Напоминание

Иинтеграция общего и дополнительного образования по предпрофильной подготовке учащихся


Автор: Серебрякова Лидия Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" с. Кинель-Черкассы
Населённый пункт: с. Кинель-Черкассы, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Иинтеграция общего и дополнительного образования по предпрофильной подготовке учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВА- НИЯ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ Основным моментом Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Для достижения этой цели предлагается решение нескольких задач: -создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики; - развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования; -реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно- образовательной и творческой деятельности, - выявление талантливой молодежи; -создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики;
Предпрофильная подготовка учащихся
– это важная составляющая ступень самоопределения учащимися в отношении выбора профессиональной деятельности. Для того, чтобы в полной мере обеспечить возможность реализации различных вариантов профильного обучения, удовлетворить познавательные потребности и интересы каждого ученика, повысить эффективность подготовки выпускника к жизни и труду, необходимы объединение и концентрация потенциалов образовательных учреждений различных типов и видов. Система дополнительного образования, как составляющая единого образовательного пространства располагает уникальными социально- педагогическими и материальнотехническими возможностями для обеспечения разнообразия направлений и качества предпрофильной подготовки учащихся.
В чем преимущества учреждений дополнительного образования.

1.
Кадры (педагогические работники учреждений дополнительного образования в большинстве своем специалисты, имеющие богатый производственный опыт, владеющие несколькими профессиями, и в то же время – это педагоги по призванию).
2.
Материально – техническая база (оборудованные мастерские, лаборатории, специализированные кабинеты, техника, что не имеют в настоящее время школы).
3.
Программно-методическое обеспечение (разнообразие дополнительных образовательных программ, богатый, накопленный информационно- методический материал).
С а м о й
главной

составляющей
я б ы в ы д е л и л а
образовательные

программы,
которые способствуют выявлению и развитию способностей детей, приобретению ими специальных знаний и умений в избранном виде деятельности, и позволяющие учащимся практически познакомиться с той или иной сферой профессиональной деятельности, профессионально- квалификационными требованиями, испытать свои личные возможности и определиться в выборе профессии.
Варианты и направления предпрофильной подготовки
учащихся очень разнообразны. Одно из направлений, которое в должной мере могут обеспечить организации дополнительного образования детей технической направленности - это технико-технологическое направление. Разнообразие представленных программ технической направленности можно объединить по роду деятельности и представить в виде специализированных формирований:
1.
Лаборатория радиотехники и электроники.
2.
Лаборатория спортивно-технического моделирования и конструирования (авиа, авто, ракето, судомоделирования).
3.
Лаборатория конструирования (конструирование различных видов техники, в т.ч. малогабаритной).
4.
Лаборатория металлообработки (токарное дело, жестяные работы, обработка металла).
5.
Лаборатория художественной обработки дерева (выпиливание, выжигание, резьба по дереву, работа на деревообрабатывающих станках).
6.
Механическая мастерская (устройство автомобиля, слесарное дело, водительское мастерство).
7.
Лаборатория современных компьютерных технологий. Изучив опыт работы по организации предпрофильной подготовки учащихся в общеобразовательных организациях, проведя опрос учащихся, можно сделать вывод, что
существующая система не может в достаточной мере

обеспечить

результаты

предпрофильной

подготовки
, т.е. осознанный выбор учащимися направления профессиональной деятельности.
Главная

причина
– недостаточное количество часов (от 8 до 18), выделяемое в учебном плане на каждый вид (курс). Это дает только поверхностное представление о рынке труда, разнообразии профессий и сфер деятельности. В данном проекте предлагаютя
3 варианта организации предпрофильной

подготовки
учащихся в условиях взаимодействия образовательных организаций разного типа и вида.
1 вариант:
организация предпрофильной подготовки на базе УДОД. Он предполагает передачу учебных часов предназначенных для предпрофильных курсов в общеобразовательных учреждениях учреждениям
дополнительного образования и путем объединения с учебными часами УДО увеличить объем учебных часов по каждому изучаемому курсу до 72 часов в год. (2 часа в неделю). Отрицательный момент для общеобразовательных организаций – снижение педагогической нагрузки педагогов, что ведет к уменьшению заработной платы.
2 вариант:
организация модульной обучения. Суть его состоит в том, что обучение будет осуществляться по 2 модулям: 1 – теоретический модуль (на базе ОУ или УДОД с привлечением педагогов школы). 2 – практический (на базе УДОД, педагоги дополнительного образования).
3 вариант
: организация обучения по комплексной программе обучения. Предлагается 2 ступени обучения: 1 ступень – предпрофильная подготовка (могут быть реализованы 1 и 2 вариант). 2 ступень – профессиональная подготовка по профессиям с прохождением практики на предприятиях и в организациях. Реализация данных вариантов предполагает 2-х годичное обучение. В течение 1-го года обучения учащимся предоставлятся возможность пройти курс обучения по 3-6 направлениям по его выбору с той целью, чтобы определить свои склонности и способности в той или иной сфере деятельности. 2-й год обучения предполагает обучение по тому профилю, который выбирает учащийся в качестве будущей профессиональной деятельности. Механизм взаимодействия и выбор направлений предпрофильной подготовки должен отрабатываться с конкретным партнером (образовательные организации, учреждения, производственная сфера) и строиться на договорной основе. Организация этой деятельности, конечно, предполагает, как положительные, так и отрицательные стороны:
положительные +
1. Освобождение учителя- предметника от дополнительной нагрузки (время на подготовку по основному предмету). 2. Освобождение учебных кабинетов. 3. Обеспечение полезной занятости детей (обучение предполагается, как в основное время, так и в свободное от учебы время).
отрицательные –
Основной отрицательный момент: обеспечение подвоза детей в УДОД, обеспечение безопасности детей. Какими бы ни были положительные и отрицательные стороны данной системы взаимодействия, мы должны понимать, что главным итогом этой
работы должен стать правильный выбор учащимися профессиональной деятельности и дальнейшее продолжение обучения, которое обеспечит ему успешность в жизни.


В раздел образования