Развитие спортивной одарённости на уроках физической культуры и в учебно-тренировочном процессе
Автор: Ерастов Александр Иванович Должность: учитель физической культуры, тренер-преподаватель Учебное заведение: МАОО Луговская СОШ №24, МКОУ ДОД "ДЮСШ" Населённый пункт: посёлок Луговской, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: Развитие спортивной одарённости на уроках физической культуры и в учебно-тренировочном процессе Раздел: среднее образование
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить!
В условиях введения федерального государственного образовательного
стандарта общего образования коренным образом изменилось содержание об-
разования по предмету «Физическая культура», которое направлено на фор-
мирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности
учащегося. Результатами обучения должны стать личностные, мета предмет-
ные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освое-
ния физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.
В соответствии с ФГОС и основными принципами «Стратегии развития фи-
зической культуры и спорта в Российской федерации сроком до 2020 года»
ещё большее значение уделяется созданию системы поддержки одаренных
детей и оптимальных условий для их развития.
Поэтому мне, учителю физической культуры и тренеру-преподавателю,
необходимо создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ве-
дущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную ак-
тивность или создавать образовательную среду для развития уже проявив-
шихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворе-
ние потребностей данного учащегося.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и
внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, создаёт
максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только фи-
зических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. Решая
задачи физического воспитания,
мне необходимо ориентировать деятель-
ность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций
на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у
учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими
упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гу-
манистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необ-
ходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений
и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной рабо-
тоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Как правило, уровень спортивных достижений в различных видах спор-
та чаще всего связывается с совершенствованием тренировочного процесса.
Однако, если в прошлые годы возможность достижения выдающихся ре-
зультатов связывалась с интенсификацией процессов подготовки, то в настоя-
щее время совершенствование урока и учебно-тренировочного процесса и
повышение их эффективности невозможно без разработки вопроса диффе-
ренцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состоя-
ния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств.
Таким образом, проблема заключается в недостаточной ориентации об-
разовательных программ на работу с детьми, которые могут достигнуть вы-
соких результатов в избранном виде деятельности.
В связи с этим в межаттестационный период я работал над методиче-
ской темой: « Развитие спортивной одарённости обучающихся посредством
уроков физической культуры и учебно-тренировочных занятий».
Объект: спортивная одарённость.
Предмет: проблема развития спортивной одарённости обучающихся .
Цель: создание условий для развития спортивной одарённости обучающихся
посредством уроков физической культуры и учебно-тренировочных занятий.
Для достижения поставленной цели были определены задачи :
изучены
нормативные
документы,
регламентирующие
содержание
основного общего и среднего общего, дополнительного образований;
составлен банк данных спортивно одарённых обучающихся;
определены методы и приёмы по развитию спортивной одарённости
обучающихся;
разработана система обучения одарённых детей;
внедрена разработанная система обучения одарённых обучающихся;
проведён мониторинг достижения индивидуальных и коллективных ре-
зультатов спортивно одарённых детей;
проанализированы результаты мониторинга достижения индивидуаль-
ных и коллективных результатов спортивно одарённых детей.
Цель аналитического отчёта : самоанализ и самооценка профессиональной
деятельности за межаттестационный период.
Теоретическое обоснование деятельности
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достиже-
ниям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не
только в академической области. Одаренность следует рассматривать как до-
стижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что
нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и
те, которые могут проявиться. Однако, понятие «одарённость» означает не
только высокий уровень, но и некоторую внутреннюю установку, направлен-
ность развивающейся личности.
Проблему одарённости детей и подростков рассматривали многие зарубеж-
ные и наши ученые: Дж. Рензулли, Л.С. Выготский, Н.С.Лайтес, Б.М Теплов,
С.Л Рубинштейн, но именно проблемой выявления и оценки психомоторной
одарённости занимаются спортивные психологи Б.В. Кулагин, В.Л.Марпшук,
Ю.М. Блудов. Тем не менее, эта одарённость остаётся самой малоизученной
и трудно диагностируемой.
Б.М.Теплов в связи с проблемой прогноза отмечал, что следует различать
предвидение будущего масштаба свершений и оценку качественных способ-
ностей дарования. Он писал о том, что высота одарённости обнаруживается
лишь по результатам жизненного дела человека, а её направленность, своеоб-
разие проявляются гораздо раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в
той или иной успешности выполнения разных видов деятельности.
Таким
образом, одаренность — это системное, развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения чело-
веком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах
д е я т е л ь н о с т и
п о
с р а в н е н и ю
с
д р у г и м и
л ю д ь м и .
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидны-
ми, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосыл-
ки
для
таких
достижений)
в
том
или
ином
виде
деятельности.
Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одаренностью при-
нято выделять психомоторную или спортивную одаренность . Детей, от-
носящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию
во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота
реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выно-
сливость.
Моторная одаренность – способность выполнять точные и быстрые коорди-
нированные движения и их комбинации: успехи в хореографии, прикладных
видах творчества, спорта, исполнении музыкальных произведений индивиду-
ально или в составе ансамбля. В детстве моторную одаренность можно на-
блюдать через следующие факторы:
1) точность выполнения движений;
2) ответная ориентация;
3) координация;
4) время реакции;
5) скорость движения руки;
6) оценка контроля;
7) ручная ловкость.
К критериям определения спортивной и физической одаренности можно
отнести следующие психофизические особенности детей:
1) ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и
точной моторики;
2) обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
3) любит движение (бег, прыжки, лазание);
4) обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от
плавного к резкому);
5) легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений
(на бревне, трамплине);
6) умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целе-
направленно меняя направление);
7) для своего возраста обладает исключительной физической силой, де-
монстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков
(ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Каковы же ранние признаки проявления физической одарённости? Наиболее
часто это – своеобразное сочетание анатомо-морфологических, функциональ-
ных, моторных, психофизиологических особенностей человека; хорошо раз-
витая координация всех движений; проявление высоких показателей опре-
делённых действий (ребёнок бегает быстрее остальных, прыгает дальше всех
без специальной тренировки). Поэтому в раннем возрасте на развитие
способностей ребёнка должны обращать внимание родители, воспитатели
ДОУ, учителя. Для этих детей существуют характерные особенности физиче-
ского развития:
1)высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность
сна;
2)высокая активность;
3)возможна существенная разница между физическим и интеллектуальным
развитием.
С и с т е м а
р а б о т ы
р а з в и т и я
с п о р т и в н о й
о д а р ё н н о с т и
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми стараюсь
учитывать, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют
разные типы ведущей деятельности.
Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности высту-
пает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная дея-
тельность: соревнования, олимпиады как условие и средство формирования
самооценки, Я-концепции.
В этот возрастной период включаю одаренных детей в соревнования с таки-
ми же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и
даже опыт поражения дают хорошие результаты. Источник склонности к со-
ревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих средние
возможности ребенка к высоко дифференцированной оценке.
В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя
роль организатора групповых дел и игр, поэтому на уроках физической
культуры и в учебно-тренировочной деятельности привлекаю таких детей к
демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстаю-
щими.
В урочной работе использую форму селективной дифференциации, опережа-
ющее обучение и привлечение детей к внеурочным занятиям в спортивных
кружках и секциях, где с ними провожу индивидуально-ориентированную
работу.
Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является
проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоо-
пределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника
выступает он сам. Так, например, в 10-11 классе по разделу спортивная гим-
настика, оздоровительно-рекреационная деятельность прошу одаренных де-
тей создать индивидуальные проекты тренировочных программ, привлекаю
их к участию в соревнованиях.
При выявлении спортивной одаренности ориентируюсь и на специфику
контингента обучающихся, наличие одаренности к определенному виду спор-
та (футбол, волейбол, лыжи, лёгкая атлетика и т.д.), определяю, какие цели и
задачи являются приоритетными: обучающие, развивающие, обучающее-раз-
вивающие, развитие явно выраженных способностей или, напротив, недо-
статочно выраженных.
Когда ребенок попадает в спортивную среду, на каждом этапе обучения учи-
тываю возрастные особенности спортсмена. С момента обучения в школе и в
ДЮСШ сложность отбора спортивно одаренных детей заключается в том,
чтобы правильно определить способность обучающегося к тому или иному
виду спорта.
Сопровождение одаренных детей строю с учетом их возрастных предпосылок
развития способностей, путем составления индивидуальных планов трениро-
вок одаренных спортсменов. Ставя перед спортсменом конкретные задачи,
задавая определенный тренировочный режим, как учитель физической
культуры и тренер-преподаватель, стараюсь создать благоприятные условия
для поэтапного и оптимального формирования спортивно важных свойств
личности одаренного ребенка, влияя на динамику спортивных результатов.
Это снижает соревновательный и социальный стресс, повышает эффектив-
ность тренировок, сохраняет здоровье, является профилактикой травм и забо-
леваний, дает информацию о состоянии спортсмена, которая в дальнейшем
используется при управленческих решениях, педагогических воздействиях.
Методы работы с детьми при выявлении спортивной одаренности:
1) метод наблюдения за поведением и проявлениями одарённых детей в усло-
виях тренировочной и соревновательной деятельности,
2) метод беседы,
3) метод экспертных оценок (экспертное оценивание поведения одарённых
детей родителями, учителями, тренерами-преподавателями),
4) метод тестирования, анкетирования,
5) метод идеомоторной тренировки,
6) метод внушения и самовнушения.
Основной задачей занятий физической культуры одарёнными детьми являет-
ся не только прививание устойчивого интереса у подростков, юношей и де-
вушек к занятиям спортом, укрепление здоровья, достижение физического
совершенства, но и подготовка к высоким спортивным достижениям.
Для этого мне необходимо привлечь к систематическим занятиям физиче-
ской культурой в рамках уроков, внеурочной деятельности и учебно-трениро-
вочных занятий наиболее двигательно одарённых школьников, подготовить
их к участию в соревнованиях разных уровней, к получению спортивных раз-
рядов, сдаче норм ГТО.
В учебно-тренировочном процессе я руководствуюсь основными ди-
дактическими принципами педагогики. Однако, отражая специфику физиче-
ского воспитания в целом, эти принципы имеют особое содержание и реали-
зуются средствами и методами, применяемыми в различных видах спорта.
Особенностям обучения физической культуре, считаю,
в большей мере отве-
чают следующие принципы: сознательность и активность, доступность, си-
стематичность и последовательность, наглядность, прочность, индивидуа-
лизация.
Сознательность и активность.
Воспитание у обучащихся сознательного отношения к занятиям - одна из
важнейших задач тренера-преподавателя и учителя физической культуры.
Сознательное отношение учащихся к занятиям спортом в значительной сте-
пени базируется на целеустремленности, т.е. направленности на достижение
поставленной цели, несмотря на возникающие трудности и временные неуда-
чи. Такой целью может стать, например, достижение высокого спортивного
мастерства. В реализации этого принципа основную роль играет учитель и
тренер-преподаватель.
Дети, занимаясь в ДЮСШ и спортивных секциях школы, уже ко второ-
му году обучения начинают понимать необходимость регулярного и систем-
ного посещения тренировок, которые при росте физических нагрузок благо-
творно влияют на развитие их физических качеств и укрепление здоровья.
Обучающиеся уже могут провести не только утреннюю зарядку, но и пред-
стартовую разминку, рационально организовать своё свободное время.
Во время тренировок и внеурочной деятельности я не ограничиваюсь только
выявлением ошибок и их устранением. Необходимо указать ребёнку и на при-
чину возникновения.
Очень важно постоянно поддерживать у учеников интерес к изучению физи-
ческой культуры.
Это
во
многом
зависит
от
разнообразия
применяемых
средств и методов, особенно игр и игровых заданий, от эмоциональности
учебно-тренировочного процесса и урока.
В физической культуре, как и в любом другом предмете, существует опас-
ность вызвать потерю интереса учащихся к занятиям. Длительное монотонное
передвижение по лыжне, отработка различных видов деятельности, а также
специфические трудности лыжного спорта (мороз, отдаленность мест занятий
и т.д.) могут в значительной мере повлиять на этот процесс. Поэтому стараюсь
сохранить интерес к занятиям многообразием форм тренировочного процесса,
прививаю любовь к лыжам, к бегу, к игровым видам спорта, объясняя, что это
тяжёлая монотонная работа, но без неё не обойтись.
Доступность. При планировании учебно-тренировочного процесса
и уроков
учитываю анатомо-физиологические особенности и психические закономер-
ности развивающегося организма воспитанников. Определяю доступность
изучаемых отдельных упражнений и способов передвижения на лыжах для
каждой возрастной группы занимающихся.
Требования к освоению каждого элемента или хода в целом, предъяв-
ляю такие, чтобы дети при полной концентрации внимании, высокой актив-
ности и достаточном напряжении физических сил могли освоить учебный
материал в форме, соответствующей их возрастным возможностям и уровню
учебного материала. Учитываю, что освоение нового материала должно ба-
зироваться на имеющемся у воспитанников запасе двигательных умений и на-
выков. Отсюда вытекает тесная связь принципа доступности и подготовлен-
ности. При планировании я руководствуюсь принципом систематичности и
последовательности.
Считаю, что недопустимы перегрузки школьников в изучении большо-
го количества новых элементов, и вместе с тем нельзя предлагать выполнять
упражнение или ход в целом, заведомо зная, что они не в состоянии их вы-
полнить. Особенно это важно при изучении спусков и поворотов в движении
на высокой скорости на крутых или плохо подготовленных склонах с неров-
ностями. Такое нарушение принципа доступности может привести к за-
медлению процесса обучения, появлению неуверенности в своих силах, чув-
ства страха, потере интереса к занятиям, а также к серьезным травмам.
Подбираю объём и сложность учебного материала, соответствующие полу,
возрасту, уровню физической и технической подготовленности учащихся, их
индивидуальным особенностям, количеству учебного времени и внешним
условиям при проведении занятий. При этом необходимым условием считаю
учёт качества лыжного инвентаря.
Систематичность и последовательность.
Основой реализации этого принципа является принятая в каждом виде спор-
та определенная последовательность в изучении способов передвижения, ве-
дения мяча и отдельных упражнений при освоении каждого из них. Эта си-
стема обучения базируется на взаимосвязи упражнений и отдельных способов
передвижений, на положительном переносе навыков с одного упражнения на
другое.
Распределение материала по тренировкам я основываю на известных
правилах: от известного - к неизвестному; от простого - к сложному; от изу-
ченного - к неизученному; от главного - к второстепенному, к деталям упраж-
нения. Так, в подготовительной группе сначала изучаю подготовительные
упражнения, дети овладевают лыжами как снарядом, затем переходят к осво-
ению скользящего шага (основе всех способов передвижения на лыжах) и
только потом приступают к изучению попеременного двухшажного хода и за
ним всех остальных упражнений в определенной последовательности. Подоб-
ную последовательность соблюдаю и при изучении спусков, торможений и по-
воротов в движении.
Наглядность .
Без сомнения, реализация принципа наглядности при обучении в лыж-
ных гонках, лёгкой атлетике, футболе и др. играх особенно важна в работе
тренера-преподавателя и учителя. Постоянный показ упражнений, элементов
техники и способа передвижения в целом, ведения мяча в значительной мере
ускоряет процесс обучения и повышает его прочность. С этой целью я приме-
няю и различные подготовительные и подводящие упражнения, которые до-
полняют полученные при показе зрительные представления мышечно-двига-
тельными ощущениями. Сочетание показа и слова дополняет, расширяет и
уточняет представления обучащихся об изучаемом способе передвижения и
игры.
Но на первом этапе обучения большое место отвожу показу или де-
монстрации
в целом. В дальнейшем зрительное восприятие подкрепляется
словесными методами. В старших группах
ввиду сложности изучаемых
способов
передвижения объяснение деталей играет важную роль, особенно
когда они трудно поддаются наблюдению или вообще скрыты от воспитанни-
ков.
Принцип наглядности тесно связан с индивидуализацией процесса обучения.
Одни учащиеся в освоении способов передвижения больше опираются на
зрительное восприятие, другие - на слуховое. Вот почему вовремя поданная
мной команда - выполнение упражнения под счет - значительно облегчает
этой группе детей понимание элементов хода, согласованности и т.д. и помо-
гает быстрее и прочнее освоить ход в целом.
Знание своих учеников, их особенностей позволяет мне более полно реали-
зовать принцип наглядности в обучении.
Индивидуализация.
Учащиеся приходят в ДЮСШ и школьные спортивные секции, на уроки физи-
ческой культуры с разным уровнем физической и двигательной подготовлен-
ности, потому что в нашу школу поступают все желающие, без конкурсного
отбора. Хотя большая часть из них еще в дошкольном возрасте уже озна-
комилась с лыжами и передвигалась на них, играли в спортивные игры,
встречаются еще ученики, которые до прихода ко мне, на лыжи не вставали и
мяча в руках не держали. Это нельзя не учитывать при обучении передвиже-
нию на лыжах, футболу и др. видам спорта особенно в подготовительных
группах и 2 уровне обучения. Кроме этого, дети имеют и различную двига-
тельную одаренность, которая также зависит от характера и форм занятий
физическими упражнениями в дошкольном возрасте.
Принцип индивидуализации обучения физической культуре я осуществляю,
прежде всего, через групповую работу, зависящую от типовых характеристик
учащихся. Учеников во время учебно-тренировочного
процесса условно
объединяю в группы. Примерно одинаковые по физической и двигательной
подготовке, по психологическим особенностям обучающиеся легче усваива-
ют материал с учетом индивидуального подбора методов, приемов и заданий.
Групповая работа развивает физическую активность, творческую самостоя-
тельность, формирует умение приходить к единому решению, работы в ко-
манде.
Вместе с тем групповая работа не исключает и индивидуальное обучение
учащихся - исправление ошибок и т.д.
Групповой метод наиболее приемлем на начальном этапе обучения, когда
ученики еще не раскрыли все свои возможности. Если эффект от групповой
организации обучения начинает снижаться, то перехожу к персональным за-
даниям хотя бы у части обучающихся.
В
учебно-тренировочном
процессе
опираюсь,
прежде
всего,
на
свойства
нервной системы, особенности характера, темперамента и т.д. Ряд психиче-
ских особенностей девушек, особенно в период полового созревания, требует
от учителя и тренера-преподавателя особого индивидуального подхода в ме-
тодике обучения способам, и в первую очередь при изучении спусков, тормо-
жений и поворотов в движении.
В процессе обучения все принципы взаимосвязаны, и показателями их реали-
зации являются доступность учебного материала, быстрота, качество и проч-
ность усвоения обучающимися на каждом этапе обучения.
Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «искра Божья», но чтобы
из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.
Именно поэтому на протяжении многих лет педагогической деятельности я
занимаюсь развитием и воспитанием спортивно одаренных детей. Постоян-
ная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит
свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных,
окружных соревнований, успешно поступают и учатся в ВУЗах и СУЗах на-
шей и соседней областей, в прошлом учебном году выпускница 9 класса по-
ступала на обучение в Тюменский педагогический колледж по специальности
учитель физической культуры.
Как я достигаю таких результатов?
За свою многолетнюю спортивную деятельность я пришёл к выводу, что ра-
бота с одарёнными детьми должна включать в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие способностей во время урочной деятельности и учебно-трениро-
вочного процесса;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, секции,
конкурсы, исследовательская работа, организация походов выходного дня,
совместное празднование дней рождений с чаепитием, поздравлениями, игра-
ми, выпуск поздравительных газет);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особен-
ностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие
вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Проводить диагностику одаренности должен профессиональный психолог,
используя
классические
тесты
Айзенка,
Беннета,
Амтхауэра.
К
счастью,
несколько лет в нашей школе работает педагог-психолог, которая помогает
мне, выявлению спортивно одарённых детей мне помогает и работа учителем
физкультуры в Луговской средней общеобразовательной школе, анкетирова-
ние ребят, беседы с классными руководителями и родителями. Определив та-
ких ребят, составив банк спортивно одарённых детей, я начинаю работу по
развитию их способностей.
Первым помощником в этом деле является интерес обучающихся к занятиям
физической культуры. Мотивация занятий физической культуры – важная
часть работы учителя физической культуры и тренера-преподавателя. Чтобы
не происходил отток детей по мере увеличения тренировочных нагрузок,
соблюдаю принцип постепенности с учётом индивидуальных психологиче-
ских и физических особенностей обучающихся.
В подготовительном периоде закладывается общий уровень физической и
специальной подготовки. Основные средства: бег, имитация лыжных ходов на
месте, а затем в движении, в сочетании с бегом по пересечённой местности,
прыжковая имитация с палками в подъём, силовые упражнения специальной
направленности, работа с мячом.
Особенно важным для себя считаю научить ребят бегу на длинные дистан-
ции. Это монотонная и тяжёлая работа, но без неё не обойтись спортсмену-
лыжнику, легкоатлету, футболисту. Поэтому уже с групп начальной подготов-
ки
кросс
становится
обязательной
частью
тренировочного
процесса.
Ре-
зультатами этих тренировок стали успехи моих воспитанников в соревнова-
ниях по лёгкой атлетике.
В
своей
деятельности
использую
различные
средства:
соревновательные
упражнения, специально подготовительные, игры и игровые задания. Со-
ревновательные упражнения включают в себя виды спорта, используемые не-
посредственно в соревнованиях. Специальные подготовительные упражнения
– это имитация лыжных ходов на месте и в движении, имитация в сочетании
с бегом по пересечённой местности, упражнения с использованием специаль-
ных тренажёров и кроссовый бег по трассам предстоящих соревнований,
передвижение на лыжах различными способами в условиях различных трасс,
с разной интенсивностью и продолжительностью, ведение и передача мяча,
броски и т.д.
В целях поддержания интереса к спорту и развития природных задатков уча-
щихся я использую творческие задания, занимательные материалы и задачи,
веду постоянную индивидуальную работу с обучающимися и их родителями,
что требует от меня постоянного самосовершенствования и самообразования.
Немаловажным для развития спортивной одарённости обучающихся считаю
и создание условий для развития всесторонне развитой, успешно социализи-
рующейся в обществе личности.
Существенным направлением в развитии одарённых детей является организа-
ция и проведение спартакиад, соревнований, вечеров, дней здоровья, физ-
культурных праздников и т.д. У нас в ученическом коллективе уже сложились
свои традиции: празднование дней рождений, поздравление, выпуск газет.
Очень часто со своими воспитанниками ходим не только в лыжные, но и пе-
шие, и велосипедные походы, организуем совместные выезды на культурно-
массовые мероприятия, систематически занимаемся совместной трудовой де-
ятельностью (уборка в спортивном зале, ремонт и постройка оборудования
для установки лыж).
Мои воспитанники – неизменные мои помощники в организации и проведе-
нии общешкольных, поселковых и районных соревнований. Всё это способ-
ствует не только возрастанию спортивных достижений учеников, но и носит
воспитательный характер, помогает поддержанию доверительных, дружеских
отношений не только в коллективе воспитанников, но и со мной как с педаго-
гом, улучшаются успеваемость, дисциплина, и, самое главное – дети учатся
коммуникативным умениям, что помогает им в дальнейшей социализации в
обществе.
Физическое воспитание на уроках физической культуры и во внеурочное вре-
мя учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спор-
тивной этики, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до по-
беды, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, ис-
кренне радоваться победам товарищей по борьбе.
Спортивные соревнования различного вида помогают закалять волю, учат до-
биваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки. Психологически
подготовить ребят к соревнованиям, коллективной работе мне помогает педа-
гог-психолог, проводя с нами различные тренинги, занятия в сенсорной ком-
нате.
Как показывает практика, опросы известных спортсменов, мнение об их по-
ниженной умственной способности не соответствуют действительности. Нао-
борот, большинство из них имеют высокий уровень интеллекта. Так, мои
выпускники Ласкина Екатерина, Лыжина Кристина, Медведева Ксения, Без-
годова Юлия окончили школу с серебряными медалями, выпускница 2015
года Медведева Юлия – с золотой. Хотя выпускник 9 класса с ОВЗ Томазов
Виталий достиг в спорте высоких результатов.
Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимо-
отношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что непра-
вильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и
социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учебу тормозящее
воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребенка, о пол-
ноценном витаминизированном питании.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть само-
стоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулиро-
вать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовос-
питанию.
Часто напоминаю учащимся, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запо-
минается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется, и что «Талант –
это 1% способностей, а 99% - потения».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб его
физическому, эмоциональному, личностному развитию. Убеждаю, чтобы ре-
бята занимались спортом и после окончания школы во взрослой жизни.
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое буду-
щее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина,
готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за ре-
зультаты своей деятельности.
Я много беседую со своими ребятами, стараюсь обучить их приемам регули-
рования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих по-
знавательных качеств, в оценке их сильных и слабых сторон, в обнаружении
и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены страте-
гий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллекту-
альных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня. Со-
знание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за
тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь
приумножался.
В своей педагогической практике использую следующие педагогические тех-
нологии:
индивидуальное, разно-уровневое и взаимное обучения;
коллективно-творческое дело;
групповую работу;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии.
В учебно-тренировочном процессе применяю не только традиционные фор-
мы обучения (практические и теоретические занятия, соревнования различ-
ных уровней), но и инновационные: групповые; проведение бесед и меропри-
ятий по приобщению к здоровому образу жизни; возрождение забытых на-
родных игр, в частности, лапты; проведение ежегодного спортивного оздоро-
вительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Учитель и его отношение к учебному процессу, его творчество и профессио-
нализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё
и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации
учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Формирование УУД на уроке физической культуры зависит от этапа обуче-
ния; поставленных задач физического воспитания; типа урока; личности пе-
дагогов и особенности его работы.
Так, на этапе начального разучивания необходимо создать представление обу-
чающихся об изучаемом двигательном действии, выделяя существенные при-
знаки движения при демонстрации в различных её видах: показ учителя или
ученика; изображения, различные схемы; видеоматериалы.
Можно предложить учащимся выполнить действия, близкие по технике
к вновь изучаемому элементу. На этапе углубленного изучения рекомендует-
ся: организовать работу по выполнению серии упражнений по таблицам, ри-
сункам; создать условия для концентрации внимания на пространственных,
временных или динамических характеристиках техники двигательного дей-
ствия.
Работа с обучающимися направлена на выявление ошибок на основе соб-
ственного опыта и наблюдения за другими занимающимися, выявление при-
чин ошибок. Можно предложить школьникам самостоятельно незначитель-
но изменить условия и технику выполнения движения в связи с вновь возник-
шими условиями. На данном этапе необходимо самостоятельно выявлять зна-
чительные ошибки при выполнении движения самим учеником и другими за-
нимающимися.
В работе по формированию УУД наибольшее внимание уделяется развитию
способности к использованию рациональных способов выполнения того или
иного задания. Предлагаю выполнить двигательное действие различными
способами и их сравнение.
На этапе совершенствования: выявление индивидуальных деталей техники
двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей;
самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения
упражнения и использование известных способов его выполнения; создание
условий, в которых необходимо концентрировать внимание на отдельной де-
тали техники (например, сочетание с различными действиями); усложнение
условий, выполнение движения на фоне утомления для выделения групп
мышц, которые необходимо в наибольшей степени задействовать в движении
при повышающих волевых и физических усилиях.
К вышеперечисленным способам формирования УУД на всех этапах обуче-
ния добавляются домашние задания с использованием учебников «Физиче-
ская культура».
Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных
результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универ-
сальных учебных действий и опираются на технологию проблемного диало-
га.
Работая с учебником, обучающиеся учатся определять цель своей деятельно-
сти, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения
в соответствии с планом.
Введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке це-
лей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод,
к которому ученики должны прийти на уроке.
Использую технологию оценивания образовательных достижений (учебных
успехов), при которой обучащиеся принимают активное участие в оценке сво-
ей деятельности и выставления отметок. В соответствии с этой технологией
и требованиями ФГОС учащиеся должны чётко знать и понимать цели своего
образования, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают.
На заключительном этапе тренировки широко использую варианты подвиж-
ных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые
эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнасти-
ческие палки, теннисные и набивные мячи, скакалки, гантели.
Самостоятельная деятельность обучающихся, внесение в напряженную рабо-
ту элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения,–
все это служит не только временному отдыху для регулирования дыхательной
и сердечно сосудистой систем организма, но и создает ситуацию успеха, все-
ляя в ребят уверенность в своих силах.
В ходе каждой тренировки решаю здоровьесберегающую задачу, используя
разнообразные упражнения с различной дозировкой нагрузки, специальные
игры для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мы-
шечных групп, а также упражнения, способствующие развитию женственно-
сти у девочек. Юношам даю упражнения, отмеченные прикладной направ-
ленностью, формированием волевых качеств, реализуя связь физической
культуры с начальной военной подготовкой.
Теперь выполнять силовые и кардионагрузки стало интереснее, в школе по-
явился тренажёрный зал, который ребята посещают с удовольствием.
Показывая и задавая упражнения, указываю последовательность выполнения
элементов и дозировку, объясняю, как избежать травм.
По отдельным разделам программы разрабатываю карточки с выполнением
моделей упражнений и описанием порядка выполнения различных упражне-
ний. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный
подход в обучении.
Много внимания уделяю созданию спортивной базы школы, привлекая самих
ребят. Так, во время летнего оздоровительного лагеря мы сделали площадку
для игры в стритбол, волейбол, футбол. В зимнее время на футбольном поле
и возле реки прокладываю лыжные трассы разных уровней сложности на
снегоходе ДЮСШ. Отремонтирован спортивный зал Луговской школы,
администрацией школы закупается необходимое оборудование. Во время ра-
боты в спортивном зале стараюсь использовать всю площадь рационально,
чтобы активная двигательная деятельность учеников реализовывалась полно-
стью.
Изложенная мною система работы по развитию спортивной одарённости на
уроках и внеурочной деятельности, учебно-тренировочном процессе даёт по-
ложительные результаты:
сохранность контингента обучающихся;
40% моих обучающихся посещают школьные спортивные секции;
100% успеваемость;
отсутствие травматизма обучающихся во время учебного и тренировоч-
ного процесса.
Участие в межобластных соревнованиях:
Тельминов Владимир – 2015 г. «Кросс наций» г. Тюмень – 2 место;
Зырянов Сергей - 2013 г. - лыжная эстафета г. Тюмень ТюмГНГУ
– 2 место, 2016 г. - легкоатлетический кросс среди студентов ТИУ
г. Тюмень – 3 место.
Участие в областных соревнованиях:
Зырянов Алексей – 2015 г. - лыжные гонки на приз чемпионов С.
Антонова и Давыдовой-Печерской 10 км – 23 место;
Участие в муниципальных соревнованиях:
- баскетбол – 2012 г. школа – 2 место, юноши – 3место, девушки – 1
место; 2013 г. школа – 1 место, юноши – 2 место, девушки – 1 место;
2014 г. школа – 2 место, юноши – 2 место, девушки – 2 место; 2015 г. –
школа – 1 место, юноши – 3 место, девушки – 1 место;
- волейбол – 2012 г. школа – 1 место, юноши – 3 место, девушки – 1 ме
сто, 2013 г. школа – 1место, юноши – 3 место, девушки – 1 место, 2014 г.
школа – 2 место, юноши – 3 место, девушки – 2 место, 2015 г. школа – 2 ме-
сто, юноши – 2 место, девушки – 2 место;
- муниципальная спартакиада школьников – 2012 г. 2 место, 2013 г. – 2
место, 2014 г. – 3 место, 2015 г. – 2 место;
кросс « Золотая осень» (сборная школы)- 2012 г. – 2 место, 2013 г. – 2
место, 2014 г. – 2 место, 2014 г. – 2 место, 2015 г. – 2 место, 2016 г. – 1
место;
футбол 7/7 – 2012 г. – 3 место, 2013г. – 3 место, 2014 г. – 3 место, 2015 г.
– 3 место, 2016 г. – 2 место;
зимнее многоборье (сборная школы) 2012 г. – 2 место, 2013 г. – 2 место,
2014 г. – 2 место, 2015 г. – 2 место;
лыжные гонки (свободный стиль) - 2012 г.- 2 место, 2013 г. – 1 место,
2014 г. – 2 место, 2015 г. – 2 место;
лыжные гонки (классический стиль) – 2012 г. – 2 место, 2013 г. – 2 ме-
сто, 2014 г. – 2 место, 2015 г. – 1 место;
летнее многоборье – 2012 г. – 1 место, 2013 г. – 2 место, 2014 г. – 2 ме-
сто, 2015 г. 1 место;
майская эстафета – 2013 г. – школа – 2 место, 9-11 кл. – 2 место, 8-6 кл.
– 1 место, 3-5 кл. – 1 место; 2014 г. – школа – 3 место, 9-11 кл. – 3 ме-
сто, 7-8 кл. – 3 место, 5-6 кл. – 1 место; 2015 г. – школа – 2 место, 9-11
кл. – 2 место, 7-8 кл. – 1 место, 5-6 кл. – 2 место;
Томазов Данил, обучающийся 8 а класса – 2012 г. – Спартакиада школь-
ников – 2 место, лыжные гонки 2 км. – 2 место; 2013 г. – лыжные гонки
– 2 место, майская эстафета – 2 место, кросс «Золотая осень» - 3 место,
легкоатлетический забег 7 км – 3 место, лыжные гонки 3 км – 3 место,
новогодняя лыжная гонка 2 км – 2 место; 2015 г. – лыжная эстафета – 3
место, 2016 г. – майская эстафета – 3 место; 2016 г. лыжные гонки – 2
место, военно-патриотическая игра «Звезда» - 1 место;
Зырянов Алексей, обучающийся 10 класса – 2012 г. – лыжные гон-
ки 2 км – 1 место, 3 км – 3 место; 2013 г. - кросс «Золотая осень» -
3 место, лыжные гонки – 2 место, лыжный спринт 1200м – 2 место,
«Лыжня России» 1 км – 2 место, новогодняя лыжная гонка 3 км – 2
место; 2014 г. – новогодняя лыжная гонка 5 км – 2 место, лыжные
гонки 3 км – 2 место «Кросс наций» - 3 место; 2015 г. – лыжные
гонки 3 км – 1 место, майская эстафета – 1 место, кросс «Золотая
осень» - 3 место, лыжные гонки на приз чемпионов С. Антонова и
Давыдовой-Печерской 10 км – 23 место;
2016 г. - лыжные гонки – 1 место, «Лыжня России»– 1 место, лыж-
ные гонки на приз Яркина – 3 место, майская эстафета - 3 место;
Конищев Дмитрий, обучающийся 9 а класса – 2012 г. – лыжные
гонки 2 км – 3 место, лыжные гонки 3 км – 1 место, легкоатлетиче-
ское многоборье (прыжки) – 3 место, (метание мяча) – 1 место;
2013 г. – лыжный спринт 1200 м – 3 место, лыжные гонки – 2 ме-
сто, «Лыжня России» 1 км – 1 место, лыжные гонки ГТО – 2 место,
кросс «День здоровья» - 1 место, новогодняя лыжная гонка 3 км –
3 место, кросс «Золотая осень» - 3 место, легкоатлетический про-
бег 7 км – 2 место; 2014 г. – кросс «Золотая осень» 1 км – 1 место,
лыжные гонки 3 км – 2 место, лыжный туристический слёт – 2 ме-
сто, 2015 г. – новогодняя лыжная гонка 3 км – 2 место, лыжная
эстафета – 3 место, лыжная эстафета – 2 место, майская эстафета –
1 место; 2016 г. – лыжные гонки – 2 место, «Лыжня России» - 2 ме-
сто, лыжи в рамках спартакиады – 2 место, лыжные гонки на приз
Яркина – 1 место, легкоатлетическое многоборье ГТО – 1 место,
майская эстафета – 2 место;
Мальцев Павел, обучающийся 7 а класса – кросс «Золотая осень» -
3 место, легкоатлетический пробег «Петля по Яру» 4,5 км – 2 ме-
сто; 2016 г. – «Кросс наций» 2 км – 1 место, лыжи в рамках спарта-
киады – 2 место, майская эстафета – 2 место, кросс «Золотая
осень» 1 место;
- Зырянов Сергей, выпускник 2012 года – 2012 г. –лыжные гонки –
1 место, лыжные гонки – 2 место, «Кросс наций» - 3 место, лыж-
ные гонки на приз «Знамя труда» 5 км - 3 место; 2013 г. – лыжный
спринт 1200 м – 1 место, лыжная эстафета г. Тюмень ТюмГНГУ – 2
место, легкоатлетический пробег «Петля по Яру» - 2 место,; 2015
г. - «Лыжня России» 2 км - лауреат, новогодняя лыжная гонка 5 км
– 1 место,. лыжные гонки на приз Яркина – 1 место; 2016 г. - лыж-
ные гонки на приз Яркина – 2 место, «Лыжня России» - 1 место,
легкоатлетический кросс среди студентов ТИУ г. Тюмень – 3 ме-
сто.
Результативность опыта
Каждого педагога волнуют результаты его труда. И ради этого мы входим в
мир инновационных технологий, ищем, отбираем, внедряем в свою практику
всё то новое, что преподносит нам методическая мысль и на уроках, и в
учебно-тренировочной деятельности. После каждых соревнований делаю их
обязательный анализ, обсуждаю с обучающимися допущенные ошибки и по-
беды. В начале и конце года я провожу мониторинговые исследования физи-
ческой подготовленности и результативности личных и коллективных дости-
жений. Этот мониторинг провожу с целью выявления положительной дина-
мики проведённой работы. Положительная динамика радует не только меня,
но и обучающихся и их родителей, а выявленные затруднения являются ори-
ентиром для организации индивидуального сопровождения обучающегося.