Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
Автор: Милешина Елена Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Лицей №4" Населённый пункт: город Саранск Наименование материала: статья Тема: Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников Раздел: начальное образование
Реализация системно-деятельностного подхода в обучении
младших школьников.
За многие годы работы у нас педагогов сформировалась своя философия. Мы привыкли к таким
педагогическим установкам: я учу - ты слушай; я решаю - ты смотри; я научу тебя всему, что
требует школьная программа, даже если ты не захочешь. Многие из нас уверены, что успехов в
обучении учеников достигают благодаря своей твёрдой позиции, властному руководству, годами
отработанной системе контроля и объяснения, бесчисленного повторения и тренажа.
Четвёрки, пятёрки - на выходе. Вот он желанный результат.
Если вам надоело заставлять детей внимательно слушать, как Вы им объясняете новый
материал, а потом следить, чтобы они точно сумели повторить его и пересказать текст
« от сих до сих», используйте в обучении своих подопечных системно-деятельностный подход.
Здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные
задания, выполняя которые ребята с нашей помощью будут сами формулировать тему урока, его
проблему, сами открывать новые знания.
Концепция этого подхода – личностно – ориентированная. В основу которого положены
принципы:
1.Личностно - ориентированные
2.Культурно – ориентированные.
3. Деятельностно – ориентированные.
Это принцип перехода от совместной деятельности к самостоятельной деятельности ребёнка
(зона ближайшего развития).
4.Принцип развития способностей ребёнка в деятельности.
5.Принцип управления деятельностью детей в жизненной ситуации.
В основу обучения деятельности положена теория учебной деятельности П.Я. Гальперина о
поэтапном формировании умственных действий. Дальнейшее развитие этот вопрос получил в
работе известного психолога Леонтьева.
Исходя из основных положений этой теории, я организовала учебный процесс. И урок
объяснение нового материала, превращается в урок поиска и открытия новых знаний.
Технологично проведённые этапы формирования умственных действий позволяют сформировать
гибкость мышления, умение действовать в незнакомой ситуации.
Исходя из новых целей и задач обучения, обновлённого содержания, я пересмотрела свою
педагогическую методику. В своей работе я использую следующие принципы педагогической
техники:
- принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставляю ученику
право выбора.
- принцип открытости.
Использую в обучении открытые задачи; сталкиваю учеников с проблемами, решение которых
лежат за пределами изучаемого курса. Эти задачи допускают различные подходы к решению, а
часто и различные ответы.
Особое внимание в нашей школе уделяется урокам математики.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом, наилучшим образом формируя
приёмы мыслительной деятельности и качество ума.
Серьёзное внимание я уделяю анализу решения задач. Придерживаюсь принципа, что лучше
решить одну задачу разными способами, чем несколько задач.
На уроках математики я часто использую совместную деятельность детей. Это работа в
парах постоянного состава, сменного состава и в малых группах.
В результате использования этой методики. Я заметила, что у учащихся заметно улучшилась
речь. Они научились объяснять и комментировать изучаемый материал. Основательно усвоили
орфограммы, стали видеть их в тексте и правильно писать.
Ребята стали более доброжелательными друг к другу, у них появилась потребность помочь
другому.
А на уроках чтения я применяю приём формирования правильного типа читательской
деятельности. Это особая технология, которая позволяет мне развивать у детей умения
читать и понимать текст, размышлять над прочитанным, высказывать свою точку зрения;
слушать и принимать мнение других, развивать творческие способности у детей.
Эта технология позволила мне повысить технику чтения. Что позволяет работать на
совершенно другом уровне.
Конечно, обучение такому чтению требует определённого методического подхода.
Суть этого подхода и состоит в формировании у детей правильного типа читательской
деятельности, который представляет собой «…трёхступенчатый процесс целенаправленного
индивидуального осмысления и освоения детьми книг ( до чтения., в процессе чтения и после
чтения)». (Н.Н. Светловская)
Уроки чтения стали для учеников любимыми. Прослеживается тенденция к улучшению
качества навыков чтения, связной речи, умения выделять главную мысль.
Очень важным этапом любого урока я считаю. Этап рефлексии, который учит учащихся
анализировать свою деятельность, свои ощущения, свой пройденный путь к познанию.
Мною подобраны интересные вопросы, для организации этого этапа:
- Что узнали нового, и к какому выводу пришли?
- Какое задание было трудным? Удалось ли преодолеть трудности?
- Кому интересно было работать на уроке? Что было интересно?
Также я использую такой приём, закончи предложение:
Самое сложное для меня …
Моё внимание привлекла мысль …
На этом уроке мне удалось …
Моё сегодняшнее открытие …
Изменились ли мои дети? Изменились! Высокий уровень обученности, качество знаний,
увеличилось количество детей, умеющих решать задачи повышенной трудности. Дети стали
активными участниками учебного процесса, умеющие анализировать свою деятельность.