Напоминание

Формирование сенсорных эталонов средствами изобразительной деятельности


Автор: Паламарчук Полина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №49
Населённый пункт: г. Североморск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Формирование сенсорных эталонов средствами изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад





ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ

ЭТАЛОНОВ СРЕДСТВАМИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Опыт работы П. С. Паламарчук, воспитателя МБДОУ д/с № 49, г. Североморск, 2016г.

АКТУАЛЬНОСТЬ
В изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет идёт интенсивное познавательное развитие и накопление сенсорных представлений о цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Изобразительная деятельность – это почва для последующего овладения системой эталонов, т.е. сенсорное воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка. Примерно в 2-3 года ребенок связывает свои движения в изобразительной деятельности с окружающим миром. Развивается образное мышление. Создаются предпосылки воображения и фантазии. Ярко выраженная сенсорная основа процессов восприятия предметов и явлений – это основа становления изобразительной деятельности, причина того, что ребенок начинает рисовать.

ПРИНЦИПЫ

1.

Принцип развивающего образования.

2.

Принцип взаимодополнения

образовательных областей.

3.

Принцип научной обоснованности и

практической применимости

4.

Принцип комплексно-тематического

планирования.

5.

Принцип сбалансированности

совместной деятельности взрослого

и детей, самостоятельной

деятельности детей в

непосредственно образовательной

деятельности и в проведении

режимных моментов.

1.

Принцип развивающего образования.

2.

Принцип взаимодополнения

образовательных областей.

3.

Принцип научной обоснованности и

практической применимости

4.

Принцип комплексно-тематического

планирования.

5.

Принцип сбалансированности

совместной деятельности взрослого

и детей, самостоятельной

деятельности детей в

непосредственно образовательной

деятельности и в проведении

режимных моментов.


ЦЕЛЬ:

СФОРМИРОВАТЬ ИНТЕРЕС К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,



ПРОДУКТИВНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Задачи:
1. Помочь детям познать окружающую действительность через открытие свойств (явлений), качеств, признаков предметов и экспериментирования с ними (сенсорное обследование). 2. Развить наблюдательность, способность к сопереживанию и общению с живыми и неживыми объектами, включаться в творческий процесс посредством физических и словесных действий, воспитать чувство прекрасного. 3. Познакомить с функциональными возможностями художественных материалов. 4. Обучить приемам рисования, лепки, аппликации. 5. Формировать творческие способности детей в создании выразительных образов различных предметов, явлений доступными для детей 2 – 3 лет изобразительными средствами: линией, формой, цветом.

4 ТИПА ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I тип занятий -
Знакомство с изобразительными материалами.
II тип занятий -
создание у детей интереса и желание действовать с выбранным ребенком материалом. Создание изображения воспитателем для ребенка.
III

тип

занятий


выражение детьми своего эмоционального состояния, рисование того, что он хочет.
IY тип занятий -
подведение детей к постановке изобразительной цели и её достижение.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМАТЕ ФГОС

1. Планирование
с учетом рационального сочетания образовательных областей
2. Решение образовательных задач
в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей .
Разделы тематического плана:
1. Знакомство с художественными материалами и их функциональными возможностями (игры – эксперименты). 2. Содержание, направленное на формирование интереса к изобразительной деятельности через познание и отношение к окружающему миру, освоение навыков и формирование продуктивного целеполагания.
Рисование по

трафарету

Вишневый

компот в

банке.

Рисование

тычками


КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА

ТВОРЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ?

1.

Организация наблюдений за предметами

и явлениям, сенсорное обследование.

2.

Рассматривание произведений

художников, малых скульптурных форм –

нахождение ребенком реальных

предметов в иллюстрации (называть

формы, размеры, расположение, дать

оценку – красиво).

3.

Слушание музыки, песен, чтение

стихотворений, фольклора, сказок.

4.

Обыгрывание настроения предметов и

явлений в пантомиме, театрализованной

деятельности, в подвижной

дидактической игре.

5.

Собственная изобразительная

деятельность.

1.

Организация наблюдений за предметами

и явлениям, сенсорное обследование.

2.

Рассматривание произведений

художников, малых скульптурных форм –

нахождение ребенком реальных

предметов в иллюстрации (называть

формы, размеры, расположение, дать

оценку – красиво).

3.

Слушание музыки, песен, чтение

стихотворений, фольклора, сказок.

4.

Обыгрывание настроения предметов и

явлений в пантомиме, театрализованной

деятельности, в подвижной

дидактической игре.

5.

Собственная изобразительная

деятельность.


ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ

1.

П р и в л еч е н и е

в н и м а н и я

д е т е й

к

п р е д с т о я щ е й

изобразительной деятельности.

2.

Привлечение детей к выполнению действий по ситуации:

рассматривание

(Ах!

Как

красиво!),

с е нс о р н о е

о б с ле д о ва н и е

о бъ е к т а

( в к л юч е н и е

о щ у щ е н и й

двигательных, зрительных, тактильных, слуховых).

3.

Введение персонажа как мотива выполнить работу для

него. Уточнение образа, анализ предстоящих действий:

что

будешь

делать?,

чем?,

на

чем?

Как?

(место,

материалы, форма, её расположение, цвет).

4.

Выполнение детьми изобразительной задачи (цели).

5.

В ходе детской деятельности воспитатель подчеркивает

автор ст во

р ебен к а,

ком мен т ирует

его

р а б о т у,

подчеркивает успешность.

6.

Результат



похвала,

любование,

чувство

радости

от

выполненной

работы,

обсуждение

с

детьми

кем,

как,

когда, зачем будет использовано его творение.


Строительст

во детьми моста

через реку (река

длинная, широкая.

1 полоска - узкий

мост, много

полосок –

широкий мост)

Режем короткие и длинные

полоски. Закрепление цвета

Яичница на тарелке.

Учимся намазывать

клеем от центра круга к

краю


Делаем пальчики

сильными.

Готовимся к лепке

Закрепляем цвет.

Подбери по цвету

Рисование

кулачком


Учимся

тонировать бумагу

при помощи губки


Друзья для

колобка

Я правильно

раскатываю

палочку из

пластилина

Игры с

«королевой»

кисточкой

Рисование

гофрированной

бумагой


В раздел образования