Применение инновационных технологий в работе с детьми в ДОУ
Автор: Строкач Лариса Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Брусничка" Населённый пункт: г. Северобайкальск Наименование материала: методическая разработка Тема: Применение инновационных технологий в работе с детьми в ДОУ Раздел: дошкольное образование
В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ?
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее
внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят
качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является
совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле,
ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ
направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью
которых является модернизация образовательного процесса. Для этого
педагогические коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от
других дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию и
интеллектуальному развитию малышей. В своей профессиональной
деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы
и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели.
Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а
результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетия.
Виды технологий
На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских
садах, насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует
уделить:
- здоровьесберегающим технологиям;
- технологиям, относящимся к проектной деятельности;
- технологиям, используемым в проектной деятельности;
- информационно-коммуникационным технологиям;
- технологиям, ориентированным на каждую отдельную личность (личностно-
ориентированные);
- так называемым игровым технологиям.
Современные здоровьесберегающие технологии
Эти технологии разрабатываются для того, чтобы осуществить переход от
простого лечения и профилактики болезней к укреплению здоровья как
самостоятельно культивируемой ценности.
Цель здорвьесберегающих технологий - обеспечение высокого уровня
реального здоровья воспитанников детского сада, воспитание валеологической
культуры, т.е. осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
· физкультурные занятия
. самостоятельная деятельность детей
· подвижные игры
· утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
· двигательно-оздоровительные физкультминутки
· физические упражнения после дневного сна
· физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
· физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
· физкультурные досуги
· спортивные праздники
· оздоровительные процедуры в водной среде.
Ныне существующие здоровьесберегающие образовательные технологии
условно можно разделить на три подгруппы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в
неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном
залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и
плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости
детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут
включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и
других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности
Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с
возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы
используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от
состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для
всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку
(Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан
специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с
подгруппойежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное
время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в
зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать
детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением
процедуры.
Динамическая гимнастика (бодрящая) – ежедневно после дневного сна,
5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и
контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве
профилактики болезней опорного свода стопы.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или
музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший
возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30
мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное
время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в
зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть
организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в
процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего
возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких
частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности,
занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего
возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного
развития.
В утренние часы проведение точечного самомассажа п роводится в преддверии
эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится
строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными
заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный
материал (специальные модули).
3. Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – вразличных формах физкультурно-
оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в
зависимости от поставленных целей. Используются в качестве
вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия
напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия
используют для психологической терапевтической и развивающей работы.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое
рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а
остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в
зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в
нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой
ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей. Оно
обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его
устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.
Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного
осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
· закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные
моменты;
· проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния
детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;
· проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей,
состояния здоровья, уровня закаленности;
· сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается
постепенно .
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в
комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни
ДОУ. Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с
применением развивающей программы оздоровления, должно привести не
только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды
деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со
сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности,
всех ее свойств и качеств.
Проектная деятельность в детском саду
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации
познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование
личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации
проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок
ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности,
коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной
развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют
воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески,
продуктивно.
Использование проекта в дошкольной образовательной практике имеет право
рассматриваться как педагогическая инновация, так как в основу метода
проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности
дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы
педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования
является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в
воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит
характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а
также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными
участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт,
испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и
успехов ребенка.
Кроме того, метод проектов имеет форму интегрированного обучения
дошкольников, основывается на индивидуальных интересах детей, таким
образом повышая самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий)
Информационно-компьютерные технологии активно используются как в
воспитательно-образовательной, так и в методической работе дошкольного
образовательного учреждения. Такие занятия позволяют интегрировать
аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме
(видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей
благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Педагогам – активным пользователям интернета компьютер помогает получить
дополнительную информацию, которой нет в печатном виде, а также
разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к
занятиям.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер
обладает рядом преимуществ:
.Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у
детей огромный интерес;
.Несет в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам;
.Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
.Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим
компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
.Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
.Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих
задач;
.В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает
уверенность в себе, в том, что он многое может;
.Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в
повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;
.Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка
компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока
он сам исправит их.
Познавательно-исследовательская деятельность
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из
актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к
саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование
является ведущим видом деятельности, как в младшем, так и в старшем
дошкольном возрасте, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической
деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-
исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается
содержание данного объекта. Например: в ходе реализации образовательного
проекта «Осень» при знакомстве с овощами детей младшей группы воспитатель
проводит с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого
опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. «Что я слышу
— забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю», так сказал еще
много веков назад Конфуций.
Метод исследовательского обучения надо понимать как обучение, при котором
ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к
решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени
организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом
виде исследовательское обучение предполагает следующее:
1) ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
предлагает возможные решения;
2) проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
3) делает выводы в соответствии с результатами проверки;
4) применяет выводы к новым данным;
5) делает обобщения.
Технология развивающего обучения
В традиционном обучении система понятий задается для усвоения через
формулировку этих понятий, их определения. Поэтому существует жесткий
перечень того, что должен знать ученик. В развивающем обучении научные
понятия существуют в легком варианте – способе действий.
Ребенком должен быть освоен этот способ, его основание, умение построить
данное действие, обосновать, доказать его. Поэтому в развивающем обучении
нежелательно и, по-видимому, невозможно задавать готовые определения.
Формулировка понятия – это тот результат, к которому нужно прийти в
конечном итоге, в результате анализа.
Изменение в содержании приводят и к существенному изменению в методах
обучения.
Основа традиционного метода обучения – демонстрация способа, объяснение,
тренировка, оценка. Это – иллюстративно-объяснительный метод. В
развивающем обучении, предметом которого является не способ действия, а
принцип, этот метод не пригоден по той причине, что принцип, в отличие от
способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение принципа возможно только в
результате самостоятельного анализа действия, ситуации, условий и обобщения
тех объективных связей, на которые опирается данный способ.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной
системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и
безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов.
Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект
приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством
достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще
антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются
антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической
направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое
развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными
направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии
сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Технология сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в
субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Воспитатель и ребенок
совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии
сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку
свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его
жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом
реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не
от внешнего воздействия.
Итак, все вышеизложенные технологии в первую очередь направлены на
повышение качества образования. Однако само понятие «качество
образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого
его участника:
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам,
хорошо готовящим детей к школе:
- обучение без утомления;
- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
- успешность обучения;
- поддержание желания учиться;
- обеспечение возможности поступления в престижную школу;
- обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография).
Для воспитателей – это прежде всего положительная оценка ихуспешности
руководителями ДОУ и родителями:
- успешное выполнение ими всех учебных программ;
- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
- поддержание интереса детей к учебному процессу;
- успешное развитие детей в процессе их обучения;
- сохранение психического и физического здоровья детей;
- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени
воспитателя;
- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и
оборудованием.
Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве,
проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых
информационных технологий помогают реализовать личностно-
ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и
дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня
развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый
внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать
методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса,
которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.