Напоминание

"Влияние народных сказок и игр на создание модели "Мальчик - девочка", как одного из направлений полоролевого воспитания дошкольньников".


Автор: Преловская Елена Игоревна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Обуховский детский сад "Земляничка" Старооскольского городского округа
Населённый пункт: с.Обуховка, Старооскольский район, Белгородская область
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Влияние народных сказок и игр на создание модели "Мальчик - девочка", как одного из направлений полоролевого воспитания дошкольньников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Преловская Елена Игоревна Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Обуховский детский сад «Земляничка» Старооскольского городского округа Белгородской области Описание опыта педагогической деятельности
Тема опыта:
«Влияние народных сказок и игр на создание модели «Мальчик - девочка», как одного из направлений полоролевого воспитания дошкольньников».
Информация об опыте

Условия

возникновения

опыта.
Педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Обуховском детском саду «Земляничка». Дошкольное учреждение находится в центре села. В нем функционирует 4 группы, которые посещают 90 детей. Группу посещают 24 ребенка, из них 10 девочек и 14 мальчиков. Из опыта работы видно, что в наше время произошли значительные сдвиги в плане целостности установок в семейной жизни. Происходит переориентация деятельности женщины с семьи на профессиональный и карьерный рост. В процессе наблюдения за семьями отмечено, что из-за полной занятости на работе у матерей не остается достаточно времени для детей. Активно беря на себя мужскую социальную роль, женщина почти автоматически перенимает и особенности мужского поведения: властность, диктат в решении конфликтов. В этой ситуации глава семьи - мужчина - нередко лишается внутренней свободы, уверенности в себе, уходит от трудности выбора. Исследования показывают, что сейчас в семьях существует размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения, неспособность взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек - осложняет выбор поведения детей, что, несомненно, актуализирует проблему полоролевого воспитания дошкольников. Традиционное воспитание в детском саду не позволяет обеспечить в полной мере овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов. Именно в современном обществе необходимо правильное понимание роли мужчины и женщины, позволяющее сформировать адекватную полу модель поведения
Актуальность
избранной темы на современном этапе очевидна: обнаруживается
противоречие
между воспитанием поколения людей с адекватным воспитанием смысла собственного и противоположного пола и недостаточной разработкой содержания модели воспитательной системы, отражающей знания о нормах полового поведения.
Ведущая

педагогическая

идея

опыта
заключается в разработке модели воспитательной системы «Мир мальчика и девочки». 1
Преловская Елена Игоревна
Длительности работы над опытом.
Исследование рассчитано на 3 года и охватывает период с 2012 года по 2015 года. I этап. Информационно-аналитический (сентябрь 2012 - декабрь 2012). Выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, задач и выбор методов средств их решения, анализ литературы по проблеме исследования, подбор диагностических методик для оценки хода и результатов исследования, сбор информации, диагностика. II этап. Практический (2012 — 2015 год) Анализ и корректировка работы, практическая работа с детьми : игровые методы, тестовые задания, моделирование ситуаций, коммуникативные методы, состязательные игры. III этап. Аналитико-обобщающий (2014 - 2015 год). Обобщение результатов исследования, создание системы мероприятий и разработка методических рекомендаций по проблеме воспитания мальчиков и девочек.
Диапазон

работы
охватывает создание единой с и с т е м ы воспитательной модели «Мир мальчика и девочки». Новизна выполнения педагогического исследования заключается в комбинации элементов методик для создания модели «Мир мальчика и девочки».
Теоретическая

база

опыта.
В исследовательской деятельности за основу были взяты труды таких авторов, как Н.Л. Белопольская, С.О. Филиппова, В.Е. Качан, O.K. Лосева. По мнению Н.Л. Белопольской, в условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, в котором размываются границы между женскими и мужскими социальными ролями, полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания, в результате чего воспитание полоролевого поведения затрудняется, а в некоторых случаях приобретает искаженный диструктивный характер. Поэтому все менее отчетливо проявляются черты традиционных свойств личности у детей разного пола: мужественности - у мальчиков и женственности у девочек. Известно, уровень сформированности полоролевого поведения дошкольников во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности педагогов в области воспитания детей разного пола. «Среда дошкольного учреждения, как мальчиков и девочек, не содержит элементов, способствующих проявлению ими мужских и женских способов поведения. Мальчик в ходе типичного для наших дней феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать — воспитательница - учительница)» (С.О. Филиппова). Явление стирания половых различий противоречит существующим культурным нормам взаимоотнишения полов, а также традициям половой дифференциации, сформировавшимся в течении многих веков. 2
Преловская Елена Игоревна В отечественных исседованиях, посвященных половому воспитанию дошкольников ( В.Е. Качан, Д.Н. Исаев, Д.В. Колесов и др.), изучались особенности развития личности девочки/мальчика дошкольного возраста, исследовались половозрастные, психосексуальные особенности дошкольников, характер взаимоотношений между детьми. В журнале «Дошкольная педагогика» (апрель 2009г.) в статье «Половое воспитание дошкольников» автор А.В. Абдрашитова очень хорошо показано отношение различных исследователей и практиков к половому воспитанию детей дошкольного возраста. Одни из них, в частности В.Е. Качан, O.K. Лосева и другие, высказываются за половое воспитание, признавая важным сообщение ребенку соответствующей информации в разумных пределах. Другие, прежде всего Т.А. Репина «Проблема полоролевой социализации дошкольников» Обруч №1 2006 и представители ее научной школы, считают целесообразным обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение. Свою позицию они объясняют тем, что данные представления пробуждают у детей нездоровый интерес к теме, тога как сам по себе дошкольный возраст - наиболее «спокойный» период в сексуальном развитии. Таким образом, организация процесса управления полоролевым воспитанием детей предполагает целенаправленную работу, в которой задействованы все субъекты воспитательно-образовательного процесса (педагоги, дети, родители и др.). Различные формы работы (изучение научно- методической литературы, составление планов работы, оценка результатов, создание пространственно-предметной развивающей среды, игры-занятия, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, праздники, развлечения, работа с семьей) позволяют добиться успехов в достижении цели полоролевого воспитания дошкольников.
Технология опыта

Основной

идеей

исследования
является создание модели «Мир мальчиков и девочек», как одного из направлений полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Основной

целью
данной работы является создание условий для овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме. Для достижения данной цели определенны следующие задачи: 1) Формирование полоролевых знаний и представлений, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности 3
Преловская Елена Игоревна 2) Овладение дошкольными способами полоролевого поведения, развитие умения оценивать характер своего полоролевого поведения с позиции ценности, значимости, гуманности. 3) Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре, развитие интереса к ознакомлению с ними, а также желание следовать лучшим гуманистическим традициям русского народа. 4) Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.). 5) Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства, женского (мужского) своеобразия На первом этапе исследования основными
направлениями
работы являются: Изучение семьи ребенка, ее индивидуальных особенностей. Важной формой взаимодействия семьи и воспитания на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье, а условием - соблюдение такта и гибкости. Анкетный опрос родителей показал, что знания родителей об особенностях На втором этапе работы был составлен перспективный план работы с детьми по полоролевому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Он включает в себя: дидактические и сюжетно-ролевые игры, рассматривание иллюстрации, моделирование ситуаций, состязательные игры (Приложение №1). Содержание воспитательного процесса полоролевого воспитания осуществляется тематическими блоками, реализуемыми посредством традиционных, сложившихся в культуре способов межполового общения, диалогов, взаимодействий с другими. Ориентиром в этом процессе служат народные гуманистические традиции приобщения детей к полоролевой, семейно-бытовой, нравственно-этической культуре. • «Мальчики и девочки - будущие мужчины и женщины» • «Маленькие умельцы и умелицы» • «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины» • «Мужской и женский этикет» • «Мальчики и девочки - будущие мамы и папы»
Основные идеи модели полоролевого воспитания дошкольников

определили

показатели

полоролевой

воспитанности

детей

в

среде

взрослых и сверстников:
1. Наличие у детей интереса к познанию ценностей полоролевой, семейно-бытовой и нравственно-эстетической культуры. 4
Преловская Елена Игоревна 2. Владение представлениями о своей половой принадлежности и половой принадлежности других людей по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции), дифференциация функциональных особенностей мужчин и женщин (общение, труд, отдых, интересы, увлечения). 3. Владение способами полоролевого поведения в среде взрослых и сверстников, осознание ценности и значимости полоролевого поведения в совместной жизнедеятельности детей. 4. Наличие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков и девочек; способность к проектированию у себя мужских (женских) черт личности, самосовершенствованию мужской (женской) индивидуальности. 5. Заинтересованность дошкольников в познании обычаев и традиций воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре. Для достижения этих целей автор исследования использует
диагностические методики
(Н.Е.Татаринцевой): наблюдение, беседа, тест «Профессия», рисуночный тест «Моя семья», методика «Рисунок женщины (мужчины), метод «Социально - генеалогическая цепочка».
Метод наблюдения.
Объектом наблюдения являются действия детей в игре, на прогулке, в раздевалке, в процессе ухода за животными и выявляются их женские и мужские признаки и качества личности.
Цель

метода

беседы:
определение особенностей
Цель

метода

беседы:
определение особенностей полоролевых ориентаций т ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель

тестового

задания

«Профессия»
- выявление и анализ особенностей понимания и отношения детей к мужским и женским профессиям.
Цель рисуночного теста «Моя семья»
- выявление представления о ценности мамы и папы в семье и на работе.
Методика «Рисунок женщины(мужчины)

Цель:
выявление эстетических представлений об образах мужчины и женщины. Метод «Социально-генеалогическая цепочка» (Модифицированная методика H.JI. Белопольской)
Цель:
выявление уровеня развития полового самопознания и полоролевых представлений детей. В процессе изучения модели автор исследования использует различные методы полоролевого воспитания дошкольников: • Познавательно-развивающие (этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, дидактические, сюжетно- ролевые игры и другие) • Диалогово-рефлексивные (игровые диалоги, реальные диалоги: взрослые-дети, мальчик-девочка, девочка-девочка и другие) • Театрально-игровые (имитационные, игры-драматизации) (Приложение №5) 5
Преловская Елена Игоревна Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные
формы общения.
Главное - донести до родителей знания. В исследовании используются как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Автором опыта применены
традиционные формы
такие как. Это родительские собрания, на которых организованно идет ознакомление с задачами, содержанием и методами полоролевого воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и рекомендациями для семьи(Т.В.Иванова). Повестка дня родительских собраний разнообразна и формулируется с учетом возрастных особенностей детей. Например, в средней группе такая тема: «Особенности воспитания мальчиков и девочек», родители получили обширную консультацию на эту тему( Приложение№2 ), заполнили анкету, которая определяет индивидуальные и тендерные различия у детей дошкольного возраста (Приложение№3). В старшей группе интересным было родительское собрание на тему «Роль отца в воспитании дочери». Родители делились опытом семейного воспитания по данному вопросу. Тематические консультации по запросам родителей используются в исследовании с целью ответить на вопросы, интересующие их. Работает почтовый ящик «Спрашиваете - отвечаем». Для родителей создана памятка «Величие небольших различий» (Приложение № 4 ) На третьем этапе применение всех этих методов легло в основу разработки мероприятий по созданию модели «Мир мальчика и девочки». Система мероприятий, проведенныхво время разработки модели, привела к пониманию того, что организация процесса управления полоролевым воспитанием детей предполагает целенаправленную работу, в которой задействованы и педагоги, и дети, и родители. Различные формы работы позволяют добиться успехов в достижении цели полоролевого воспитания дошкольников.
Результативность опыта
Изучение результатов уровня полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в начале и в конце исследования проводились с помощью методики, разработанной
Н
.Е.Татаринцевой, М.А, Панфиловой. В результате ответов на вопросы анкеты для родителей (на начало и конец года) выяснено следующее: - дети в семье чаще слушаются маму 64%, папу- 20%, всех - 16% на начало года, и 46% ,30%, 24% соответственно на конец года; - родители считают, что отношение к воспитанию мальчиков и девочек в детском саду должно быть по - разному 60% на начало исследования, на конец - 84%. В начале исследовательской работы по данной теме возникли сложности, которые заключались в привлечении родителей к сотрудничеству. Некоторые родители плохо шли на контакт. Многие просто не хотели 6
Преловская Елена Игоревна признавать своих ошибок в воспитании, исправлять их или говорили, что «дети вырастут и сами все поймут». Произошли качественные изменения во взаимодействии семьи и педагогов. Родители осознали, что система мероприятий, проводимых в группе, хорошо отражается на детях. Родители принимали активное участие в оформлении фотоальбома «Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!», фото - газет, посвященных дню 8 Марта и Дню защитников Отечества. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом по полоролевому воспитанию детей; знакомились с памятками и консультациями по данному вопросу, пользовались услугами почтового ящика «Спрашиваете - отвечаем». Результаты показали, что благодаря систематиче ской и целенаправленной работе по данному направлению у родителей и педагогов дошкольного учреждения появляется тендерная компетентность, которая позволяет родителям воспитывать девочек и мальчиков с учетом их индивидуальных особенностей, а воспитатель- нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации дошкольного образования. Результатом работы с детьми на основе технологий с учетом тендерных особенностей явилась твердая идентификация детьми себя с тем или иным полом, осознание необратимости половой роли и того, что пол в этом возрасте «переделать» уже невозможно. Результаты диагностики по полоролевому воспитанию детей на начало и конец исследования дало следующие результаты(Приложение № 6) В начале исследования преобладал средний -16% и низкий уровень- 77%. У детей не было четких представлений об эталонах мужского (женского) поведения во взаимоотношениях со сверстниками, наблюдалась неста нестабильность в проявлении нравственно - волевых качеств, характерных для мальчиков и девочек, заниженная оценка себя и своего полоролевого поведения (метод беседы «Я - мужчина», «Я - женщина»), допускались ошибки в последовательности расположения социально - половых ролей (метод «Социально - генеологическая цепочка»). К концу исследования дети овладели представлениями о своей половой принадлежности и половой принадлежности других людей по ряду признаков (внешний вид, личностные качества, социальные и трудовые функции) (тестовое задание «Профессия» : высокий-24%, средний - 60%, низкий - 16%). По результатам методики «Рисунок женщины (мужчины) 32% детей (высокий уровень) — изображают собирательный образ красивого мужчины (женщины) с ориентации на художественные образы, связывая их со своим личным опытом; используют различные цвета, детали одежды, украшения; дети поясняют свой рисунок, имея собственное суждение о мужской (женской) красоте. Таким образом, создание модели «Мир мальчиков и девочек», как одно из направлений полоролевого воспитания детей дошкольного возраста 7
Преловская Елена Игоревна позволило выявить качественные и количественные результаты в уровнях полоролевой воспитанности детей. Так, например, количество дошкольников с высоким уровнем полоролевой воспитанности из всей выборки составило 63 %, со средним уровнем - 33 %, с низким - 7 %. Основным достижением в качественных характеристиках явилось усвоение системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения, овладением элементами «мужского» и «женского» поведения в различных типичных и проблемных ситуациях. Усвоение детьми представлений о культурных эталонах мужественности/женственности повлияло на реальные взаимоотношения между мальчиками и девочками, способствовало установлению партнерских, дружеских взаимоотношений со сверстниками своего и противоположного пола. Знакомство с разнообразным полоролевым репертуаром, с культурой внутрисемейных отношений расширило и обогатило представления девочек и мальчиков о семейных половых ролях, По результатам методики «Рисунок женщины (мужчины) 32% детей (высокий уровень) — изображают собирательный образ красивого мужчины (женщины) с ориентации на художественные образы, связывая их со своим личным опытом; используют различные цвета, детали одежды, украшения; дети поясняют свой рисунок, имея собственное суждение о мужской (женской) красоте. Таким образом, создание модели «Мир мальчиков и девочек», как одно из направлений полоролевого воспитания детей дошкольного возраста позволило выявить качественные и количественные результаты в уровнях полоролевой воспитанности детей. Так, например, количество дошкольников с высоким уровнем полоролевой воспитанности из всей выборки составило 63 %, со средним уровнем - 33 %, с низким - 7 %. Основным достижением в качественных характеристиках явилось усвоение системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения, овладением элементами «мужского» и «женского» поведения в различных типичных и проблемных ситуациях. Усвоение детьми представлений о культурных эталонах мужественности/женственности повлияло на реальные взаимоотношения между мальчиками и девочками, способствовало установлению партнерских, дружеских взаимоотношений со сверстниками своего и противоположного пола. Знакомство с разнообразным полоролевым репертуаром, с культурой внутрисемейных отношений расширило и обогатило представления девочек и мальчиков о семейных половых ролях, По результатам методики «Рисунок женщины (мужчины) 32% детей (высокий уровень) — изображают собирательный образ красивого мужчины (женщины) с ориентации на художественные образы, связывая их со своим личным опытом; используют различные цвета, детали одежды, украшения; дети поясняют свой рисунок, имея собственное суждение о мужской (женской) красоте. Таким образом, создание модели «Мир мальчиков и девочек», как одно из направлений полоролевого воспитания детей дошкольного возраста 8
Преловская Елена Игоревна позволило выявить качественные и количественные результаты в уровнях полоролевой воспитанности детей. Так, например, количество дошкольников с высоким уровнем полоролевой воспитанности из всей выборки составило 63 %, со средним уровнем - 33 %, с низким - 7 %. Основным достижением в качественных характеристиках явилось усвоение системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения, овладением элементами «мужского» и «женского» поведения в различных типичных и проблемных ситуациях. Усвоение детьми представлений о культурных эталонах мужественности/женственности повлияло на реальные взаимоотношения между мальчиками и девочками, способствовало установлению партнерских, дружеских взаимоотношений со сверстниками своего и противоположного пола. Знакомство с разнообразным полоролевым репертуаром, с культурой внутрисемейных отношений расширило и обогатило представления девочек и мальчиков о семейных половых ролях, способствовало признанию детьми важности и нужности повседневной работы мамы/бабушки, папы/дедушки; подготовило детей к выполнению новых ролей, обязанностей в семье, укрепило «чувства семьи», эмоциональные связи с близкими людьми
Библиографический список
1. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания/ Н.Л. Белопольская- Руководство. Изд. 3-е испр. М.: Когито - Центр, 2002. 2. Доронова, Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду/ Пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н.Доронова - М: Липка - Пресс, 2009. 3. Качан, В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты/В.Е.Качан - Л., 1988. 4. Кон, И.С. Ребенок и общество/ И.С. Кон - М., 1988. 5. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. / Сост. Иванова, Т.В. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. 6. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации дошкольников / Обруч. Научно - педагогический журнал №1, 2006. 7. Татаринцева, Н.Е. Воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочки/ Н.Е.Татаринцева - Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2002. 8. Татаринцева, Н.Е. Использование народных традиций в полоролевом воспитании дошкольников/ Детский сад от А до Я. Научно- методический журнал для педагогов и родителей №1, 2006. 9. Татаринцева, Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста/ Н.Е.Татаринцева - Ростов н/Д., 1999. 9
Преловская Елена Игоревна
Приложение
1. №1 - Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по полоролевому воспитанию. 2. №2 – часть родительского собрания «Особенности воспитания мальчиков и девочек». 3. №3 - Анкета для родителей на определение индивидуальных и тендерных различий у детей дошкольного возраста. 4. №4 - Памятка для родителей «Небольшие различия». 5. №5 - Развлечение «Хоровод водили». 6.№6 - Результаты исследования уровней сформированности полоролевой воспитанности дошкольников.
Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста

по полоролевому воспитанию.
Сентябрь
Тема:
«Кто я?»
Цель:
Учить дифференцировать себя от представителей другого пола. Обеспечить развитие представлений о себе. Дидактическая игра «Назови части тела». Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Волшебный кубик» (учить различать эмоции). Работа перед зеркалом «Угадай, какую эмоцию я показал?». Рисование «Это я». Октябрь
Тема:
«Д евочки имальчики»
Цель:
Учить описывать внешность окружающих. Формировать представление о мужских и женских профессий. Инсценирование с помощью игрушек «Как Петя познакомился с Машей». Игра «Найди отличия». Шнуровка «Шьем одежду» (на развитие моторики пальцев рук). Конструирование из строительного материала «Дом для петушка и его семьи». Работа с картинками 10
Преловская Елена Игоревна Наблюдение за работой дворника, шофера, помощника воспитателя, повара, прачки, швеи. Декабрь
Тема
«Мои друзья»
Цель:
Развивать навыки общения мальчиков и девочек. Сказки на фланелеграфе: «Три поросенка», «Петушок - золотой гребешок», «Заюшкина избушка». Совместная деятельность «Стирка кукольной одежды». Инсценирование с помощью игрушек «Давай дружить». Про смот р м ул ьт ф и л ь м а «Приключения кота Леопольда». Слушание аудиозаписи «Песенка друзей». Январь
Тема:
«Моя семья»
Цель:
Формировать систему представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения. Дать знания о правах и обязанностях ребенка в семье. Чтение сказок «Снегурочка», «Красная шапочка». Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Рисование «Моя семья». Февраль
Тема:
«Папа»
Цель:
Формировать представление о роли отца в семье. Коллективная работа (аппликация) ко Дню защитника Отечества. Иллюстрации мужских профессий. Обыгрывание с помощью игрушек «Как папа помогал маме». Дидактическая игра «Собери картинку». Конструирование из строительного материала. Март
Тема:
« Мама»
Цель:
Формировать представление о роли матери в семье. Рисование открытки для мамы ко дню 8 марта. Прослушивание аудиозаписи «Песенка мамонтенка». Стихотворение И.И. Косякова «Все она». Обыгрывание с помощью игрушек «Мама готовит обед», «Уборка квартиры». Дидактическая игра «Помоги маме сварить суп». Апрель
Тема:
«Откуда я взялся»
Цель:
Формировать представление о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения. Рассказ воспитателя «Откуда я взялся» с использованием наглядности. Чтение сказок «Курочка Ряба», «Цыпленок и утенок» В.Г. Сутеева. 11
Преловская Елена Игоревна Обыгрывание с помощью игрушек «У нас родился малыш». Дидактическая игра «Животные и их детеныши».
Выписка из родительского собрания:
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об особенностях воспитания мальчиков и девочек в семье. Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты. 1. Знаете ли вы друзей своего ребенка? 2. Как часто они приходят к вам в гости? > 3. Чем любит заниматься в свободное время ваш ребенок? 4. Как помогает ребенок дома? 5. С кем из родителей ребенок любит больше играть? 6. С кем из родителей ребенок делится своими «секретами»? 7. Когда и куда вы все вместе выходили на прогулку? Считаете ли Вы, что воспитывать девочек и мальчиков в детском саду необходимо по-разному (да, нет, не знаю)?______________________________ Считаете ли Вы необходимым участие педагогов-мужчин в процессе воспитания дошкольников (да, нет, не знаю)?____________________________ Должно ли отличаться физическое воспитание мальчиков и девочек в детском саду и в семье (да, нет, не знаю)?_______________________________ Считаете ли Вы необходимым включать раздельное трудовое воспитание в детском саду (мальчики - столярное дело, девочки - рукоделие) (да, нет, не знаю)?________________________________ Считаете ли Вы, что мальчики и девочки отличаются: Эмоциями (да, нет, не знаю)__________________________ Поведением (да, нет, не знаю)_________________________ Интеллектом (да, нет, не знаю) Способностями (да, нет, не знаю А закончим наше собрание игрой: мы будем передавать шарик, у кого шарик в руках, тот говорит, как он называет ласково своего ребенка дома.
(Памятка для родителей)
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. 12
Преловская Елена Игоревна Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем. Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему- то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас. Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. "Леность" ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним. Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка. Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по- разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно). 13
Преловская Елена Игоревна Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого "рационально-логического" полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно. Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться. Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: "Отойди, принеси, дай, сделай, перестань...". А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: "Мне нравится... Ты любишь? Кто это грустный?..." Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним — неверно.
Игра- хоровод:
«Хоровод водили…» Цель: овладеть нормами межполового общения.
Ход игры:
Действие разворачивается внутри хоровода, а героем его становится «парочка» (мальчик и девочка, выбранные по жребию), которые затем, после окончания песни, выбирают себе новую пару (девочка - мальчика и наоборот)
Результаты исследования уровней сформированности полоролевой

воспитанности дошкольников.
Этап полоролевого Уровни сформированности полоролевой воспитанности дошкольников. воспитания низкий средний высокий 14
Преловская Елена Игоревна Половая дифференцированность - по внешним и физиологическим признакам, полоролевому поведению; копирование мужских/женских моделей поведения. Половая идентичность - самостоятельный выбор женских/мужских в и д о в и г р , п а р т н е р о в п о игре, общению; самооценка, как представителя определенного пола. Индивидуальность девочки/мальчик а - обозначение образа «Я»; умения и навыки полоролевого поведения; партнерские взаимоотношения. Начальный 77 16 7 Основной 39 28 33 Завершающий 6 31 63 15


В раздел образования