Напоминание

"Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приёмы по экологическому воспитанию"


Автор: Череповская Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Елизаветовский детский сад
Населённый пункт: село Елизаветовка, Воронежская область, Павловский район
Наименование материала: статья
Тема: "Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приёмы по экологическому воспитанию"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МКДОУ Елизаветовский д/с

Павловского муниципального района

Воронежской области

«Познавательно-речевое развитие

дошкольников через разнообразные

методы и приёмы по экологическому

воспитанию.

(из опыта работы)

Подготовила воспитатель Череповская И.В.

с. Елизаветовка 2013 год


Цель моей работы:
дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть красоту и замечать прекрасное в окружающем мире, привить любовь к природе, учить заботиться о ней.
Задачи, над которыми я работаю, заключаются в следующем;

1.

Создавать условия для формирования элементарных

экологических представлений:
 знакомить с развитием жизни на Земле (рассказать о происхождении, многообразии форм жизни: растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т.д.);  воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;  формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего живого.
2.

Знакомить с особенностями строения человека.
 в доступной форме (привлекая иллюстрационный материал) рассказать об элементарном строении человека;  формировать элементарное представление о работе собственного организма;  приобщать к ценностям здорового образа жизни.
3. Обеспечивать условия для развития экологического сознания и

познавательных способностей:
 познакомить с представителями живой и неживой природы;  рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;  способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;  познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с
правилами личной безопасности;  способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;  развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в дошкольном учреждении, к лесным богатствам;  познакомит с Красной книгой;  создать условия для самостоятельной экспериментальной деятельности.
В своей работе я использую такие методы и приёмы работы, как:

словесные:
плановые и ситуационные беседы, загадки, чтение художественной литературы, рассказывание, объяснение 
наглядные:
показ иллюстраций, зарисовки на доске, картины, технические средства обучения - это демонстрации учебных фильмов и презентаций (Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения) 
практические:
наблюдения, исследовательская деятельность, индивидуальная работа, выполнение трудовых поручений. 
игровые приёмы:
приход сказочных героев, которые оживали на занятиях, игровые обучающие ситуации (дидактические игры и упражнения), экскурсии-путешествия, сюжетно-ролевые игры, всё - это способствует скорейшему восприятию материала и скорейшему запоминанию. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. 
художественное творчество
также - самый доступный для дошкольников способ выражения отношения ребёнка к окружающей действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях. Комплексное использование разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его
запоминания и применение в жизни, другими словами обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие дошкольников я выделила следующие составляющие:  речь педагога дошкольного учреждения  формирование представлений об окружающей жизни  развитие любознательности  сенсорное воспитание  игра Стараюсь помочь ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте». Большое внимание в работе с детьми уделяю развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми провожу в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия. Приучаю детей непринуждённо вести беседу, понятно отвечать на вопросы и задавать их. Через разнообразные игры, упражнения, наблюдения совершенствую познавательную деятельность детей, делаю более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащаю игры новыми занимательными атрибутами, способствую проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности, предлагая детям привнести в свою работу что-то из придуманного ими самими. Помогаю детям доброжелательно общаться со сверстниками, способствую развитию любознательности к окружающему миру, используя информационно- коммуникационные технологии (презентации, познавательные и учебные
фильмы). Веду работу по совершенствованию интонационной выразительности речи, по формированию правильного произношения звуков, отчётливого произнесения слов и словосочетаний используя в своей работе упражнения по звуковой культуре речи, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, кроме того, стараюсь научить детей внимательно слушать, способствую развитию фонематического слуха. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?», «Поручение», «Эхо», «Телефон» и др. Моя задача как педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т.д.). Одним из средств познавательно - речевого развития дошкольников является игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по - разному воздействуют на познавательно -речевое развитие детей: сюжетно -ролевые - расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры -драматизации - помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно -конструктивные - развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на познавательно - речевое развитие ребенка,
если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует. Особенно важное место в познавательно - речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому, что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют предмет по одному из признаков. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и познавательно- исследовательской деятельности, дети расширяют свои представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях общественной жизни. Во время моей работы с детьми я всегда старалась дать детям возможность высказать свои впечатления, что способствовало правильно выражать свои мысли словесно, грамматически правильно строить предложения, анализировать, делать выводы и аргументировать их. Для развития познавательных способностей у детей, в моей группе создана развивающая среда, места для осуществления детской деятельности.
Над этой темой я работаю уже второй год и вижу результат. Дети моей группы любознательны, с удовольствием исследуют мир и бережно относятся к окружающей среде. По результатам диагностирования детей по познавательно речевому развитию я увидела, что на начало учебного года уровень знаний был достаточно низкий, по сравнению с результатами промежуточного диагностирования.


В раздел образования