Опыт внедрения в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий
Автор: Давыдова Валентина Алексеевна Должность: преподаватель обществоведческих дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ СО "Верхнепышминский механико-технологический техникум "Юность" Населённый пункт: город Верхняя Пышма, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Опыт внедрения в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий Раздел: среднее профессиональное
Давыдова Валентина Алексеевна
преподаватель
ГБПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум
«Юность»
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В
настоящее
время
в
условиях
современного
образования
методика
обучения
переживает
сложный
период,
связанный
с
изменением
целей
образования,
разработкой
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
нового
поколения,
построенного
на
компетентностном
подходе.
Основой целью среднего профессионального образования является подготовка
к в а л и ф и ц и р о в а н н о г о
с п е ц и а л и с т а ,
с п о с о б н о г о
к эффективной
профессиональной работе по специальности и конкуренции на рынке труда.
Образовательными учреждениями, в частности «Верхнепышминским механико-
технологическим
техникумом
«Юность»,
используется
широкий
спектр
образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном
процессе. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных
и информационных технологий позволяет преподавателю отработать глубину
и прочность
знаний,
закрепить
умения
и навыки
в различных
областях
деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно
планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать
привычки
четкого
следования
требованиям
преподаваемой
дисциплины
в организации
учебных
занятий.
Использование
широкого
спектра
педагогических
технологий
дает
возможность
преподавателю
продуктивно
использовать
учебное
время
и добиваться
высоких
результатов
знаний
обучающихся. В целях развития у студентов интереса к изучению дисциплины
необходимо использовать как традиционные методы обучения с применением
приемов,
способствующих
побуждению
обучающихся
к практической
и мыслительной
деятельности;
формированию
и развитию
познавательных
интересов и способностей; развитию творческого мышления, так и элементы
инновационных
технологий.
Достичь
поставленных
целей
могут
помочь
современные образовательные технологии, такие как: технология уровневой
дифференциации обучения; групповые технологии; технологии компьютерного
обучения; игровые технологии; технология проблемного и исследовательского
обучения; технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых
моделей
учебного
материала;
педагогика
сотрудничества.
Современные
технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания
и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности
обучающихся
в условиях
эмоционально -
комфортной
атмосферы,
развивать
положительную
мотивацию
учения.
По
мнению Г. К. Селевко
понятие
«педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки,
изучающая
и разрабатывающая
цели,
содержание
и методы
обучения
и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально
-
описательным:
описание
(алгоритм)
процесса,
совокупность
целей,
содержания,
методов
и средств
для
достижения
планируемых результатов обучения;
3) процессуально
-
действенным:
осуществление
технологического
(педагогического)
процесса,
функционирование
всех
лично стных,
инст румент альных
и методологических
педагогических
с р ед с т в .
Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку
высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых
технологий,
адаптировать
к условиям
конкретной
производственной
среды,
сделать его способным самостоятельно принимать управленческие решения.
Преимущества применения образовательных технологий в СПО состоят в том,
что меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится
консультантом,
а студентам
предоставляется
большая
самостоятельность
в выборе
путей
усвоения
учебного
материала.
Образовательные
технологии
дают
широкие
возможности
дифференциации
и индивидуализации
учебной
деятельности. Результат применения образовательных технологий в меньшей
степени
зависит
от
мастерства
преподавателя,
он
определяется
всей
совокупностью
ее
компонентов.
Образовательные
технологии
связаны
с повышением
эффективности
обучения
и воспитания
и направлены
на
конечный
результат
образовательного
процесса
в СПО -
это
подготовка
высококвалифицированных
специалистов.
Исходя
из
опыта
использования
в педагогической
деятельности
инновационных
методов,
можно
выделить
некоторые
их
преимущества:
они
помогают
научить
студентов
активным
способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким
уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении,
при
которых
студенты
не
могут
не
научиться;
стимулируют
творческие
способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной
жизни,
формируют
не
только
знания,
умения
и навыки
по
предмету,
но
и активную
жизненную
позицию.
На
современном
этапе
образование
направлено, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности
и творческих способностей, а, следовательно, и на расширение использования
методов
самостоятельной
работы
студентов,
самоконтроля,
использование
активных форм и методов обучения, всего этого можно добиться только при
наличии интереса у студентов к изучению предмета.
Применяемые педагогические технологии:
1) технология, совершенствующая процесс обучения, повышающая его
эффективность и качество благодаря дополнительным возможностям познания
окружающей
действительности
и
самопознания,
развития
личности
обучаемого;
2) технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными
заведениями, системой учебных заведений;
3)
технология
управляемого
мониторинга
(контроля,
коррекции
результатов
учебной
деятельности,
компьютерного
педагогического
тестирования и психодиагностики);
4)
коммуникационная
технология,
обеспечивающая
распространение
научно-методического опыта;
5) технология организации интеллектуального досуга, развивающих игр.
Системе образования отводится важная роль в процессе создания и
использования информационных технологий. Это вызвано тем, что специфика
системы
образования
состоит
в
том,
что
она
является,
с
одной
стороны,
потребителем,
а
с
другой
-
активным
производителем
информационных
технологий. Новые информационные технологии предполагают использование
различных
технических
средств,
центральное
место
среди
которых
принадлежит
компьютеру.
Однако
сводить
понятие
информационные
технологии только к компьютеру было бы неправильно, так как оно включает в
себя всю совокупность методов и средств, ориентированных на сбор, хранение,
передачу, обработку и представление информации.
Новая информационная технология в образовании - «это педагогическая
технология, использующая специальные способы, программные и технические
средства(кино – аудио- и видеосредства, компьютеры и телекоммуникационные
сети) для работы с информацией».
Основные цели и направления применения информационных технологий
обучения:
-
развитие
конструктивного,
алгоритмического
мышления
обучаемого
благодаря особенностям общения с компьютером;
-
развитие
творческого
мышления
за
счет
уменьшения
доли
репродуктивной деятельности;
-
развитие
коммуникативных
способностей
на
основе
выполнения
совместных проектов;
-
формирование
умений
принятия
оптимальных
решений
в
сложной
ситуации
(в
ходе
деловых
компьютерных
игр
и
работы
с
программами-
тренажерами);
- развитие навыков исследовательской деятельности
-
формирование
информационной
культуры,
умений
осуществлять
обработку
информации
(при
использовании
текстовых,
графических
и
табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).
Наряду
с
понятием
«информационная
технология
обучения»
часто
используется в том же смысле и понятие «компьютерная технология обучения».
Однако отождествление этих понятий вызывает возражения среди ученых. Они
связаны с тем, что информационные технологии могут использовать компьютер
как одно из возможных средств. В то время как «компьютерная технология
обучения, - по определению И.И. Мархель, - представляет собой комплекс
унифицированных методологических, психолого-педагогических, программно-
технических
и
организационных
средств,
предназначенных
д ля
интенсификации
самостоятельной
познавательной
деятельности
(учения),
обучения или управления учением, а также для игрового человеко-машинного
решения
учебных
и
практических
задач».
В.И.
Гриценко
и
A.M.
Довгяло
рассматривают компьютерную технологию обучения как «научное направление,
занимающееся
прикладными
вопросами
применения
информационных
технологий
в
образовании.
Компьютерные
технологии
обучения
должны
обеспечивать повышение эффективности и качества подготовки кадров прежде
всего за счет применения компьютерных средств обучения (инструментальных
и прикладных), поддерживающих:
- самостоятельную познавательную деятельность обучаемых (учение);
- управление учением (обучение);
- тренировку и обучающий диалог при решении учебных практических
задач;
-
совместное
человеко-машинное
решение
профессиональных
задач
обучаемых...»
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным
поиском нового в теории и практике. Интеллектуальный потенциал общества
играет первостепенную роль в освоении мирового пространства, и одним из
ключевых моментов здесь, прежде всего, является совершенствование сферы
науки и образования.
Компетентно - ориентированная модель профессионального образования
в
«Верхнепышминском
механико-технологическом
техникуме
«Юность»
способствует
оптимизации
профессионального
становления
и
личностного
роста студента. В реализации этой программы большую роль играет внедрение
в учебный процесс инновационных методов обучения. Под инновациями в
образовании
понимается
процесс
совершенствования
педагогических
технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее
время
инновации
являются
одним
из
существенных
компонентов
образовательной
деятельности
любого
учебного
заведения. Инновационные
методы
обучения предусматривают
введение
новшеств
в
цели,
методы,
содержание
и
формы
обучения
и
воспитания,
в
совместную
деятельность
преподавателя и студентов. Инновационные методы позволили изменить и роль
преподавателя,
который
является
не
только
носителем
знания,
но
и
наставником, инициирующим творческие поиски студентов.
Материалы и методы исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Педагогическая беседа;
4. Изучение и обобщение опыта.
Основной
целью
инновационных
технологий
образования
является
подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого
обучения состоит в ориентации всего учебного процесса на потенциальные
возможности человека и их реализацию. Инновации в образовании, в первую
очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех
в любой области приложения своих возможностей. Инновационные методы -
методы,
основанные
на
использовании
современных
достижений
науки
и
информационных
технологий
в
образовании,
направленные
на
развитие
творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения,
электронные
методические
пособия,
электронные
обучающие
программы,
викторины)
предусматривающие
актуализацию
творческого
потенциала
и
самостоятельности
обучающихся.
Компьютер
значительно
расширяет
возможности
предъявления
познавательной
информации,
позволяет
усилить
мотивацию студента к получению знаний. Применение мультимедиатехнологий
(цвета,
графики,
звука,
современных
средств
видеотехники)
позволяет
моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные
в
мультимедиапрограммы,
активизируют
познавательную
деятельность
обучающихся и усиливают усвоение материала.
Результативность обучения в современных условиях связана с переходом
к технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и
навыки
по
предмету,
но
и
сформировать
компетенции
(когнитивная,
коммуникативная
и
самообразование),
необходимые
для
адаптации
в
современном
обществе.
При
изучении
любой
учебной
дисциплины
есть
особенно
важные
темы,
без
знания
которых
невозможно
усвоение
более
сложного материала в процессе учебы или которые будут необходимы в работе
по специальности. В зависимости от темы занятия нужно применять различные
интерактивные
методы
обучения.
Контроль
исходного
конечного
знания
студентов
проводится
с
использованием
тестов
и
ситуационных
задач.
Осуществление эмоционального, социального и интеллектуального развития
студента обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Таким
образом,
подводя
итоги,
можно
отметить,
что
в
основе
инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые
помогают
формировать
творчески
инновационный
подход
к
пониманию
профессиональной
деятельности,
развивать
самостоятельность
мышления,
умение принимать оптимальные решения.
Использование
инновационных
методов
в
обучении
является
необходимым
условием
для
подготовки
высококвалифицированных
специалистов,
пробуждает
у
студентов
интерес
к
учебно-познавательной
деятельности.