Напоминание

Инновационные технологии в науке и образовании.


Автор: Марчик Светлана Артуровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Лицей №7
Населённый пункт: г. Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии в науке и образовании.
Раздел: среднее образование





Назад





Марчик Светлана Артуровна
учитель математики МБОУ Лицей№7 г.Саяногорск Республика Хакасия
Инновационные технологии

в науке и образовании.

На сегодняшний день Министерством образования и науки РФ утверждён Федеральный государственный стандарт начального общего образования и основного общего образования, так же в виде эксперимента вводится стандарт среднего общего образования. Рассмотрим урок с позиции требований ФГОС в сравнении с уроком постсоветского периода. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся? Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):  планирование;  организация;  реализация и контроль;  коррекция;  анализ. Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку

Традиционный урок

Современный урок
Объявление темы урока У ч и т е л ь с о о б щ а е т учащимся Ф о рм ул и ру ют с а м и учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Ф о рм ул и ру ют с а м и учащиеся, определив г р а н и ц ы з н а н и я и незнания Планирование У ч и т е л ь с о о б щ а е т учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся П о д р у к о в о д с т в о м у ч и т е л я у ч а щ и е с я в ы п о л н я ю т р я д практиче ских з а д ач ( ч а щ е п р и м е н я е т с я фронтальный м е тод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные д е й с т в и я п о намеченному п л а н у (применяется групповой, индивидуальный методы Осуществление контроля Учитель осуществляет к о н т р о л ь з а выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции У ч и т е л ь в х о д е выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют з а т р у д н е н и я и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельно сти по е ё результатам (самооценивание, оценивание результатов
деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у у ч а щ и хс я , ч то о н и запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) У ч а щ и е с я м о г у т выбирать задание из предложенных учителем с у ч ё т о м индивидуальных возможностей При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно- деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет Что же касается этапа рефлексии, то в конце урока предлагаю учащимся ответить на вопросы (тип и тема урока определяют содержание вопросов):
После чего предлагаю ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»; Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»; Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!» Работа учащихся с листами обратной связи позволяет учителю сразу выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на следующем уроке оказать её. Кроме того, такая работа позволяет учить ребят анализировать результаты своей деятельности на уроке. Также в листах обратной связи учащиеся одним из смайликов отмечают своё самочувствие до уроков и после уроков, что помогает учителю в начале рабочего дня сразу отметить тех ребят, кто не может сразу включиться в работу в полную силу. А по окончании дня выяснить, что могло повлиять на плохое самочувствие ребёнка, и оказать ему поддержку. Листы обратной связи видят и родители. Они, получая консультацию у учителя, могут также вовремя оказать своему ребёнку помощь и поддержку. И в завершении хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».
Список литературы:

1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004 № 1089). 2. Примерные программы основного общего образования. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с. – (Стандарты второго поколения). 3. Григорьева, Г. И. Нестандартные уроки математики [Текст] / Г. И. Григорьева- Волгоград : Корифей, 2000.- 96 с. 4. Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки [Текст] : Современный урок : часть 2 / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - ростов-н/Д : Учитель, 2005.


В раздел образования