Автор: Кочеткова Елена Валентиновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ гимназия №1 Населённый пункт: г. Липецк Наименование материала: методическая разработка Тема: Б. Пастернак. Лирика поэта Раздел: полное образование
Открытый урок русской литературы
Учебный предмет: Русская литература
Класс 11 (гуманитарный)
Преподаватель: Кочеткова Елена Валентиновна
Тема: Б.Пастернак. Лирика поэта
Вид урока: урок-взгляд
Форма проведения: творческая мастерская
Технологии: коллективной мысли деятельности, элементы технологии
«Французские мастерские»
План урока:
I.
Мотивационный этап
1.
Введение в тему
Аудиозапись стихотворения «Ночь» (читает Б.Пастернак)
Постановка задач урока
II.
Творческая мастерская
1.
Личность Б.Пастернака
- Что привлекает, покоряет, восхищает в личности поэта?
2. Мелодекламация « Открывая Пастернака»
Обмен впечатлениями:
-Чем непохож Пастернак на известных вам поэтов?
3. Работа в творческих группах
1) «Жизнь прожить – не поле перейти» (философская лирика)
2) «Когда любит поэт» (любовная лирика)
3) «Природа, храм, тайник вселенной» (пейзажная лирика)
4) Пастернак не мой поэт
4.Коллективное обсуждение заданий по темам
5. Презентация творческих проектов групп
6.Выявление своеобразия лирики поэта.
Составление ассоциативного ряда «Мой Пастернак»
7. Романс «Зимняя ночь» в исполнении А.Пугачёвой
III. Рефлексия
Тема урока: Б.Пастернак. Лирика поэта
Цели урока:
познакомить
учащихся
с
творчеством
Б.Пастернака,
раскрыть
своеобразие лирики,
вызвать интерес к личности поэта, к его произведениям;
совершенствовать навыки анализа поэтических произведений, умение
работать в группах, делать общие выводы,
создать творческую среду для самовыражения каждого учащегося;
воспитывать любовь к поэзии,
на примере жизни и творчества Пастернака формировать нравственные
качества учащихся: ответственность за своё поведение, трудолюбие,
стремление к совершенству.
Методическая цель:
показать возможности технологии коллективной мыследеятельности,
обо сновать
методиче скую
целе сообразно сть
г р у п п о в ы х
исследовательских проектов (по технологии французских мастерских)
Тип урока: урок знакомства с новым материалом
Вид урока: урок-взгляд
Форма проведения: творческая мастерская
Оборудование: выставка книг Б.Пастернака, поэтические сборники,
мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, иллюстрации.
План-конспект урока
I.
Мотивационный этап
1.
Введение в тему
На экране – портрет Пастернака, книги, фотографии разных лет.
Звучит аудиозапись стихотворения «Ночь» в исполнении Бориса Пастернака.
Преподаватель.
Вы услышали голос одного из самых талантливых поэтов 20 века
Б.Л.Пастернака. Долгие годы он был предан забвению, и даже сегодня, когда
так много сказано и написано о поэте, для многих из нас – его творчество еще
не разгаданная тайна.
Мы
перелистаем
страницы
жизни
и
творчества
Б.Пастернака,
прикоснемся к удивительному миру его поэзии, чтобы, как близкому другу,
сказать: «Здравствуй, Борис Пастернак».
Слайды видеоролика «В гостях у Пастернака»
II.
Творческая мастерская
1.
Личность поэта
Преподаватель.
Для поколения 60-70-х годов прошлого века, особенно девушек от 15 до
18 лет, Пастернак был кумиром. Читать его стихи (они были запрещены)
было
модно
и
престижно,
считалось
показателем
интеллекта.
Поэт
стал
символом
эпохи,
а
его
жизнь
и
судьба
–
предметом
восхищения
и
пристального
внимания.
Всё
покоряло
в
личности
Пастернака:
аристократизм, интеллигентность, одаренность, умение радоваться жизни,
оптимизм, бескорыстие, мужество, трудолюбие, патриотизм.
-Подтвердите примерами.
-Каким вы, девушки 21 века, представляете поэта?
-Что
вас
особенно
привлекает,
покоряет,
восхищает
в
личности
Пастернака?
Учащиеся
отмечают
разностороннюю
одаренность
поэта,
его
незаурядность и непохожесть на других, высокую духовность и патриотизм,
бесстрашие и гражданское мужество, умение «просто и буднично помогать
людям», веру в будущее.
«Но за что, за что мне так хорошо жить на свете, Ниночка, я готов
плакать,
как
это
поразительно
и
непостижимо,
так
ослепляет
меня
внутреннее
счастье
существования»
(из
письма
Нине
Табидзе,
вдове
расстрелянного поэта).
Покоряет его умение быть счастливым, вопреки всему. Свет души,
огонь оптимизма Пастернака согревал всех.
2.
В творческой мастерской поэта
Преподаватель.
Поэтическая звезда Пастернака взошла ярко и стремительно. Он сразу
заявил о себе особой манерой письма. Его поэзия удивляла, ошеломляла,
восхищала.
Мелодекламация «Открывая Пастернака»
Учащиеся читают на фоне музыки отрывки из стихотворений:
«Во всём мне хочется дойти до самой сути», «О, знал бы я, что так
бывает»,
«Давай
ронять
слова»,
«Быть
знаменитым
некрасиво»,
«После
дождя», «Снег идёт», «Объяснение».
Обмен впечатлениями. Выявление особенностей творческой манеры
Пастернака, его индивидуальности
-Чем непохож Пастернак на известных вам поэтов?
Учащиеся
отмечают
сложность
восприятия
поэзии,
обилие
абстрактных слов, ассоциативных метафор, особый поэтический синтаксис
стихов,
философскую
насыщенность,
динамизм,
внимание
к
деталям,
к
мелочам.
Составляется опорная схема «Своеобразие поэзии Б.Пастернака»:
ассоциативные ряды символических образов, философичность,
динамичные метафоры;
синтаксическая усложненность лирики;
музыкально-цветовое сопровождение поэтических строк;
импровизация - «чем случайней, тем вернее слагаются стихи
навзрыд»,
мгновенное
озарение
-
«хочется
задохнуться
сумасшедшей прелестью земли»;
умение найти высокое во всём:
Это шеломит до слёз,
Обдаёт холодной смутой,
Веет, ударяет в нос,
Снится, чудится кому-то.
Ошеломление – любимое слово у Пастернака;
максимальная
правдивость,
художественная
точность
в
изображении всего, что видит поэт;
наполненность
поэзии
«чувством
восторженности
и
благодарности миру за его красоту, богатство, одушевленность;
умение поэта неожиданно и смело сближать далекие друг от
друга понятия, «остановить мир метафорой».
Преподаватель.
О своеобразии
поэзии Пастернака можно говорить бесконечно, но
хотелось бы вспомнить слова Н.Банникова: «Стихи Пастернака – нелёгкое
чтение, и никогда нельзя быть уверенным, что ты уловил и понял в них всё до
конца. Нужно найти некий угол, свою точку зрения – и страницы Пастернака
заговорят, начнут сверкать всеми красками».
Чтобы вам легче было найти свою точку зрения, почувствовать особую
прелесть
пастернаковской
лирики,
мы
будем
работать
в
группах
(ставят
таблички, садятся по группам). Звучит музыка. Музыкальные произведения,
созвучные поэзии Пастернака, подбирали к уроку сами учащиеся.
Творческие группы:
1) «Жизнь прожить – не поле перейти» (философская лирика)
2) «Природа, храм, тайник вселенной» (пейзажная лирика)
3) «Когда любит поэт» (любовная лирика)
4) Пастернак не мой поэт
У вас на столах – задания для коллективного обсуждения и анализа
поэтических текстов. Расскажите о поэзии Пастернака, чтобы всем сразу
захотелось взять в руки сборники стихов поэта и читать не отрываясь.
3.Коллективное обсуждение заданий по темам
Учащиеся работают в творческих группах
Цель – дать анализ стихов поэта, выявить их особенности, соотнести с
темами
поэзии,
обосновать
свою
точку
зрения
и
выразить
отношение
к
творчеству.
Группа 1. «Жизнь прожить – не поле перейти» (философская лирика)
Задания для коллективного обсуждения и анализа:
1.
Какие стихи поэта можно отнести к философской лирике и почему?
2.
Уточните понятия «философская лирика», «философия жизни».
3.
О чем заставляет автор задуматься, что утверждает?
4.
Что необычно в стихах? Поэтика философской лирики.
5.
Ассоциации, выводы.
Стихотворения для анализа: «О, знал бы я, что так бывает», «Во всем мне
хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво», «Нобелевская
премия», «Гамлет».
Учебная ситуация
Анализ стихотворений, чтение отрывков наизусть.
Задача слушателей – сделать краткие записи, ответить на вопрос:
Чем близка философская лирика нашим современникам?
Карточка №1
Какие однокоренные слова и синонимы можно подобрать к слову
«суть»
(стихотворение
«Во
все
мне
хочется
дойти
до
самой
сути…»)? Как это усиливает его смысл? Как уточняет это вторая
строфа?
В чем особенности построения и звучания третьей строфы?
Какое слово – образ этого стихотворения – можно посчитать
ключевым?
Какая метафора заключает это стихотворение? Почему именно
этот
образ
использует
автор?
Как
вы
понимаете
смысл
этой
метафоры и всего стихотворения?
Карточка №2
Какое
чувство
выражено
в
первой-второй
строфах
стихотворения
«О,
знал
бы
я,
что
так
бывает»?
Чем
оно
вызвано?
Какое ключевое слово третьей строфы? Какие ассоциации оно
вызывает?
Что означает слово «искусство» в четвертой строфе?
Что утверждает Пастернак в этом стихотворении?
Комментарий к философской лирике Пастернака
В стихах о времени и о себе, о смысле жизни поэт выражает взгляды на
свое творчество, на назначение поэта. На пути от живописи и музыки к
поэзии Пастернак увлекался философией, поэтому философское осмысление
жизни занимает в его стихах центральное место. Поражает целостный взгляд
на мир, на жизнь с общечеловеческих позиций, неиссякаемая вера в то, что
добро, милосердие спасут мир. Стихи проникнуты гуманизмом, любовью ко
всему живому. Жизнь, утверждает Пастернак, это поиск гармонии человека и
всего
живого.
Смысл
жизни
–
дарить
себя
людям,
служить
человеку
и
вечности. Жертвовать собой, нести свой крест – проявление мужества и
нравственной силы. Яркие переживания каждого мгновения жизни, умение
радоваться вопреки всему – проявление активной жизненной позиции поэта в
условиях тоталитарного государства.
В философской лирике – не только жизнь поэта, но и напоминание
каждому из нас о том, как жить и каким быть. Поэту было очень трудно
пережить клевету и обвинения, осуждение и призрение людей для которых
поэт, спасаясь от тоски и одиночества, с головой уходил в работу, твёрдо
веря, что его поймут. Эта вера звучит в стихах «Гамлет», «Нобелевская
премия».
Группа 2. «Когда любит поэт» (любовная лирика)
Задания для коллективного обсуждения и анализа:
1.
Какое
место
занимают
стихи
о
любви
в
поэтическом
наследии
Пастернака?
2.
Чем они непохожи на любовную лирику других поэтов? На что
способна любовь поэта?
3.
Какие
художественные
приёмы
помогают
Пастернаку
выявить
мысли, чувства, переживания лирического героя?
Стихотворения для анализа:
«Любимая – жуть», «Без названия»,
«Объяснение», «Свидание»
Учебная ситуация
Анализ стихотворений, чтение отрывков наизусть.
Задача слушателей – сделать краткие записи, ответить на вопрос:
Чем непохожи стихи Пастернака о любви?
Карточка №3
Какое
слово
главное
в
стихотворении
«Любимая
–
жуть»?
Почему?
Как представлен мир, в котором поэту случилось любить?
На что способна любовь поэта?
Что
такое
любовь,
судя
по
этому
стихотворению,
и
как
это
подчёркнуто формой стиха?
Карточка №4
Почему автор называет стихотворение «Без названия»? В каких
строчках содержится ключ к пониманию стихотворения?
Какие приёмы помогают выявить переживания лирического
героя?
Какие ассоциации возникают?
Комментарий к любовной лирике Пастернака
Стихотворений о любви у Пастернака немного, хотя поэт любил жизнь,
увлекался женщинами и был достоин их любви. Любовь для поэта – самое
дорогое, святое, и он боится опошления любви. Он готов создать новый язык
любви, поменять для любимой все слова, переименовать мир:
Пошло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную:
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь переименую.
Любовь так трудно удержать и сохранить:
Так, значит, и впрямь всю жизнь удаляется,
А не длится любовь, удивленья мгновенная дань?
Наверно, в этих строчках стихотворения «Из поэмы» - ответ на вопрос о
непохожести его любовной лирики на стихи известных поэтов. Покоряет
культ женщины в его стихах, самоотверженное служение ей как самому
прекрасному на земле, самоотречение:
Я сделал сейчас предложенье,-
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ.
Как жаль её слёз. Я святого блаженней.
Эти строки посвящены его первой любви, Иде Высоцкой.
Большинство стихов Пастернак посвящает Зинаиде Нейгауз «Любить иных –
тяжелый крест», «Объяснение», Ольге Ивинской, которая 4 года по ложному
доносу была в тюрьме и стихи – письма о любви помогали ей пережить
разлуку с поэтом, выжить и выстоять. Ей посвящены стихи «Осень», «
Разлука», «Свидание», «Зимняя ночь», «Хмель». Для Пастернака любовь –
это удивление, порыв души, страсть и огонь, ревность и даже измена. В них
много эротики: «как я трогал тебя», «поцелуй был как лето», «скрещенье
рук»,
«скрещенье
ног,
судьбы
скрещенье».
Покоряет
сочетание
простой
обыденности
и
высокой
классики,
нежности
и
заботы
о
любимой
и
недолговечности любви.
Группа 3. «Природа, храм, тайник вселенной» (пейзажная лирика)
Задания для коллективного обсуждения и анализа:
1.
Что сразу удивляет, восхищает в стихах о природе?
2.
Какие
средства
художественной
выразительности
использует
Пастернак?
3.
Какой мир открывается в стихах о природе?
4.
Чувства, ассоциации.
Стихотворения для анализа: «Февраль», «После дождя», «Ты в ветре, веткой
пробующем», «Большое озеро как блюдо».
Учебная ситуация
Анализ стихотворений, чтение отрывков наизусть.
Задача слушателей – сделать краткие записи, ответить на вопрос:
«Почему природа – главный герой лирики Пастернака?»
Карточка№5
1.
Какие образы использует поэт в стихотворении «Февраль»?
2.
Какие краски? Звуки?
3.
Какие еще средства художественной выразительности использует
автор?
4.
Каковы особенности синтаксиса, ритмики, рифмы?
5.
О чем это стихотворение?
Карточка№6
1.
В чем особенность названия «Когда разгуляется»? В каком значении
употреблен здесь глагол?
2.
Выделите образы созданного поэта пейзажа.
3.
В чем особенность цветовой гаммы стихотворения?
4.
Какой образ стихотворения главный, ведущий и почему?
5.
Какие чувства выражены в этом стихотворении?
Комментарий к пейзажной лирике Пастернака
Учащиеся
пытаются
обосновать,
что
природа
–
главная
тема
у
Пастернака.
«Природа
всю
жизнь
была
его
единственно
полноправной
музой,
его
Невестой и Возлюбленной, его Женой. Он остался ей верен до конца, и она
по царски награждала его». А.Ахматова
«Его
грудь
заполнена
природой
до
предела.
Кажется,
он
вдохнул,
втянул её всю – и захлебнулся на всю жизнь». М.Цветаева
Поражает и удивляет преклонение и восхищение поэта миром природы,
он
изображает
земной
рай,
прекрасный
сад.
Каждая
деталь
важна
и
прекрасна. Это не просто описание явлений, времен года, месяцев и дней –
это пейзажи его души. Он искал в красоте земли отражение собственным
переживаниям. И всё вокруг: краски, запахи, трава, луна, дождь, снег –
возрождает к жизни, дарит ощущение радости.
Отличительные черты – импровизация (чем случайней, тем вернее),
ассоциативность: яркие необычные метафоры, лиризм, музыкальность, цвет
и
свет.
Пастернак
как
бы
соревнуется
с
художниками
Левитаном,
Саврасовым,
Поленовым.
Если
в
ранней
лирике
вычурная
красивость,
метафоры как ребусы, то зрелый Пастернак - это серия портретов, цель
которых:
почувствовать
природу
(жизнь)
частью
себя,
вызвать
трепетное и задушевное отношение к ней: июль с грозой снял
комнаты у нас внаём, луна скользит блином в сметане;
вызвать
восторг
и
божественное
служение
красоте
окружающего мира, людям, вселенной:
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.
Любимые образы: дождь, гроза, ливень, метель. Это избыток сил, благодать,
очищение.
Природа
живая,
она
действующее
лицо.
Звуки
природы,
как
музыкальные инструменты оркестра, сливаются в симфонию, её мы слышим
и видим (цветной слух).
Все
стихи
наполнены
цветом.
Мы
попытались
составить
палитру
цветов лирики, определить их значение. В ранней лирике – черный цвет.
Образ чужого мира, ночь, сумрак, рассвет, серый тополь. В стихах зрелого
Пастернака преобладают синие, голубые, лиловые, розовые, белые цвета:
«голубая прохлада и льётся, и льётся», «белым ключом уходит земля»,
«звездная
гладь
белый
облаков»,
«гроза
в
серебре»,
«рвет,
как
розовую
семгу».
Стихотворение «Февраль»
Предметный
ряд:
чернила,
слякоть,
пролетка,
шесть
гривен,
проталины,
колеса, грачи, лужи, ветер.
Краски: чёрные: весною черною, обугленные груши, проталины чернеют. Но
не
мрачные
оттенки
серого,
а
светлого
и
даже
солнечности.
Земля,
показывающаяся из-под снега, – цвет обновления жизни. Слышишь звуки:
плавность, шуршание, грохот.
Февраль – вьюга, холод, мороз, ветер, слякоть.
Смена цветов – борьба двух начал в природе, победа солнца и света.
Восклицательные предложения, восторженные междометия, «Страсти
разряды»
создают
в
каждом
его
стихотворении
приподнятую
атмосферу,
передают чувства радости влюбленного в природу поэта: «Что почек, что
клейких заплывших огарков налепленном к веткам!» («Весна»); «Ужасный! –
Капнет и вслушивается: всё он ли один на свете мнёт ветку в окне, как
кружевце,
или
есть
свидетель»
(«Плачущий
сад»);
«Ты
в
ветре,
веткой
пробующем, не время ль птицам петь, намокшая воробышком сиреневая
ветвь!» («Светает»); «Наряд щебечет, как подснежник апрелю: здравствуй!»
(«Из суеверия»); «Расколышь же душу! Всю сегодня выпень» (« Воробьёвы
горы»); «Как были те выходы в тишь хороши!» («Степь»)…
Весёлые, праздничные звуки. Словно древнегреческий бог Пан бродит
по горам и лесам в окружении нимф и играет на флейте.
Группа 4 «Пастернак не мой поэт»
Задания для коллективного обсуждения и анализа:
1.
Что сложно, непонятно в поэзии?
2.
Какие стихи вызвали неприязнь? Почему?
3.
Вы можете заставить себя «погрузиться в мир поэта», понять
Пастернака?
В ответах учащихся звучат высказывания:
Сложно и непонятно всё. Никакого смысла, ни одного слова простого.
Надо читать много – много раз, чтобы хоть что-то понять.
Мне понравились слова Мандельштама: «Стихи Пастернака целебны от
туберкулёза. Прочитать их – лёгкие прочистить». Вот с этой целью и
надо их читать:
У тополя жилы полопались,
Воздух садовый, как сады настой,
Шипучкой играет от горечи тополя.
4.
Выявление своеобразия лирики поэта.
Преподаватель.
Какие
образы-символы
сближают
все
сборники,
все
стихи
и
темы
Пастернака?
Учащиеся называют: вьюга, ливень, метель, свеча. Скрещенье метели и
свечи, свет которой неизменен – основа жизни. Горящая свеча очищает душу,
возвышает. Погасить свечу не способно ничто. Она – свет любви, веры,
надежды, точка опоры, и пока горит свеча, человек неодинок, не потерян, у
него есть надежда, что жизнь прекрасна.
Пусть свеча Пастернака, свеча любви и веры горит в каждом из вас!
6.
Звучит романс «Зимняя ночь» в исполнении А.Пугачевой
III. Рефлексия