Автор: Палтырева Алина Васильевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ СПО ЯНАО Ямальский многопрофильный колледж Населённый пункт: г. Салехард Наименование материала: методическая разработка Тема: Изучение инструментов народного оркестра Раздел: среднее профессиональное
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа
«Ямальский многопрофильный колледж»
Методические указания
по изучению дисциплины
«Изучение инструментов народного оркестра»
по специальности среднего профессионального образования
073403 Сольное и хоровое народное пение (по видам)
г. Салехард 2016
Содержание
1. Введение стр. 3
2. Особенности работы стр. 4
- Методика обучения игре на балалайке и
на инструментах балалаечной группы стр. 4
- Методика обучения игре на домре и инструментах
домровой группы стр. 9
3. Заключение стр. 14
4. Список литературы стр. 15
Введение
Дисциплина «Изучение родственных инструментов» занимает важное
место
в
комплексной
подготовке
квалифицированных
руководителей
оркестра или ансамбля, дирижёров, а так же инструментовщиков.
Данная
работа
предназначена
для
студентов
средних
профессиональных учебных заведений.
Цель: дать необходимые теоретические
знания для последующей
деятельности
в
качестве
руководителя
самодеятельных
оркестров
или
ансамблей.
Отсюда вытекают задачи:
1.
Подготовить будущего концертного исполнителя, артиста ансамбля или
оркестра,
руководителя
самодеятельного
ансамбля
или
оркестра,
к
методически правильной практической деятельности.
2.
Раскрыть
особенности
работы
педагога
в
классе
родственных
инструментов.
Особенности работы
В первую очередь педагог должен распределить изучение народных
инструментов по семестрам, учитывая
каким музыкальным инструментом
владеет учащийся. Например: Если студент занимается в классе домры по
специальности, то в первом семестре он будет изучать группу домр, а во
втором группу балалаек. Если студент занимается в классе балалайки по
специальности, то в первом семестре он будет изучать группу балалаек, а во
втором группу домр. Если же студент занимается в классе баяна или гитары
по специальности, то в первом семестре он будет изучать группу балалаек, а
во втором группу домр.
Необходимо учитывать и уровень подготовки каждого студента по
изучаемой дисциплине. После прохождения обязательного курса начального
обучения игре на инструменте, индивидуальные занятия должны вестись по
составленным преподавателем индивидуальным планам
Следующим этапом является ознакомление с современной методикой
обучения игре на данных инструментах. Сюда входит методика начального
обучения игре на балалайке и инструментах балалаечной группы оркестра, а
так
же
методика
начального
обучения
игре
на
домре
и
инструментах
домровой
группы
оркестра.
Каждая
из
них
имеет
свои
особенности,
и
включают в себя устройство инструмента, настройка, посадка, постановка
рук, основные приёмы звукоизвлечения,
тембровые особенности каждого
инструмента,
строй,
диапазон,
нотация,
какую
функцию
в
оркестре
выполняет
изучаемый
инструмент,
художественные
и
технические
возможности
инструментов,
учит
определять
позиции
на
инструменте,
объяснить принципы перехода из одной позиции в другую.
Рассмотрим по подробнее эти две методики.
Методика начального обучения игре
на балалайке и инструментах
балалаечной группы оркестра
1. Устройство инструмента и настройка.
Корпус состоит из деки, клёпак, задинки, пружины, контробечаек,
обкладки. На нём расположены кружок, нижний порожек, кнопки розетка,
подставка, панцирь, резонаторное отверстие. На грифе расположены лады,
ладовые пластины, верхний порожек, головка, колковая механика, крышка,
струны.
Настраивается сначала первая струна. Её нужно натягивать
соответствующим колком до совпадения по высоте звучания со звуком ЛЯ
первой октавы, взятом на камертоне или инструменте с постоянным строем –
фортепиано, баяне.
2. Правила посадки.
Правильная посадка исполнителя и правильное положение инструмента
при
игре
–
необходимое
условие
успешного
овладения
приемами
звукоизвлечения
на
балалайке.
Посадка
должна
быть
свободной,
естественной: сидеть следует на половине стула, слегка наклонив корпус
вперед и полуобернувшись в сторону грифа. Ноги ставят устойчиво, на всю
ступню на расстоянии не более 10 см одна от другой, причём левая несколько
выдвинута вперёд. Носки слегка развёрнуты. Для устойчивости балалайки
корпус её следует поместить между сдвинутыми коленями.
3. Постановка рук.
Правую руку следует положить свободно на верхний угол балалайки со
стороны деки (этот угол придерживают рукой во время игры, опираясь на неё
несколько выше локтя). Предплечье правой руки касается корпуса на месте
стыка деки с задинкой.
Кисть левой руки положить на гриф, придерживая его нижнюю
кромку подушечкой основания указательного пальца, и с другой стороны -
большим
пальцем,
выступающим
под
грифом
на
полфаланги
и
располагающимся напротив второго пальца. Пальцы округлены.
4. Основные приёмы игры.
Основные приёмы игры на балалайке – арпеджато, бряцание,
пиццикато большим пальцем, двойное пиццикато, тремоло.
Арпеджато – извлечение звука большим пальцем правой руки
скользящим
движением
по
струнам
сверху
вниз;
обозначается
перед
интервалом или аккордом вертикальной волнистой чертой.
Бряцание – удар по всем струнам свободно падающей правой рукой.
Удар
по
струнам
производится
ногтевой
стороной
указательного
пальца,
остальные три пальца слегка согнуты в суставах средних фаланг и чуть
приподняты.
В
основе
движения
руки
при
исполнении
приема
лежит
свободное падение предплечья в сочетании со свободной кистью. Движение
должно быть максимально широким и направлено по траектории от правого
плеча
до
левого
колена.
Четкость
и
плотность
удара
обеспечивается
использованием веса предплечья и кисти при свободном падении руки.
Пиццикато большим пальцем – извлечение звука щипком на одной
струне
движением
сверху
вниз.
При
игре
пиццикато
большим
пальцем
остальные пальцы опираются на нижнюю кромку панциря или на ребро
инструмента.
Кисть,
согнутая
в
лучезапястном
суставе
и
расслабленная,
помогает большому пальцу производить удар. Направление удара – вниз, к
деке; движение руки состоит из прямолинейного движения предплечья и
движения кисти, амплитуда его небольшая.
Двойное пиццикато – чередование равномерных ударов по струне:
вниз
–
большим
пальцем,
вверх
–
указательным.
Сами
пальцы
самостоятельного
движения
не
производят,
а
находятся
в
определенном
постоянном
положении:
большой
палец
выпрямлен,
слегка
напряжён,
указательный – согнут настолько, чтобы его ногтевая фаланга оказалась возле
ногтевой
фаланги
большого
пальца,
средний
полусогнут
и
несколько
приподнят
над
указательным,
безымянный
и
мизинец
–
в
обычном,
естественном состоянии.
Тремоло
по всем струнам – общий принцип звукоизвлечения
аналогичен
бряцанию,
положение
пальцев
правой
руки
в
этих
приёмах
одинаково. Разница заключается в меньшей амплитуде и в большей частоте
ударов по струнам, а работа предплечья переходит от комбинированного
движения во вращательное. Не следует сразу стремиться к максимальной
частоте ударов. Это приведёт к резкой зажатости руки.
5. Оркестровые инструменты балалаечной группы.
Ведущим инструментом балалаечной группы является балалайка
прима,
остальные
инструменты,
как
правило,
выполняют
функцию
аккомпанемента. По основным правилам игры и строю их можно разделить
на
две
подгруппы.
В
первую
входят
секунда
и
альт,
во
вторую
бас
и
контрабас.
Балалайка секунда.
Строй: 1 струна – РЕ первой октавы;
2 и 3 струны в унисон – ЛЯ малой октавы.
Посадка аналогична посадке играющего на приме.
По своим функциям в оркестре секунда, как и альт, в основном исполняет
ритмический
аккомпанемент,
педаль,
в
редких
случаях
-
тематический
материал.
Левая
рука
ставится
по
позиционному
принципу,
как
и
на
приме.
Звукоизвлечение производится большим пальцем правой руки и медиатором.
ПРИМЕЧАНИЕ. Балалаечные медиаторы делаются из плотной жёсткой кожи
толщиной от 2 до 3,5 мм, яйцеобразной формы, для секунды и альта –
размером примерно в пятирублёвую монету, несколько большие – для баса и
контрабаса.
Большим пальцем выполняются приёмы пиццикато и арпеджато.
Медиатором
можно
играть
пиццикато,
арпеджато,
а
так
же
двойными
ударами, подобно бряцанию на приме, и тремоло. Медиатор следует держать
между ребром согнутого указательного пальца и большим пальцем. Обычно
половинные,
четвертные
и
восьмые
длительности
исполняются
ударами
медиатора по струнам вниз, а чередующиеся шестнадцатые – двойными
ударами вниз – вверх. Тремоло при помощи медиатора заключается в частом
чередовании двойных ударов по струнам. Наиболее характерна для партии
балалайки
секунды
в
оркестре
игра
аккомпанемента
в I-й позиции, хотя
можно использовать рабочий диапазон до 10-12-го лада. На верхних ладах
звучание приобретает резкий, жёсткий характер.
Балалайка альт
Строй: 1 струна – ЛЯ малой октавы.
2 и 3 струны в унисон – МИ малой октавы.
Балалайка альт – транспонирующий инструмент, записывается октавой
выше реального звучания. Вследствие аналогичности строя альта с примой
освоение этого инструмента идёт быстро. Трудности заключаются в освоении
более
широких
ладов
на
альте,
поэтому
требуется
большее
растяжение
пальцев.
Но
принципы
позиционной
аппликатуры
одинаковы
с
примой.
Приёмы звукоизвлечения те же, что и на балалайке секунде, то есть игра
большим
пальцем
пиццикато
и
арпеджато,
а
также
игра
медиатором.
Выполняемые в оркестре функции одинаковы с секундой.
Балалайка бас
Строй: 1 струна – РЕ малой октавы
2 струна – ЛЯ большой октавы
3 струна – МИ большой октавы
Инструмент не транспонирующий, как пишется, так и звучит.
Посадка для игры на басу следующая: инструмент ставят между колен,
упираясь
выдвинутым
на
необходимую
длину
штырём
в
пол,
ноги
расставлены. Играющий кладёт правую руку на балалайку со стороны деки, а
грудью
слегка
опирается
на
корпус
инструмента.
Угол
наклона
грифа
устанавливается исполнителем так, чтобы можно было свободно достать
наиболее удалённый первый лад и прижать 1-ым пальцем левой руки третью
струну на первом ладу. Садиться на переднюю половину стула. Посадка
играющего должна быть свободной, непринуждённой.
Аппликатура левой руки позиционно-хроматическая. Наиболее
характерна игра в первой позиции. На 1-ой струне в первой позиции пальцы
ставятся следующим образом: 1-й палец – МИ (второй лад)
2-й палец – ФА (третий лад)
3-й палец – ФА-диез (4 лад)
4-й палец – СОЛЬ (5 лад)
Таким образом, полутоновые интервалы берутся соседним пальцем,
тоновые – через палец и т.д.
Играют на басу с помощью кожаного медиатора. Струну следует
ударять медиатором без особого размаха, усилия направлять несколько вглубь
корпуса инструмента, примерно под углом 45 градусов по отношению к деке.
Приёмы игры. Балалайки бас и контрабас исполняют в оркестре
нижний
основной
(басовый)
голос.
Иногда
балалайка
бас
вместе
с
контрабасом исполняет мелодический голос в нижнем регистре. Наиболее
характерна игра медиатором ударами вниз. Также применяется арпеджато
медиатором по всем струнам, особенно хорошо звучат аккорды, включающие
звук открытой струны. В случаях, когда требуется выдержанный басовый
звук, применяется тремоло, заключающее в себе частные удары медиатором
по струне в обе стороны. При этом в правой руке движется не столько кисть,
сколько предплечье. Высокие звуки (от 12 лада и выше) применяются редко,
так
как
звучат
маловыразительно,
притуплено.
В
редких
случаях,
когда
требуется
особо
чистое
мягкое
звучание,
применяется
приём
пиццикато
большим
пальцем.
Перед
изучением
оркестровых
партий
следует
предварительно посвятить несколько занятий освоению основных правил
игры на инструменте, принципа аппликатуры, позиций, приёмов игры и т.д.
Балалайка контрабас
Строй: 1 струна – РЕ большой октавы
2 струна – ЛЯ контроктавы
3 струна – МИ контроктавы
Это самый низкий по звучанию инструмент в оркестре, выполняет роль
гармонической
и
ритмической
опоры
всего
оркестра.
Существует
два
варианта посадки для игры на контрабасе:
1)
играющий ставит инструмент, опирающийся в пол на штырь сбоку,
возле бедра правой ноги. Контрабас наклонён под необходимым углом,
правая рука – на корпусе инструмента со стороны деки так, чтобы
верхний его край находился почти подмышкой, ноги вместе;
2)
играющий садится на полстула, правая нога отведена назад; контрабас
ставят, как и другие виды балалаек, между колен, корпус его опирается
на штырь и наклонён под необходимым углом к исполнителю, который
грудью опирается на инструмент. Правая рука заводится на деку, как и в
первом
варианте.
Угол
наклона
грифа
выбирается
таковым,
чтобы
можно
было
достаточно
уверенно
прижать
1-ым
пальцем
третью
струну на 1-ом ладу.
В каждом из этих способов посадки есть свои положительные и
отрицательные стороны. Так в первом случае посадка кажется удобной, но
это
положение
недостаточно
обеспечивает
одновременный
обзор
исполнителем грифа, пульта и дирижёра. Во втором варианте – наоборот.
Каждый
контрабасист
использует
один
из
этих
вариантов,
однако
при
длительной игре в оркестре (по 2,3 часа) целесообразно их чередовать время
от времени, во избежание отёков мышц.
Приёмы звукоизвлечения на контрабасе аналогичны приёмам игры на
балалайке
бас.
Игра
аккордами
(вследствие
низкого
регистра)
не
применяется.
Из-за большой ширины ладовых площадок аппликатура на контрабасе
имеет свои отличия. В позиции пальцы одновременно могут охватить лишь 3
лада, поэтому 1-й и 2-й пальцы ставятся на соседние лады (как и на басе), а
на
следующий
лад
ставятся
сразу
3-й
и
4-й
пальцы
вместе,
создавая
необходимую опору для прижатия струны к ладу. Если в первой позиции 1-й
палец стоит на втором ладу 1-й струны, то на 3-й лад ставится 2-й палец, на
4-й лад ставится вместе 3-й и 4-й пальцы.
Из-за определённой трудности при звукоизвлечении на басе и
контрабасе
рекомендуется
максимально
использовать
во
время
игры
оркестровых партий открытые струны, так как они звучат полно, глубоко и
чисто.
Методика начального обучения игре
на домре и инструментах домровой
группы оркестра
1.Устройство инструмента и настройка.
Корпус в форме полушария, состоящий из кузова (нижней части
корпуса) и деки, которая прикрывает кузов сверху. Над грифом, который
соединяется с корпусом, натянуты струны. На грифе расположены головка,
порожек верхний, ладовые пластины, порожки, колковая механика. На кузове
расположены подструник, панцирь, розетка, подставка, клёпки.
Настраивается сначала вторая струна. Её нужно натягивать соответствующим
колком до совпадения по высоте звучания со звуком ЛЯ первой октавы,
взятом на камертоне или инструменте с постоянным строем – фортепиано,
баяне. Потом по ней настраивать первую и третью струны.
2. Правила посадки.
Правильная посадка с инструментом является необходимым условием
успешного
овладения
игрой
на
домре.
Сидеть
надо
естественно
и
непринуждённо, прямо или слегка наклонившись вперёд, отодвинувшись от
спинки стула и забросив правую ногу на левую; левая нога, согнутая в колене
под
прямым
углом,
всей
ступнёй
стоит
на
полу.
Бедро
принимает
горизонтальное
положение.
Если
стул
недостаточно
высок
и
бедро
оказывается в наклонном положении, следует изменить угол сгиба левой
ноги, выдвинув носок вперёд или убрав под стул.
Положение домры: инструмент наклонно лежит на правом бедре играющего,
верхний край корпуса инструмента прижат грудью, головка находится на
уровне плеча, плоскость деки слегка развёрнута.
3. Постановка рук.
Правая рука предплечьем опирается на деку выше нижнего порожка,
кисть
изогнута
над
струнами,
полусогнутые
пальцы
собраны
вместе
и
расслаблены, безымянный палец и мизинец ногтями опираются на панцирь –
такая
опора
позволяет
кисти
освободиться
от
напряжения
после
удара
медиатором.
Медиатор следует держать первыми фалангами полусогнутых и образующих
овал указательного и большого пальцев правой руки. Плоскость медиатора
находится под небольшим углом к струне, удар производится фаской.
Левая рука согнута в локте. Первая фаланга большого пальца и основание
указательного пальца обхватывают шейку грифа так, чтобы между грифом,
основанием
большого
пальца
и
ладонью
было
свободное
пространство.
Полусогнутые
пальцы
(кроме
большого)
подушечками,
у
самого
ногтя,
ставятся на лады ближе к металлическому порожку или находятся над ладами
на минимальном удалении от струн.
4. Основные приёмы игры.
Звук на домре извлекается ударом по струне медиатором или пальцами
правой руки. Тембр, или окраска звука, меняется в зависимости от места
извлечения звука: ближе к грифу образуется мягкий, глуховатый звук, над
панцирем яркий, сильный, у подставки резкий, с металлическим оттенком.
На
качество
звука
влияет
медиатор
(материал,
форма,
размер,
отделка).
Лучшими считаются черепаховые медиаторы овальной формы, с правильно
заточенной и хорошо отшлифованной фаской, высота которых равна первой
фаланге указательного пальца, ширина вдвое меньше высоты, толщина 1,5
мм.
Качество
звука
зависит
также
от
исполнителя
производить
удары
медиатором
без
зажатости,
свободными
от
напряжения
кистевыми
движениями правой руки.
Основными приёмами игры на домре – игра медиатором (pl.) и
пальцами правой руки (pizzicato). Каждый приём допускает разные способы
извлечения
звука
-
штрихи,
которые
придают
звучанию
определённый
характер и окраску. Основные штрихи при игре на домре: одинарные удары
медиатором вниз, удары вверх, чередующиеся штрихи – двойной и тройной,
дубль штрихи (двойной штрих на одном звуке), скольжение медиатора по
струнами, штрихи пунктирного ритма, обратный штрих, стаккато, тремоло
каждого звука отдельно, легато, пиццикато большим пальцем правой руки,
пиццикато средним пальцем, пиццикато указательным пальцем.
Одинарный удар медиатором производится сверху вниз или снизу
вверх. При ударе вниз кисть руки с медиатором поднимается над струной и,
свободно падая, возвращается в исходное положение. При движении кисти
вверх медиатор проходит мимо струны, а при падении кисти фаской ударяет
по струне. При одинарном ударе снизу вверх медиатор ударяет по струне при
движении кисти вверх. При чередующихся штрихах характер движения кисти
не меняется, но медиатор производит удары по струнам и вниз, и вверх.
Отрывистое исполнение звуков при штрихе стаккато достигается
быстрым снятием пальцев левой руки после удара медиатором по струне или
прикосновением
левой
руки
к
звучащей
открытой
струне.
Исполняется
стаккато одинарным ударом медиатора вниз, реже вверх, иногда двойными
ударами.
Тремоло – быстрое, непрерывное чередование двойных ударов – может
быть раздельным, с краткими перерывами звучания между звуками (тенуто,
обозначается
горизонтальной
чёрточкой
над
или
под
нотой)
и
с
чётким
отделением
звуков
(нон
легато,
обозначения
в
домровой
литературе
не
имеет), и сплошным, без перерыва звучания между двумя или несколькими
нотами (легато, обозначается с помощью лиг).
Пиццикато – постановка правой руки при игре пиццикато не отличается
от
постановки
при
игре
медиатором.
Пиццикато
большим
пальцем
производится щипком, подушечкой этого пальца. Остальные пальцы разжаты
и в полусогнутом положении придерживают корпус домры у пятки грифа.
Пиццикато
средним
или
безымянным
пальцем
делается
щипком
вверх
(иногда вниз), указательным и вниз, и вверх. Указательный палец может
осуществлять тремоло.
5. Оркестровые инструменты домровой группы
Домра пикколо
Строй: 1 струна – ЛЯ второй октавы
2 струна – МИ второй октавы
3 струна – СИ первой октавы
Домра пикколо инструмент транспонирующий. Записывается на октаву
ниже реального звучания.
Посадка
аналогична
посадке
играющего
на
домре
малой.
Последовательность изучения приёмов игры и штрихов та же, что и при
обучении игре на домре малой.
Функции в оркестре из-за высокого звучания чаще всего используется в
кульминациях произведения, а так же в тутти, иногда педаль.
Домра альт
Строй: 1 струна – РЕ первой октавы
2 струна – ЛЯ малой октавы
3 струна – МИ малой октавы
Транспонирующий
инструмент
–
записывается
октавой
выше
реального
звучания.
Посадка на домре альт отличается от посадки домры пикколо и домры
малой.
Исполнитель садится на край стула, правая нога становится
перпендикулярно полу, так чтобы ступня этой ноги стала прямо. Левая нога
отводится под стул. Постановка рук аналогична постановке на домре малой.
Начинать обучение следует с освоения пиццикато большим пальцем
правой руки на открытых струнах. После этого следует овладение одинарным
ударом медиатором сверху вниз по открытым струнам. Изучение позиций.
Функции в оркестре различны: мелодическая, ритмическая, педаль.
Домра бас
Строй: 1 струна – РЕ малой октавы
2 струна – ЛЯ большой октавы
3 струна – МИ большой октавы
Записывается в басовом ключе.
Посадка аналогична посадке на домре альт. Постановка рук немного
изменена
из-за
размеров
инструмента.
Первой
позицией
является
такая
постановка пальцев: Указательный палец левой руки ставится на 2-й лад
первой струны, средний на 3-й лад, безымянный на 4-й лад, мизинец на 5-й
лад.
Начинать обучение следует с освоения пиццикато большим пальцем
правой руки на открытых струнах. После этого следует овладение одинарным
ударом медиатором сверху вниз по открытым струнам. Изучение позиций.
Функции в оркестре различны: мелодическая, ритмическая, педаль, а так же
дублировать бас.
Форма построения каждого урока основана на проверке степени
усвоения пройденного материала и разборе нового с последующим заданием.
Большую роль играет выбор
репертуара.
Основные
условия
правильного
подбора
произведений
для
изучения
–
это
простота
и
доходчивость
мелодии,
доступность
штриха,
удобство
аппликатуры.
При
выборе репертуара рекомендуется широко использовать в качестве учебного
материала
народное
музыкальное
творчество,
музыку
советских
авторов,
примеров русской и зарубежной музыкальной классики. При этом следует
учитывать
последовательность
в
освоении
учебного
репертуара,
индивидуальность
каждого
обучающегося,
заботиться
о
правильном
формировании музыкально-эстетического вкуса студентов.
Для закрепления и развития практических навыков в освоении
оркестровых инструментов педагог должен организовать самостоятельную
работу студентов по подготовке заданий. С этой целью ему необходимо
обеспечить их соответствующими методическими и учебными пособиями,
инструментами, создать возможность использования свободных аудиторий, а
самое главное - дать им конкретную методику самостоятельной работы над
заданием.
Одной из особенностей работы в классе родственных инструментов
является
практическое
изучение
художественно-выразительных
и
технических возможностей музыкальных инструментов, входящих в состав
русского народного оркестра.
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе
родственных
инструментов,
обычно
включающий
в
себя
проверку
выполненного
задания,
совместную
работу
педагога
и
студента
над
музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов
самостоятельной работы учащегося. Урок может иметь различную форму,
которая
определяется
не
только
конкретными
задачами,
стоящими
перед
учеником,
но
также
во
многом
обусловлена
его
индивидуальностью
и
характером,
сложившимися
в
процессе
занятий
отношений
ученика
и
педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с
показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности
в
изучении
материала
требуют
от
преподавателя
применения
различных
подходов
к
учащимся,
исходящих
из
оценки
их
интеллектуальных,
физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки.
В классе родственных инструментов решается целый ряд задач:
формирование
музыкально-исполнительского
аппарата
учащегося
(достижение физической свободы игрового аппарата и отсутствия мышечных
«зажатий» в постановке), воспитание звуковой культуры, выразительности,
красоты
и
певучести
звучания,
овладение
различными
техническими
приемами,
необходимыми
для
развития
беглости,
четкости,
ровности
исполнения,
работа
над
важнейшими
средствами
музыкально-
художественного
исполнения
(точность
прочтения
музыкального
текста,
выразительность
интонации,
ритмическая
четкость),
правильный
подбор
аппликатуры,
соблюдение
динамики,
фразировки,
построение
формы
художественного произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных
учащихся
зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко
продуман
выбор
репертуара.
Целесообразно
составленный
индивидуальный
план,
своевременное
его
выполнение
существенным
образом
влияют
на
успеваемость
студента,
так
же
как
рационально
подобранный и соответствующий индивидуальным особенностям учащегося
учебный
материал,
который
должен
соответствовать
уровню
его
художественного и технического развития, возникающим на каждой ступени
роста учащегося новым педагогическим задачам.
Заключение
Данная работа раскрывает особенности работы педагога в классе
родственных
инструментов.
Даёт
необходимые
теоретические
знания,
связанные с методикой начального обучения игре на народных инструментах,
для
последующей
деятельности
в
качестве
руководителя
самодеятельных
оркестров или ансамблей.
Данные методические указания пригодятся при написании
инструментовок,
так
же
при
изучении
таких
дисциплин
ка к :
«Инструментоведение», «Инструментовка», «Аранжировка», «Оркестровый
класс», «Дирижирование», при прохождении практики работы с творческим
коллективом.
Список литературы
1. Андрюшенков Г.И. «Методика начального обучения игре на балалайке»
(учебное пособие); 1995г.
2.
Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке; 1967, 1974 гг.
3.
Илюхин А. «Самоучитель игры на балалайке»; 1967, 1974 гг.
4.
Шалов А. « Основы игры на балалайке»(методические записки); 1970 г
5.
Александров А. «Школа игры на трёхструнной домре»; 1979, 1983 гг.
6.
Хрестоматия домриста – 1 – 3 кл. ДМШ (сост. В. Чунин); 1983 г.
7. Методика работы с самодеятельным оркестром народных инструментов
– методические указания (сост. В.Ложичевский).
8. Крюков В.В. «Музыкальная педагогика»; 2002 г.