"Развитие художественных способностей детей с задатками одаренности в детском саду"
Автор: Шестакова Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 35 Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край Наименование материала: статья: Тема: "Развитие художественных способностей детей с задатками одаренности в детском саду" Раздел: дошкольное образование
Шестакова Татьяна Владимировна
воспитатель
МДОУ детский сад комбинированного вида № 35
г. Комсомольск – на- Амуре Хабаровский край
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ С ЗАДАТКАМИ ОДАРЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе.
Галилео Галилей
Эстетическое восприятие – это эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства,
а
в
дальнейшем
опирающееся
на
мыслительную
деятельность
человека.
В
дошкольном
возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями.
Отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему,
живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках,
жестах, возгласах, мимике. Оно предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших
на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче
становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.
Формирование способностей к изобразительной деятельности ценно не только само по
себе.
В
этом
процессе
ребенок
приобретает
такие
качества,
которые
затем
дают
толчок
развитию более общих способностей, сказывающихся на успешном осуществлении самых
разнообразных видов деятельности.
Пределы развития личности неизвестны, потому и принято считать, что возможности
развития каждого ребенка "безграничны". Практически это так и есть, однако теоретически
этот предел существует, и та его часть, которая определяется генотипом, обычно и именуется
"одаренностью".
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее
выявление, обучение и воспитание одаренных детей и детей задатками (предпосылками)
одаренности составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в
целом. В практике, процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний
уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать
свои потенциальные возможности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в
единстве категорий “хочу” и могу”.
Уже в младшей группе детского сада среди воспитанников можно заметить интерес
ребенка к рисованию в самостоятельной деятельности. В организованной деятельности такие
дети
показывают
значительные
результаты.
Особенности,
которые
проявляются
в
его
реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его
действий. К концу учебного года 8 детей отличались от остальных детей группы умением
самостоятельно задумывать содержание своего рисунка, проявляли интерес к поэтическим
произведениям.
С этой целью для
детей в рамках дополнительного образования
был организован
кружок художественно – эстетической направленности: «Поэзия в рисунках детей».
Цель программы
– эстетическое, познавательное, личностное развитие ребенка на основе
приобщения его к художественной деятельности.
1
Задачи: приобщение к искусству и художественной деятельности. Воспитание эмоциональной
отзывчивости
на
красоту
окружающей
природы,
эстетического
вкуса.
Обучение
умению
различать оттенки настроения в стихах и использовать цвет как изобразительное средство.
Сроки реализации программы: сентябрь 2014 г. – май 2015 г.
Методы
и
приемы:
чтение произведения, беседы по содержанию, наблюдение явлений
природы, передающих общее содержание стихотворения; беседы о средствах выразительности
поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка.
Содержание
работы:
Знакомство
с
материалами,
инструментами,
правилами
рисования,
закрашивание рисунка. Обучение ориентации на плоскости, владению техниками рисования
«штриховкой», кистями различной толщины и видов, гуашью и акварельными красками.
Темы занятий: Палитра художника теплые и холодные цвета.
«Ромашки».
«Дуб».
«Дождевые
тучи».«Листопад,
листопад,
листья
желтые
летят».
«Лес,
точно
терем
расписной».
«Хмурая осень». «Все деревья в серебре». «В лесу родилась
елочка». «Метель ей пела песенку». «Пришла волшебница
зима».
«Дивный
лес
полон
сказок
и
чудес».
«Прилетели
пчелки о весне поведать». «Весна в лесу». «Цапля». «Травка
зеленеет». «Лето красное пришло». «Лисица и еж».
«Весна в лесу»
К концу учебного года трое детей научились владеть кистью, графитными и
цветными
карандашами,
получать новые цвета
смешиванием акварельных и
гуашевых
красок
на
палитре.
Приняли
участие
в
выставке
работ
творчества
детей
старшего
дошкольного возраста
учреждения; «Я рисую». Необходимо отметить, что двоим на тот
момент еще не исполнилось 5 - ти лет. В связи с этим, у меня возникла идея об организации
работы кружка дополнительного образования для детей с задатками одаренности.
С целью подтверждения наличия таких способностей и правильности своего решения в
течение июня - июля 2016 г. вместе с родителями была проведена первичная диагностика по
А.А.
Лосевой,
тестирование
по
А.И.
Савенкову,
определение
типа
одаренности
по
А.И.
Савенкову. Диагностика показала, что Бутина Альбина, Третьякова Маша, Бурлакова Маша
имеют
способности
к
изобразительной
деятельности,
заметно
превышающие
возрастную
норму. Результаты диагностики подтвердили необходимость
развития способностей
этих
воспитанниц.
В
ходе
подготовки
к
созданию
программы
было
проведено
собрание
с
родителями, на котором я встретила огромную заинтересованность в организации работы
кружка. Нисколько не смутило родителей, что в план работы кружка будут включена техника
рисования
пластилином.
Они
выразили
желание
всячески
помогать
в
организации
развивающей среды и в работе с детьми.
Для
старшей
группы
была
создана
программа
художественно
–
эстетической
направленности: «Юный художник». Программа предусматривает развитие художественных
задатков одаренности детей, со способностями, превышающими возрастную норму не менее 1
года с использованием техники рисования «пластилинография».
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, которая имеет
два
смысловых
корня: «графия»-
создавать,
изображать.
А
первая
половина
слова
«пластилин»
подразумевает
материал,
при
помощи
которого
осуществляется
исполнение
замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением
более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия
пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук
и пальцев, что
в свою очередь
способствует развитию речи.
Дети приучаются более
внимательно рассматривать предмет, картину что развивает в них наблюдательность.
Эта
работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности, мышление.
Цель программы - развитие художественных способностей в изобразительной деятельности
детей с предпосылками одаренности с использованием техники рисования - пластилиновая
живопись (пластилинография).
2
Задачи
обучения:
обучение
приемам
рисования
пластилином.
Развитие
чувства
цвета,
пропорции, ритма, творческих способностей. Разработка моторики пальцев рук. Развитие
навыков
и
умений
в
работе
с
пластилином,
эстетического
восприятия
окружающей
действительности
средствами
изобразительного
искусства.
Формирование
осознанного
отношения
к
художественной
культуре.
Воспитание
познавательного
интереса
и
художественного вкуса.
Сроки реализации программы: сентябрь 2015 г. – май 2016 г.
Методы и приемы, направленные на развитие способностей:
Наглядные: демонстрация наглядных средств; показ способов действия, способов работы,
последовательности их выполнения; - показ образцов;
Словесные:
беседы;
чтение
поэтических
произведений;
обсуждение
рассматриваемых
иллюстраций, картин, содержания стихотворений; анализ произведений живописи и поэзии;
самоанализ своих работ.
Практические: использование приемов техники на практике; умение анализировать и давать
оценку своей работе.
Специфические: пальчиковые игры и упражнения; музыкальное сопровождение; просмотр
презентаций, слайдов.
Темы
практических
занятий:
«Яблоко
и
банан».
«Красивый
цветок»,
«Кувшинки».
«Коза»,
«Лиса с лисятами». «Ели водят
хоровод».
«В
окно
повеяло
весною».
«Черемуха». «Вот и
лето пришло». «Закат».
«Картинка про осень»
«Закат»
Результатами
занятий
в
кружке
считаю
получение
воспитанницами
дипломов
Всероссийских конкурсов с международным участием.
Следующим
этапом
развития
творческих
способностей,
стали
занятия
дополнительного образования в кружке для детей с задатками одаренности: «Я – художник» в
подготовительной группе.
Цель программы - развитие художественных способностей в изобразительной деятельности
детей с задатками одаренности с использованием техники рисования пастельными мелками с
натуры, с образцов, по представлениям.
Задачи
обучения:
Обучение
приемам
рисования
пастельными
мелками
живописных
произведений. Развитие чувства цвета, пропорции, ритма, творческого мышления. Воспитание
художественного вкуса.
Направления
работы:
Основы
изобразительного
искусства:
постижение
основ
изобразительного
искусства
живописи;
овладение
пастельной
техникой
рисования.
Художественная мастерская: формирование базовых умений, навыков.
Технология - ориентация на эстетические ценности - воспитание художественного вкуса детей,
приобретение ими практических умений и навыков, развитие имеющихся задатков одаренности
в изобразительной деятельности.
Сроки реализации программы: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
Темы практических занятий: «Ласточки в небе». «Осенний натюрморт». «Цветок лилии».
«Нарциссы для мамы». «Морской пейзаж». «Рождественские ели». «Зимний лес». «Лунный
свет». «Закат». «Таежная река». «Восход».
Особенности занятий: дети рисуют на листах формата А-3, оттенки цвета наносятся на
изображения по основному цвету (возможно, закрепленному фиксатором) и поэтому работа
над одним рисунком занимает как минимум 2 занятия. Необходимо помнить, что пастельные
мелки достаточно свободно стираются ластиком. Детям интересно то, что растушевывать и
3
смешивать цвета можно различными материалами – сухими (смоченными в воде) пальцами,
кисточками, ватными дисками и косметическими палочками.
«Осенний натюрморт» «Нарциссы для мамы» «Цветок лил
Хочется отметить, что Альбина Б. рисунок: «Нарциссы для мамы», получила диплом
за 2 место во Всероссийском с Международным участием конкурсе: «Творческая мастерская»
ИМЦ ХОГВАРДС.
Заключение: работа с детьми, описанная в статье развивает не только художественные
способности детей с задатками (предпосылками) одаренности, но и мотивирует педагога на
продолжение занятий с такими воспитанниками.
Литература.
1. Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: пособие для
воспитателя детсада. – М. : Просвещение, 1985.
2.
Чумичева
Р.М.
Дошкольникам
о
живописи:
Кн.для
воспитателя
дет.сада.
-
М.:
Просвещение, 1992
3. Комарова т.С. Обучение детей технике рисования – М., 1994
4. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997. (Серия
«Учить и воспитывать, развлекая)
5.«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.
6. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002.
7. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г»,
2006.
8.Воспитание искусством в детском саду / Штанько И.В. – М., 2007.
9. Сюзен Сарбек. Рисуем маслом и пастелью. Кристина &К 2005.
10.Врублевская Н. Начинающему художнику. Как рисовать пастелью. Издательство М.:
Астрель, 2007
11. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников.
Монография.-М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
4