
завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте.
Формы обращения. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Правила поведения в процессе беседы. Этикет разговора по
телефону.
Правила общения.
Правила знакомства детей и взрослых. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Человека красят не
столько слова, сколько дела. Правила спора. Слова – иностранцы.
Мои права и обязанности.
Права и обязанности человека. Ответственность человека за свои поступки. Участие в самообслуживающем труде. Поведение в новом
коллективе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Права и обязанности школьника.
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий,
добросовестного учебного труда. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся.
Устав – основной документ школы.
Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Требования к поведению учащихся в школе.
Проект «Этикет народов мира».
Особенности этикета разных народов. Обычаи и традиции у разных народов, соблюдение правил вежливости и приличия.
Коллективный проект «Словарь «Основы светской этики».
Из истории изученных терминов и понятий, их происхождение, употребление и применение в жизни человека.
Итоговое повторение.
Тематическое планирование с указанием количества часов
на освоение каждой темы
Данная рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, предусмотренных учебным планом МБОУ СОШ с.
5 класс- 35 учебных часов.
5 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
1
Введение.
1
2
Гражданин России.
1
3
Права и обязанности граждан России.
1
4
Порядочность.
1
5
Мораль и ее нормы. Воспитанный человек.
1
6
Совесть.
1
7
Кодекс взаимоотношений учеников.
1
8
Доверие.
1
9
Доверие и доверчивость.
1
10
Милосердие.
1
11
Милосердие и сострадание.
1
12
Правда и ложь.
1
13
Из истории правды и лжи.
1
14
Традиции воспитания. Воспитание и поведение дворян.
1
15
Воспитание детей народов России.
1
16
Честь и достоинство.
1
17
Благородство.
1
18
Терпимость и терпение.
1
19
Терпимость или толерантность.
1
20
Мужество.
1
21
Героизм – высшее проявление мужества.
1
22
Равнодушие и жестокость.
1
23
Доброжелательные отношения в коллективе.
1
24
Соблюдение норм нравственности. Самовоспитание.
1
25
Самообразование.
1
26
Учись учиться.
1
27
Приёмы учения. Искусство запоминания.
1
28
Речевой этикет
29
Правила общения.
1
30
Мои права и обязанности.
1
31
Права и обязанности школьника.
1
32
Устав – основной документ школы.
1
33
Проект «Этикет народов мира».
1
34
Коллективный проект «Словарь «Основы светской этики».
1
35
Итоговое повторение.
1
Календарно - тематическое планирование
по основам духовно – нравственной культуры народов России
«Основы светской этики»
в 5а классе на 2016-2017 учебный год
по УМК М.Т Студеникина.
Планирование рассчитано на 35 учебных часов (1 час в неделю)
№
п/п
Наименование разделов и тем
Дата
Примечание
План
Факт
1
Введение.
06.09
2
Гражданин России.
13.09
3
Права и обязанности граждан России.
20.09
4
Порядочность.
27.09
5
Мораль и ее нормы. Воспитанный человек.
04.10
6
Совесть.
11.10
7
Кодекс взаимоотношений учеников.
18.10
8
Доверие.
25.10
9
Доверие и доверчивость.
8.11
10
Милосердие.
15.11
11
Милосердие и сострадание.
22.11
12
Правда и ложь.
29.11
13
Из истории правды и лжи.
06.12
14
Традиции воспитания. Воспитание и поведение
дворян.
13.12
15
Воспитание детей народов России.
20.12
16
Честь и достоинство.
27.12
17
Благородство.
17.01
18
Терпимость и терпение.
24.01
19
Терпимость или толерантность.
31.01
20
Мужество.
07.02
21
Героизм – высшее проявление мужества.
14.02
22
Равнодушие и жестокость.
21.02
23
Доброжелательные отношения в коллективе.
28.02
24
Соблюдение норм нравственности.
Самовоспитание.
07.03
25
Самообразование.
14.03
26
Учись учиться.
21.03
27
Приёмы учения. Искусство запоминания.
04.04
28
Речевой этикет
11.04
29
Правила общения.
18.04
30
Мои права и обязанности.
25.04
31
Права и обязанности школьника.
02.05
32
Устав – основной документ школы.
16.05
33
Проект «Этикет народов мира».
23.05
34
-35
Коллективный проект «Словарь «Основы
светской этики».
Итоговое повторение.
30.05