Напоминание

Пути повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении


Автор: Антонова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ № 13
Населённый пункт: Челябинская область, г. Копейск
Наименование материала: Статья по здоровьесбережению
Тема: Пути повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование





Назад





Н.С. Антонова

г. Челябинск

nataliaantova1989@mail

ФОРМИРОВАНИЕ

МОТИВАЦИИ

НА

СОХРАНЕНИЕ

ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5% возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. Педагог-новатор в дошкольном образовании по проблемам здоровья современного ребенка В.Р. Алямовская отмечает: «Хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена» [1]. Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности [2;3;5 и др.]. 1
Цель исследования – изучение особенностей формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Гипотеза исследования: работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:  возрастные и индивидуальные особенности детей;  создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;  систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников. Для достижения цели необходимо решить задачи: 1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. 2. Выявить возрастные особенности формирования здорового образа жизни. 3. Рассмотреть содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников. 4. Определить критерии и показатели сформированности ЗОЖ и экспериментально проверить эффективность работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Последователем Я.А. Коменского являлся Жак-Жан Руссо, который считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. 2
Педагоги прошлого столетия начали активно искать способы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Так, для профилактики и лечения многих заболеваний стали широко использовать детские игры. Подвижные игры рассматриваются как важное средство общего, физического и умственного развития и воспитания детей. К.Д. Ушинский немало важное значение в деле укрепления здоровья детей отводил физическому труду [11]. Актуальные и для нашего времени мысли об охране нервно- психического здоровья ребенка высказывала Е.Н. Водовозова. Она писала, что только когда нервная система ребенка находится в совершенном порядке, может быть поставлено физическое, нравственное, умственное воспитание и достигнуты успешные результаты. Русские ученые, педагоги и общественные деятели внесли большой вклад в развитие теории семейного воспитания, влияния образа жизни семьи на формирование здоровья детей. Проблемой воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в настоящее время занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии, психологии, социологии, экологии и педагогики. И хотя в современной отечественной и зарубежной литературе нет общепринятого определения здоровья, в его основе лежит определение, утвержденное Всемирной организацией здравоохранения. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Развитие учения о здоровье человека показало тесную связь и содержательную близость понятий «здоровье» и «образ жизни». Под образом жизни большинством ученых понимается устойчивый сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. 3
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья, которая осуществляется с учетом социальных и природных условий окружающей среды и предполагает гармоничные взаимоотношения с окружающей средой и активное отношение к своему здоровью [6]. Здоровый образ жизни, должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение всей жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма [4]. Опыт работы с детьми показывает необходимость тесной связи воспитательно-образовательной и воспитательно-оздоровительной работы. Основные теоретические сведения излагаются во время совместной деятельности с детьми, используются следующие методы и приемы: беседы, наблюдения, игры, опыты, проблемные ситуации, чтение детской литературы, использование художественного слова, «минутки здоровья» (краткая информация по теме в сопровождении иллюстрированного материала, опытного подтверждения). Комплекс оздоровительных мероприятий направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости, снятие эмоциональной напряженности. Он состоит из следующих разделов:  закаливание: воздушные ванны, регулярные прогулки, утренняя гимнастика, сон с доступом свежего воздуха, полоскание полости рта;  лечебно-профилактическая работа: самомассаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, фитолечение (витаминный чай);  физкультурно-оздоровительная работа: физкультурные занятия, физминутки, динамические паузы, подвижные игры. 4
Какой бы полной и глубокой ни была работа дошкольного учреждения, она никогда не станет полноценной без помощи родителей, без их активного участия в процессе. Сотрудничество с семьёй – одно из важнейших условий формирования мотивации на сохранение здоровья у детей младшего дошкольного возраста. При поступлении ребенка в детский сад проводится анкетирование родителей, с целью изучения социальной характеристики, образа жизни семьи и имеющихся знаний о здоровом образе жизни [2;4;7]. Таким образом, экспериментально установлено, что если: правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни, что и подтверждает выдвинутую гипотезу. Список литературы: 1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. - 2004. - № 17-24. 2. Антонова, Л.Н. Психологиче ские о снования р е а л и з а ц и и здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст] / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100 с. 3. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования [Текст] / Э.Н. Вайнер // Валеология. - 2004. - № 1. - С. 21-26. 4. Вашлаева, Л.П. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации [Текст] / Л.П. Вашлаева, Т.С. Панина // Валеология. - 2004. - № 4. - С. 93-98. 5
5. Макарова, Л.П. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования [Текст] / Л.П. Макарова, М.С. Матусевич, О.В. Шатровой // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 1021-1023. 6. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005. – 320 с. 7. Ушинский, К.Д. Физическое развитие младших дошкольников [Текст] // К.Д. Ушинский // Дошкольное воспитание. - 2007. - С. 114-117. 6


В раздел образования