РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Сбусина Светлана Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. Н.М.Пржевальского" города Смоленска Населённый пункт: город Смоленск Наименование материала: статья Тема: РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Раздел: начальное образование
С.Д. Сбусина
МБОУ «Гимназия №1
им. Н.М.Пржевальского», Смоленск
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В
КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Путешествие по стране Общения начинается у ребёнка ещё в младенчестве.
Первый собеседник – это мама. Ребёнок уже с первых минут привлекает к себе
внимание,
требует
общения.
Именно
мама
знакомит
малыша
с
окружающим
миром, отвечая на вопросы: Кто это? Почему? Зачем? Для чего? Ребёнок общается
с миром с помощью жестов, мимики, тактильных действий.
Психологами
установлено,
что
дети,
в
первую
очередь,
стремятся
к
общению
с
родителями.
Во
время
общения
дети
делятся
своими
мыслями,
взглядами,
показывают
и
отстаивают
свою
самостоятельность
мышления,
гражданскую и моральную позицию и, в то же время, хотят быть похожими на
маму и папу.
Почемучка
взрослеет,
меняются
его
интересы,
появляются
вопросы,
на
которые родители не всегда могут дать ответ. Тогда родители помогают детям
общаться
с
книгой.
Общение
с
книгой
приводит
к
обогащению
словаря,
к
расширению
кругозора,
к
желанию
общаться
со
сверстниками,
животными,
окружающими взрослыми людьми. Родители постепенно расширяют содержание
общения по морально-этическим вопросам в соответствии с возрастом ребёнка.
Для этого они используют только конкретную и убедительную информацию.
Первый
класс. В
качестве
главного
условия
личностного
развития
и
воспитания
детей,
в
своих
трудах
Л.
С.
Выготский
выдвинул
общение.
В
нормативных документах гимназии указано о необходимости
формирования
социально активной личности и одним из условий
является формирование
ключевых
компетенций
младших
школьников.
Развитие
коммуникативной
компетенции
ученика
–
актуальная
задача
образовательного
процесса
начальной школы. Для решения этой задачи наша гимназия успешно сотрудничает
с родителями и различными организациями города.
В школе появляется новый человек в
жизни ребёнка – первый учитель.
Отношения между учителем и учеником в начальной школе мало отличаются от
отношений ребёнка и родителей. Ребёнок ждёт к себе материнского отношения и
от учителя. Он ласкается к учителю, обнимает его, прикасается, целует. Его
интересует судьба учителя, его семья, интересы, увлечения. Он часто подражает
учителю,
его
манере
говорить,
его
поведению.
Это
выражается
в
игровой
деятельности со сверстниками. В школе приходится подчиняться инструкциям,
правилам поведения, требованиям, выслушивать поучения. Дети к этому готовы.
Каждому событию и поступку ребёнок старается дать свою оценку, высказать своё
мнение о нём
Семья
играет
важную
роль
в
становлении
психологической
готовности
ребёнка к школьному обучению. Большое место в общении отводится на учение
ребят,
их
поведение
в
школе,
дома
и
в
общественных
местах,
бережному
отношению к школьному имуществу и к вещам, охране природы родного края.
Ребёнок в семье учится переходить к новым формам общения со сверстниками,
взрослыми.
Общение
родителей
оказывает
влияние
не
только
на
интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу детей. Интересы и увлечения
детей часто меняют их характер, отношение к окружающим. В общении с детьми
от родителей требуются такт, взаимопонимание, культура, этика общения
и
нужно
«соблюдать
чувство
меры
по
отношению
к
ребёнку,
учитывать
его
возрастные и индивидуальные
особенности, душевное состояние, конкретные
условия
и
ситуации».
Нельзя
ранить
душу
маленького
ребёнка,
это
может
привести к трагедии.
Учитель начальных классов направляет воспитательную работу родителей и
помогает успешному общению их с детьми. В наше время родители всё чаще
заняты на работе и мало времени остаётся на общение с ребёнком. Это приводит к
самовоспитанию
ребёнка.
Вот
только
не
всегда
примером
служат
люди,
соблюдающие нормы поведения в обществе, фильмы идущие по телевидению,
программы
по
радио.
Тогда
происходит
отчуждение,
непонимание
между
родителями
и
ребёнком.
По
вечерам
и
выходным
дням
каждый
член
семьи
занимается
собой,
решает
личные
проблемы
и
предоставлен
самому
себе.
Общение ребёнка продолжается на улице.
Благополучная семья создаёт условия для благоприятной эмоциональной
базы
общения
со
сверстниками,
уверенности
в
своих
силах.
Каждодневная
поддержка, участие в жизни ребёнка, постоянные беседы на различные темы,
интересующие ребёнка, приводят к комфортному общению.
В
силу
своих
личностных
особенностей,
таких
как
конфликтность,
агрессивность,
повышенная
эмоциональность,
замкнутость,
застенчивость,
нарушение самооценки и др., некоторые учащиеся испытывают сложности при
общении со сверстниками и взрослыми. А если ещё и семья неблагополучная, то
роль учителя в общении нарастает, его советы, пожелания принимаются ребёнком
с готовностью.
Учитель
–
носитель
многочисленных
знаний
с
жизненным
опытом,
организатор
деятельности
учащихся.
Авторитет
учителя
возрастает,
и
ученик
начинает доверять ему ещё больше.
Общение ребёнка – это способность вступать в контакт и вести разговор с
собеседником. Также это умение внимательно и активно, слушать и слышать
собеседника,
которое
формируется
у
учеников
в
ситуациях
с
разумными
и
красивыми
формами
общения.
Это
-
диалогическое
общение,
упражнения-
тренинги, анализ поведения, диагностика и рефлексия, этические игры. Дети
учатся осуществлять выбор собственных действий и, главное - почувствовать
важность и прелесть человеческих отношений, построенных на основе этических
норм и правил.
Учитель
рекомендует
использовать
мимику,
жесты
для
эффективного
выражения своих мыслей.
Экскурсии
в
природу,
уроки
любования,
побуждение
к
освоению
окружающего
в
собственных
образах,
фантазии,
всё
это
стимулирует
работу
сознания, вызывая у детей желание - передать свои чувства и переживания,
рассказать о красоте в устных и письменных сочинениях.
В своей работе применяю элементы педагогического взаимодействия – КТД,
коллективную
совместную
деятельность.
Добиваюсь,
чтобы
дети
давали
объективную
самооценку
своей
учебно-познавательной
деятельности,
высказывали мнение о предмете изучения, учились способам рефлексии. При
этом
развиваются
коммуникативные
способности,
мышление
и
творческие
способности.
Самостоятельное
добывание
знаний
ведёт
к
формированию
ответственности,
накапливанию
и
расширению
собственного
опыта,
которым
делятся дети на уроках, классных часах, во внеурочное время.
Положительных результатов в развитии коммуникативных способностей я
достигаю
за
счёт
создания
ситуации
успеха
для
каждого
ребёнка.
Реализую
дифференцированный
подход
к
учащимся
через
работу
в
парах,
в
группах
постоянного состава, в группах сменного состава. Дифференцированный подход к
каждому ученику по учебным возможностям, интересам и склонностям, характеру
мышления,
способствует
успешному
заинтересованному
общению
между
одноклассниками.
В
своей
работе
я
активно
использую
игровые
технологии.
В
игре
развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают смысл такие
понятия,
как
справедливость
и
несправедливость,
предубеждение,
равенство,
лидерство,
подчинение,
преданность.
Дети
с
удовольствием
выражают
своё
мнение,
доказывают
свою
точку
зрения.
Роли
и
правила
детского
общества
позволяют
осваивать
правила,
принятые
в
обществе
взрослых
ведут
к
социализации ученика. Нетрадиционные виды уроков (путешествие, экскурсия,
интегрированный урок) и приёмы оформления классных и домашних творческих
работ, задания, которые развивают логическое мышление, викторины, ребусы,
кроссворды
также
помогают
при
достижении
качества
коммуникативной
компетенции
.
Обеспечению общения с одноклассниками способствуют также регулярное
проведение
гимнастики
до
занятий,
проведение
динамических
пауз,
создание
системы обязательных физкультминуток во время урока, участие в спортивных
праздниках,
беседы
по
предупреждению
вредных
привычек,
травматизма,
обучение ПДД, обучение подвижным играм и проведение их во внеурочное время.
В гимназии проводится ряд мероприятий традиционных и новых, которые
помогают
успешному
общению
между
родителями,
учителями
и
учащимися.
Совместно
с
родителями
в
гимназии
проводятся
традиционные
«День
путешественника»
(дети
принимают
активное
участие
в
поездках,
играх,
прогулках),
«День
науки»
(родители
оказывают
помощь
в
подготовке
к
презентации), фестиваль «Волшебная сила искусства» (родители помогают писать
сценарий, изготавливают декорации, костюмы, репетируют отдельные сцены), е
филармонии, театра, экскурсий в планетарий. У детей воспитывается чувство
ответственности
за
товарища,
его
поступки,
коллектив
становится
более
сплочённым, дружным. Экскурсии в природу, акции милосердия «Помоги лесу»,
«Помоги
собакам
из
приюта»,
уроки
любования,
побуждение
к
освоению
окружающего
в
собственных
образах,
фантазии,
всё
это
стимулирует
работу
сознания,
вызывая
у
детей
желание
передать
свои
чувства
и
переживания,
рассказать о красоте в устных и письменных сочинениях.
Переживая
и
болея
за
каждое
коллективное
дело,
ребята
всё
больше
сближаются с родителями. Появляются общие цели, мечты, интересы. Родители
живут жизнью детей. В общение с детьми включаются и люди разных профессий
(рассказы родителей о своей профессии, библиотекари, работники музеев, др.).
Их беседы не только расширяют интеллект учащихся, развивают познавательную
активность, но и учат общению с «чужими» людьми, общению с книгами. Такой
подход
в
обучении
и
воспитании
стимулирует
стремление
ребёнка
к
размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах и
возможностях.
Одним
из
направлений
развития
коммуникативной
компетенции
считаю
общение учащихся
с природой. Чтобы научить ребёнка общаться с родной
природой, познавать её, любить, ценить, беречь и охранять, развивать творческий
и культурный потенциал, во внеурочное время веду кружок по экологии «ЭКО».
Ребята
класса
очень
любят
природу,
часто
рассказывают
о
своих
домашних
животных, интересуются
Большое
внимание
уделяю
этическому
и
художественно-эстетическому
воспитанию учащихся. На занятиях кружка «Этика и этикет юного гимназиста»
использую
ролевые
игры,
тренинги.
Дети
сами
придумывают
ситуации,
проигрывают
эпизоды
из
жизни,
анализируют
поступки
окружающих
людей,
обсуждают различные ситуации. Это приводит к умению слушать, высказывать
своё мнение, давать советы, выводить правила поведения в обществе.
Результат –
повышение общей культуры поведения гимназистов в общественных местах, на
улицах города.
Не всегда дети могут мирно сосуществовать в рамках классного коллектива.
Постоянные отклонения норм поведения, невыдержанность, несдержанность в
поступках, упрямство приводят к конфликтным ситуациям в классном коллективе.
О том, что в классе не комфортно ученику может определить не только учитель,
но и родители. Если ребёнок неохотно идёт в школу, рад любой возможности
остаться дома, возвращается из школы подавленным, часто плачет без видимых
причин, никогда не упоминает никого из одноклассников, мало говорит о школе,
не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается
звонить кому-либо, одинок: его не приглашают в гости, на дни рождения, и он не
хочет позвать к себе, значит необходимо принимать меры. В работе с родителями
я провожу педлектории, родительские собрания, беседы, которые помогают выйти
из
таких
ситуаций.
Советую
ребенку
изменить
тактику
поведения.
Всячески
способствую участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Рекомендую
родителям не сразу после уроков забирать ребенка из школы, даже ради занятий
английским
или
музыкой.
Иначе
все
ребята
сдружатся
между
собой,
а
отверженный ребенок так и будет чужим в классе. Часто хвалю ребёнка при
ребятах
за
незначительные
успешные
поступки.
Учу
ребёнка
не
бояться
сверстников и доверять им.
Во
2-3
классах
учитель
становится
менее
значимой
фигурой,
но
зато
отношения
между
учащимися
крепнут,
становятся
более
близкими,
доверительными. Ребята начинают выказывать симпатии по отношению друг к
другу.
Классный
коллектив
делится
на
группы
по
интересам,
по
совместной
деятельности, по половому признаку, по месту жительства, по чертам характера.
Дружба основывается на случайных интересах или из-за места жительства.
В
начальных
классах
именно
учитель
выбирает
стиль
общения
и
ориентирует на него личность ученика. Это может быть демократический стиль
(самый распространённый среди учителей), авторитарный (запреты и наказания),
либерально-попустительский
(неоправданная
с н и с ход и т е л ь н о с т ь ,
попустительство). Выбранный
стиль переносится детьми и на внешкольную
жизнь.
Путешествие по стране Общения для младших школьников длительное,
очень
непростое
и
увлекательное.
И
оттого,
как
у
ребёнка
сформируется
коммуникативная компетенция, зависит не только обучение в школе, но и вся его
дальнейшая жизнь.
ЛИТЕРАТУРА.
1. В.В.Чечет. Умеем ли мы общаться с детьми. – Минск: Народная асвета, 1983.
С.17