Повторение по - русски с тонким английским юмором( обобщающий урок по теме "Имя существительное" в 5 классе)
Автор: Максимова Татьяна Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 72 им. Ю. В. Лукьянчикова Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: конспект Тема: Повторение по - русски с тонким английским юмором( обобщающий урок по теме "Имя существительное" в 5 классе) Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25
Конспект
открытого урока по русскому языку по теме
«Повторение по – русски с тонким английским юмором»
(
урок обобщающего повторения по теме «Имя существительное»),
проведённого в 5 классе учителем Максимовой Т. Н.
Воронеж,
2013
Цели:
1)
Проверить сформированность у школьников теоретических знаний, а
также орфографических навыков теме «Имя существительное».
2)
Развивать языковую и речевую компетентность учащихся. Расширять
кругозор.
3)
Воспитывать интерес к языку, предмету, толерантность.
Методы и приёмы:
1)
Слово учителя;
2)
эвристическая беседа;
3)
все виды разборов;
4)
исследовательская работа;
5)
самостоятельная работа;
6)
коллективная работа;
7)
словарная работа;
8)
конструирование предложений;
9)
взаимоопрос учащихся
Оборудование:
1)Презентация к уроку;
2) индивидуальные конверты с заданием;
3)музыка В. Дашкова к к/ф «Шерлок Холмс»;
4)учебник «Русский язык . 5 класс» под редакцией Т. А. Ладыженской.
Ход урока.
1.
Оргмомент .(Слайд №1)
Учитель здоровается с учениками, дети записывают число. (На слайде
написана тема: «Повторение по – русски с тонким английским юмором».)
2.
Обобщающее повторение.
а ) Б е с е д а.
-Какую темы мы изучали в течение многих уроков?
- Имя существительное.
-Значит, повторять мы будем такую часть речи, как…
-Имя существительное.
-Почему с английским юмором?
-???????????Может, она связана с англичанами, с Англией.
-Совершенно верно. (Слайд №2). А поможет мне провести этот урок известная
англичанка мисс Марпл. Кому знакома эта женщина?
-??????????Наверное, она знаменита.
- Действительно, мисс Марпл – это известная женщина, которая раскрывала
преступления. (Слайд №3). А придумала эту героиню писательница Агата
Кристи.
б) З а п и с ь п р е д л о ж е н и я под д и к т о в к у с в ы п о л н е н и е м
разных видов разбора.
Агата Кристи – известная писательница, автор популярных детективов.
(Дети объясняют пунктуацию в предложении, а также лексическое значение
слова детектив.
Четыре учащихся производят разные разборы у доски.
Синтаксический разбор предложения: Агата Кристи – известная
писательница, автор популярных детективов(
Повест, невоскл, простое,
распространённое, осложнено одн. членами)
.
Морфемный разбор слова писательница.
Морфологический разбор слова автор.
Фонетический разбор слова автор.
Весь класс проводит небольшое исследование: подсчитывают общее
количество слов в записанном предложении(7), из них - имён
существительных, доказывают. Что записанные слова являются именами
существительными, делают вывод об употребительности имён
существительных в речи.
Беседа.
- Назовите имена собственные и нарицательные, встретившиеся в записанном
предложении.
- Агата, Кристи – собственные; автор, писательница, детектив-
нарицательные.
-Какие из них одушевлённые, а какие неодушевлённые? (Дети приводят
примеры).
- А теперь попробуйте превратить известную писательницу в популярную рок –
группу.
- Для этого необходимо поставить кавычки(группа «Агата Кристи»), потому что
имена собственные – заглавия книг, названий журналов, газет, картин,
кинофильмов, спектаклей – пишутся с заглавной буквы и заключаются в
кавычки.
- Придумайте три примера имён собственных, которые не только пишутся с
большой буквы, но и заключаются в кавычки.
(Далее следует проверка)
Школьники обращаются к разборам у доски и записывают в тетради.
в) (Слайды №4, №5, №6 – известные сыщики: Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ,
Шерлок Холмс).
К о н с т р у и р о в а н и е п р е д л о ж е н и й
Дети составляют предложение с однородными членами с указанными именами
существительными.
г) (Слайд №7 ). Г о р д о с т ь н а ц и и.
- Перед Вами известный английский учёный – зоолог Джеральд Даррелл. С
детства он любил животных, много читал о них, изучал их повадки, работал в
зоомагазинах, в зоопарках, написал много книг, организовал Фонд дикой природы,
который занимался и занимается работой по сохранению редких и исчезающих
видов животных во всём мире.
(Слайд №8, №9, №10).
Запись предложения под диктовку.
Д. Даррелл очень любил животных и писал про них интересные книги.
- Ребята, составим схему предложения, объясним пунктуацию. В каком числе
употреблены встретившиеся здесь имена существительные? Назовите имена
существительные, которые имеют форму только единственного числа и только
множественного.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
д) Л и нг в и с т и ч е с к о е р а с с л е д о в а н и е.
- А теперь, дети, для каждого из Вас есть повод погордиться собой.
( Учитель раздаёт школьникам запечатанные почтовые конверты. В них
находятся предложения с английскими пословицами. Каждый ряд получил свою,
с которой работает по плану: а) читает; б) переводит; в) записывает перевод в
тетрадь; г) подбирает русский аналог; д) записывает русскую пословицу или
поговорку).
1ряд.
A CAT HAS NINE LIVES. (У кошки 9 жизней. Русский аналог : Живуч,
как кошка.)
2 ряд.
LOVE ME LOVE MY DOG. (Любишь меня – люби мою собаку. Русский
аналог: Любишь кататься – люби и саночки возить).
3 ряд.
EVERY DOG HAS HIS DAY. ( У каждой собаки есть свой день. Русский
аналог: Будет и на нашей улице праздник.)
- Ребята, скажите, пожалуйста, почему языки, на которых написаны пословицы и
поговорки, разные, а мысли, заключённые в них, созвучные?
- Каждый народ мудр. Хотя языки разные, но в любом народе уважают
трудолюбие, доброту, не любят лодырей, предателей….)
е) Проверка домашнего задания.
- Англию и Россию разделяют границы. Дома вы выполняли упражнение № 559, в
котором говорилось о границах и рубежах. Что вы узнали об этих именах
существительных, об их употреблении и написании?
(Дети отвечают, что указанные существительные являются синонимами и в
творительном падеже единственного числа имеют окончания – ЕЙ: за границЕЙ;
и –ОМ: за рубежОМ, далее – рассказывают о правописании О- Е после шипящих
и ц в окончаниях существительных)
ж)
Национальные герои .
- Сегодня мы говорили об Англии, о её выдающихся людях. Мы их уважаем, но
мы также уважаем своих соотечественников – гордость России.
(Слайд №11- Александр Невский)
Работа по учебнику . Страница 223, упражнение №561. Дети читают вслух текст
про Александра Невского и самостоятельно записывают его в тетрадь, вставляя
пропущенные буквы и знаки препинания. Проверка осуществляется на доске –
записать предложение с прямой речью и составить его схему ( два ученика, не
видя друг друга, выполняют задания, затем класс оценивает работу школьников).
Орфографическая проверка происходит «по цепочке». Дети объясняют
правописание букв Е – И в падежных окончаниях имён существительных( в
НовгородЕ, В РоссиИ, Святой Софи , в цервИ, в правдЕ, в помощИ, в битвЕ и
другие), вспоминают безударные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся
гласные в корне слова.
3)Итоги урока.
- Ребята, что нового Вы узнали сегодня уроке?
Что Вам понравилось? Какие орфограммы в теме «Имя существительное»
показались наиболее трудными для Вас? Как Вы пытались бороться с
трудностями?
- Теперь к доске выйдут самые активные «детективы», понимающие тонкий
английский юмор и знающие историю России и её героев. (Самые активные
ученики выходят к доске, а класс задаёт им вопросы по теме «Имя
существительное». Учитель комментирует оценки детей).
4 ) Домашнее задание записано на доске.
Стр. 223. Упр. №562
-Дома Вам тоже предстоит знакомство с необычным человеком, который ездил по
разным странам, много видел. В добрый путь. До свидания, Англия и мисс Марпл.
До новых встреч.