"Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приёмы по экологическому воспитанию"
Автор: Череповская Инна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ Елизаветовский детский сад Населённый пункт: село Елизаветовка, Воронежская область, Павловский район Наименование материала: статья Тема: "Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приёмы по экологическому воспитанию" Раздел: дошкольное образование
Цель моей работы:
дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть красоту и
замечать прекрасное в окружающем мире, привить любовь к природе, учить
заботиться о ней.
Задачи, над которыми я работаю, заключаются в следующем;
1.
Создавать условия для формирования элементарных
экологических представлений:
знакомить с развитием жизни на Земле (рассказать о
происхождении, многообразии форм жизни: растениях,
животных, их происхождении, особенностях жизни, среде
обитания и т.д.);
воспитывать эмоционально-положительное отношение к
природе;
формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, от
которого зависит жизнь всего живого.
2.
Знакомить с особенностями строения человека.
в доступной форме (привлекая иллюстрационный материал)
рассказать об элементарном строении человека;
формировать элементарное представление о
работе собственного
организма;
приобщать к ценностям здорового образа жизни.
3. Обеспечивать условия для развития экологического сознания и
познавательных способностей:
познакомить с представителями живой и неживой природы;
рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов
природы;
способствовать формированию осознанно-правильного
отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как
части природы;
познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с
правилами личной безопасности;
способствовать развитию бережного и ответственного отношения
к окружающей природе;
развивать ответственное и бережное отношение к домашним
животным, животным уголка природы в дошкольном
учреждении, к лесным богатствам;
познакомит с Красной книгой;
создать условия для самостоятельной экспериментальной
деятельности.
В своей работе я использую такие методы и приёмы работы, как:
словесные: плановые и ситуационные беседы, загадки, чтение
художественной литературы, рассказывание, объяснение
наглядные: показ иллюстраций, зарисовки на доске, картины,
технические средства обучения - это демонстрации учебных фильмов
и презентаций (Применение метода демонстрации учебного кино
стало довольно обычным явлением в практике обучения)
практические: наблюдения, исследовательская деятельность,
индивидуальная работа, выполнение трудовых поручений.
игровые приёмы: приход сказочных героев, которые оживали на
занятиях, игровые обучающие ситуации (дидактические игры и
упражнения), экскурсии-путешествия, сюжетно-ролевые игры, всё -
это способствует скорейшему восприятию материала и скорейшему
запоминанию. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия,
тем интереснее и эффективнее игровые приемы.
художественное творчество также - самый доступный для
дошкольников способ выражения отношения ребёнка к окружающей
действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач,
решению целей, поставленных на занятиях. Комплексное
использование разнообразных методов и приёмов обучения
обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его
запоминания и применение в жизни, другими словами обеспечивает
более высокое качество знаний, умений и навыков.
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие
дошкольников я выделила следующие составляющие:
речь педагога дошкольного учреждения
формирование представлений об окружающей жизни
развитие любознательности
сенсорное воспитание
игра
Стараюсь помочь ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу
дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных
сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие
словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой
культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте». Большое внимание в
работе с детьми уделяю развитию связной речи детей, во многом зависящей
от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми
провожу в форме свободной непринужденной познавательной деятельности
взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и
поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как
полноправный субъект взаимодействия. Приучаю детей непринуждённо
вести беседу, понятно отвечать на вопросы и задавать их.
Через разнообразные игры, упражнения, наблюдения совершенствую
познавательную деятельность детей, делаю более целенаправленной и
осознанной трудовую активность, обогащаю игры новыми занимательными
атрибутами, способствую проявлению творчества и фантазии в
изобразительной, музыкальной, литературной деятельности, предлагая детям
привнести в свою работу что-то из придуманного ими самими. Помогаю
детям доброжелательно общаться со сверстниками, способствую развитию
любознательности к окружающему миру, используя информационно-
коммуникационные технологии (презентации, познавательные и учебные
фильмы).
Веду работу по совершенствованию интонационной выразительности речи,
по формированию правильного произношения звуков, отчётливого
произнесения слов и словосочетаний используя в своей работе упражнения
по звуковой культуре речи, артикуляционную гимнастику, дыхательные
упражнения, кроме того, стараюсь научить детей внимательно слушать,
способствую развитию фонематического слуха. Развитию слухового
восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?»,
«Поручение», «Эхо», «Телефон» и др.
Моя задача как педагога состоит в последовательном увеличении у детей
запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить
четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых
качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется,
льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также
знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях
(характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими
признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с
образом жизни этих животных и т.д.).
Одним из средств познавательно - речевого развития дошкольников
является игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок
отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится
ими с товарищами.
Отдельные виды игр по - разному воздействуют на познавательно
-речевое развитие детей: сюжетно -ролевые - расширяют представления об
окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры
-драматизации - помогают более глубокому пониманию произведений
художественной литературы и активизируют речь; строительно
-конструктивные - развивают конструктивные способности и расширяют
знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра
будет активно воздействовать на познавательно - речевое развитие ребенка,
если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.
Особенно важное место в познавательно - речевом воспитании занимают
дидактические игры, обязательными элементами которых являются
познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя
в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует
(например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых
для труда, содержание литературных произведений и т.п.). Решая
умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном
запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или
явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов.
В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что
изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд
предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту
картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди
предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому, что нужно для
работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В
играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу»
дети определяют предмет по одному из признаков. Удовлетворяя свою
любознательность в процессе активной познавательной и познавательно-
исследовательской деятельности, дети расширяют свои представления о
мире, начинают овладевать основополагающими формами познания о
себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях общественной
жизни.
Во время моей работы с детьми я всегда старалась дать детям
возможность высказать свои впечатления, что способствовало правильно
выражать свои мысли словесно, грамматически правильно строить
предложения, анализировать, делать выводы и аргументировать их.
Для развития познавательных способностей у детей, в моей группе создана
развивающая среда, места для осуществления детской деятельности.
Над этой темой я работаю уже второй год и вижу результат. Дети моей
группы любознательны, с удовольствием исследуют мир и бережно
относятся к окружающей среде.
По результатам диагностирования детей по познавательно речевому
развитию я увидела, что на начало учебного года уровень знаний был
достаточно низкий, по сравнению с результатами промежуточного
диагностирования.