Напоминание

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Сбусина Светлана Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1 им. Н.М.Пржевальского" города Смоленска
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад





С.Д. Сбусина
МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М.Пржевальского», Смоленск
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В

КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Путешествие по стране Общения начинается у ребёнка ещё в младенчестве. Первый собеседник – это мама. Ребёнок уже с первых минут привлекает к себе внимание, требует общения. Именно мама знакомит малыша с окружающим миром, отвечая на вопросы: Кто это? Почему? Зачем? Для чего? Ребёнок общается с миром с помощью жестов, мимики, тактильных действий. Психологами установлено, что дети, в первую очередь, стремятся к общению с родителями. Во время общения дети делятся своими мыслями, взглядами, показывают и отстаивают свою самостоятельность мышления, гражданскую и моральную позицию и, в то же время, хотят быть похожими на маму и папу. Почемучка взрослеет, меняются его интересы, появляются вопросы, на которые родители не всегда могут дать ответ. Тогда родители помогают детям общаться с книгой. Общение с книгой приводит к обогащению словаря, к расширению кругозора, к желанию общаться со сверстниками, животными, окружающими взрослыми людьми. Родители постепенно расширяют содержание общения по морально-этическим вопросам в соответствии с возрастом ребёнка. Для этого они используют только конкретную и убедительную информацию. Первый класс. В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, в своих трудах Л. С. Выготский выдвинул общение. В нормативных документах гимназии указано о необходимости формирования социально активной личности и одним из условий является формирование
ключевых компетенций младших школьников. Развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной школы. Для решения этой задачи наша гимназия успешно сотрудничает с родителями и различными организациями города. В школе появляется новый человек в жизни ребёнка – первый учитель. Отношения между учителем и учеником в начальной школе мало отличаются от отношений ребёнка и родителей. Ребёнок ждёт к себе материнского отношения и от учителя. Он ласкается к учителю, обнимает его, прикасается, целует. Его интересует судьба учителя, его семья, интересы, увлечения. Он часто подражает учителю, его манере говорить, его поведению. Это выражается в игровой деятельности со сверстниками. В школе приходится подчиняться инструкциям, правилам поведения, требованиям, выслушивать поучения. Дети к этому готовы. Каждому событию и поступку ребёнок старается дать свою оценку, высказать своё мнение о нём Семья играет важную роль в становлении психологической готовности ребёнка к школьному обучению. Большое место в общении отводится на учение ребят, их поведение в школе, дома и в общественных местах, бережному отношению к школьному имуществу и к вещам, охране природы родного края. Ребёнок в семье учится переходить к новым формам общения со сверстниками, взрослыми. Общение родителей оказывает влияние не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу детей. Интересы и увлечения детей часто меняют их характер, отношение к окружающим. В общении с детьми от родителей требуются такт, взаимопонимание, культура, этика общения и нужно «соблюдать чувство меры по отношению к ребёнку, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, душевное состояние, конкретные условия и ситуации». Нельзя ранить душу маленького ребёнка, это может привести к трагедии. Учитель начальных классов направляет воспитательную работу родителей и помогает успешному общению их с детьми. В наше время родители всё чаще
заняты на работе и мало времени остаётся на общение с ребёнком. Это приводит к самовоспитанию ребёнка. Вот только не всегда примером служат люди, соблюдающие нормы поведения в обществе, фильмы идущие по телевидению, программы по радио. Тогда происходит отчуждение, непонимание между родителями и ребёнком. По вечерам и выходным дням каждый член семьи занимается собой, решает личные проблемы и предоставлен самому себе. Общение ребёнка продолжается на улице. Благополучная семья создаёт условия для благоприятной эмоциональной базы общения со сверстниками, уверенности в своих силах. Каждодневная поддержка, участие в жизни ребёнка, постоянные беседы на различные темы, интересующие ребёнка, приводят к комфортному общению. В силу своих личностных особенностей, таких как конфликтность, агрессивность, повышенная эмоциональность, замкнутость, застенчивость, нарушение самооценки и др., некоторые учащиеся испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. А если ещё и семья неблагополучная, то роль учителя в общении нарастает, его советы, пожелания принимаются ребёнком с готовностью. Учитель – носитель многочисленных знаний с жизненным опытом, организатор деятельности учащихся. Авторитет учителя возрастает, и ученик начинает доверять ему ещё больше. Общение ребёнка – это способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником. Также это умение внимательно и активно, слушать и слышать собеседника, которое формируется у учеников в ситуациях с разумными и красивыми формами общения. Это - диалогическое общение, упражнения- тренинги, анализ поведения, диагностика и рефлексия, этические игры. Дети учатся осуществлять выбор собственных действий и, главное - почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, построенных на основе этических норм и правил.
Учитель рекомендует использовать мимику, жесты для эффективного выражения своих мыслей. Экскурсии в природу, уроки любования, побуждение к освоению окружающего в собственных образах, фантазии, всё это стимулирует работу сознания, вызывая у детей желание - передать свои чувства и переживания, рассказать о красоте в устных и письменных сочинениях. В своей работе применяю элементы педагогического взаимодействия – КТД, коллективную совместную деятельность. Добиваюсь, чтобы дети давали объективную самооценку своей учебно-познавательной деятельности, высказывали мнение о предмете изучения, учились способам рефлексии. При этом развиваются коммуникативные способности, мышление и творческие способности. Самостоятельное добывание знаний ведёт к формированию ответственности, накапливанию и расширению собственного опыта, которым делятся дети на уроках, классных часах, во внеурочное время. Положительных результатов в развитии коммуникативных способностей я достигаю за счёт создания ситуации успеха для каждого ребёнка. Реализую дифференцированный подход к учащимся через работу в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава. Дифференцированный подход к каждому ученику по учебным возможностям, интересам и склонностям, характеру мышления, способствует успешному заинтересованному общению между одноклассниками. В своей работе я активно использую игровые технологии. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность. Дети с удовольствием выражают своё мнение, доказывают свою точку зрения. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых ведут к социализации ученика. Нетрадиционные виды уроков (путешествие, экскурсия, интегрированный урок) и приёмы оформления классных и домашних творческих
работ, задания, которые развивают логическое мышление, викторины, ребусы, кроссворды также помогают при достижении качества коммуникативной компетенции . Обеспечению общения с одноклассниками способствуют также регулярное проведение гимнастики до занятий, проведение динамических пауз, создание системы обязательных физкультминуток во время урока, участие в спортивных праздниках, беседы по предупреждению вредных привычек, травматизма, обучение ПДД, обучение подвижным играм и проведение их во внеурочное время. В гимназии проводится ряд мероприятий традиционных и новых, которые помогают успешному общению между родителями, учителями и учащимися. Совместно с родителями в гимназии проводятся традиционные «День путешественника» (дети принимают активное участие в поездках, играх, прогулках), «День науки» (родители оказывают помощь в подготовке к презентации), фестиваль «Волшебная сила искусства» (родители помогают писать сценарий, изготавливают декорации, костюмы, репетируют отдельные сцены), е филармонии, театра, экскурсий в планетарий. У детей воспитывается чувство ответственности за товарища, его поступки, коллектив становится более сплочённым, дружным. Экскурсии в природу, акции милосердия «Помоги лесу», «Помоги собакам из приюта», уроки любования, побуждение к освоению окружающего в собственных образах, фантазии, всё это стимулирует работу сознания, вызывая у детей желание передать свои чувства и переживания, рассказать о красоте в устных и письменных сочинениях. Переживая и болея за каждое коллективное дело, ребята всё больше сближаются с родителями. Появляются общие цели, мечты, интересы. Родители живут жизнью детей. В общение с детьми включаются и люди разных профессий (рассказы родителей о своей профессии, библиотекари, работники музеев, др.). Их беседы не только расширяют интеллект учащихся, развивают познавательную активность, но и учат общению с «чужими» людьми, общению с книгами. Такой подход в обучении и воспитании стимулирует стремление ребёнка к
размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах и возможностях. Одним из направлений развития коммуникативной компетенции считаю общение учащихся с природой. Чтобы научить ребёнка общаться с родной природой, познавать её, любить, ценить, беречь и охранять, развивать творческий и культурный потенциал, во внеурочное время веду кружок по экологии «ЭКО». Ребята класса очень любят природу, часто рассказывают о своих домашних животных, интересуются Большое внимание уделяю этическому и художественно-эстетическому воспитанию учащихся. На занятиях кружка «Этика и этикет юного гимназиста» использую ролевые игры, тренинги. Дети сами придумывают ситуации, проигрывают эпизоды из жизни, анализируют поступки окружающих людей, обсуждают различные ситуации. Это приводит к умению слушать, высказывать своё мнение, давать советы, выводить правила поведения в обществе. Результат – повышение общей культуры поведения гимназистов в общественных местах, на улицах города. Не всегда дети могут мирно сосуществовать в рамках классного коллектива. Постоянные отклонения норм поведения, невыдержанность, несдержанность в поступках, упрямство приводят к конфликтным ситуациям в классном коллективе. О том, что в классе не комфортно ученику может определить не только учитель, но и родители. Если ребёнок неохотно идёт в школу, рад любой возможности остаться дома, возвращается из школы подавленным, часто плачет без видимых причин, никогда не упоминает никого из одноклассников, мало говорит о школе, не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо, одинок: его не приглашают в гости, на дни рождения, и он не хочет позвать к себе, значит необходимо принимать меры. В работе с родителями я провожу педлектории, родительские собрания, беседы, которые помогают выйти из таких ситуаций. Советую ребенку изменить тактику поведения. Всячески способствую участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Рекомендую родителям не сразу после уроков забирать ребенка из школы, даже ради занятий
английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а отверженный ребенок так и будет чужим в классе. Часто хвалю ребёнка при ребятах за незначительные успешные поступки. Учу ребёнка не бояться сверстников и доверять им. Во 2-3 классах учитель становится менее значимой фигурой, но зато отношения между учащимися крепнут, становятся более близкими, доверительными. Ребята начинают выказывать симпатии по отношению друг к другу. Классный коллектив делится на группы по интересам, по совместной деятельности, по половому признаку, по месту жительства, по чертам характера. Дружба основывается на случайных интересах или из-за места жительства. В начальных классах именно учитель выбирает стиль общения и ориентирует на него личность ученика. Это может быть демократический стиль (самый распространённый среди учителей), авторитарный (запреты и наказания), либерально-попустительский (неоправданная с н и с ход и т е л ь н о с т ь , попустительство). Выбранный стиль переносится детьми и на внешкольную жизнь. Путешествие по стране Общения для младших школьников длительное, очень непростое и увлекательное. И оттого, как у ребёнка сформируется коммуникативная компетенция, зависит не только обучение в школе, но и вся его дальнейшая жизнь. ЛИТЕРАТУРА. 1. В.В.Чечет. Умеем ли мы общаться с детьми. – Минск: Народная асвета, 1983. С.17


В раздел образования