Формирование сенсорных эталонов средствами изобразительной деятельности
Автор: Паламарчук Полина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №49 Населённый пункт: г. Североморск Наименование материала: Опыт работы Тема: Формирование сенсорных эталонов средствами изобразительной деятельности Раздел: дошкольное образование
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Опыт работы П. С.
Паламарчук, воспитателя
МБДОУ д/с № 49,
г. Североморск, 2016г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет идёт интенсивное познавательное
развитие и накопление сенсорных представлений о цвете, форме, величине, фактуре
предметов,
развивается
способность
всматриваться,
вслушиваться,
анализировать
предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным.
Изобразительная деятельность – это почва для последующего овладения системой
эталонов,
т.е.
сенсорное
воспитание
неразрывно
связано
с
изобразительной
деятельностью.
В
изобразительной
деятельности
возможно
успешное
развитие
таких
качеств
личности
как
самостоятельность,
инициативность,
коммуникативность,
а
также
способность
подчинять
своё
поведение
элементарным
правилам.
Таким
образом,
изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать,
сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
Примерно
в
2-3
года
ребенок
связывает
свои
движения
в
изобразительной
деятельности с окружающим миром.
Развивается образное мышление. Создаются предпосылки воображения и фантазии.
Ярко выраженная сенсорная основа процессов восприятия предметов и явлений –
это
основа
становления
изобразительной
деятельности,
причина
того,
что
ребенок
начинает рисовать.
ПРИНЦИПЫ
1.
Принцип развивающего образования.
2.
Принцип взаимодополнения
образовательных областей.
3.
Принцип научной обоснованности и
практической применимости
4.
Принцип комплексно-тематического
планирования.
5.
Принцип сбалансированности
совместной деятельности взрослого
и детей, самостоятельной
деятельности детей в
непосредственно образовательной
деятельности и в проведении
режимных моментов.
1.
Принцип развивающего образования.
2.
Принцип взаимодополнения
образовательных областей.
3.
Принцип научной обоснованности и
практической применимости
4.
Принцип комплексно-тематического
планирования.
5.
Принцип сбалансированности
совместной деятельности взрослого
и детей, самостоятельной
деятельности детей в
непосредственно образовательной
деятельности и в проведении
режимных моментов.
ЦЕЛЬ:
СФОРМИРОВАТЬ ИНТЕРЕС К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ПРОДУКТИВНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Задачи:
1.
Помочь детям познать окружающую действительность через
открытие свойств (явлений), качеств, признаков предметов и
экспериментирования с ними (сенсорное обследование).
2.
Развить наблюдательность, способность к сопереживанию и
общению с живыми и неживыми объектами, включаться в творческий
процесс посредством физических и словесных действий, воспитать
чувство прекрасного.
3.
Познакомить с функциональными возможностями художественных
материалов.
4.
Обучить приемам рисования, лепки, аппликации.
5.
Формировать творческие способности детей в создании
выразительных образов различных предметов, явлений доступными
для детей 2 – 3 лет изобразительными средствами: линией, формой,
цветом.
4 ТИПА ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I тип занятий -
Знакомство с изобразительными
материалами.
II тип занятий -
создание у детей интереса и
желание
действовать
с
выбранным
ребенком
материалом. Создание изображения воспитателем
для ребенка.
III
тип
занятий
–
выражение
детьми
своего
эмоционального состояния, рисование того, что он
хочет.
IY тип занятий - подведение детей к постановке
изобразительной цели и её достижение.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМАТЕ ФГОС
1. Планирование с учетом рационального сочетания образовательных областей
2. Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей .
Разделы тематического плана:
1.
Знакомство с художественными материалами и их функциональными
возможностями (игры – эксперименты).
2.
Содержание, направленное на формирование интереса к изобразительной
деятельности через познание и отношение к окружающему миру, освоение
навыков и формирование продуктивного целеполагания.
Рисование по
трафарету
Вишневый
компот в
банке.
Рисование
тычками
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА
ТВОРЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ?
1.
Организация наблюдений за предметами
и явлениям, сенсорное обследование.
2.
Рассматривание произведений
художников, малых скульптурных форм –
нахождение ребенком реальных
предметов в иллюстрации (называть
формы, размеры, расположение, дать
оценку – красиво).
3.
Слушание музыки, песен, чтение
стихотворений, фольклора, сказок.
4.
Обыгрывание настроения предметов и
явлений в пантомиме, театрализованной
деятельности, в подвижной
дидактической игре.
5.
Собственная изобразительная
деятельность.
1.
Организация наблюдений за предметами
и явлениям, сенсорное обследование.
2.
Рассматривание произведений
художников, малых скульптурных форм –
нахождение ребенком реальных
предметов в иллюстрации (называть
формы, размеры, расположение, дать
оценку – красиво).
3.
Слушание музыки, песен, чтение
стихотворений, фольклора, сказок.
4.
Обыгрывание настроения предметов и
явлений в пантомиме, театрализованной
деятельности, в подвижной
дидактической игре.
5.
Собственная изобразительная
деятельность.
ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ
1.
П р и в л еч е н и е
в н и м а н и я
д е т е й
к
п р е д с т о я щ е й
изобразительной деятельности.
2.
Привлечение детей к выполнению действий по ситуации:
рассматривание
(Ах!
Как
красиво!),
с е нс о р н о е
о б с ле д о ва н и е
о бъ е к т а
( в к л юч е н и е
о щ у щ е н и й
двигательных, зрительных, тактильных, слуховых).
3.
Введение персонажа как мотива выполнить работу для
него. Уточнение образа, анализ предстоящих действий:
что
будешь
делать?,
чем?,
на
чем?
Как?
(место,
материалы, форма, её расположение, цвет).
4.
Выполнение детьми изобразительной задачи (цели).
5.
В ходе детской деятельности воспитатель подчеркивает