Автор: Сажина Ольга Викторовна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №40 Населённый пункт: Удмуртская Республика, город Воткинск Наименование материала: Конспект НОД Тема: "Геометрические фигуры" Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С
ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
тема: Формирование сенсорных эталонов «Геометрические фигуры»
Автор: Ольга Викторовна Сажина , учитель-дефектолог
Программное содержание:
• Упражнять в различении и назывании форм геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник) и геометрических тел (шар, куб, цилиндр).
• Упражнять детей отбирать изображения предметов заданной формы из группы
изображений
• Упражнять в нахождении пропущенных фигур в цепочке, имеющей логическое
повторение.
• Развивать цветовосприятие, закрепить знание основных цветов спектра.
• Активизировать и тренировать зрительные функции слежения, различения и
фиксации.
Программное содержание:
Закреплять
знания
о
геометрических
фигурах
через
восприятие
цвета,
осязание, зрительную память, осознанный перенос зрительного внимания с
одного объекта на другой;
Развитие пространственной ориентировки на плоскости;
Развитие прослеживающей функции глаза и мелкой моторики.
Оборудование:
Танграм;
Счетные палочки;
Цветик-семицветик;
Загадки;
Чудесные мешочки с набором предметов разной формы;
Море;
Лодочки;
Остров;
Карточки: дорисуй, лабиринты, фото лисы из геометрических фигур, ёлка.
Ход занятия
Учитель-дефектолог
Доброе утро, ребята!
Посмотрите, сколько гостей к нам пришло!
Давайте, с ними поздороваемся! (дети здороваются)
Гости говорят, что дети очень любят путешествовать.
Это правда? (ответы детей)
Значит, и вы любите путешествовать? (ответы детей)
А на чем люди отправляются в путешествие? (ответы
детей – на самолете, поезде…)
Все верно, молодцы!
А узнать на чем мы с вами отправимся в путешествие,
нам поможет рисунок, который получится после
соединения точек.
Подойдите к столу, возьмите фломастер синего цвета и
соедините точки.
/Игра «Соедини по точкам»/
Учитель-дефектолог
Что получилось? (ответы детей - корабль)
Возьмите кораблики, которые мы сделали из бумаги и
сейчас мы отправимся в путешествие вот поэтому
морю.
/Перед детьми схематически изображено море. /
Учитель-дефектолог
Поплыли медленно змейкой!
Ой, ребята, посмотрите, да это же мы с вами доплыли
до острова!
А как вы думаете, кто там живет? (ответы детей -
звери)
А какой формы остров? (ответы детей - круглый)
Верно!
Давайте и мы с вами сделаем каждый свой остров
отдельно, собрав руки.
А теперь сделаем один большой круг – это будет наш с
вами большой остров.
/НА острове под пальмой заранее спрятано письмо от Лисы/
Дети, посмотрите, для нас есть письмо!
Послушайте, что здесь написано: «Мои лучшие друзья
попали в беду, они ждут помощи! Помогите!»
В вот с другой стороны написано:
«Я веселая Лиса,
Мне вцепилась в нос оса.
Я, бедняжка, так вертелась, что на части разлетелась.
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вспыхнул спор
Получился мухомор!
Помогите, помогите –
И меня вы соберите!
Учитель-дефектолог
Ребята! Поможем Лисе? (ответы детей - да)
Подойдите к столам, возьмите конверты, сложите Лису
из геометрических фигур на фланелеграфе, вот по этой
фотографии.
Спасибо за помощь! Молодцы!
/Игра «Собери Лису»/
Учитель-дефектолог
Ребята, в письме еще написано, что на этом острове на
улице Бассейной один художник жил и иногда
рассеянным неделями он был.
Медвежонок попросил художника нарисовать для своих
друзей такие же зонтики, как у него. Художник
нарисовал, а раскрасить их забыл…
Посмотрите, на мишуткин зонтик, чем он украшен?
(ответы детей - геометрическими фигурами)
Украсьте тоже зонтики, как у медвежонка.
/Игра «Укрась зонтик»/
/Гимнастика для глаз/
Пока мы путешествовали наступила ночь… Посмотрите на звездное небо
(вдаль) и на звезды (вверх), а сейчас закройте глаза и отдохните. Вот и утро
наступило! Пока в путешествие!
Учитель дефектолог
Посмотрите, ночью была буря, был сильный ветер и
все лепестки с цветов разлетелись!
Покажите, руками, какой формы лепестки?
Соберите лепестки, составим цветок.
Учитель-дефектолог
Посмотрите, а лепесточки у него разного цвета.
Настя, скажи какого цвета лепестки? (красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый)
Сережа, сосчитай, сколько лепестков? (семь)
Ребята, это же цветик-семицветик!
А теперь возьмите себе по лепестку, кому какой цвет
нравится, и я возьму.
/Дети берут каждый по лепесточку/
Учитель-дефектолог
Да они оказывается не простые, а с загадками!
Вы любите отгадывать загадки?
Тогда будьте внимательны!
/Загадки/
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)
Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ...
(точек)
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее, дружок,
И получится ...
(кружок)
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...
(овал)
Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а ...
(ромб)
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(круг)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
(квадрат)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Учитель-дефектолог
Ребята, а на острове был такой сильный ветер, что
разлетелись не только лепестки, но и деревья
разрушились, а они были вот такие.
Подойдите к столу, отсчитайте 10 палочек и выложите
елочку.
Из каких геометрических фигур состоит елочка?
Столько из? (три)
/Зрительная гимнастика/
Снимите очки, сделайте бинокли. Посмотрите, что вы видите еще?
Учитель-дефектолог
Я вижу какие-то мешочки! Наверно, это сокровища!
Сейчас узнаем, что в мешочках!
Присядьте на ковер и не развязывая мешочки, на ощупь
узнайте, что там находится. (Ответы детей)
/Игра «Чудесный мешочек»/
Учитель-дефектолог
А теперь достаньте предмет круглой формы.
Что это? (ответы детей – чупа-чупс)
Верно! Это вам угощение! Молодцы!
Учитель-дефектолог
Ребята, нам пора возвращаться домой! Но чтобы
отплыть от острова, нужно проплыть мимо склы и не
задеть корабль.
Подойдите к столу, возьмите простой карандаш и
пройдите по лабиринту.
Вот теперь мы вне опасности и наш корабль может
спокойно плыть домой!
Поплыли!
Вот мы и дома!
/Рефлексия/
Учитель-дефектолог
Ребята, вам понравилось путешествие? (ответы детей)
И мне понравилось!
До свидания!