Автор: Жохова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №93 комбинированного вида" Населённый пункт: город Электроугли, Московская область Наименование материала: статья Тема: Экспериментирование в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Экспериментирование в ДОУ
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а
готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста.
Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения,
логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и
педагоги.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Трудности в работе:
Создание лаборатории.
Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к
научному.
Планирование работы.
Планирование занятий.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том,
что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а
формирование у него бережного, эмоционального отношения к
окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не
нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных
названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не
понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят
познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать,
экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с
дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это
эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех
его формах и видах и является методом повышения самостоятельности
ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного
интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является
ведущим видом деятельности в обучении.Экспериментальная работа
вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные
операции ( анализ, синтез, классификацию, обобщение),стимулирует
познавательную активность и любознательность ребенка.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид
деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую
очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой
экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех
этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения
методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об
увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются
более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают
рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается
диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу,
отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь экспериментирования с ИЗО тоже двустороння и важна. Чем сильнее
развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат
эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных
математических представлений. Во время проведения опытов постоянно
возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и
размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную
значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением
художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но
эти связи выражены не столь сильно.
Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников
В нашем деском саду создана мини-лаборатория для проведения
эксперимента. Работу я начинаю с детьми с экскурсии, во время которой дети
знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами
поведения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в
«ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной
тематике. «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать
— и я пойму». Этим высказыванием я придерживаюсь в работе с детьми
дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок
слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку
возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Овладение дошкольниками разными способами познания способствует
развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса,
повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует
формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для
специфической игровой деятельности ребенка.
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством
эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности,
переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться
достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт
собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных
уголков Земли и окружающего мира.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за
пределами конкретной ситуации;
Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому
что…»;
Проявляют интерес к познавательной литературе; Умеют выражать свои
мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
Применяют свои знания в жизни.
Оснащение детской лаборатории:
Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы,
песочные часы, компасы и магниты;
Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема:
пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина,
земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки,
ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья,
веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока,
деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;
Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата,
воронки, мерные ложечки;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука,
соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются
различные стимулы:
Внешние (новизна, необычность объекта);
Тайна, сюрприз;
Мотив помощи;
Познавательный мотив (почему так);
Ситуация выбора.
С целью развития детского экспериментирования в группе был
переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной
свободной деятельности и индивидуальных занятий.
Мною была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы,
которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного
возраста.
В своей работе я обогащала опыт детей, шло практическое освоение детьми
свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в
исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций,
знакомились со способами фиксации полученных результатов.
Во время совместного экспериментирования я с детьми ставила цель,
совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе
деятельности учила детей выделять последовательность действий, отражать
их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили?
Почему? Фиксировала предположения детей, помогали им схематически
отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента
сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали?
Что получилось? Почему? Я учила ребят находить сходства и различия между
объектами. По окончании серии экспериментов вместе обсуждали с детьми,
кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В
процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать
и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные
признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать
предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и
результаты графически.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно
самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они
проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные
предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и
детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты
экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы
вместе со всеми детьми обсуждали их работы. Таким образом, работа
показала, что при использовании целенаправленного систематического
применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку
моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных
наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей,закономерностей и
т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят
творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают
мыслительные операции, стимулируют познавательную активность,
любознательность. И что немаловажно: специально организуемое
экспериментирование носит безопасный характер.
Список использованной литературы
1.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:
занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Дыбина
О.В. (отв.ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 192с.
2.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по
теме «Вода» – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96с., ил.
3.Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе
построения образовательного процесса в дошкольном образовании. //
Дошкольное воспитание. 2010. №5. – С.40.
4.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128 с., ил.