Воспитание патриотизма. Воспитание чувства гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Вернигорова Ольга Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МК ДОУ "Елизаветовский детский сад" Населённый пункт: Воронежская область, Павловский район, с. Елизаветовка Наименование материала: Статья Тема: Воспитание патриотизма. Воспитание чувства гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Воспитание чувства гражданственности у детей старшего
дошкольного возраста.
Основная
идея
гражданственности
–
идея
единения
настоящего,
прошлого и будущего, идея, которая имеет огромный духовный потенциал
для
пробуждения
и
развития
личности,
её
желания
жить,
творить,
преобразовывать.
Поэтому задача взрослого – педагога и родителя – открыть ребенку
окружающий мир – мир людей, развить понимание, сочувствие, содействие
ему, помочь ребёнку полюбить то, с чем он соприкасается, взаимодействует,
чем
может
и
должен
гордится,
то
что
воспитывает
его
достойным
гражданином Отечества.
Ч р е з в ы ч а й н о
ва ж н ы м
в
п р о бл е м е
в о с п и т а н и я
ч у в с т в а
гражданственности является общепринятое мнение о том, что этот процесс
необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит
формирование
духовно-нравственной
основы
ребенка,
эмоций,
чувств,
мышления,
механизмов
социальной
адаптации
в
обществе,
начинается
процесс
осознания
себя
в
окружающем
мире.
Данный
отрезок
жизни
человека
является
наиболее
сенситивным
для
эмо ц и о н а л ь н о -
психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия
очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на
всю
жизнь,
что
очень
важно
в
воспитании
основ
гражданственности
и
патриотизма.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать
накопление
ими
социального
опыта
жизни
в
своем
городе,
усвоение
принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его
культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине -
месту,
где
родился
человек,
огромное
значение
имеет
ознакомление
дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим,
природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным
городом
через
игру,
предметную
деятельность,
общение,
труд,
обучение,
разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок
учится
осознавать
себя
живущим
в
определенный
временной
период,
в
определенных
этнокультурных
условиях
и
в
тоже
время
приобщаться
к
богатствам национальной и мировой культуры.
В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления),
эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты,
которые реализуются в сфере социума и природы.
Характерной
чертой
воспитания
у
детей
патриотизма
является
слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают
влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и
переживаниями.
Особенностью
проявления
патриотизма
у
дошкольников
является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической
деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).
В
старшем
дошкольном
возрасте
только
начинается
формирование
воли,
нравственных
идеалов
важных
для
гражданско-патриотического
воспитания.
В период дошкольного возраста происходит формирование культурно-
ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка,
развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в
обществе, осознания себя в окружающем мире. В этот период начинают
развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его
со
своим
народом,
своей
страной
и
в
значительной
мере
определяют
последующий
путь
жизни.
Данный
отрезок
жизни
человека
является
наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия
на
ребенка,
так
как
образы
восприятия
действительности,
культурного
пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго,
а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и
патриотизма.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет свои
особенности.
1. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым
близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их
сердечного
тепла,
внимания
и
заботы.
Эти
первые
детские
эмоции
в
дальнейшем
становятся
основой
для
возникновения
более
сложных
социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в
раннем детстве эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую
область
социальных
отношений:
"Любовь
к
матери:
Любовь
к
Матери-
Родине", "Любовь к отцу: Преданность Отчизне".
И родной дом, двор, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает
радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина.
Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой
Родине, к тому месту, где ребенок родился.
2. Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения
детей
к
культурному
наследию.
Благодатный
педагогический
материал
веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном
искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических
произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры,
архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к
поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие.
3.
Воспитание
патриотизма
осуществляется
через
формирование
в
ребенке национального духовного характера.
Знание
и
соблюдение
национальных
традиций
и
обычаев
русского
народа обеспечивают связь, преемственность поколений, дают почувствовать
и понять национальные особенности своего народа, у русских людей это
доброта, щедрость, оптимизм.
Уважение
к
трудовым
умениям
и
творческим
ремеслам
предков,
гордость
за
людей,
трудами
и
талантами
которых
славна
Россия
-
необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего
человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своего народа.
4. Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как
она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и
понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой
природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь,
защитить, сохранить.
Ребенок начинает понимать, что он - созидатель, у него появляется
ответственность, повышается самооценка.
Патриотическое
воспитание
создает
определенные
предпосылки
гражданского поведения.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет
свои потенциальные возможности для формирования высших социальных
чувств, к которым относятся чувства патриотизма и гражданственности.
В
период
старшего
дошкольного
возраста
развиваются
высокие
социальные
мотивы
и
благородные
чувства.
От
того,
как
они
будут
сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его
последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства,
черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом,
своей страной.
Таким образом, гражданственность воспитывается в процессе усвоения
нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в
ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом
воспитательного воздействия ДОО, семьи, социального окружения.
Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное
качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается:
и
гуманизм,
и
коллективизм,
и
трудолюбие,
и
чувство
собственного
достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое
начало в дошкольном возрасте.
Гражданское воспитание – составная часть нравственного воспитания.
Его организация связана с определенными условиями, подбором методов и
форм для определенной возрастной группы дошкольников.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к одному дому. Роднит
эти чувства единая основа-привязанность и чувство защищенности. Значит,
если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и
чувство
привязанности
к
родному
дому,
то
и
соответствующей
педагогической
работе
со
временем
оно
дополнится
чувством
любви
и
привязанности к своей стране.
Изучая
теорию
формирования
основ
гражданственности
у
старших
дошкольников,
задачи
гражданского
воспитания
в
дошкольном
образовательном учреждении могут быть следующие:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому
саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи реализуются во всех видах детской деятельности (в
образовательной, игровой, трудовой и быту).
Критериями
сформированности
основ
гражданственности
у
детей
старшего дошкольного возраста являются:
- полнота представлений о Родине, гражданских правах, обязанностях,
людях разных национальностей;
-
сформированность
положительного
эмоционального
отношения
к
Родине,
потребности
выполнять
свои
обязанности
дома,
в
детском
саду,
испытывать
положительные
чувства
к
представителям
других
национальностей;
-
готовность
ребенка
действовать
позитивно
как
по
отношению
к
близким,
так
и
по
отношению
ко
всем
окружающим,
в
том
числе
представителям других национальностей.
В период дошкольного детства закладываются основы гражданского
самосознания будущего человека. В этом возрасте образы воспитания очень
ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и
на
всю
жизнь,
что
очень
важно
в
воспитании
гражданственности
и
патриотизма.
Таким
образом,
роль
дошкольных
образовательных
организаций
в
становлении
гражданского
общества
очень
велика.
Патриотиче ское
во спитание,
как
о снова
во спитания
ч у в с т ва
гражданственности у детей старшего дошкольного возраста должно является
одной
из
основных
задач,
решаемых
в
дошкольной
образовательной
организации.