Автор: Колбин Александр Александрович Должность: педагог-организатор обж Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ им.Н.В. Архангельского" Населённый пункт: ЯНАО, Шурышкарский район Наименование материала: обобщение педагогического опыта Тема: рабочая программа по ОБЖ 8 класс ФГОС Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мужеская средняя
общеобразовательная школа им.Н.В.Архангельского»
(МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского»)
РАССМОТРЕНО:
УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО
директор школы
учителей физической культуры и ОБЖ
__________Е.В.Костылева
Протокол №______
Приказ _________________
от _____________2016 года
от _____________2016 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 «Б» КЛАСС
Педагог-организатор ОБЖ : Колбин Александр Александрович
с.Мужи
2016
1. Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
основам
безопасности
жизнедеятельности
(ОБЖ)
для
8
класса
разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными
законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране
окружающей
природной
среды»,
«О
пожарной
охране»,
«О
гражданской
обороне»
и
Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального
компонента
государственного
стандарта
по
основами
безопасности
жизнедеятельности.
При
разработке
программы
были
учтены
требования,
отраженные
в
Концепции
государственных
стандартов
общего
образования
второго
поколения
и
с
учетом
комплексного
подхода
к
формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к
военной службе.
В
современном
мире
опасные
и
чрезвычайные
ситуации
природного,
техногенного
и
социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого
человека.
Они
несут
угрозу
его
жизни
и
здоровью,
наносят
огромный
ущерб
окружающей
природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности
жизнедеятельности
стали
одной
из
насущных
потребностей
каждого
человека,
общества
и
государства.
Под
культурой
безопасности
жизнедеятельности
следует
понимать
способ
организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений,
ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так
как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня
культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных
модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей
их среде – природной, техногенной и социальной.
2. Общая характеристика учебного предмета
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях,
основы
медицинских
знаний,
основы
здорового
образа
жизни.
Актуальность
данной
программы
обусловлена
тем,
что
в
последнее
время
очевидна
тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали
называть
«школой
болезней».
Изучение
курса,
позволяет
обучающимся
получить
систематизированное
представление
о
личном
здоровье,
здоровом
образе
жизни,
здоровье
населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий
на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих
возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных
ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой
медицинской
помощи,
правилам
поведения
в
экстремальных
ситуациях
(через
решение
ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в
реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс
«Основы
безопасности
жизнедеятельности
и
культура
здоровья»
направлен
на
формирование
у
учащихся
активных
и
сознательных
действий
в
настоящем
и
будущем,
ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью
окружающих;
-
нетерпимое
отношение
к
неправильному
гигиеническому
поведению
других
людей
и
к
ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью,
особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора
риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях,
а
также
развитие
способностей
оценивать
опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
·
усвоение
знаний
об
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях;
о
влиянии
их
последствий
на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты
населения от чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных
состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в
различных
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях
природного,
техногенного
и
социального
характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления.
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя
мероприятия,
направленные
на
формирование
навыков
безопасного
поведения
и
навыков
здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно
использовать разнообразные методы и формы обучения. Персептивные (словесные, наглядные,
практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические
занятия. Соревнования. Ролевые игры. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое
изложение
и
восприятие
учебного
материала
учеником.
(Анализ
ситуации).
Гностический:
объяснительно-репродуктивный,
информационно
поисковый,
исследовательский.
(Реферат.
Доклад.
Проектное
задание)
Кибернетический:
управления
и
самоуправления
учебно-
познавательной деятельностью. Контроля и самоконтроля (устный, письменный). Стимулирования
и мотивации. Самостоятельной учебной деятельности. Фронтальная форма обучения, активно
управляет
восприятием
информации,
систематическим
повторением
и
закреплением
знаний
учениками.
Групповая
форма
обеспечивает
учѐт
дифференцированных
запросов
учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого
ученика.
3. Место учебного предмета «основы безопасности жизнедеятельности» в учебном
плане
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основ безопасности жизнедеятельности»
в 8 классе в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в
неделю – 1час.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами являются:
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих -
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
-правила безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному
-здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины
возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и
чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно- следственные связи опасных ситуаций и их влияние
на безопасность жизнедеятельности человека;
-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать
средства
реализации
поставленных
целей,
оценивать
результаты
своей
деятельности
в
обеспечении личной безопасности;
-формирование
умения
воспринимать
и
перерабатывать
информацию,
генерировать
идеи,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной
жизни и в чрезвычайных ситуациях;
-приобретение
опыта
самостоятельного
поиска,
анализа
и
отбора
информации
в
области
безопасности
жизнедеятельности
с
использованием
различных
источников
и
новых
инфор
мационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального
характера;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность
личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от
чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при
неотложных
состояниях;
о
правах
и
обязанностях
граждан
в
области
безопасности
жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а
также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные
решения
и
вырабатывать
план
действий
в
конкретной
опасной
ситуации
с
учетом
реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения
анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять
причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного
поведения.
3. В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать
свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств,
используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с
нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных
качеств,
достаточных
для
того,
чтобы
выдерживать
необходимые
умственные
и
физические
нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и
спортом.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто
возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер
пожарной безопасности в быту и на природе;
- о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
-
о
правах
и
обязанностях
граждан
в
области
безопасности
жизнедеятельности;
основные
поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
- правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на
человека;
- организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным
признакам;
-
принимать
решения
и
грамотно
действовать,
обеспечивая
личную
безопасность
при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
-
действовать
при
угрозе
возникновения
террористического
акта,
соблюдая
правила
личной
безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и
умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
5. Содержание учебной программы основ безопасности жизнедеятельности для 8 класса
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины
возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на
причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и
обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при
пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины
дорожно-транспортного
травматизма.
Организация
дорожного
движения.
Правила
безопасного
поведения
на
дорогах
пешеходов
и
пассажиров.
Общие
обязанности
водителя.
Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы.
Особенности
состояния
водоемов
в
различное
время
года.
Соблюдение
правил
безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды.
Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях
загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с
неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И
БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов )
Тема
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов) Общие
понятия
о
чрезвычайной
ситуации
техногенного
характера.
Классификация
чрезвычайных
ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально основные
объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных
объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических
объектах.
Рекомендации
специалистов
по
правилам
безопасного
поведения
в
различных
чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3
часа)
Способы
оповещения
населения
о
чрезвычайных
ситуациях
техногенного
характера.
Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12
часов)
Тема 7. Основы здорового образа жизни. (8 часов) Основные понятия о здоровье и здоровом образе
жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное
здоровье
как
общая
составляющая
здоровья
человека
и
общества.
Здоровый
образ
жизни
и
безопасность,
основные
составляющие
здорового
образа
жизни.
Здоровый
образ
жизни
как
необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их
безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и
их профилактика.
Тема 8. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа) Общая
характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства
оказания
первой
медицинской
помощи.
Правила
оказания
первой
медицинской
помощи
при
отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
Тема
Кол-во
часов
УУД
Дата по
плану
Дата по
факту
Раздел 1: Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни –
11 часов
1
Пожарная
бе зо п а с н о с т ь .
П о ж а р ы
в
ж и л ы х
и
общественных
зданиях,
их
причина и последствия.
1
Предметные:
знание
основных
опасных
ситуаций
в
повседневной
жизни
и
их
последствия
для
личности,
общества
и
государства;
знание
и
умение
применять
правила
бе з о п а с н о го
п о в ед е н и я
в
у с л о в и я х
о п а с н ы х
и
чрезвычайных ситуаций;
формирование современной
к у л ь т у р ы
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности
на
основе
понимания необходимости
защиты
личности,
общества
и
го с уд а р с т в а
п о с р е д с т в о м
о с о з н а н и я
з н а ч и м о с т и
бе з о п а с н о го
п о в ед е н и я
в
у с л о в и я х
ч р е з в ы ч а й н ы х
ситуаций;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей
защищѐнности,
в
том
ч и с л е
а л ь т е р н а т и в н ы е ,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные способы решения
учебных
и
познавательных
задач;
у м е н и е
с а м о с т о я т е л ь н о
о п р е д е л я т ь
ц е л и
с в о е г о
о б у ч е н и я ,
с т а в и т ь
и
формулировать для себя новые
задачи в учѐбе и познавательной
деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы
с в о е й
п о з н а в а т е л ь н о й
деятельности;
Познавательные УУД:
освоение приѐмов действий в
опасных
и
ч р е з в ы ч а й н ы х
ситуациях, в том числе оказание
первой помощи пострадавшим
2
Влияние
«ч е ловеч е с кого
ф а к т о р а »
н а
п р и ч и н ы
возникновения
пожа ров.
Соблюдение
мер
пожарной
безопасности в быту
1
3
Права и обязанности граждан
в
о б л а с т и
п о ж а р н о й
бе з о п а с н о с т и .
П р а в и л а
безопасного
поведения
при
п о ж а р е
в
ж и л о м
и л и
общественном здании.
1
4
П р и ч и н ы
д о р о ж н о -
транспортного
травматизма.
Организация
д о р ож н о го
движения
1
5
П р а в и л а
б е з о п а с н о г о
п о в е д е н и я
н а
д о р о г а х
пешеходов и пассажиров.
1
6
О б щ и е
о б я з а н н о с т и
в о д и т е л я .
П р а в и л а
безопасного
поведения
на
дороге
велосипедиста
и
водителя мопеда.
1
7
В од о е м ы .
О с о б е н н о с т и
с о с т о я н и я
в о д о е м о в
в
различное время года.
1
8
С о б л ю д е н и е
п р а в и л
безопасности при купании в
о б о р у д о в а н н ы х
и
необорудованных местах.
1
9
Безопасный
отдых
у
воды.
О к а з а н и е
с а м о -
и
взаимопомощи
терпящим
бедствие на воде.
1
10
Загрязнение
окружающей
природной среды понятие о
п р ед е л ь н о
д о п у с т и м ы х
концентрациях загрязняющих
веществ.
1
11
Мероприятия, проводимые на
защите здоровье населения в
местах
с
неблагоприятной
экологической обстановкой.
1
Раздел 2: Чрезвычайные ситуации техногенного характера и
безопасность – 12 часов
12
13
14
Классификация
чрезвычайных
с и туа ц и й
техногенного
характера
по
т и п а м
и
в и д а м
и х
возникновения
3
Предметные:
знание
и
умение
применять
правила
б е з о п а с н о г о
п о в е д е н и я
в
у с л о в и я х
о п а с н ы х
и
чрезвычайных ситуаций;
формирование современной
к у л ь т у р ы
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности
на
основе
понимания необходимости
защиты
личности,
общества
и
г о с уд а р с т в а
п о с р е д с т в о м
о с о з н а н и я
з н а ч и м о с т и
б е з о п а с н о г о
п о в е д е н и я
в
у с л о в и я х
ч р е з в ы ч а й н ы х
ситуаций;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей защищѐнности, в том числе
альтернативные,
о с о з н а н н о
выбирать наиболее эффективные
способы решения
учебных и познавательных задач;
у м е н и е
с а м о с т о я т е л ь н о
определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя
н о в ы е
з а д а ч и
в
у ч ѐ б е
и
познавательной деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы
с в о е й
п о з н а в а т е л ь н о й
деятельности;
Познавательные УУД:
освоение приѐмов действий в
о п а с н ы х
и
ч р е з в ы ч а й н ы х
ситуациях, в том числе оказание
первой помощи пострадавшим.
15
Потенциально
о сновные
объекты экономики
1
16
17
Аварии
на
радиационных,
х и м и ч е с к и
о п а с н ы х
и
пожаров
–
взрывоопасных
объектах.
2
18
Причины их возникновения и
возможные последствия
1
19
20
А в а р и и
н а
гидродинамических
объектах.
Рекомендации
специалистов
по
правилам
безопасного
поведения
в
различных
чрезвычайных
ситуациях
т ех н о ге н н о го
характера.
2
21
О р г а н и з а ц и я
з а щ и т ы
населения
от
чрезвычайных
с и туа ц и й
т е х н о г е н н о г о
характера
1
22
С п о с о б ы
о п о в е щ е н и я
населения
о
чрезвычайных
ситуациях
т ех н о ге н н о го
характера
1
23
О р г а н и з а ц и я
з а щ и т ы
населения
при
авариях
на
радиационных
и
химически
опасных объектах.
1
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 12
часов
24
Основные понятия о здоровье
и
здоровом
образе
жизни.
Индивидуальное
здоровье
человека,
его
физическая
и
духовная сущность.
1
ф о р м и р о в а н и е
у м е н и й
в з а и м о д е й с т в о в а т ь
с
о к р у ж а ю щ и м и ,
в ы п о л н я т ь
различные
социальные
роли
во
в р е м я
и
п р и
л и к в и д а ц и и
по следствий
ч р е з в ы ч а й н ы х
с и т у а ц и й ;
ф о р м и р о в а н и е
с о в р е м е н н о й
к у л ь т у р ы
безопасности жизнедеятельности
н а
о с н о в е
п о н и м а н и я
необходимости защиты личности,
о б щ е с т в а
и
г о с у д а р с т в а
п о с р е д с т в о м
о с о з н а н и я
з н а ч и м о с т и
б е з о п а с н о г о
25
26
Репродуктивное здоровье как
о б щ а я
с о с т а в л я ю щ а я
з д о р о в ь я
ч е л о в е к а
и
общества.
Здоровый
образ
ж и з н и
и
б е з о п а с н о с т ь ,
основные
со ст авляющие
здорового образа жизни
2
27
28
Здоровый
образ
жизни
как
н е о б х о д и м о е
у с л о в и е
2
сохранения
и
укрепления
з д о р о в ь я
ч е л о в е к а
и
общества
и
обеспечения
их
безопасности.
п о в е д е н и я
в
у с л о в и я х
ч р е з в ы ч а й н ы х
с и т у а ц и й
природного,
техногенного
и
социального характера;
формирование
убеждения
в
необходимости
безопасного
и
здорового образа жизни;
понимание
необходимо сти
с о х р а н е н и я
п р и р о д ы
и
о к р у ж а ю щ е й
с р е д ы
д л я
полноценной жизни человека;
Познавательные УУД:
умение
определять
понятия,
с о з д а в а т ь
о б о б щ е н и я ,
у с т а н а в л и в а т ь
а н а л о г и и ,
Коммуникативные УУД:
ф о р м и р о в а н и е
у м е н и й
в з а и м о д е й с т в о в а т ь
с
о к р у ж а ю щ и м и ,
в ы п о л н я т ь
различные
социальные
роли
во
в р е м я
и
п р и
л и к в и д а ц и и
по следствий
ч р е з в ы ч а й н ы х
ситуаций.
Предметные:
знание
и
умение
применять
правила безопасного поведения в
у с л о в и я х
о п а с н ы х
и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь
пострадавшим;
у м е н и е
п р и н и м а т ь
обоснованные
решения
в
конкретной
опасной
ситуации
для минимизации последствий с
учѐтом реально складывающейся
обстановки
и
индивидуальных
возможностей
29
В л и я н и е
о к р у ж а ю щ е й
природной среды на здоровье
человека
1
30
Вредные
привычки
и
их
профилактика.
1
Основы медицинских знаний
и
о к а з а н и я
п е р в о й
м е д и ц и н с ко й
п о м о щ и .
О б щ а я
х а р а к т е р и с т и к а
различных повреждений и их
последствия
для
здорового
человека
31
Средства
оказания
первой
медицинской помощи.
1
32
Правила
оказания
первой
медицинской
помощи
при
отравлениях
угарным
газом,
хлором и аммиаком.
1
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Средствами оснащения ОБЖ являются:
1. Учебно-методическая литература:
Конституция Российской Федерации
Правила дорожного движения Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Учебная литература
Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»
Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические
рекомендации. 5—11 классы»
Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9
классы»
Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5
—9 классы»
Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
Программа
для
системы
дополнительного
образования
детей
«Безопасность
дорожного
движения»
Сборник
заданий
для
проведения
экзамена
по
предмету
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» в 9 классе
Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов1
2. Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедиапроектор
Экран настенный
3. Средства программного обучения и контроля знаний
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от
чрезвычайных ситуаций»
Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и
правила оказания первой помощи»
Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
4. Макеты, муляжи, модели
Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов
Муляжи тела человека
5. Стенды, плакаты
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Безопасность на улицах и дорогах
Криминогенные ___03>] TJситуации
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
Правила поведения при землетрясениях
Пожары, взрывы
Наводнения и затопления
Правила оказания первой помощи
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
Дорожные знаки
Пожарная безопасность
Безопасность в быту
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Активный отдых на природе
Опасные ситуации в природных условиях
Безопасность на воде
Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их
распространения и тяжести последствий
Правила безопасного поведения при землетрясении
Правила безопасного поведения при наводнении
Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте
Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
Первая помощь при массовых поражениях
Правила транспортировки пострадавших
Безопасность дорожного движения
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
6. Средства индивидуальной защиты