Пути повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Автор: Антонова Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ СОШ № 13 Населённый пункт: Челябинская область, г. Копейск Наименование материала: Статья по здоровьесбережению Тема: Пути повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении Раздел: дошкольное образование
ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На
сегодняшний
день
в
соответствии
с
Федеральными
государственными
требованиями
направление
«Физическое
развитие»,
включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»
занимает
ведущее
место
в
воспитательно-образовательном
процессе
дошкольников.
И
это
не
случайно.
Последние
данные
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации:
по
статистике,
XXI
век
начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя
как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На
6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии,
предрасположенностью к патологии. На 1,5% возросла численность детей
3
группы
здоровья
с
выраженными
отклонениями
и
хроническими
заболеваниями. Педагог-новатор в дошкольном образовании по проблемам
здоровья современного ребенка В.Р. Алямовская отмечает: «Хотя много лет
в
практике
дошкольного
образования
проповедуется
необходимость
комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор
должным образом не решена» [1].
Изучению
вопросов
формирования
представлений
у
детей
дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования
показывает,
что
уже
в
дошкольном
возрасте
у
ребенка
появляется
устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему
организму (жизни, здоровью) как ценности [2;3;5 и др.].
1
Цель
исследования
–
изучение
особенностей
формирования
здорового
образа
жизни
детей
дошкольного
возраста
в
условиях
дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у
детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования здорового образа
жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: работа по формированию здорового образа
жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной,
если учитывать:
возрастные и индивидуальные особенности детей;
создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни
дошкольников;
систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению
здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить
теоретические
основы
процесса
формирования
здорового
образа жизни у детей дошкольного возраста.
2. Выявить
возрастные
особенности
формирования
здорового
образа
жизни.
3. Рассмотреть содержание и формы работы по формированию здорового
образа жизни у дошкольников.
4. Определить
критерии
и
показатели
сформированности
ЗОЖ
и
экспериментально
проверить
эффективность
работы
по
формированию
здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Последователем Я.А. Коменского являлся Жак-Жан Руссо, который
считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа,
люди и общество. Природа развивает способности и чувства; люди учат,
как ими пользоваться; общество обогащает опыт.
2
Педагоги
прошлого
столетия
начали
активно
искать
способы
сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Так, для
профилактики и лечения многих заболеваний стали широко использовать
детские игры. Подвижные игры рассматриваются как важное средство
общего, физического и умственного развития и воспитания детей.
К.Д. Ушинский немало важное значение в деле укрепления здоровья
детей отводил физическому труду [11].
Актуальные
и
для
нашего
времени
мысли
об
охране
нервно-
психического здоровья ребенка высказывала Е.Н. Водовозова. Она писала,
что
только
когда
нервная
система
ребенка
находится
в
совершенном
порядке, может быть поставлено физическое, нравственное, умственное
воспитание и достигнуты успешные результаты. Русские ученые, педагоги
и
общественные
деятели
внесли
большой
вклад
в
развитие
теории
семейного
воспитания,
влияния
образа
жизни
семьи
на
формирование
здоровья детей.
Проблемой воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста в настоящее время занимаются ученые из различных областей
знаний:
медицины
и
физиологии,
психологии,
социологии,
экологии
и
педагогики. И хотя в современной отечественной и зарубежной литературе
нет общепринятого определения здоровья, в его основе лежит определение,
утвержденное Всемирной организацией здравоохранения.
Здоровье
–
это
состояние
полного
физического,
психического
и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических
недостатков.
Развитие
учения
о
здоровье
человека
показало
тесную
связь
и
содержательную близость понятий «здоровье» и «образ жизни».
Под образом жизни большинством ученых понимается устойчивый
сложившийся
в
определенных
общественно-экономических
условиях
способ
жизнедеятельности
людей,
проявляющийся
в
нормах
общения,
поведения, складе мышления.
3
Наиболее
полно
взаимосвязь
между
образом
жизни
и
здоровьем
выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни
можно
охарактеризовать
как
активную
деятельность,
направленную
на
сохранение
и
укрепление
здоровья,
которая
осуществляется
с
учетом
социальных
и
природных
условий
окружающей
среды
и
предполагает
гармоничные
взаимоотношения
с
окружающей
средой
и
активное
отношение к своему здоровью [6].
Здоровый
образ
жизни,
должен
целенаправленно
и
постоянно
формироваться
в
течение
всей
жизни
человека,
а
не
зависеть
от
обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться
рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья,
будет совершенствовать резервные возможности организма [4].
Опыт
работы
с
детьми
показывает
необходимость
тесной
связи
воспитательно-образовательной и воспитательно-оздоровительной работы.
Основные
теоретические
сведения
излагаются
во
время
совместной
деятельности
с
детьми,
используются
следующие
методы
и
приемы:
беседы, наблюдения, игры, опыты, проблемные ситуации, чтение детской
литературы, использование художественного слова, «минутки здоровья»
(краткая
информация
по
теме
в
сопровождении
иллюстрированного
материала, опытного подтверждения).
Комплекс оздоровительных мероприятий направлен на сохранение и
укрепление
здоровья
детей,
снижение
уровня
заболеваемости,
снятие
эмоциональной напряженности. Он состоит из следующих разделов:
закаливание:
воздушные
ванны,
регулярные
прогулки,
утренняя
гимнастика, сон с доступом свежего воздуха, полоскание полости рта;
лечебно-профилактическая
работа:
самомассаж,
дыхательная
гимнастика, гимнастика для глаз, фитолечение (витаминный чай);
физкультурно-оздоровительная
работа:
физкультурные
занятия,
физминутки, динамические паузы, подвижные игры.
4
Какой
бы
полной
и
глубокой
ни
была
работа
дошкольного
учреждения, она никогда не станет полноценной без помощи родителей,
без их активного участия в процессе. Сотрудничество с семьёй – одно из
важнейших условий формирования мотивации на сохранение здоровья у
детей
младшего
дошкольного
возраста.
При
поступлении
ребенка
в
детский
сад
проводится
анкетирование
родителей,
с
целью
изучения
социальной характеристики, образа жизни семьи и имеющихся знаний о
здоровом образе жизни [2;4;7].
Таким образом, экспериментально установлено, что если: правильно
организовать
развивающую
среду,
учитывать
возрастные
особенности
детей, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по
формированию
здорового
образа
жизни
детей
дошкольного
возраста
способствует
укреплению
здоровья
детей,
формирует
представление
о
здоровье
как
о
ценности,
воспитывает
полезные
привычки
и
навыки
здорового образа жизни, что и подтверждает выдвинутую гипотезу.
Список литературы:
1. Алямовская,
В.Г.
Современные
подходы
к
оздоровлению
детей
в
дошкольном
образовательном
учреждении
[Текст]
/
В.Г.
Алямовская
//
Дошкольное образование. - 2004. - № 17-24.
2. Антонова,
Л.Н.
Психологиче ские
о снования
р е а л и з а ц и и
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательных
учреждениях
[Текст] / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ,
2004.-100 с.
3. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе
общего образования [Текст] / Э.Н. Вайнер // Валеология. - 2004. - № 1. - С.
21-26.
4. Вашлаева, Л.П. Теория и практика формирования здоровьесберегающей
стратегии педагога в условиях повышения квалификации [Текст] / Л.П.
Вашлаева, Т.С. Панина // Валеология. - 2004. - № 4. - С. 93-98.
5
5. Макарова, Л.П. Формирование мотивации здорового образа жизни как
критерий качества образования [Текст] / Л.П. Макарова, М.С. Матусевич,
О.В. Шатровой // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 1021-1023.
6. Смирнов,
Н.К.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
и
психология в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
7. Ушинский, К.Д. Физическое развитие младших дошкольников [Текст] //
К.Д. Ушинский // Дошкольное воспитание. - 2007. - С. 114-117.
6