Напоминание

Воспитание патриотизма. Воспитание чувства гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Вернигорова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ "Елизаветовский детский сад"
Населённый пункт: Воронежская область, Павловский район, с. Елизаветовка
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание патриотизма. Воспитание чувства гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Автор:

Вернигорова Ольга Алексеевна

Воспитатель

МК ДОУ «Елизаветовский детский сад»

г. Павловск, Воронежская обл.

Воспитание патриотизма.

Воспитание чувства гражданственности у детей старшего

дошкольного возраста.
Основная идея гражданственности – идея единения настоящего, прошлого и будущего, идея, которая имеет огромный духовный потенциал для пробуждения и развития личности, её желания жить, творить, преобразовывать. Поэтому задача взрослого – педагога и родителя – открыть ребенку окружающий мир – мир людей, развить понимание, сочувствие, содействие ему, помочь ребёнку полюбить то, с чем он соприкасается, взаимодействует, чем может и должен гордится, то что воспитывает его достойным гражданином Отечества. Ч р е з в ы ч а й н о ва ж н ы м в п р о бл е м е в о с п и т а н и я ч у в с т в а гражданственности является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее сенситивным для эмо ц и о н а л ь н о - психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на
всю жизнь, что очень важно в воспитании основ гражданственности и патриотизма. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд). В старшем дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для гражданско-патриотического воспитания. В период дошкольного возраста происходит формирование культурно- ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире. В этот период начинают
развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет свои особенности. 1. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений: "Любовь к матери: Любовь к Матери- Родине", "Любовь к отцу: Преданность Отчизне". И родной дом, двор, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. 2. Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. 3. Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. Знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа обеспечивают связь, преемственность поколений, дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа, у русских людей это доброта, щедрость, оптимизм. Уважение к трудовым умениям и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славна Россия - необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. 4. Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить. Ребенок начинает понимать, что он - созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка. Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относятся чувства патриотизма и гражданственности. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства,
черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Таким образом, гражданственность воспитывается в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОО, семьи, социального окружения. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Гражданское воспитание – составная часть нравственного воспитания. Его организация связана с определенными условиями, подбором методов и форм для определенной возрастной группы дошкольников. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к одному дому. Роднит эти чувства единая основа-привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то и соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Изучая теорию формирования основ гражданственности у старших дошкольников, задачи гражданского воспитания в дошкольном образовательном учреждении могут быть следующие: - воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к русским традициям и промыслам; - формирование элементарных знаний о правах человека; - расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи реализуются во всех видах детской деятельности (в образовательной, игровой, трудовой и быту). Критериями сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста являются: - полнота представлений о Родине, гражданских правах, обязанностях, людях разных национальностей; - сформированность положительного эмоционального отношения к Родине, потребности выполнять свои обязанности дома, в детском саду, испытывать положительные чувства к представителям других национальностей; - готовность ребенка действовать позитивно как по отношению к близким, так и по отношению ко всем окружающим, в том числе представителям других национальностей. В период дошкольного детства закладываются основы гражданского самосознания будущего человека. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Таким образом, роль дошкольных образовательных организаций в становлении гражданского общества очень велика. Патриотиче ское во спитание, как о снова во спитания ч у в с т ва гражданственности у детей старшего дошкольного возраста должно является одной из основных задач, решаемых в дошкольной образовательной организации.


В раздел образования