Напоминание

"Мир растений"


Автор: Лаптева Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15 Детский сад "Бережок"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Салехард
Наименование материала: Проект
Тема: "Мир растений"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Исследовательский проект для старшей группы

"Колокольчик" МБДОУ № 15 Детский сад "Бережок"

«Мир растений».

Автор проекта:
Лаптева Ольга Анатольевна - воспитатель МБДОУ № 15
Тема проекта:
«Мир растений»
Участники:
воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Вид, тип:
групповой, долгосрочный, исследовательский.
Актуальность проекта:
Дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием. Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Необходимо расширять знания и представления о природном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение к объектам природы. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира.
Цель проекта:
Развивать познавательный интерес детей, расширять представления о разнообразии растительного мира, знакомить со свойствами растений.
Задачи проекта:
 Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии растений, углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений.  Дать представление о том, что растениям для роста необходимы свет, тепло, влага и почва.
 Формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.  Вызвать интерес к наблюдению за процессом роста растений, учить ухаживать за растениями, расширять представления о размножении растений (луковицами, семенами, клубнями, вегетативным методом размножения).  Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.  Формировать осознанно – правильное, бережное отношение к природе родного края.
План реализации проекта.

Этапы проекта:

1.

Подготовительный этап:
 Определение направленности проекта, целей и задач.  Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе.  Дополнение уголка природы в группе.  Оформление экологической выставки «Этажи леса».  Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта.  Оформление картотеки лекарственных растений.  Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
2.

Основной этап:
Направление деятельности Содержание деятельности  «Мир растений».  «Как растет растение».  «Растения – легкие земли».  «Где любят жить растения».
Беседы, рассказы  «День работников леса. (Лесник)».  «Зеленая аптека».  «Красота осенней природы».  «Золотая осень».  «Что мы знаем о комнатных растениях».  «Растения на участке и в группе».  «Как живут растения зимой».  «Первые признаки весны».  «Первые цветы».  «Одуванчик - чудо-солнышко».  «Что растет в цветнике».  «Беседа – рассуждение».  «Знаете ли вы что…?». Опытно – экспериментальна я деятельность Опыты:  «Нужно ли растениям тепло?»  «Может ли растение дышать?»  «Нужен ли корешкам воздух?»  «Что выделяет растение?»  «Во всех ли листьях есть питание?»  «На свету и в темноте»  «Лабиринт»  «Что нужно для питания растения?»  «Как увидеть движение воды через корешки?»  «Как влияет солнце на растение»  «Как вода поступает к листьям»  «Потребность растений в воде»  «Сокодвижение в стебле растения». Наблюдения  «Растения и кустарники на нашем участке».  «Крапива».  «Мать – и – мачеха».  «Подорожник».  «Деревья и кустарники».  «Осина».  «Тополь».  «Ель».  «Береза».  «Ива».  «Сосна».  «Рябина».  «Комнатные растения нашей группы».  «Одуванчик».  «Растения в цветнике».  «Цветник».  «Растения осенью».  «Мох».  «Растения зимой».
 «Береза зимой».  «Как зимуют цветы?».  «Первоцветы».  «Проклюнувшиеся почками березы»  «Растения весной».  «Тюльпаны».  «Какие они, цветущие растения?» Познавательная деятельность  НОД «Прогулка по лесу».  НОД «Мир комнатных растений».  НОД «Зимние явления в природе»: «Как живут растения зимой»  НОД «Деревья и кустарники».  НОД «Цветы».  НОД «Леса и луга нашей Родины».  НОД «Цветы для мамы».  НОД «Зеленый наряд земли». Художественное творчество конспекты - Рисование: «Космея», «Деревья на нашем участке», «Осенний лес», «Золотые березы», «Большие и маленькие ели», «Белая береза под моим окном», «Красивое развесистое дерево зимой», «Деревья в инее», «Деревья смотрят в воду», «Цветут сады», - Аппликация (с использованием природного материала): «Весенний букет», «Подснежники», «Цветы России», «Цветущее дерево», «Золотые березы», - Конструирование из бумаги: «Хризантема», Работа с родителями  Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с растениями;  Привлечение родителей к оформлению экологического уголка;  Рекомендации родителям посетить с детьми парки, скверы, рассказать о растениях ребенку. /Совместное наблюдение за сезонными изменениями в природе/.  «Волшебный цветок». /Домашнее задание для родителей и детей: вырастить цветок для группы/.  «Зимняя сказка». /Конкурс творческих семейных работ/.  Оформление изменений в экологическом уголке совместно с родителями и детьми.  «Ядовитые растения нашего края». /Памятки для родителей/ Игровая деятельность Подвижные игры, народные игры: «Растения леса, сада, огорода», «Цветы», «К дереву беги!», «Садовник» (народная игра), «Редя» (народная игра), Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Собери растение», «Чудо цветок»,
«Кому нужна вода, а кому полянка», «Лекарство», «Кто быстрее», «Найди по описанию», Горячо – холодно», «что где растет?», «Скорая помощь», «Юные художники», «Следопыты», «С чем нельзя в лес ходить?», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод». Сюжетно – ролевые игры: «Садовники», «Помощники в лесу», «Продавец цветов», «Флористы». Чтение художественной литературы Рассказы и сказки:  Чтение А. Онегова «Весенняя полянка».  Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет».  Н. Павловой «Хитрый одуванчик», «Травка Пупавка».  А.А. Плешаков «Зеленые страницы».  Т.А. Шорыгина «Маленькие путешественницы».  Г. Охапкина «История одного растения. Камелия».  Н. Усова «Фиалка», «Ландыш».  Н. Бычков «Ромашка», «Маки», «Одуванчик», «Репейник», «Подснежник», «Ландыши».  Л. Герасимова «Василек», «Цветок», «Крапива», «Тюльпаны».  Анны Саксе «Сказки о цветах»: «Подснежник», «Форстериана», «Белокрыльник», «Нарцисс», «Гиацинт», «Заячья капуста», «Жасмин», «Персидская сирень», «Фиалка», «Орхидея», «Бальзамин», «Пион», «Магнолия», «Лилия», «Водяная лилия», «Кукушкины с л е з к и » , «Сухоцвет», «Вьюнок», «Разбитое сердце и ландыш», «Гладиолус», «Дикая роза и утренний ветер», «Подсолнечник», «Камелия», «Аконит», «Лисохвост», «Мак», «Фиалка» .  А.П. Платонов «Неизвестный цветок».  Прокофьева С.Л. «Про Машку и О й ку » . «Маленький дубок».  Загадки, половицы и поговорки.
3.

Заключительный этап:
 Выставка детских работ по проекту;  Оформление экологического уголка - выставки для детей и родителей;  Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе;  «Природа родного края». Итоговое открытое занятие.
Список используемой литературы: 1. Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 2. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. 3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работу с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2013. 4. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2006. 5. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014. 6. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2006.


В раздел образования