Автор: Марчик Светлана Артуровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ Лицей №7 Населённый пункт: г. Саяногорск Наименование материала: статья Тема: Инновационные технологии в науке и образовании. Раздел: среднее образование
Марчик Светлана Артуровна
учитель математики
МБОУ Лицей№7
г.Саяногорск Республика Хакасия
Инновационные технологии
в науке и образовании.
На
сегодняшний
день
Министерством
образования
и
науки
РФ
утверждён
Федеральный
государственный
стандарт
начального
общего
образования и основного общего образования, так же в виде эксперимента
вводится стандарт среднего общего образования.
Рассмотрим урок с позиции требований ФГОС в сравнении с уроком
постсоветского периода. В чём отличие дидактических требований к этим
урокам? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного
типа в деятельности учителя и учащихся?
Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5
функций Анри Файоля):
планирование;
организация;
реализация и контроль;
коррекция;
анализ.
Урок,
являясь
основной
формой
организации
учебного
процесса,
строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее
спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить
коррекцию
своих
действий
и
действий
учащихся
с
учётом
анализа
(самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный.
Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также
раскроем
суть
изменений,
связанных
с
проведением
урока
современного
типа:
Требования к уроку
Традиционный урок
Современный урок
Объявление темы урока
У ч и т е л ь
с о о б щ а е т
учащимся
Ф о рм ул и ру ют
с а м и
учащиеся
Сообщение
целей
и
задач
Учитель формулирует и
сообщает
учащимся,
чему должны научиться
Ф о рм ул и ру ют
с а м и
учащиеся,
определив
г р а н и ц ы
з н а н и я
и
незнания
Планирование
У ч и т е л ь
с о о б щ а е т
учащимся, какую работу
они должны выполнить,
чтобы достичь цели
Планирование
учащимися
способов
достижения намеченной
цели
Практическая
деятельность учащихся
П о д
р у к о в о д с т в о м
у ч и т е л я
у ч а щ и е с я
в ы п о л н я ю т
р я д
практиче ских
з а д ач
( ч а щ е
п р и м е н я е т с я
фронтальный
м е тод
организации
деятельности)
Учащиеся
осуществляют
учебные
д е й с т в и я
п о
намеченному
п л а н у
(применяется
групповой,
индивидуальный
методы
Осуществление
контроля
Учитель
осуществляет
к о н т р о л ь
з а
выполнением
учащимися
практической работы
Учащиеся
осуществляют
контроль
(применяются
формы
самоконтроля,
взаимоконтроля)
Осуществление
коррекции
У ч и т е л ь
в
х о д е
выполнения и по итогам
выполненной
работы
учащимися
осуществляет
коррекцию
Учащиеся формулируют
з а т р у д н е н и я
и
осуществляют
коррекцию
самостоятельно
Оценивание учащихся
Учитель
осуществляет
оценивание учащихся за
работу на уроке
Учащиеся
дают
оценку
деятельно сти
по
е ё
результатам
(самооценивание,
оценивание
результатов
деятельности
товарищей)
Итог урока
Учитель
выясняет
у
у ч а щ и хс я ,
ч то
о н и
запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель
объявляет
и
комментирует
(чаще
–
задание одно для всех)
У ч а щ и е с я
м о г у т
выбирать
задание
из
предложенных учителем
с
у ч ё т о м
индивидуальных
возможностей
При
подробном
анализе
двух
типов
уроков
(рассмотренных
выше)
становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя
и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего
указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным
деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а
учитель
руководил
этим
самостоятельным
процессом
и
давал
для
него
материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в
основе
которого
заложен
принцип
системно-
деятельностного
подхода.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения,
быть
вдохновителем
учащихся.
Актуальность
приобретают
теперь
слова
Уильяма
Уорда:
«Посредственный
учитель
излагает.
Хороший
учитель
объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет
Что
же
касается
этапа
рефлексии,
то
в
конце
урока
предлагаю
учащимся ответить на вопросы (тип и тема урока определяют содержание
вопросов):
После
чего
предлагаю
ребятам
отметить
в
листах
обратной
связи
цветным кружком мнение о своей работе на уроке:
Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями
справился самостоятельно»;
Жёлтый
цвет
–
«На
уроке
мне
почти
всё
было
понятно.
Не
всё
получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;
Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется
помощь!»
Работа учащихся с листами обратной связи позволяет учителю сразу
выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке
оказать её. Кроме того, такая работа позволяет учить ребят анализировать
результаты своей деятельности на уроке.
Также в листах обратной связи учащиеся одним из смайликов отмечают
своё самочувствие до уроков и после уроков, что помогает учителю в начале
рабочего дня сразу отметить тех ребят, кто не может сразу включиться в
работу в полную силу. А по окончании дня выяснить, что могло повлиять на
плохое самочувствие ребёнка, и оказать ему поддержку.
Листы обратной связи видят и родители. Они, получая консультацию у
учителя, могут также вовремя оказать своему ребёнку помощь и поддержку.
И в завершении хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто обращаясь
к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».
Список литературы:
1.
Федеральный
компонент
государственных
образовательных
стандартов
основного
общего
образования
(приказ
Минобрнауки
от
05.03.2004 № 1089).
2.
Примерные
программы
основного
общего
образования.
Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с. – (Стандарты второго
поколения).
3.
Григорьева, Г. И. Нестандартные уроки математики [Текст] / Г. И.
Григорьева- Волгоград : Корифей, 2000.- 96 с.
4.
Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки [Текст] : Современный
урок : часть 2 / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - ростов-н/Д : Учитель,
2005.