Автор: Лаптева Ольга Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №15 Детский сад "Бережок" Населённый пункт: ЯНАО, г. Салехард Наименование материала: Проект Тема: "Мир растений" Раздел: дошкольное образование
Автор проекта: Лаптева Ольга Анатольевна - воспитатель МБДОУ № 15
Тема проекта: «Мир растений»
Участники:
воспитанники
старшей
группы,
родители
воспитанников,
воспитатели
группы.
Вид, тип: групповой, долгосрочный, исследовательский.
Актуальность проекта:
Дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость
между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием. Природа
– это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Необходимо расширять
знания и представления о природном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение
к объектам природы. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию
окружающего мира.
Цель проекта:
Развивать познавательный интерес детей, расширять представления о разнообразии
растительного мира, знакомить со свойствами растений.
Задачи проекта:
Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии растений, углублять и
конкретизировать представления детей об условиях жизни растений.
Дать представление о том, что растениям для роста необходимы свет, тепло, влага и
почва.
Формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными
факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
Вызвать интерес к наблюдению за процессом роста растений, учить ухаживать за
растениями,
расширять
представления
о
размножении
растений
(луковицами,
семенами, клубнями, вегетативным методом размножения).
Развивать
познавательные
и
творческие
способности
детей,
мышление,
воображение, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.
Формировать осознанно – правильное, бережное отношение к природе родного края.
План реализации проекта.
Этапы проекта:
1.
Подготовительный этап:
Определение направленности проекта, целей и задач.
Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе.
Дополнение уголка природы в группе.
Оформление экологической выставки «Этажи леса».
Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта.
Оформление картотеки лекарственных растений.
Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
2.
Основной этап:
Направление
деятельности
Содержание деятельности
«Мир растений».
«Как растет растение».
«Растения – легкие земли».
«Где любят жить растения».
Беседы, рассказы
«День работников леса. (Лесник)».
«Зеленая аптека».
«Красота осенней природы».
«Золотая осень».
«Что мы знаем о комнатных растениях».
«Растения на участке и в группе».
«Как живут растения зимой».
«Первые признаки весны».
«Первые цветы».
«Одуванчик - чудо-солнышко».
«Что растет в цветнике».
«Беседа – рассуждение».
«Знаете ли вы что…?».
Опытно –
экспериментальна
я деятельность
Опыты:
«Нужно ли растениям тепло?»
«Может ли растение дышать?»
«Нужен ли корешкам воздух?»
«Что выделяет растение?»
«Во всех ли листьях есть питание?»
«На свету и в темноте»
«Лабиринт»
«Что нужно для питания растения?»
«Как увидеть движение воды через корешки?»
«Как влияет солнце на растение»
«Как вода поступает к листьям»
«Потребность растений в воде»
«Сокодвижение в стебле растения».
Наблюдения
«Растения и кустарники на нашем участке».
«Крапива».
«Мать – и – мачеха».
«Подорожник».
«Деревья и кустарники».
«Осина».
«Тополь».
«Ель».
«Береза».
«Ива».
«Сосна».
«Рябина».
«Комнатные растения нашей группы».
«Одуванчик».
«Растения в цветнике».
«Цветник».
«Растения осенью».
«Мох».
«Растения зимой».
«Береза зимой».
«Как зимуют цветы?».
«Первоцветы».
«Проклюнувшиеся почками березы»
«Растения весной».
«Тюльпаны».
«Какие они, цветущие растения?»
Познавательная
деятельность
НОД «Прогулка по лесу».
НОД «Мир комнатных растений».
НОД «Зимние явления в природе»: «Как живут
растения зимой»
НОД «Деревья и кустарники».
НОД «Цветы».
НОД «Леса и луга нашей Родины».
НОД «Цветы для мамы».
НОД «Зеленый наряд земли».
Художественное
творчество
конспекты
- Рисование: «Космея», «Деревья на нашем участке»,
«Осенний лес», «Золотые березы», «Большие и маленькие
ели», «Белая береза под моим окном», «Красивое
развесистое дерево зимой», «Деревья в инее», «Деревья
смотрят в воду», «Цветут сады»,
- Аппликация (с использованием природного материала):
«Весенний букет», «Подснежники», «Цветы России»,
«Цветущее дерево», «Золотые березы»,
- Конструирование из бумаги: «Хризантема»,
Работа с
родителями
Введение в тему проекта: рекомендации родителям
по ознакомлению детей с растениями;
Привлечение родителей к оформлению
экологического уголка;
Рекомендации родителям посетить с детьми парки,
скверы, рассказать о растениях ребенку.
/Совместное наблюдение за сезонными
изменениями в природе/.
«Волшебный цветок». /Домашнее задание для
родителей и детей: вырастить цветок для группы/.
«Зимняя сказка». /Конкурс творческих семейных
работ/.
Оформление изменений в экологическом уголке
совместно с родителями и детьми.
«Ядовитые растения нашего края». /Памятки для
родителей/
Игровая
деятельность
Подвижные игры, народные игры:
«Растения леса, сада, огорода», «Цветы», «К дереву
беги!», «Садовник» (народная игра), «Редя» (народная
игра),
Дидактические игры:
«Жизнь в семенах», «Собери растение», «Чудо цветок»,
«Кому нужна вода, а кому полянка», «Лекарство», «Кто
быстрее», «Найди по описанию», Горячо – холодно», «что
где растет?», «Скорая помощь», «Юные художники»,
«Следопыты», «С чем нельзя в лес ходить?»,
«Сравни», «Что лишнее», «Назови плод».
Сюжетно – ролевые игры:
«Садовники», «Помощники в лесу», «Продавец цветов»,
«Флористы».
Чтение
художественной
литературы
Рассказы и сказки:
Чтение А. Онегова «Весенняя полянка».
Ю.
Дмитриев
«Кто
в
лесу
живет
и
что
в
лесу
растет».
Н.
Павловой
«Хитрый
одуванчик»,
«Травка
Пупавка».
А.А. Плешаков «Зеленые страницы».
Т.А. Шорыгина «Маленькие путешественницы».
Г. Охапкина «История одного растения. Камелия».
Н. Усова «Фиалка», «Ландыш».
Н.
Бычков
«Ромашка»,
«Маки»,
«Одуванчик»,
«Репейник», «Подснежник», «Ландыши».
Л. Герасимова «Василек», «Цветок», «Крапива»,
«Тюльпаны».
Анны
Саксе
«Сказки
о
цветах»: «Подснежник»,
«Форстериана»,
«Белокрыльник»,
«Нарцисс»,
«Гиацинт»,
«Заячья
капуста»,
«Жасмин»,
«Персидская
сирень»,
«Фиалка», «Орхидея»,
«Бальзамин»,
«Пион»,
«Магнолия»,
«Лилия»,
«Водяная
лилия»,
«Кукушкины
с л е з к и » ,
«Сухоцвет»,
«Вьюнок»,
«Разбитое
сердце
и
ландыш»,
«Гладиолус»,
«Дикая
роза
и
утренний
ветер»,
«Подсолнечник»,
«Камелия»,
«Аконит»,
«Лисохвост», «Мак», «Фиалка»
.
А.П. Платонов «Неизвестный цветок».
Прокофьева
С.Л.
«Про
Машку
и
О й ку » .
«Маленький дубок».
Загадки, половицы и поговорки.
3.
Заключительный этап:
Выставка детских работ по проекту;
Оформление экологического уголка - выставки для детей и родителей;
Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе;
«Природа родного края». Итоговое открытое занятие.
Список используемой литературы:
1.
Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными
растениями. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
2.
Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. –
М.: Мозаика – Синтез, 2012.
3.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром:
Для работу с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2013.
4.
Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия.
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика –
Синтез, 2006.
5.
Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014.
6.
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2006.