Интерактивные образовательные технологии в условиях современной школы
Автор: Малеева Валентина Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ горда Ульяновска "Средняя школа № 85" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: Статья Тема: Интерактивные образовательные технологии в условиях современной школы Раздел: полное образование
Интерактивные образовательные технологии в условиях современной школы
В связи с внедрением ФГОС ООО возрастает актуальность дистанционных и информационных
технологий обучения в урочной и во внеурочной деятельности. Функциональные обязанности
педагогов ежедневно увеличивается в связи с наращиванием в стране различных направлений
воспитания и продолжающимся усложнением системы итоговой аттестации учащихся. В столь
сложном процессе дистанционные консультации и интерактивные методы общения с учащимися –
достойная альтернатива традиционным методам обучения, решение вопроса нехватки времени и
обеспечения индивидуального подхода.
Дистанционные и информационные технологии обучения, как известно, продолжают оставаться
инновацией для учителя, работающего в современной школе . Именно поэтому современный
урок трудно представить без использования , например, различного рода презентаций. Причём
опыт использования информационных технологий, позволяющих только воспроизводить
учебный материал на экране, уже перестает быть популярным, ему на смену приходят
интерактивные и дистанционные методы обучения. Современные тенденции российского
образования диктуют каждому педагогу необходимость обеспечивать доступное и качественное
образование, внедрять в практику личностно ориентированный, компетентностный и
деятельностный подходы. Как показывает опыт, это сегодня возможно только в условиях
реализации непрерывного образования школьника.
В европейских и американских школах дистанционные и информационные технологии
обучения используются уже на протяжении нескольких десятилетий. В нашей же стране
сравнительно недавно, по причине неприятия подобных инноваций. Сегодня наметилась другая
тенденция: дистанционные и информационные технологии обучения уверенно и прочно вошли в
жизнь российских педагогов и значительно расширили возможность осуществления
непрерывного образования современных детей.
Методов дистанционного обучения сегодня много. Перечислим некторые из них, самые
распространённые и наиболее востребованные:
Skype
E-mail
«виртуальная доска» в опенсорсном онлайн-редакторе PiratePad.
Остановимся на последнем.
PiratePad — это популярная разновидность опенсорсного онлайн-редактора Etherpad,
предоставляющего возможность одновременной совместной работы с текстовыми документами.
Регулярная работа с авторскими ЭОР по предмету ОБЖ в PiratePad позволяет расширить
возможности учителя в области развития информационно-коммуникативных универсальных
учебных умений учащихся. Данная технология является инновационной и активно применяется
педагогами по дистанционному обучению. Опенсорсные редакторы позволяют работать с
несколькими учащимися одновременно в режиме реального времени. Онлайн-документ,
созданный в среде PiratePad, используется в качестве виртуальной доски.
Редактор снабжен функциями сохранения изменений по временным промежуткам. Присутствие
того или иного пользователя обозначается в редакторе определенным цветом. Немаловажно
наличие чата, который предоставляет возможность мгновенного обмена информацией. Например,
ученик может задать вопрос учителю, если имеет трудности в выполнении задания без
предварительной регистрации и других операций. Чат может выступить и активной средой для
организации группового брифинга или дискуссии по той или иной теме.
Особенность редактора в отличие от других видов дистанционного обучения - в возможности
работать одновременно именно с текстом, исправлять неточности, задавать наводящие вопросы, в
то же время оставляя учащегося наедине с самим собой, не вызывая страха перед «живым»
опросом учителя. А педагог в свою очередь получает возможность сопровождать учащегося в
период его работы над заданиями.
Опенсорсный редактор можно использовать при подготовке к ЕГЭ, ГИА или предметным
олимпиадам. Так в среду PiratePad помещаются тесты с индивидуальным набором вопросов для
каждого ученика, ссылки на созданные документы помещаются учителем в таблицу учета
успеваемости класса напротив фамилии каждого учащегося. При необходимости проведения
тестирования или проведения онлайн-зачета, ссылка на документ высылается ученику в Skype или
на E-mail, при групповой работе размещается на сайте образовательного учреждения или в
Dnevnik. Получив ссылку, ученик знакомится с сопроводительной инструкцией и приступает к
работе.
Особенно актуально использование опенсорсного онлайн-редактора Piratepad в период каникул,
удобно в работе с одаренными детьми с высокой занятостью,в условиях осуществления
инклюзивного образования. Присланные материалы данные учащиеся прочтут, попытаются
добыть знания в сети, на образовательных порталах.
Почему именно PiratePad? Потому что страница в редакторе создается мгновенно и может быть
индивидуальной для каждого ученика, интерфейс редактора неброский и прост в управлении,
имеется возможность максимально быстро обмениваться ссылками на учебные ресурсы,
комментировать их.
В целом использование PiratePad и других дистанционных интерактивных технологий позволит
улучшить качество организации урочной и внеурочной деятельности по предмету, а также сделает
образовательный процесс более результативным и интересным.