Напоминание

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Лишайники"


Автор: Лындо Наталья Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Высокоселищанская ООШ
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Лишайники"
Раздел: среднее образование





Назад




:
1.

Ф И О

у ч и т е л я

(полностью)
Лындо Наталья Александровна
2.

Место работы
МБОУ Новодроковская СОШ
3.

Должность
Учитель биологии и географии
4.

Предмет
биология
5.

Класс
6
6.

Тема и номер урока в

теме
Лишайники- своеобразная группа организмов. Урок №3 в разделе «Царство Грибы. Лишайники»
7.

Тип урока
комбинированный
8.

Базовый учебник
«Биология 6. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» авт. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко .
Цели урока:
Образовательные: 1.Изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоза гриба и водоросли. 2.Предоставление обучающимся возможности получения практической информации по теме «Лишайники»; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям жизни, знакомство с особенностями распространения и экологической роли лишайников. 3.Обеспечение практической направленности учебного процесса. Развивающие: 1.Расширение объема жизненных наблюдений, кругозора учащихся. 2.Формирование умения объяснять отличительные признаки грибов и лишайников, применять знания в новой ситуации. Воспитательные: 1.Знакомство с разнообразием жизненных форм лишайников и их эстетическое значение. 2.Воспитание бережного отношения к лишайникам, как биоиндикаторам экологической обстановки в данной местности.

планируемые образовательные результаты:
личностные: 1.Принятие социальной роли обучающихся 2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. 4.Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. 5.Умение планировать и регулировать свою деятельность. Метапредметные Регулятивные УУД: 1. Определять цели и задачи урока 2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое 3. Определяют критерии изучения лишайников Познавательные УУД: 1. Работать с таблицей 2. Находить отличия 3.Составление схем-опор 4.Работа с информационными текстами 5.Объяснение значения новых слов 6.Сравнивать и выделять признаки 7.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации Коммуникативные: 1.Групповая работа по обсуждению информации 2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение 3. Выражать свои мысли и идеи Предметные: 1.Знать строение и особенности жизнедеятельности лишайников, их виды, условия жизни, распространение. 2.Значение лишайников в природе.
Методы обучения
: - частично - поисковый -проблемного изложения
Формы организации познавательной деятельности обучающихся
фронтальная, индивидуальная взаимное проникновение этапов урока - групповая (парная ) работа обучающихся
Средства обучения:
учебник, рабочая тетрадь, материал для исследования (гербарий различных типов лишайников), таблица «Лишайники», их рисунки . Единая коллекция ЦОР . school- collection.educatalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/? interface=pupil&class[]=48&subject[]=29

Этапы

Уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД
1. Организация начала занятия Приветствие обучающихся, актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. Подготовка к уроку, отвечают на вопросы, на основе анализа информационных ресурсов вместе с учителем определяют тему занятия.
Личностные:
Понимание важности знаний, развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Познавательные:
Выбор эффективных способов организации рабочего пространства, работа с ресурсами .
Коммуникативные:
Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения
Регулятивные:
Проверяют наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности. 2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки учащимися вы полненного Проверка знаний обучающихся по теме «Многообразие и значение грибов». Работа по карточкам(3 обучающихся) Карточка №1 рассмотрите рисунок и запишите, что Работают по карточкам, осуществляют взаимоконтроль выполнения заданий. Объясняют выбор правильного утверждения,
Регулятивные
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки
Коммуникативные

домашнего задания обозначено цифрами( рисунок гриба мукора) Карточка №2.Из перечисленных шляпочных грибов выпишите сначала номера съедобных, а затем номера ядовитых. Карточка №3. Выпишите номера вопросов. Противниз запишите номера правильных ответов. Учитель совместно с обучающимися оценивает выполнение. Работа с классом. а) Выберите правильные утверждения( учитель читает вслух, ответ обучающиеся дают с объяснением) в) Закончите фразу( учитель начинает, обучающиеся продолжают фразу) Тестовый контроль по теме «ГРИБЫ» Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действия, обеспечивает их коррекцию. заканчивают предложенную учителем фразу. Работа обучающихся на компьютере, выполнение теста . 1.Слушать товарища и обосновывать свое мнение 2. Выражать свои мысли и идеи
Личностные
развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками. 3. Подготовка к основному этапу занятия Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия. Цель: изучить систематическое положение, особенности строения, питания, размножения и значение лишайников. Работают в парах,формулируют цель и задачи, устанавливают рабочие отношения, самостоятельно контролируют время и им управляют. Записывают тему урока в тетрадь.
Личностные:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Познавательные:
работать с текстом учебника
Регулятивные
: - определять цели и задачи урока -участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением,
высказывать свое - определять критерии изучения лишайников .
Коммуникативные
: - работать в парах по обсуждению информации -слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи 4. Усвоение новых знаний и способов действий Учитель демонстрирует натуральный экземпляр лишайника и задаёт вопрос классу «К какому царству живых организмов относится данный объект?» Выслушивает ответы обучающихся. Если правильный ответ не дан, Сам даёт ответ. Лишайник. Постановка проблемного вопроса Почему Великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их растениями – сфинксами? Сегодня на уроке отвечаем на этот вопрос. Показ учебного фильма «Строение лишайников»(38 секунд, коллекция ЦОР) Вопрос Выберите самое важное и интересное Ответьте на вопрос «Из каких двух организмов состоит лишайник?» Назвать автотрофный и гетеротрофный компоненты лишайника. Учащиеся отвечают на вопрос учителя Рассматривают лишайник. Актуализация понятия симбиоз Записывают вопрос в тетради «В чём заключается двойная природа лишайника?». Работают в парах с текстом учебника, стр204, письменно отвечают на записанный вопрос. После просмотра фильма объясняют. Что лишайники состоят из двух организмов: водоросли и гриба Водоросль осуществляет фотосинтез, снабжая себя и гриб органическими веществами. Гриб осуществляет прикрепления слоевища к субстрату, обеспечивает водоросль водой и растворёнными в ней минеральными веществами. Следовательно, между клетками водорослей и грибами существуют взаимовыгодные отношения.
Личностные:
формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение живой природы и личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях .
Познавательные
Умение классифицировать- определить принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе. Умение находить ответ в другой области знания – истории. - находить отличия - составлять схемы- опоры - работать с информационными текстами - объяснять значения
Учитель организует работу по изучению внешнего строения лишайников, его типов. Рассмотрите коллекцию лишайников на рисунках и гербарных образцах. Выделить существенные признаки на основе гербарных образцов. Размножение лишайников(объяснение учителя) Организация самостоятельной работы обучающихся о значении лишайников в природе и жизни человека. Анализ легенды о «манне небесной» В 1772 году русский учёный П.С. Паллас доказал, что это был съедобный лишайник, который разносится ветром над огромными просторами Африки и Малой Азии. Составление схемы « Питание лишайников.» Практическая работа с гербарными образцами, составление схемы в тетради Типы лишайников. Слушают. Отвечают на вопрос « как размножаются лишайники?» Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы о значении лишайников в природе и жизни человека. Читают библейскую легенду о «манне небесной» и отвечают на вопрос «Чем была эта «манна небесная» в самом деле?» новых слов - сравнивать и выделять признаки - использовать графические схемы для структурирования информации
Регулятивные:
Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные:
Знать строение и физиологию лишайников, многообразие и распространение, значение в природе Понятия: слоевище; симбиоз; Кустистые, листоватые, накипные
лишайники; лихенология.
Коммуникативные
Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию Использовать информационные ресурсы для поиска информации о лишайниках. 5.Первичная проверка пони- мания знаний и способов действий Возвращение к проблемному вопросу. 1.Что такое сфинкс? (вопрос из истории) 2.Почему Великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их растениями – сфинксами? 3. В чём заключается двойная природа лишайника? 4.Беседа по основным вопросам темы, дополнить схемы на доске. Ответы обучающихся 1 Сфинксы в древнегреческой мифологии – мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крылья орла 2. Как и в сфинксе, в лишайнике объединены два организма: водоросль и гриб 3. Водоросль и гриб существуют вместе, находятся в симбиозе, то есть не могут существовать друг без друга Отвечают на вопросы, дополняют схемы.
Познавательные
Формулирование ответов, поиск существенной информации
Личностные
Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения
Регулятивные
Умение слушать учителя, умение работать по алгоритму
Учитель знакомит с планом закрепления и проводит инструктаж по заполнению рабочих листов (каждый ученик перед началом урока получил рабочий лист) читают вопросы закрепления и подписывают рабочий лист. 6.Закрепление знаний и способов действий Каждый ученик получает гербарный образец лишайника. Задания 1.Определить тип лишайника по образцу 2. Вставить в тексте пропущенные слова 3. Выбрать правильные утверждения. По гербарному образцу определяют тип лишайника и заполняют рабочий лист (задание №1) II. Выполняют задание №2 в рабочем листе, вставляя в текст пропущенные слова 1.Лишайники образованы _______ и _______. 2.______обеспечивают подачу воды и минеральных веществ,____ Создаёт органические вещества. 3.Лишайники – это_____ Организмы. Выполняют задание №3 на выбор правильного утверждения по изученной теме и заполняют ответы в рабочем листе.
Познавательные
Умение классифицировать- определить принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
Регулятивные
Умение слушать учителя, умение работать по алгоритму
Личностные
Проявление интереса к изучаемой теме и результатам её освоения 7. Обобщение и систематизация знаний 3. Организует диалог, подводит к выводу о своеобразии строения и жизнедеятельности лишайников, их значении . Отвечают на вопросы, работают с основными понятиями темы.
Личностные
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Познавательные
Преобразовать информацию из одного вида в другой Составлять схематические модели с
выделением существенных характеристик объекта 8 . Контроль и самопроверка знаний Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Самопроверка и взаимопроверка выполнения заданий.
Регулятивные
Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные
Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.
Познавательные
Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы. 9. Подведение итогов занятий Организует обсуждение результатов.Задает вопросы по обсуждаемой проблеме обсуждают предложенные вопросы,отвечают на вопросы.
Личностные
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях
Коммуникативные
Формировать умения точно выражать свои мысли
Регулятивные
-уметь планировать и регулировать свою деятельность 10. Рефлексия 1. Проводит рефлексию 1. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее
Познавательные
Участвуют в обсуждении Осознанно строят выводы
Коммуникативные

понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Высказывают, аргументируют своё мнение. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате
Регулятивные
Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их 11 Информация о домашнем задании П.54., ответить на вопросы. Стр.207-208.Выполнить задания 1 и 2 в рабочей тетради( по выбору) Объясняет выполнение домашнего задания. Записывают в дневник домашнее задание.
Регулятивная
Понимание цели, содержания и способов выполнения задания Примечание: Количество этапов в уроке зависит от типа урока.


В раздел образования