Напоминание

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников


Автор: Милешина Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лицей №4"
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Реализация системно-деятельностного подхода в обучении

младших школьников.
За многие годы работы у нас педагогов сформировалась своя философия. Мы привыкли к таким педагогическим установкам: я учу - ты слушай; я решаю - ты смотри; я научу тебя всему, что требует школьная программа, даже если ты не захочешь. Многие из нас уверены, что успехов в обучении учеников достигают благодаря своей твёрдой позиции, властному руководству, годами отработанной системе контроля и объяснения, бесчисленного повторения и тренажа. Четвёрки, пятёрки - на выходе. Вот он желанный результат. Если вам надоело заставлять детей внимательно слушать, как Вы им объясняете новый материал, а потом следить, чтобы они точно сумели повторить его и пересказать текст « от сих до сих», используйте в обучении своих подопечных системно-деятельностный подход. Здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята с нашей помощью будут сами формулировать тему урока, его проблему, сами открывать новые знания. Концепция этого подхода – личностно – ориентированная. В основу которого положены принципы: 1.Личностно - ориентированные 2.Культурно – ориентированные. 3. Деятельностно – ориентированные. Это принцип перехода от совместной деятельности к самостоятельной деятельности ребёнка (зона ближайшего развития). 4.Принцип развития способностей ребёнка в деятельности. 5.Принцип управления деятельностью детей в жизненной ситуации. В основу обучения деятельности положена теория учебной деятельности П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Дальнейшее развитие этот вопрос получил в работе известного психолога Леонтьева. Исходя из основных положений этой теории, я организовала учебный процесс. И урок объяснение нового материала, превращается в урок поиска и открытия новых знаний. Технологично проведённые этапы формирования умственных действий позволяют сформировать гибкость мышления, умение действовать в незнакомой ситуации. Исходя из новых целей и задач обучения, обновлённого содержания, я пересмотрела свою педагогическую методику. В своей работе я использую следующие принципы педагогической техники: - принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставляю ученику право выбора. - принцип открытости. Использую в обучении открытые задачи; сталкиваю учеников с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса. Эти задачи допускают различные подходы к решению, а часто и различные ответы. Особое внимание в нашей школе уделяется урокам математики. Математика обладает уникальным развивающим эффектом, наилучшим образом формируя приёмы мыслительной деятельности и качество ума. Серьёзное внимание я уделяю анализу решения задач. Придерживаюсь принципа, что лучше решить одну задачу разными способами, чем несколько задач. На уроках математики я часто использую совместную деятельность детей. Это работа в парах постоянного состава, сменного состава и в малых группах. В результате использования этой методики. Я заметила, что у учащихся заметно улучшилась речь. Они научились объяснять и комментировать изучаемый материал. Основательно усвоили орфограммы, стали видеть их в тексте и правильно писать.
Ребята стали более доброжелательными друг к другу, у них появилась потребность помочь другому. А на уроках чтения я применяю приём формирования правильного типа читательской деятельности. Это особая технология, которая позволяет мне развивать у детей умения читать и понимать текст, размышлять над прочитанным, высказывать свою точку зрения; слушать и принимать мнение других, развивать творческие способности у детей. Эта технология позволила мне повысить технику чтения. Что позволяет работать на совершенно другом уровне. Конечно, обучение такому чтению требует определённого методического подхода. Суть этого подхода и состоит в формировании у детей правильного типа читательской деятельности, который представляет собой «…трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг ( до чтения., в процессе чтения и после чтения)». (Н.Н. Светловская) Уроки чтения стали для учеников любимыми. Прослеживается тенденция к улучшению качества навыков чтения, связной речи, умения выделять главную мысль. Очень важным этапом любого урока я считаю. Этап рефлексии, который учит учащихся анализировать свою деятельность, свои ощущения, свой пройденный путь к познанию. Мною подобраны интересные вопросы, для организации этого этапа: - Что узнали нового, и к какому выводу пришли? - Какое задание было трудным? Удалось ли преодолеть трудности? - Кому интересно было работать на уроке? Что было интересно? Также я использую такой приём, закончи предложение: Самое сложное для меня … Моё внимание привлекла мысль … На этом уроке мне удалось … Моё сегодняшнее открытие … Изменились ли мои дети? Изменились! Высокий уровень обученности, качество знаний, увеличилось количество детей, умеющих решать задачи повышенной трудности. Дети стали активными участниками учебного процесса, умеющие анализировать свою деятельность.


В раздел образования