Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями
Автор: Филипчик Татьяна Леонидовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-ДС № 16 "Вдохновение" Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями Раздел: дошкольное образование
с речевыми нарушениями
Учитель-логопед ДОО
Филипчик Т.Л.
Понятие развития речемыслительной деятельности включает в себя
формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от
друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Речемыслительная деятельность - это процесс обобщенного отражения
сущностных характеристик, причинно - следственных связей между явлениями
окружающей
действительности,
который
совершается
как
опосредованная
вербальная деятельность по овладению логическими операциями.
Мыслительная деятельность основана на отражательной способности
сознания человека и осуществляет познавательную функцию, в то время, как
речемыслительная деятельность предстает в качестве разновидности первой, но с
“функцией” как бы “вторичного” познания мира через общение.
Освоение поступаемой информации проходит в четыре этапа:
– на сенсомоторном этапе (целостное восприятие полученных сведений);
– на символьном этапе (формируется опосредованный комплексный образ
познаваемого предмета);
– далее на логическом этапе (анализируется);
–на лингвистическом этапе (приобретенные знания обобщаются с помощью
речи и структурируются в единое смысловое поле в виде значений, понятий
и связных высказываний).
Важная задача современной образовательной практики – обеспечение
преемственности
деятельности
дошкольных
образовательных
учреждений
и
школы в контексте непрерывности образования на его разных ступенях, поэтому
поиск
новых
путей
оптимизации
подготовки
ребенка
к
школе
приобретает
актуальность.
От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не
только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.
Среди первоклассников много интеллектуально пассивных детей, которые не
могут
справиться
с
элементарными
учебными
заданиями. Одним
из
условий
развития
интеллектуальной
активности
является
обучение
старших
дошкольников умению выделять, понимать и решать познавательные задачи.
Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть
способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование,
сравнение,
обобщение,
классификация.
Должна
быть
развита
способность
прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы,
классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. В школе
всё
обучении
ст роит ся
речевом
на
объяснении,
по этому
а ктивизация
речемыслительной деятельности у дошкольников рассматривается как важный
фактор готовности к школьному обучению.
Речь возникает вместе с возникновением сознания — высшей,
специфически человеческой формы отражения действительности. В единстве с
речью возникает и мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает
действительность
в
понятиях,
т.
е.
в
обобщениях,
которые
оформляются
и
закрепляются в слове. Та трудность, которую мы переживаем при выражении
мысли
во
внешней
речи,
вовсе
не
есть
трудность
только
самой
речи.
Эта
трудность является трудностью оформления данной мысли вербально, в словах.
Оформить ее так, чтобы сделать понятной для другого, это значит сделать ее
вполне ясной и для самого себя. Чем более неясной является для нас наша мысль,
тем труднее выразить ее словами, и наоборот. Поэтому нельзя не придавать
значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду
при обучении и воспитании. Правильность и развернутость высказываний важны
не только для воспитания речи детей, но и для развития мышления, воспитания у
них
умения
логически
оформлять
и
развивать
свою
мысль,
формируя
таким
образом рассуждающее (словесно-логическое) мышление.
Критерием качества речи ребенка любой возрастной группы,
следовательно,
и
критерием
его
речевой
зрелости,
являются не
столько
отдельные
количественные
накопления
в
речевом
развитии,
как
например,
увеличение словарного запаса, сколько существенные качественные показатели,
связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и
связно
построить
высказывание
и
сделать
его
понятным
и
доступным
для
собеседника (вербальное поведения ребенка).
Дошкольный возраст - это период формирования базовых составляющих
психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными
характеристиками.
В старшем дошкольном возрасте речь и мышление объединяются, образуя
речевое мышление.
Использование умственных задач в обучении старших дошкольников
расширяет
возможности
их
подготовки
к
обучению
в
школе,
в
том
числе
в
формировании интереса к учению. Перед педагогами дошкольного воспитания
ставится целая система задач по формированию и коррекции речемыслительной
деятельности, решение которых позволит обеспечить становление мыслительных
процессов у детей:
1. Развивать мыслительные операции (соотнесение признаков с предметами и
явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака,
классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями –
аналогии)
2.
Формировать
способность
выделять
существенные
признаки
предметов
и
явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление
загадок,
описательных
рассказов
по
плану,
формирование
логических
определений понятий, исправление небылиц и т. д.)
3. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к
самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно
– следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т.
д.)
4. Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать (нахождение
причин
событий,
описанных
в
историях,
определение
последовательности
событий, опровержение ложных суждений и т. д.)
5. Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса,
переход
от
вопросов
устанавливающего
типа
к
вопросам
–
гипотезам,
осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т.
д.)
6. Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение
видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании
(определение
переносного
значения
фразеологизмов,
нахождение
решения
в
гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов)
7.
Развивать
планирующую
и
регулирующую
функции
речи
(действие
по
словесной
инструкции,
составление
рассказов
с
использованием
опоры
на
отдельные
слова,
вопросы,
модели,
картинки,
упражнение
в
речевом
формулировании алгоритма детей).
Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка и можно ли
использовать для этого педагогические приемы?
Для активизации мышления необходимо проводить такие виды работ:
• развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и
восприятия;
• развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́
х
представлений;
• формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и
обобщения;
• формирование обобщенного познания;
• развитие способностей к установлению и пониманию причинно-
следственных связей между предметами и явлениями;
• развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и
сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом
на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями).
Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:
• отгадывание предметов по описанию;
• сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по
сходству;
• подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
• подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина:
кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник);
• подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля,
Миша; роза, одуванчик, василек — цветы);
• толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется
стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);
• объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
• пересказ и составление рассказа.
Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый
ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:
• активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;
• расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные
эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;
• насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой,
зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с
ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных
предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому
подъехала машина);
• создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком,
формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.
Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных
операций, доступными их возрасту, дети с ОНР, однако, отстают в развитии
наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают
анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия
и умозаключением по аналогии и связаны с тяжестью речевого нарушения.
Особенности речи и мышления у детей с ОНР:
Трудность в усвоении отвлеченных и обобщающих понятий;
Замена родовых понятий видовыми;
Лексический запас характеризуется стереотипностью;
Трудности в программировании своего высказывания;
Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций;
Недоступность для понимания метафор и сравнений, слов с переносным
значением, скрытого смысла загадок и пословиц.
У детей с нарушениями в развитии речи отмечается несформированности как
импрессивной, так и экспрессивной речи. У них отстают от нормы все этапы
речевой деятельности в большей или меньшей степени. Отличаются слабость
мотивации,
снижение
потребности
в
речевом
общении,
нарушено
смысловое
программирование речевой деятельности.
Этапы формирования логического мышления у детей дошкольного возраста:
1. Сравнение,
обобщение,
группировка,
классификац и я по
одному
или
нескольким признакам:
Выделение существенных признаков:
Летает – не летает;
Съедобное – не съедобное;
Каждый знает, что бывает красным (сильным, глубоким, тяжёлым, красивым,
колючим…);
Отгадывание и составление описательных загадок;
Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам:
Что на что похоже?
Зима – лето (зимой холодно, а летом жарко; летом зеленая трава, а зимой белый
снег);
Найди предмет, не похожий на другие;
Найди ошибку в высказывании (яблоко красное, а груша сладкая);
Сравни картинки, найди отличия;
Что изменилось?
Знакомство
с
видо-родовыми
отношениями
и
противоположными
понятиями, группировка предметов;
Классификация предметов (по одному, двум и более признакам):
Скажи наоборот (высокий – низкий, жесткий – мягкий);
Вопрос – ответ (чего в лесу больше: деревьев или берез?);
Назови одним словом (стол, стул, шкаф, полка – это мебель);
Я знаю 5 названий одежды (обуви, посуды…);
4-й лишний (кепка, берет, сапоги, тюбетейка);
Установление аналогий (собака - щенок, кошка - … котенок).
Что общего и чем отличаются (маляр и художник; чашка и стакан.)?
Чего не бывает? Что напутал художник?
2.
Моделирование. Мысленное
создание
объекта
или
его
изменение
-
самостоятельное
получение
данных
о
строении,
функционировании,
движении,
местоположении,
возможном
изменении
в
новых
условиях,
о
развитии
или
создании:
Расположи, назови по-порядку;
Что сначала, что потом;
Цепочки;
Установление последовательностей и логических рядов.
3. Алгоритмы. Выявление закономерностей в чередовании или размещении фигур,
букв, цифр и т.д.; продолжение ряда по алгоритму.
4. Самые
разные задачи
на
смекалку,
догадку, использование
элементарной
научной информации:
Задачи на определение возраста (Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто
старше: Дима или Марина?);
Задачи на отрицание (Оля и Маша на каникулы поехали отдыхать. Одна девочка
поехала на дачу, а другая в санаторий. Куда поехала Маша, если Оля не поехала в
санаторий?);
Задачи на различие (Саша и Игорь жили на разных этажах: один на первом,
другой – на пятом. На каком этаже жил Игорь, если Саша жил на пятом?);
Задачи на сравнение (Антон учится лучше Ани, а Аня учится лучше Светы. Кто
учится лучше всех, кто хуже всех?);
Задачи на причинно-следственные зависимости (найди правильное утверждение:
Взошло солнце, потому что стало тепло.
Стало тепло, потому что взошло солнце;
5. Нахождение нелепых ситуаций;
6. Уточнение скрытого смысла пословиц, загадок;
7. Решение ребусов, кроссвордов.
Рекомендации педагогам, как и чем мы можем помочь ребенку в формировании
элементов логического мышления
Ребенок должен отвечать на вопрос устно, вслух размышляя над условием и
рассматривая
иллюстрацию.
Внимательно
отнеситесь
ко
всем
версиям,
которые
выдвигает ребенок. При решении логических задач не столько важен единственно
верный результат, сколько ход мыслей, поиск вариантов, исследование возможностей
- мысленное или наглядно-практическое.
При раскрашивании картинки или дорисовывании ряда образов по заданному
условию, посоветуйте ребенку подобрать карандаши нужного цвета, разложить их
на
картинках,
сверить
эту
комбинацию
с
условием
задачи
и
только
затем
раскрашивать.
Предложите ребенку писать простым карандашом, чтобы можно было стереть как
в
случае
ошибки,
так
и
для
повторного
решения
через
какое-то
время.
Не
ограничивайте
фантазию
ребенка,
пусть
он
и
сам
изобретает
для
ответов
графические символы.
Предложите
ребенку
сформулировать
свой
вариант
задачи
по
аналогии
с
предложенным. Почаще просите ребенка об этом. Включитесь в составление задач и
сами. Покажите возможность построения аналогичных задач. Например, если вы
решали задачу о том, сколько всего яблок растет на березе, и выяснили, что на березе
яблоки не растут, через некоторое время придумайте новую - хотя бы о желудях на
осине или об огурцах на пальме.
Если
ребенок
решил
задачу
не
так,
как
вы
предполагали,
не
говорите
ему
категорично, что он допустил ошибку. Предложите объяснить свои действия и найти
другой вариант решения.
Хвалите ребенка, дайте ему почувствовать уверенность в своих силах.
В дошкольный период ведущей является игровая деятельность, а
наиболее эффективной для обучения – практическая. Сочетание данных видов
деятельности
представлено
в
детском
экспериментировании,
элементарных
опытах, т.е. в активных формах познания окружающего мира. В процессе
экспериментирования активизируются все каналы восприятия.
В ходе экспериментирования дошкольники учатся формулировать четкие
выводы и определения, учатся осознанно включать в свою речь новые слова,
знакомятся
с
корневым
смыслом
объекта
познания.
У
дошкольников
развивается
словарь.
Д ети
учатся
подбирать
о т
исходного
слова
словообразовательное
гнездо
(снег
–
снежинка
–
снежный
–
снеговик).
Дошкольники учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами,
что способствует развитию мыслительных умозаключений.
Дошкольный возраст считается периодом развития познавательной
активности и речи ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется
способность к аналитико-синтетической деятельности на основе собственных
представлений.