Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательны процесс ДОУ.
Автор: Маркевич Юлия Павловна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МДОУ "Детский Сад № 235" Населённый пункт: город Саратов Наименование материала: Консультация для воспитателей Тема: Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательны процесс ДОУ. Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 235» г.
Саратова.
Утверждаю
____________Е.В.Абрашина
Консультация для воспитателей на тему:
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-
образовательный процесс ДОУ».
Дата проведения: 9.12.2016
Составила и провела: инструктор по физической культуре
Маркевич Юлия Павловна.
2016.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-
образовательный процесс ДОУ.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в
процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно
развиваются различные способности, формируются нравственные качества,
вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде
закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических
качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах
двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и
направленного формирования и развития психических функций и
интеллектуальных способностей дошкольника.
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И.
Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе
Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это
не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное
физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому
проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за
последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до
15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16
до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее
двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории
часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют
стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата -
нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость
мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и
динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста
наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей
- потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50%
детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным
психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети,
начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным
иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин:
у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время
прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным
развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных
кружков).
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический
уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных
учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным
физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу
общества.
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к
самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки,
воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально
подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно
относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его
прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала
востребованность педагогами образовательного учреждения
здоровьесберегающих образовательных технологий.
Понятия.
Прежде чем начать говорить о здоровьесбережении, определим понятия.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека
(по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле
слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме
здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на
обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное,
развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы
взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей
здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и
воспитания.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата,
кровообращения, дыхания, пищеварения)
детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной
психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском
коллективе)
тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и
семье, недостаток информации).
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию
физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его
психического благополучия, а также формированию у дошкольника
ответственности за свое здоровье.
Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов
ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию
потребности к здоровому образу жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального
здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры
как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни
человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его,
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры
здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ
и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
медико-профuлактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка;
технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
валеологического просвещения родителей;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ- обеспечивают
сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ
в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием
медицинских средств.
•
технологии профилактики заболеваний,
•
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов,
приходящих из поликлиники,
•
коррекция возникающих функциональных отклонений,
•
отслеживание характера течения хронической патологии (для детей,
имеющих III-У группу здоровья),
•
реабилитация соматического состояния здоровья,
•
противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы
пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими
правилами,
•
витаминопрофилактика.
•
санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое
развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств,
двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры
дошкольников,
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-
двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
- оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная
деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на
занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных
гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка.
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и
позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со
сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-
эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой,
психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их
здоровья. В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется
Положением о медико-психолого-педагогической службе и ставит своей целью
создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей
оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического
здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое,
консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и
социальное направления.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов -
технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского
сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности
к здоровому образу жизни.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные
на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников
ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.
Валеология - наука о здоровом образе жизни сохранении, формировании
здоровья, управлении ним. Применительно к дошкольному образованию,
валеология ставит своей целью обучение детей основным правилам и норма
укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни: активный
труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и
саморазвитием, рациональное питание, личная гигиена, своевременное
обращение к врачу.
Валеологическое образование родителей надо рассматривать как
непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это
прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры
здоровья дошкольников.
Современные педагогические здоровьесберегающие
технологии
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Виды здоровьесберегающих
технологий
Время проведения в
режиме дня
Особенности методики
проведения
Терренкур - ходьба
в естественных природных
условиях, на свежем воздухе, что
способствует закаливанию,
повышению физической
выносливости, нормализации
психоэмоциональной
деятельности
Не раньше чем через 30
мин. после приема пищи, 2
раза в неделю со среднего
возраста по размеченным
маршрутам
Рекомендуется детям с вялой
осанкой и плоскостопием.
Опасаться непропорциональной
нагрузки на мышцы
Ритмопластика позволяет детям
раскрыть свой образ через
музыкально-ритмический
комплекс, способствующий
распределению нагрузки на все
группы мышц и даёт возможность
перевоплощаться.
Не раньше чем через 30 мин
после приема пищи, 2 раза в
неделю по 30 мин со
среднего возраста в
физкультурном зале
Обратить внимание на
художественную ценность,
величину физической нагрузки и
ее соразмерность возрастным
показателям ребенка
Подвижные и спортивные игры
направлены на общефизическое
развитие детей
Как часть физкультурного
занятия, на прогулке.
Ежедневно для всех
возрастных групп
Игры подбираются в соответствии
с возрастом ребенка, местом и
временем ее проведения.
Используются элементы
спортивных игр
Релаксация - произвольное или
непроизвольное состояние покоя,
расслабленности, связанное с
полным или частичным
мышечным расслаблением.
В зависимости от состояния
детей и целей, педагог
определяет интенсивность
технологии. Для всех
возрастных групп
Можно использовать спокойную
музыку, звуки природы
Гимнастика утренняя - это
целый комплекс физических
упражнений, выполнение которых
после сна дает заряд энергии и
позитивного настроения на целый
день.
Ежедневно, утром, перед
завтраком во всех группах
В групповой комнате,
физкультурном зале, под музыку,
с использованием подвижных игр
и др.
Гимнастика бодрящая помогает
детскому организму проснуться,
улучшает настроение, поднимает
мышечный тонус.
Ежедневно после дневного
сна, 5-10 мин во всех
группах
Различные варианты проведения
Гимнастика пальчиковая для
развития мелкой моторики,
ловкости, подвижности и
улучшения работы мозга
С младшего возраста в
различных формах
физкультурно-
оздоровительной работы
Рекомендуется всем детям,
особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любой
удобный отрезок времени
Гимнастика для глаз - улучшает
кровообращение глаз, что
способствует уменьшению
утомляемости глаз.
Ежедневно по 3-5 мин в
любое свободное время, в
разных формах
физкультурно-
оздоровительной работы в
зависимости от
интенсивности зрительной
нагрузки с младшего
Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ
педагога
возраста
Гимнастика дыхательная
способствуют выработке
правильного дыхания,
предупреждению простудных
заболеваний.
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной работы
Обеспечить проветривание
помещения, педагогу дать детям
инструкции об обязательной
гигиене полости носа перед
проведением процедуры
Гимнастика корригирующая -
для профилактики и лечения
нарушения осанки.
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной работы
Форма проведения зависит от
поставленной задачи и
контингента детей
Динамические паузы для всех
детей в качестве профилактики
утомления. Могут включать в себя
элементы гимнастики для глаз,
дыхательной гимнастики и других в
зависимости от вида занятия.
Во время занятий, 2-5 мин., по
мере утомляемости детей
Рекомендуется для всех детей в
качестве профилактики утомления.
Могут включать в себя элементы
гимнастики для глаз, дыхательной
гимнастики и других в зависимости
от вида занятия
Технологии эстетической
направленности
Реализуются на занятиях
художественно-эстетического
цикла, при посещении музеев,
театров, выставок и пр.,
оформлении помещений к
праздникам и др. Для всех
возрастных групп
Осуществляется на занятиях по
программе ДОУ, а также по
специально запланированному
графику мероприятий. Особое
значение имеет работа с семьей,
привитие детям эстетического вкуса
Технологии обучения здоровому образу жизни
Виды здоровьесберегающих
технологий
Время проведения в
режиме дня
Особенности методики
проведения
Физкультурное занятие - основная
форма организованного обучения
физическим упражнениям и овладения
основными видами движения.
2-3 раза в неделю в
спортивном или музыкальном
залах. Ранний возраст - в
групповой комнате, 10 мин.
Младший возраст- 15-20
мин., средний возраст - 20-25
мин., старший возраст - 25-30
мин.
Занятия проводятся в
соответствии программой, по
которой работает ДОУ. Перед
занятием необходимо хорошо
проветрить помещение
Проблемно-игровые (игротреннинги
и игротерапия) - предполагает
использование терапевтического
воздействия игры, чтобы помочь
взрослому или ребенку преодолеть
психологические и социальные
проблемы.
В свободное время, можно во
второй половине дня. Время
строго не фиксировано, в
зависимости от задач,
поставленных педагогом
Занятие может быть
организовано не заметно для
ребенка, посредством
включения педагога в процесс
игровой деятельности
Коммуникативные игры – игры для
преодоления отчужденной позиции в
отношении со сверстниками
приобретение навыков общения с
окружающими людьми — как взрослыми,
так и сверстниками.
1-2 раза в неделю по 30 мин.
со старшего возраста
Занятия строятся по
определенной схеме и состоят
из нескольких частей. В них
входят беседы, этюды и игры
разной степени подвижности,
занятия рисованием, лепкой и
др.
Занятия из серии «Здоровье» - занятия
по обеспечению безопасности
жизнедеятельности.
1 раз в неделю по 30 мин. со
ст. возраста
Могут быть включены в сетку
занятий в качестве
познавательного развития
Коррекционные технологии проводят специалисты.
Виды здоровьесберегающих
технологий
Время проведения в
режиме дня
Особенности методики
проведения
Технологии музыкального
воздействия
для снятия напряжения, повышения
эмоционального настроя
В различных формах
физкультурно-
оздоровительной работы;
либо отдельные занятия
2-4 раза в месяц в
зависимости от
поставленных целей
Используются в качестве
вспомогательного средства как
часть других технологий; для
снятия напряжения, повышения
эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия - это направление
практической психологии,
использующее ресурсы сказочной
истории для воспитания, образования,
развития личности ребенка
2-4 занятия в месяц по 30
мин. со старшего
возраста
Занятия используют для
психологической терапевтической
и развивающей работы. Сказку
может рассказывать взрослый, либо
это может быть групповое
рассказывание, где рассказчиком
является не один человек, а группа
детей
Технологии воздействия цветом
Правильно подобранные цвета
интерьера в группе снимают напряжение
и повышают эмоциональный настрой
ребенка.
Как специальное занятие
2-4 раза в месяц в
зависимости от
поставленных задач
Необходимо уделять особое
внимание цветовой гамме
интерьеров ДОУ. Правильно
подобранные цвета снимают
напряжение и повышают
эмоциональный настрой ребенка
Технологии коррекции поведения - это
деятельность, которая направлена на
исправление и изменение особенностей
поведения у ребенка, его особенностей
психологического развития, с помощью
специальных средств психологического
воздействия
Сеансами по 10-12
занятий по 25-30 мин. со
старшего возраста
Проводятся по специальным
методикам в малых группах по 6-8
человек. Группы составляются не
по одному признаку - дети с
разными проблемами занимаются в
одной группе. Занятия проводятся в
игровой форме, имеют
диагностический инструментарий и
протоколы занятий
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
•
Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и
физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и
навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
•
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в
ДОУ.
•
Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам
здоровьесбережения.
•
Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей
и взрослых ДОУ.
•
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению
здоровья для разных категорий детей и взрослых.
•
Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий,
по сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение
по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком,
“топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на
свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
физкультурные занятия всех типов;
оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная
деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение
подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и
профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры,
тактильные дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического
процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического
здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды
совместной деятельности.
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в
воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с
дошкольниками.
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников,
педагогов и родителей.
Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального
уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и
состоянием здоровья ребенка.
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной
деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной
работы.
Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка
в ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
1.
Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников,
педагогов и родителей ДОУ.
Для
определения
уровня
сформированности
здорового
образа
жизни
воспитанников можно рассматривать следующие критерии:
1) представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии
окружающей среды на здоровье человека;
2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и
отношение детей к вредным привычкам);
3) участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях.
В соответствии с выделенными критериями можно установить уровни
сформированности здорового образа жизни у детей, например старшей
группы:
- низкий уровень: ребенок имеет бессистемные представления о понятии
«здоровье» как состоянии человека, не связывает состояние здоровья с
состоянием окружающей среды; не отрицает вредных привычек; не может
рассказать
о
полезных
привычках,
требуются
наводящие
вопросы,
в
оздоровительных мероприятиях участвовать не любит.
-
средний
уровень:
ребенок
имеет
приблизительное
представление
о
понятии
«здоровье»,
связывает
его
с
состоянием
человека;
имеет
небольшое
представление
о
вредных
привычках;
называет
полезные
привычки,
с
помощью
взрослого
выявляет
связь
между
здоровьем
и
окружающей средой, наличием вредными и полезными привычками, при
помощи наводящих вопросов называет условия здорового образа жизни,
участвует
в
оздоровительных
и
закаливающих
мероприятиях
по
настроению.
-
высокий
уровень:
ребенок
имеет
четкое
представление
о
понятии
«здоровье»
и
связывает
его
с
состоянием
человека,
с
состоянием
окружающей
среды;
отрицательно
относится
к
вредным
привычкам,
уверенно
называет
полезные
привычки,
понимает
их
влиянием
на
состояние
здоровья;
настроен
на
здоровый
образ
жизни;
соблюдает
правила гигиены, опрятен, аккуратен, с радостью принимает участие в
оздоровительных и закаливающих мероприятиях.
2.
Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-
оздоровительной работы с дошкольниками.
3.
Проявление толерантности всех участников внедрения
здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4.
Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления
дошкольников.
5.
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ
и семье;
Участие детей и взрослых в совместной деятельности: физкультурно
-оздоровительные занятия, праздники, досуги, кратковременные
проекты.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Повышение профессиональной компетентности педагогов.
Создание физкультурно-оздоровительной среды силами родителей,
детей и педагогов.
6.
Улучшение
и
сохранение
соматических
показателей
здоровья
дошкольников. Это видно на посещаемости детей.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Список литературы
Ахутина
Т.В.
Здоровье сберегающие
технологии
о бу ч е н и я :
индивидуально-ориентированный подход,2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового
населения России”
Сивцова
А.М.“Использование
здоровьесберегающих
педагогических
технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. –
2007.
Смирнов
Н.К.
“Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в
работе педагога”