Напоминание

Развитие спортивной одарённости на уроках физической культуры и в учебно-тренировочном процессе


Автор: Ерастов Александр Иванович
Должность: учитель физической культуры, тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАОО Луговская СОШ №24, МКОУ ДОД "ДЮСШ"
Населённый пункт: посёлок Луговской, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие спортивной одарённости на уроках физической культуры и в учебно-тренировочном процессе
Раздел: среднее образование





Назад





Введение


Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить! В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом изменилось содержание об- разования по предмету «Физическая культура», которое направлено на фор- мирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося. Результатами обучения должны стать личностные, мета
предмет-

ные
и
предметные
достижения учащихся, формируемые посредством освое- ния физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий. В соответствии с ФГОС и основными принципами «Стратегии развития фи- зической культуры и спорта в Российской федерации сроком до 2020 года» ещё большее значение уделяется созданию системы поддержки одаренных детей и оптимальных условий для их развития. Поэтому мне, учителю физической культуры и тренеру-преподавателю, необходимо создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ве- дущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную ак- тивность или создавать образовательную среду для развития уже проявив- шихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворе- ние потребностей данного учащегося. Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только фи- зических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. Решая задачи физического воспитания, мне необходимо ориентировать деятель- ность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у
учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гу- манистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необ- ходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной рабо- тоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Как правило, уровень спортивных достижений в различных видах спор- та чаще всего связывается с совершенствованием тренировочного процесса. Однако, если в прошлые годы возможность достижения выдающихся ре- зультатов связывалась с интенсификацией процессов подготовки, то в настоя- щее время совершенствование урока и учебно-тренировочного процесса и повышение их эффективности невозможно без разработки вопроса диффе- ренцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состоя- ния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Таким образом, проблема заключается в недостаточной ориентации об- разовательных программ на работу с детьми, которые могут достигнуть вы- соких результатов в избранном виде деятельности. В связи с этим в межаттестационный период я работал
над методиче-

ской темой: «
Развитие спортивной одарённости обучающихся посредством уроков физической культуры и учебно-тренировочных занятий».
Объект:
спортивная одарённость.
Предмет:
проблема развития спортивной одарённости обучающихся
.

Цель:
создание условий для развития спортивной одарённости обучающихся посредством уроков физической культуры и учебно-тренировочных занятий. Для достижения поставленной цели были определены
задачи
:  изучены нормативные документы, регламентирующие содержание основного общего и среднего общего, дополнительного образований;  составлен банк данных спортивно одарённых обучающихся;
 определены методы и приёмы по развитию спортивной одарённости обучающихся;  разработана система обучения одарённых детей;  внедрена разработанная система обучения одарённых обучающихся;  проведён мониторинг достижения индивидуальных и коллективных ре- зультатов спортивно одарённых детей;  проанализированы результаты мониторинга достижения индивидуаль- ных и коллективных результатов спортивно одарённых детей.
Цель аналитического отчёта
: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности за межаттестационный период.
Теоретическое обоснование деятельности
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достиже- ниям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как до- стижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Однако, понятие «одарённость» означает не только высокий уровень, но и некоторую внутреннюю установку, направлен- ность развивающейся личности. Проблему одарённости детей и подростков рассматривали многие зарубеж- ные и наши ученые: Дж. Рензулли, Л.С. Выготский, Н.С.Лайтес, Б.М Теплов, С.Л Рубинштейн, но именно проблемой выявления и оценки психомоторной одарённости занимаются спортивные психологи Б.В. Кулагин, В.Л.Марпшук, Ю.М. Блудов. Тем не менее, эта одарённость остаётся самой малоизученной и трудно диагностируемой. Б.М.Теплов в связи с проблемой прогноза отмечал, что следует различать предвидение будущего масштаба свершений и оценку качественных способ- ностей дарования. Он писал о том, что высота одарённости обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а её направленность, своеоб-
разие проявляются гораздо раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в той или иной успешности выполнения разных видов деятельности. Таким образом,
одаренность
— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения чело- веком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах д е я т е л ь н о с т и п о с р а в н е н и ю с д р у г и м и л ю д ь м и .
Одаренный ребенок
— это ребенок, который выделяется яркими, очевидны- ми, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосыл- ки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одаренностью при-

нято выделять психомоторную или спортивную одаренность
. Детей, от- носящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выно- сливость. Моторная одаренность – способность выполнять точные и быстрые коорди- нированные движения и их комбинации: успехи в хореографии, прикладных видах творчества, спорта, исполнении музыкальных произведений индивиду- ально или в составе ансамбля. В детстве моторную одаренность можно на- блюдать через следующие факторы: 1) точность выполнения движений; 2) ответная ориентация; 3) координация; 4) время реакции; 5) скорость движения руки; 6) оценка контроля; 7) ручная ловкость.
К критериям определения спортивной и физической одаренности можно отнести следующие психофизические особенности детей: 1) ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; 2) обладает хорошей зрительно-моторной координацией; 3) любит движение (бег, прыжки, лазание); 4) обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); 5) легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине); 6) умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целе- направленно меняя направление); 7) для своего возраста обладает исключительной физической силой, де- монстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы). Каковы же ранние признаки проявления физической одарённости? Наиболее часто это – своеобразное сочетание анатомо-морфологических, функциональ- ных, моторных, психофизиологических особенностей человека; хорошо раз- витая координация всех движений; проявление высоких показателей опре- делённых действий (ребёнок бегает быстрее остальных, прыгает дальше всех без специальной тренировки). Поэтому в раннем возрасте на развитие способностей ребёнка должны обращать внимание родители, воспитатели ДОУ, учителя. Для этих детей существуют характерные особенности физиче- ского развития: 1)высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна; 2)высокая активность; 3)возможна существенная разница между физическим и интеллектуальным развитием.

С и с т е м а

р а б о т ы

р а з в и т и я

с п о р т и в н о й

о д а р ё н н о с т и
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми стараюсь учитывать, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности высту- пает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная дея- тельность: соревнования, олимпиады как условие и средство формирования самооценки, Я-концепции. В этот возрастной период включаю одаренных детей в соревнования с таки- ми же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дают хорошие результаты. Источник склонности к со- ревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих средние возможности ребенка к высоко дифференцированной оценке. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому на уроках физической культуры и в учебно-тренировочной деятельности привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстаю- щими. В урочной работе использую форму селективной дифференциации, опережа- ющее обучение и привлечение детей к внеурочным занятиям в спортивных кружках и секциях, где с ними провожу индивидуально-ориентированную работу. Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоо- пределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Так, например, в 10-11 классе по разделу спортивная гим- настика, оздоровительно-рекреационная деятельность прошу одаренных де- тей создать индивидуальные проекты тренировочных программ, привлекаю их к участию в соревнованиях.
При выявлении спортивной одаренности ориентируюсь и на специфику контингента обучающихся, наличие одаренности к определенному виду спор- та (футбол, волейбол, лыжи, лёгкая атлетика и т.д.), определяю, какие цели и задачи являются приоритетными: обучающие, развивающие, обучающее-раз- вивающие, развитие явно выраженных способностей или, напротив, недо- статочно выраженных. Когда ребенок попадает в спортивную среду, на каждом этапе обучения учи- тываю возрастные особенности спортсмена. С момента обучения в школе и в ДЮСШ сложность отбора спортивно одаренных детей заключается в том, чтобы правильно определить способность обучающегося к тому или иному виду спорта. Сопровождение одаренных детей строю с учетом их возрастных предпосылок развития способностей, путем составления индивидуальных планов трениро- вок одаренных спортсменов. Ставя перед спортсменом конкретные задачи, задавая определенный тренировочный режим, как учитель физической культуры и тренер-преподаватель, стараюсь создать благоприятные условия для поэтапного и оптимального формирования спортивно важных свойств личности одаренного ребенка, влияя на динамику спортивных результатов. Это снижает соревновательный и социальный стресс, повышает эффектив- ность тренировок, сохраняет здоровье, является профилактикой травм и забо- леваний, дает информацию о состоянии спортсмена, которая в дальнейшем используется при управленческих решениях, педагогических воздействиях.
Методы работы с детьми при выявлении спортивной одаренности:
1) метод наблюдения за поведением и проявлениями одарённых детей в усло- виях тренировочной и соревновательной деятельности, 2) метод беседы, 3) метод экспертных оценок (экспертное оценивание поведения одарённых детей родителями, учителями, тренерами-преподавателями), 4) метод тестирования, анкетирования,
5) метод идеомоторной тренировки, 6) метод внушения и самовнушения. Основной задачей занятий физической культуры одарёнными детьми являет- ся не только прививание устойчивого интереса у подростков, юношей и де- вушек к занятиям спортом, укрепление здоровья, достижение физического совершенства, но и подготовка к высоким спортивным достижениям. Для этого мне необходимо привлечь к систематическим занятиям физиче- ской культурой в рамках уроков, внеурочной деятельности и учебно-трениро- вочных занятий наиболее двигательно одарённых школьников, подготовить их к участию в соревнованиях разных уровней, к получению спортивных раз- рядов, сдаче норм ГТО. В учебно-тренировочном процессе я руководствуюсь основными ди- дактическими принципами педагогики. Однако, отражая специфику физиче- ского воспитания в целом, эти принципы имеют особое содержание и реали- зуются средствами и методами, применяемыми в различных видах спорта. Особенностям обучения физической культуре, считаю, в большей мере отве- чают следующие принципы: сознательность и активность, доступность, си- стематичность и последовательность, наглядность, прочность, индивидуа- лизация. Сознательность и активность. Воспитание у обучащихся сознательного отношения к занятиям - одна из важнейших задач тренера-преподавателя и учителя физической культуры. Сознательное отношение учащихся к занятиям спортом в значительной сте- пени базируется на целеустремленности, т.е. направленности на достижение поставленной цели, несмотря на возникающие трудности и временные неуда- чи. Такой целью может стать, например, достижение высокого спортивного мастерства. В реализации этого принципа основную роль играет учитель и тренер-преподаватель.
Дети, занимаясь в ДЮСШ и спортивных секциях школы, уже ко второ- му году обучения начинают понимать необходимость регулярного и систем- ного посещения тренировок, которые при росте физических нагрузок благо- творно влияют на развитие их физических качеств и укрепление здоровья. Обучающиеся уже могут провести не только утреннюю зарядку, но и пред- стартовую разминку, рационально организовать своё свободное время. Во время тренировок и внеурочной деятельности я не ограничиваюсь только выявлением ошибок и их устранением. Необходимо указать ребёнку и на при- чину возникновения. Очень важно постоянно поддерживать у учеников интерес к изучению физи- ческой культуры. Это во многом зависит от разнообразия применяемых средств и методов, особенно игр и игровых заданий, от эмоциональности учебно-тренировочного процесса и урока. В физической культуре, как и в любом другом предмете, существует опас- ность вызвать потерю интереса учащихся к занятиям. Длительное монотонное передвижение по лыжне, отработка различных видов деятельности, а также специфические трудности лыжного спорта (мороз, отдаленность мест занятий и т.д.) могут в значительной мере повлиять на этот процесс. Поэтому стараюсь сохранить интерес к занятиям многообразием форм тренировочного процесса, прививаю любовь к лыжам, к бегу, к игровым видам спорта, объясняя, что это тяжёлая монотонная работа, но без неё не обойтись.
Доступность.
При планировании учебно-тренировочного процесса и уроков учитываю анатомо-физиологические особенности и психические закономер- ности развивающегося организма воспитанников. Определяю доступность изучаемых отдельных упражнений и способов передвижения на лыжах для каждой возрастной группы занимающихся. Требования к освоению каждого элемента или хода в целом, предъяв- ляю такие, чтобы дети при полной концентрации внимании, высокой актив- ности и достаточном напряжении физических сил могли освоить учебный материал в форме, соответствующей их возрастным возможностям и уровню
учебного материала. Учитываю, что освоение нового материала должно ба- зироваться на имеющемся у воспитанников запасе двигательных умений и на- выков. Отсюда вытекает тесная связь принципа доступности и подготовлен- ности. При планировании я руководствуюсь принципом систематичности и последовательности. Считаю, что недопустимы перегрузки школьников в изучении большо- го количества новых элементов, и вместе с тем нельзя предлагать выполнять упражнение или ход в целом, заведомо зная, что они не в состоянии их вы- полнить. Особенно это важно при изучении спусков и поворотов в движении на высокой скорости на крутых или плохо подготовленных склонах с неров- ностями. Такое нарушение принципа доступности может привести к за- медлению процесса обучения, появлению неуверенности в своих силах, чув- ства страха, потере интереса к занятиям, а также к серьезным травмам. Подбираю объём и сложность учебного материала, соответствующие полу, возрасту, уровню физической и технической подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, количеству учебного времени и внешним условиям при проведении занятий. При этом необходимым условием считаю учёт качества лыжного инвентаря.
Систематичность и последовательность.
Основой реализации этого принципа является принятая в каждом виде спор- та определенная последовательность в изучении способов передвижения, ве- дения мяча и отдельных упражнений при освоении каждого из них. Эта си- стема обучения базируется на взаимосвязи упражнений и отдельных способов передвижений, на положительном переносе навыков с одного упражнения на другое. Распределение материала по тренировкам я основываю на известных правилах:
от
известного - к неизвестному; от простого - к сложному; от изу- ченного - к неизученному; от главного - к второстепенному, к деталям упраж- нения. Так, в подготовительной группе сначала изучаю подготовительные упражнения, дети овладевают лыжами как снарядом, затем переходят к осво-
ению скользящего шага (основе всех способов передвижения на лыжах) и только потом приступают к изучению попеременного двухшажного хода и за ним всех остальных упражнений в определенной последовательности. Подоб- ную последовательность соблюдаю и при изучении спусков, торможений и по- воротов в движении.
Наглядность
. Без сомнения, реализация принципа наглядности при обучении в лыж- ных гонках, лёгкой атлетике, футболе и др. играх особенно важна в работе тренера-преподавателя и учителя. Постоянный показ упражнений, элементов техники и способа передвижения в целом, ведения мяча в значительной мере ускоряет процесс обучения и повышает его прочность. С этой целью я приме- няю и различные подготовительные и подводящие упражнения, которые до- полняют полученные при показе зрительные представления мышечно-двига- тельными ощущениями. Сочетание показа и слова дополняет, расширяет и уточняет представления обучащихся об изучаемом способе передвижения и игры. Но на первом этапе обучения большое место отвожу показу или де- монстрации в целом. В дальнейшем зрительное восприятие подкрепляется словесными методами. В старших группах ввиду сложности изучаемых способов передвижения объяснение деталей играет важную роль, особенно когда они трудно поддаются наблюдению или вообще скрыты от воспитанни- ков. Принцип наглядности тесно связан с индивидуализацией процесса обучения. Одни учащиеся в освоении способов передвижения больше опираются на зрительное восприятие, другие - на слуховое. Вот почему вовремя поданная мной команда - выполнение упражнения под счет - значительно облегчает этой группе детей понимание элементов хода, согласованности и т.д. и помо- гает быстрее и прочнее освоить ход в целом. Знание своих учеников, их особенностей позволяет мне более полно реали- зовать принцип наглядности в обучении.

Индивидуализация.
Учащиеся приходят в ДЮСШ и школьные спортивные секции, на уроки физи- ческой культуры с разным уровнем физической и двигательной подготовлен- ности, потому что в нашу школу поступают все желающие, без конкурсного отбора. Хотя большая часть из них еще в дошкольном возрасте уже озна- комилась с лыжами и передвигалась на них, играли в спортивные игры, встречаются еще ученики, которые до прихода ко мне, на лыжи не вставали и мяча в руках не держали. Это нельзя не учитывать при обучении передвиже- нию на лыжах, футболу и др. видам спорта особенно в подготовительных группах и 2 уровне обучения. Кроме этого, дети имеют и различную двига- тельную одаренность, которая также зависит от характера и форм занятий физическими упражнениями в дошкольном возрасте. Принцип индивидуализации обучения физической культуре я осуществляю, прежде всего, через групповую работу, зависящую от типовых характеристик учащихся. Учеников во время учебно-тренировочного процесса условно объединяю в группы. Примерно одинаковые по физической и двигательной подготовке, по психологическим особенностям обучающиеся легче усваива- ют материал с учетом индивидуального подбора методов, приемов и заданий. Групповая работа развивает физическую активность, творческую самостоя- тельность, формирует умение приходить к единому решению, работы в ко- манде. Вместе с тем групповая работа не исключает и индивидуальное обучение учащихся - исправление ошибок и т.д. Групповой метод наиболее приемлем на начальном этапе обучения, когда ученики еще не раскрыли все свои возможности. Если эффект от групповой организации обучения начинает снижаться, то перехожу к персональным за- даниям хотя бы у части обучающихся. В учебно-тренировочном процессе опираюсь, прежде всего, на свойства нервной системы, особенности характера, темперамента и т.д. Ряд психиче- ских особенностей девушек, особенно в период полового созревания, требует
от учителя и тренера-преподавателя особого индивидуального подхода в ме- тодике обучения способам, и в первую очередь при изучении спусков, тормо- жений и поворотов в движении. В процессе обучения все принципы взаимосвязаны, и показателями их реали- зации являются доступность учебного материала, быстрота, качество и проч- ность усвоения обучающимися на каждом этапе обучения. Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием спортивно одаренных детей. Постоян- ная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, окружных соревнований, успешно поступают и учатся в ВУЗах и СУЗах на- шей и соседней областей, в прошлом учебном году выпускница 9 класса по- ступала на обучение в Тюменский педагогический колледж по специальности учитель физической культуры. Как я достигаю таких результатов? За свою многолетнюю спортивную деятельность я пришёл к выводу, что ра- бота с одарёнными детьми должна включать в себя следующие компоненты: - выявление одаренных детей; - развитие способностей во время урочной деятельности и учебно-трениро- вочного процесса; - развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, секции, конкурсы, исследовательская работа, организация походов выходного дня, совместное празднование дней рождений с чаепитием, поздравлениями, игра- ми, выпуск поздравительных газет); - создание условий для всестороннего развития одаренных детей. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особен- ностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Проводить диагностику одаренности должен профессиональный психолог, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра. К счастью, несколько лет в нашей школе работает педагог-психолог, которая помогает мне, выявлению спортивно одарённых детей мне помогает и работа учителем физкультуры в Луговской средней общеобразовательной школе, анкетирова- ние ребят, беседы с классными руководителями и родителями. Определив та- ких ребят, составив банк спортивно одарённых детей, я начинаю работу по развитию их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес обучающихся к занятиям физической культуры. Мотивация занятий физической культуры – важная часть работы учителя физической культуры и тренера-преподавателя. Чтобы не происходил отток детей по мере увеличения тренировочных нагрузок, соблюдаю принцип постепенности с учётом индивидуальных психологиче- ских и физических особенностей обучающихся. В подготовительном периоде закладывается общий уровень физической и специальной подготовки. Основные средства: бег, имитация лыжных ходов на месте, а затем в движении, в сочетании с бегом по пересечённой местности, прыжковая имитация с палками в подъём, силовые упражнения специальной направленности, работа с мячом. Особенно важным для себя считаю научить ребят бегу на длинные дистан- ции. Это монотонная и тяжёлая работа, но без неё не обойтись спортсмену- лыжнику, легкоатлету, футболисту. Поэтому уже с групп начальной подготов- ки кросс становится обязательной частью тренировочного процесса. Ре- зультатами этих тренировок стали успехи моих воспитанников в соревнова- ниях по лёгкой атлетике. В своей деятельности использую различные средства: соревновательные упражнения, специально подготовительные, игры и игровые задания. Со- ревновательные упражнения включают в себя виды спорта, используемые не- посредственно в соревнованиях. Специальные подготовительные упражнения – это имитация лыжных ходов на месте и в движении, имитация в сочетании
с бегом по пересечённой местности, упражнения с использованием специаль- ных тренажёров и кроссовый бег по трассам предстоящих соревнований, передвижение на лыжах различными способами в условиях различных трасс, с разной интенсивностью и продолжительностью, ведение и передача мяча, броски и т.д. В целях поддержания интереса к спорту и развития природных задатков уча- щихся я использую творческие задания, занимательные материалы и задачи, веду постоянную индивидуальную работу с обучающимися и их родителями, что требует от меня постоянного самосовершенствования и самообразования. Немаловажным для развития спортивной одарённости обучающихся считаю и создание условий для развития всесторонне развитой, успешно социализи- рующейся в обществе личности. Существенным направлением в развитии одарённых детей является организа- ция и проведение спартакиад, соревнований, вечеров, дней здоровья, физ- культурных праздников и т.д. У нас в ученическом коллективе уже сложились свои традиции: празднование дней рождений, поздравление, выпуск газет. Очень часто со своими воспитанниками ходим не только в лыжные, но и пе- шие, и велосипедные походы, организуем совместные выезды на культурно- массовые мероприятия, систематически занимаемся совместной трудовой де- ятельностью (уборка в спортивном зале, ремонт и постройка оборудования для установки лыж). Мои воспитанники – неизменные мои помощники в организации и проведе- нии общешкольных, поселковых и районных соревнований. Всё это способ- ствует не только возрастанию спортивных достижений учеников, но и носит воспитательный характер, помогает поддержанию доверительных, дружеских отношений не только в коллективе воспитанников, но и со мной как с педаго- гом, улучшаются успеваемость, дисциплина, и, самое главное – дети учатся коммуникативным умениям, что помогает им в дальнейшей социализации в обществе.
Физическое воспитание на уроках физической культуры и во внеурочное вре- мя учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спор- тивной этики, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до по- беды, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, ис- кренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные соревнования различного вида помогают закалять волю, учат до- биваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки. Психологически подготовить ребят к соревнованиям, коллективной работе мне помогает педа- гог-психолог, проводя с нами различные тренинги, занятия в сенсорной ком- нате. Как показывает практика, опросы известных спортсменов, мнение об их по- ниженной умственной способности не соответствуют действительности. Нао- борот, большинство из них имеют высокий уровень интеллекта. Так, мои выпускники Ласкина Екатерина, Лыжина Кристина, Медведева Ксения, Без- годова Юлия окончили школу с серебряными медалями, выпускница 2015 года Медведева Юлия – с золотой. Хотя выпускник 9 класса с ОВЗ Томазов Виталий достиг в спорте высоких результатов. Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимо- отношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что непра- вильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учебу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребенка, о пол- ноценном витаминизированном питании. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть само- стоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулиро- вать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовос- питанию. Часто напоминаю учащимся, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запо- минается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется, и что «Талант – это 1% способностей, а 99% - потения».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб его физическому, эмоциональному, личностному развитию. Убеждаю, чтобы ре- бята занимались спортом и после окончания школы во взрослой жизни. Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое буду- щее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за ре- зультаты своей деятельности. Я много беседую со своими ребятами, стараюсь обучить их приемам регули- рования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих по- знавательных качеств, в оценке их сильных и слабых сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены страте- гий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллекту- альных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня. Со- знание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. В своей педагогической практике использую следующие педагогические тех- нологии: индивидуальное, разно-уровневое и взаимное обучения; коллективно-творческое дело; групповую работу; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии. В учебно-тренировочном процессе применяю не только традиционные фор- мы обучения (практические и теоретические занятия, соревнования различ- ных уровней), но и инновационные: групповые; проведение бесед и меропри- ятий по приобщению к здоровому образу жизни; возрождение забытых на- родных игр, в частности, лапты; проведение ежегодного спортивного оздоро- вительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Учитель и его отношение к учебному процессу, его творчество и профессио- нализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Формирование УУД на уроке физической культуры зависит от этапа обуче- ния; поставленных задач физического воспитания; типа урока; личности пе- дагогов и особенности его работы. Так, на этапе начального разучивания необходимо создать представление обу- чающихся об изучаемом двигательном действии, выделяя существенные при- знаки движения при демонстрации в различных её видах: показ учителя или ученика; изображения, различные схемы; видеоматериалы. Можно предложить учащимся выполнить действия, близкие по технике к вновь изучаемому элементу. На этапе углубленного изучения рекомендует- ся: организовать работу по выполнению серии упражнений по таблицам, ри- сункам; создать условия для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного дей- ствия. Работа с обучающимися направлена на выявление ошибок на основе соб- ственного опыта и наблюдения за другими занимающимися, выявление при- чин ошибок. Можно предложить школьникам самостоятельно незначитель- но изменить условия и технику выполнения движения в связи с вновь возник- шими условиями. На данном этапе необходимо самостоятельно выявлять зна- чительные ошибки при выполнении движения самим учеником и другими за- нимающимися. В работе по формированию УУД наибольшее внимание уделяется развитию способности к использованию рациональных способов выполнения того или иного задания. Предлагаю выполнить двигательное действие различными способами и их сравнение. На этапе совершенствования: выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей;
самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения; создание условий, в которых необходимо концентрировать внимание на отдельной де- тали техники (например, сочетание с различными действиями); усложнение условий, выполнение движения на фоне утомления для выделения групп мышц, которые необходимо в наибольшей степени задействовать в движении при повышающих волевых и физических усилиях. К вышеперечисленным способам формирования УУД на всех этапах обуче- ния добавляются домашние задания с использованием учебников «Физиче- ская культура». Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универ- сальных учебных действий и опираются на технологию проблемного диало- га. Работая с учебником, обучающиеся учатся определять цель своей деятельно- сти, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом. Введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке це- лей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Использую технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов), при которой обучащиеся принимают активное участие в оценке сво- ей деятельности и выставления отметок. В соответствии с этой технологией и требованиями ФГОС учащиеся должны чётко знать и понимать цели своего образования, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают. На заключительном этапе тренировки широко использую варианты подвиж- ных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнасти- ческие палки, теннисные и набивные мячи, скакалки, гантели.
Самостоятельная деятельность обучающихся, внесение в напряженную рабо- ту элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения,– все это служит не только временному отдыху для регулирования дыхательной и сердечно сосудистой систем организма, но и создает ситуацию успеха, все- ляя в ребят уверенность в своих силах. В ходе каждой тренировки решаю здоровьесберегающую задачу, используя разнообразные упражнения с различной дозировкой нагрузки, специальные игры для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мы- шечных групп, а также упражнения, способствующие развитию женственно- сти у девочек. Юношам даю упражнения, отмеченные прикладной направ- ленностью, формированием волевых качеств, реализуя связь физической культуры с начальной военной подготовкой. Теперь выполнять силовые и кардионагрузки стало интереснее, в школе по- явился тренажёрный зал, который ребята посещают с удовольствием. Показывая и задавая упражнения, указываю последовательность выполнения элементов и дозировку, объясняю, как избежать травм. По отдельным разделам программы разрабатываю карточки с выполнением моделей упражнений и описанием порядка выполнения различных упражне- ний. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Много внимания уделяю созданию спортивной базы школы, привлекая самих ребят. Так, во время летнего оздоровительного лагеря мы сделали площадку для игры в стритбол, волейбол, футбол. В зимнее время на футбольном поле и возле реки прокладываю лыжные трассы разных уровней сложности на снегоходе ДЮСШ. Отремонтирован спортивный зал Луговской школы, администрацией школы закупается необходимое оборудование. Во время ра- боты в спортивном зале стараюсь использовать всю площадь рационально, чтобы активная двигательная деятельность учеников реализовывалась полно- стью.
Изложенная мною система работы по развитию спортивной одарённости на уроках и внеурочной деятельности, учебно-тренировочном процессе даёт по- ложительные результаты:  сохранность контингента обучающихся;  40% моих обучающихся посещают школьные спортивные секции;  100% успеваемость;  отсутствие травматизма обучающихся во время учебного и тренировоч- ного процесса.  Участие в межобластных соревнованиях:  Тельминов Владимир – 2015 г. «Кросс наций» г. Тюмень – 2 место;  Зырянов Сергей - 2013 г. - лыжная эстафета г. Тюмень ТюмГНГУ – 2 место, 2016 г. - легкоатлетический кросс среди студентов ТИУ г. Тюмень – 3 место.  Участие в областных соревнованиях:  Зырянов Алексей – 2015 г. - лыжные гонки на приз чемпионов С. Антонова и Давыдовой-Печерской 10 км – 23 место;  Участие в муниципальных соревнованиях: - баскетбол – 2012 г. школа – 2 место, юноши – 3место, девушки – 1 место; 2013 г. школа – 1 место, юноши – 2 место, девушки – 1 место; 2014 г. школа – 2 место, юноши – 2 место, девушки – 2 место; 2015 г. – школа – 1 место, юноши – 3 место, девушки – 1 место; - волейбол – 2012 г. школа – 1 место, юноши – 3 место, девушки – 1 ме сто, 2013 г. школа – 1место, юноши – 3 место, девушки – 1 место, 2014 г. школа – 2 место, юноши – 3 место, девушки – 2 место, 2015 г. школа – 2 ме- сто, юноши – 2 место, девушки – 2 место; - муниципальная спартакиада школьников – 2012 г. 2 место, 2013 г. – 2 место, 2014 г. – 3 место, 2015 г. – 2 место;  кросс « Золотая осень» (сборная школы)- 2012 г. – 2 место, 2013 г. – 2 место, 2014 г. – 2 место, 2014 г. – 2 место, 2015 г. – 2 место, 2016 г. – 1 место;  футбол 7/7 – 2012 г. – 3 место, 2013г. – 3 место, 2014 г. – 3 место, 2015 г. – 3 место, 2016 г. – 2 место;  зимнее многоборье (сборная школы) 2012 г. – 2 место, 2013 г. – 2 место, 2014 г. – 2 место, 2015 г. – 2 место;
 лыжные гонки (свободный стиль) - 2012 г.- 2 место, 2013 г. – 1 место, 2014 г. – 2 место, 2015 г. – 2 место;  лыжные гонки (классический стиль) – 2012 г. – 2 место, 2013 г. – 2 ме- сто, 2014 г. – 2 место, 2015 г. – 1 место;  летнее многоборье – 2012 г. – 1 место, 2013 г. – 2 место, 2014 г. – 2 ме- сто, 2015 г. 1 место;  майская эстафета – 2013 г. – школа – 2 место, 9-11 кл. – 2 место, 8-6 кл. – 1 место, 3-5 кл. – 1 место; 2014 г. – школа – 3 место, 9-11 кл. – 3 ме- сто, 7-8 кл. – 3 место, 5-6 кл. – 1 место; 2015 г. – школа – 2 место, 9-11 кл. – 2 место, 7-8 кл. – 1 место, 5-6 кл. – 2 место;  Томазов Данил, обучающийся 8 а класса – 2012 г. – Спартакиада школь- ников – 2 место, лыжные гонки 2 км. – 2 место; 2013 г. – лыжные гонки – 2 место, майская эстафета – 2 место, кросс «Золотая осень» - 3 место, легкоатлетический забег 7 км – 3 место, лыжные гонки 3 км – 3 место, новогодняя лыжная гонка 2 км – 2 место; 2015 г. – лыжная эстафета – 3 место, 2016 г. – майская эстафета – 3 место; 2016 г. лыжные гонки – 2 место, военно-патриотическая игра «Звезда» - 1 место;  Зырянов Алексей, обучающийся 10 класса – 2012 г. – лыжные гон- ки 2 км – 1 место, 3 км – 3 место; 2013 г. - кросс «Золотая осень» - 3 место, лыжные гонки – 2 место, лыжный спринт 1200м – 2 место, «Лыжня России» 1 км – 2 место, новогодняя лыжная гонка 3 км – 2 место; 2014 г. – новогодняя лыжная гонка 5 км – 2 место, лыжные гонки 3 км – 2 место «Кросс наций» - 3 место; 2015 г. – лыжные гонки 3 км – 1 место, майская эстафета – 1 место, кросс «Золотая осень» - 3 место, лыжные гонки на приз чемпионов С. Антонова и Давыдовой-Печерской 10 км – 23 место;  2016 г. - лыжные гонки – 1 место, «Лыжня России»– 1 место, лыж- ные гонки на приз Яркина – 3 место, майская эстафета - 3 место;  Конищев Дмитрий, обучающийся 9 а класса – 2012 г. – лыжные гонки 2 км – 3 место, лыжные гонки 3 км – 1 место, легкоатлетиче- ское многоборье (прыжки) – 3 место, (метание мяча) – 1 место; 2013 г. – лыжный спринт 1200 м – 3 место, лыжные гонки – 2 ме-
сто, «Лыжня России» 1 км – 1 место, лыжные гонки ГТО – 2 место, кросс «День здоровья» - 1 место, новогодняя лыжная гонка 3 км – 3 место, кросс «Золотая осень» - 3 место, легкоатлетический про- бег 7 км – 2 место; 2014 г. – кросс «Золотая осень» 1 км – 1 место, лыжные гонки 3 км – 2 место, лыжный туристический слёт – 2 ме- сто, 2015 г. – новогодняя лыжная гонка 3 км – 2 место, лыжная эстафета – 3 место, лыжная эстафета – 2 место, майская эстафета – 1 место; 2016 г. – лыжные гонки – 2 место, «Лыжня России» - 2 ме- сто, лыжи в рамках спартакиады – 2 место, лыжные гонки на приз Яркина – 1 место, легкоатлетическое многоборье ГТО – 1 место, майская эстафета – 2 место;  Мальцев Павел, обучающийся 7 а класса – кросс «Золотая осень» - 3 место, легкоатлетический пробег «Петля по Яру» 4,5 км – 2 ме- сто; 2016 г. – «Кросс наций» 2 км – 1 место, лыжи в рамках спарта- киады – 2 место, майская эстафета – 2 место, кросс «Золотая осень» 1 место; - Зырянов Сергей, выпускник 2012 года – 2012 г. –лыжные гонки – 1 место, лыжные гонки – 2 место, «Кросс наций» - 3 место, лыж- ные гонки на приз «Знамя труда» 5 км - 3 место; 2013 г. – лыжный спринт 1200 м – 1 место, лыжная эстафета г. Тюмень ТюмГНГУ – 2 место, легкоатлетический пробег «Петля по Яру» - 2 место,; 2015 г. - «Лыжня России» 2 км - лауреат, новогодняя лыжная гонка 5 км – 1 место,. лыжные гонки на приз Яркина – 1 место; 2016 г. - лыж- ные гонки на приз Яркина – 2 место, «Лыжня России» - 1 место, легкоатлетический кросс среди студентов ТИУ г. Тюмень – 3 ме- сто.
Результативность опыта
Каждого педагога волнуют результаты его труда. И ради этого мы входим в мир инновационных технологий, ищем, отбираем, внедряем в свою практику
всё то новое, что преподносит нам методическая мысль и на уроках, и в учебно-тренировочной деятельности. После каждых соревнований делаю их обязательный анализ, обсуждаю с обучающимися допущенные ошибки и по- беды. В начале и конце года я провожу мониторинговые исследования физи- ческой подготовленности и результативности личных и коллективных дости- жений. Этот мониторинг провожу с целью выявления положительной дина- мики проведённой работы. Положительная динамика радует не только меня, но и обучающихся и их родителей, а выявленные затруднения являются ори- ентиром для организации индивидуального сопровождения обучающегося.


В раздел образования