Напоминание

"Развитие художественных способностей детей с задатками одаренности в детском саду"


Автор: Шестакова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 35
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья:
Тема: "Развитие художественных способностей детей с задатками одаренности в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шестакова Татьяна Владимировна воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 35 г. Комсомольск – на- Амуре Хабаровский край
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ С ЗАДАТКАМИ ОДАРЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе. Галилео Галилей Эстетическое восприятие – это эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями. Отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике. Оно предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Формирование способностей к изобразительной деятельности ценно не только само по себе. В этом процессе ребенок приобретает такие качества, которые затем дают толчок развитию более общих способностей, сказывающихся на успешном осуществлении самых разнообразных видов деятельности. Пределы развития личности неизвестны, потому и принято считать, что возможности развития каждого ребенка "безграничны". Практически это так и есть, однако теоретически этот предел существует, и та его часть, которая определяется генотипом, обычно и именуется "одаренностью". Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей и детей задатками (предпосылками) одаренности составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом. В практике, процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и могу”. Уже в младшей группе детского сада среди воспитанников можно заметить интерес ребенка к рисованию в самостоятельной деятельности. В организованной деятельности такие дети показывают значительные результаты. Особенности, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. К концу учебного года 8 детей отличались от остальных детей группы умением самостоятельно задумывать содержание своего рисунка, проявляли интерес к поэтическим произведениям. С этой целью для детей в рамках дополнительного образования был организован кружок художественно – эстетической направленности: «Поэзия в рисунках детей». Цель программы – эстетическое, познавательное, личностное развитие ребенка на основе приобщения его к художественной деятельности. 1
Задачи: приобщение к искусству и художественной деятельности. Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту окружающей природы, эстетического вкуса. Обучение умению различать оттенки настроения в стихах и использовать цвет как изобразительное средство. Сроки реализации программы: сентябрь 2014 г. – май 2015 г. Методы и приемы: чтение произведения, беседы по содержанию, наблюдение явлений природы, передающих общее содержание стихотворения; беседы о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка. Содержание работы: Знакомство с материалами, инструментами, правилами рисования, закрашивание рисунка. Обучение ориентации на плоскости, владению техниками рисования «штриховкой», кистями различной толщины и видов, гуашью и акварельными красками. Темы занятий: Палитра художника теплые и холодные цвета. «Ромашки». «Дуб». «Дождевые тучи».«Листопад, листопад, листья желтые летят». «Лес, точно терем расписной». «Хмурая осень». «Все деревья в серебре». «В лесу родилась елочка». «Метель ей пела песенку». «Пришла волшебница зима». «Дивный лес полон сказок и чудес». «Прилетели пчелки о весне поведать». «Весна в лесу». «Цапля». «Травка зеленеет». «Лето красное пришло». «Лисица и еж». «Весна в лесу» К концу учебного года трое детей научились владеть кистью, графитными и цветными карандашами, получать новые цвета смешиванием акварельных и гуашевых красок на палитре. Приняли участие в выставке работ творчества детей старшего дошкольного возраста учреждения; «Я рисую». Необходимо отметить, что двоим на тот момент еще не исполнилось 5 - ти лет. В связи с этим, у меня возникла идея об организации работы кружка дополнительного образования для детей с задатками одаренности. С целью подтверждения наличия таких способностей и правильности своего решения в течение июня - июля 2016 г. вместе с родителями была проведена первичная диагностика по А.А. Лосевой, тестирование по А.И. Савенкову, определение типа одаренности по А.И. Савенкову. Диагностика показала, что Бутина Альбина, Третьякова Маша, Бурлакова Маша имеют способности к изобразительной деятельности, заметно превышающие возрастную норму. Результаты диагностики подтвердили необходимость развития способностей этих воспитанниц. В ходе подготовки к созданию программы было проведено собрание с родителями, на котором я встретила огромную заинтересованность в организации работы кружка. Нисколько не смутило родителей, что в план работы кружка будут включена техника рисования пластилином. Они выразили желание всячески помогать в организации развивающей среды и в работе с детьми. Для старшей группы была создана программа художественно – эстетической направленности: «Юный художник». Программа предусматривает развитие художественных задатков одаренности детей, со способностями, превышающими возрастную норму не менее 1 года с использованием техники рисования «пластилинография». Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, которая имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, картину что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности, мышление. Цель программы - развитие художественных способностей в изобразительной деятельности детей с предпосылками одаренности с использованием техники рисования - пластилиновая живопись (пластилинография). 2
Задачи обучения: обучение приемам рисования пластилином. Развитие чувства цвета, пропорции, ритма, творческих способностей. Разработка моторики пальцев рук. Развитие навыков и умений в работе с пластилином, эстетического восприятия окружающей действительности средствами изобразительного искусства. Формирование осознанного отношения к художественной культуре. Воспитание познавательного интереса и художественного вкуса. Сроки реализации программы: сентябрь 2015 г. – май 2016 г. Методы и приемы, направленные на развитие способностей: Наглядные: демонстрация наглядных средств; показ способов действия, способов работы, последовательности их выполнения; - показ образцов; Словесные: беседы; чтение поэтических произведений; обсуждение рассматриваемых иллюстраций, картин, содержания стихотворений; анализ произведений живописи и поэзии; самоанализ своих работ. Практические: использование приемов техники на практике; умение анализировать и давать оценку своей работе. Специфические: пальчиковые игры и упражнения; музыкальное сопровождение; просмотр презентаций, слайдов. Темы практических занятий: «Яблоко и банан». «Красивый цветок», «Кувшинки». «Коза», «Лиса с лисятами». «Ели водят хоровод». «В окно повеяло весною». «Черемуха». «Вот и лето пришло». «Закат». «Картинка про осень» «Закат» Результатами занятий в кружке считаю получение воспитанницами дипломов Всероссийских конкурсов с международным участием. Следующим этапом развития творческих способностей, стали занятия дополнительного образования в кружке для детей с задатками одаренности: «Я – художник» в подготовительной группе. Цель программы - развитие художественных способностей в изобразительной деятельности детей с задатками одаренности с использованием техники рисования пастельными мелками с натуры, с образцов, по представлениям. Задачи обучения: Обучение приемам рисования пастельными мелками живописных произведений. Развитие чувства цвета, пропорции, ритма, творческого мышления. Воспитание художественного вкуса. Направления работы: Основы изобразительного искусства: постижение основ изобразительного искусства живописи; овладение пастельной техникой рисования. Художественная мастерская: формирование базовых умений, навыков. Технология - ориентация на эстетические ценности - воспитание художественного вкуса детей, приобретение ими практических умений и навыков, развитие имеющихся задатков одаренности в изобразительной деятельности. Сроки реализации программы: сентябрь 2016 г. – май 2017 г. Темы практических занятий: «Ласточки в небе». «Осенний натюрморт». «Цветок лилии». «Нарциссы для мамы». «Морской пейзаж». «Рождественские ели». «Зимний лес». «Лунный свет». «Закат». «Таежная река». «Восход». Особенности занятий: дети рисуют на листах формата А-3, оттенки цвета наносятся на изображения по основному цвету (возможно, закрепленному фиксатором) и поэтому работа над одним рисунком занимает как минимум 2 занятия. Необходимо помнить, что пастельные мелки достаточно свободно стираются ластиком. Детям интересно то, что растушевывать и 3
смешивать цвета можно различными материалами – сухими (смоченными в воде) пальцами, кисточками, ватными дисками и косметическими палочками. «Осенний натюрморт» «Нарциссы для мамы» «Цветок лил Хочется отметить, что Альбина Б. рисунок: «Нарциссы для мамы», получила диплом за 2 место во Всероссийском с Международным участием конкурсе: «Творческая мастерская» ИМЦ ХОГВАРДС. Заключение: работа с детьми, описанная в статье развивает не только художественные способности детей с задатками (предпосылками) одаренности, но и мотивирует педагога на продолжение занятий с такими воспитанниками. Литература. 1. Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: пособие для воспитателя детсада. – М. : Просвещение, 1985. 2. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн.для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1992 3. Комарова т.С. Обучение детей технике рисования – М., 1994 4. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая) 5.«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г. 6. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002. 7. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006. 8.Воспитание искусством в детском саду / Штанько И.В. – М., 2007. 9. Сюзен Сарбек. Рисуем маслом и пастелью. Кристина &К 2005. 10.Врублевская Н. Начинающему художнику. Как рисовать пастелью. Издательство М.: Астрель, 2007 11. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография.-М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. 4


В раздел образования