Напоминание

Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями


Автор: Филипчик Татьяна Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-ДС № 16 "Вдохновение"
Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование и развитие навыков

речемыслительной деятельности дошкольников

с речевыми нарушениями
Учитель-логопед ДОО Филипчик Т.Л. Понятие развития речемыслительной деятельности включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Речемыслительная деятельность - это процесс обобщенного отражения сущностных характеристик, причинно - следственных связей между явлениями окружающей действительности, который совершается как опосредованная вербальная деятельность по овладению логическими операциями. Мыслительная деятельность основана на отражательной способности сознания человека и осуществляет познавательную функцию, в то время, как речемыслительная деятельность предстает в качестве разновидности первой, но с “функцией” как бы “вторичного” познания мира через общение. Освоение поступаемой информации проходит в четыре этапа: – на сенсомоторном этапе (целостное восприятие полученных сведений); – на символьном этапе (формируется опосредованный комплексный образ познаваемого предмета); – далее на логическом этапе (анализируется); –на лингвистическом этапе (приобретенные знания обобщаются с помощью речи и структурируются в единое смысловое поле в виде значений, понятий и связных высказываний). Важная задача современной образовательной практики – обеспечение преемственности деятельности дошкольных образовательных учреждений и школы в контексте непрерывности образования на его разных ступенях, поэтому поиск новых путей оптимизации подготовки ребенка к школе приобретает актуальность. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе.
Среди первоклассников много интеллектуально пассивных детей, которые не могут справиться с элементарными учебными заданиями. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение старших дошкольников умению выделять, понимать и решать познавательные задачи. Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Должна быть развита способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, классифицировать информацию, умение пользоваться знаниями. В школе всё обучении ст роит ся речевом на объяснении, по этому а ктивизация речемыслительной деятельности у дошкольников рассматривается как важный фактор готовности к школьному обучению. Речь возникает вместе с возникновением сознания — высшей, специфически человеческой формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает действительность в понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове. Та трудность, которую мы переживаем при выражении мысли во внешней речи, вовсе не есть трудность только самой речи. Эта трудность является трудностью оформления данной мысли вербально, в словах. Оформить ее так, чтобы сделать понятной для другого, это значит сделать ее вполне ясной и для самого себя. Чем более неясной является для нас наша мысль, тем труднее выразить ее словами, и наоборот. Поэтому нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно нужно иметь в виду при обучении и воспитании. Правильность и развернутость высказываний важны не только для воспитания речи детей, но и для развития мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль, формируя таким образом рассуждающее (словесно-логическое) мышление. Критерием качества речи ребенка любой возрастной группы, следовательно, и критерием его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, сколько существенные качественные показатели,
связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника (вербальное поведения ребенка). Дошкольный возраст - это период формирования базовых составляющих психического развития, которые обогащаются личностными и индивидуальными характеристиками. В старшем дошкольном возрасте речь и мышление объединяются, образуя речевое мышление. Использование умственных задач в обучении старших дошкольников расширяет возможности их подготовки к обучению в школе, в том числе в формировании интереса к учению. Перед педагогами дошкольного воспитания ставится целая система задач по формированию и коррекции речемыслительной деятельности, решение которых позволит обеспечить становление мыслительных процессов у детей: 1. Развивать мыслительные операции (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии) 2. Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление загадок, описательных рассказов по плану, формирование логических определений понятий, исправление небылиц и т. д.) 3. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно – следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.) 4. Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, описанных в историях, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.) 5. Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам,
осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.) 6. Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов) 7. Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей). Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка и можно ли использовать для этого педагогические приемы?
Для активизации мышления
необходимо проводить такие виды работ: • развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и восприятия; • развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временны́ х представлений; • формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения; • формирование обобщенного познания; • развитие способностей к установлению и пониманию причинно- следственных связей между предметами и явлениями; • развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями).
Для активизации словаря
можно использовать такие виды работ: • отгадывание предметов по описанию; • сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству; • подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
• подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка — чайник); • подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек — цветы); • толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка); • объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок; • пересказ и составление рассказа.
Для активизации речевого общения
детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы: • активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка; • расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью; • насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина); • создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы. Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с ОНР, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии и связаны с тяжестью речевого нарушения.
Особенности речи и мышления у детей с ОНР:
 Трудность в усвоении отвлеченных и обобщающих понятий;  Замена родовых понятий видовыми;  Лексический запас характеризуется стереотипностью;  Трудности в программировании своего высказывания;
 Недоступность осмысления и употребления сложных речевых конструкций;  Недоступность для понимания метафор и сравнений, слов с переносным значением, скрытого смысла загадок и пословиц. У детей с нарушениями в развитии речи отмечается несформированности как импрессивной, так и экспрессивной речи. У них отстают от нормы все этапы речевой деятельности в большей или меньшей степени. Отличаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено смысловое программирование речевой деятельности.
Этапы формирования логического мышления у детей дошкольного возраста:

1. Сравнение,

обобщение,

группировка,

классификац и я
по одному или нескольким признакам: 
Выделение существенных признаков:
 Летает – не летает;  Съедобное – не съедобное;  Каждый знает, что бывает красным (сильным, глубоким, тяжёлым, красивым, колючим…);  Отгадывание и составление описательных загадок; 
Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам:
 Что на что похоже?  Зима – лето (зимой холодно, а летом жарко; летом зеленая трава, а зимой белый снег);  Найди предмет, не похожий на другие;  Найди ошибку в высказывании (яблоко красное, а груша сладкая);  Сравни картинки, найди отличия;  Что изменилось? 
Знакомство

с

видо-родовыми

отношениями

и

противоположными

понятиями, группировка предметов;

Классификация предметов (по одному, двум и более признакам):
 Скажи наоборот (высокий – низкий, жесткий – мягкий);
 Вопрос – ответ (чего в лесу больше: деревьев или берез?);  Назови одним словом (стол, стул, шкаф, полка – это мебель);  Я знаю 5 названий одежды (обуви, посуды…);  4-й лишний (кепка, берет, сапоги, тюбетейка);  Установление аналогий (собака - щенок, кошка - … котенок).  Что общего и чем отличаются (маляр и художник; чашка и стакан.)?  Чего не бывает? Что напутал художник?
2.

Моделирование.
Мысленное создание объекта или его изменение - самостоятельное получение данных о строении, функционировании, движении, местоположении, возможном изменении в новых условиях, о развитии или создании:  Расположи, назови по-порядку;  Что сначала, что потом;  Цепочки;  Установление последовательностей и логических рядов.
3. Алгоритмы.
Выявление закономерностей в чередовании или размещении фигур, букв, цифр и т.д.; продолжение ряда по алгоритму.
4.
Самые разные
задачи

на

смекалку,

догадку,
использование элементарной научной информации:  Задачи на определение возраста (Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?);  Задачи на отрицание (Оля и Маша на каникулы поехали отдыхать. Одна девочка поехала на дачу, а другая в санаторий. Куда поехала Маша, если Оля не поехала в санаторий?);  Задачи на различие (Саша и Игорь жили на разных этажах: один на первом, другой – на пятом. На каком этаже жил Игорь, если Саша жил на пятом?);  Задачи на сравнение (Антон учится лучше Ани, а Аня учится лучше Светы. Кто учится лучше всех, кто хуже всех?);  Задачи на причинно-следственные зависимости (найди правильное утверждение:  Взошло солнце, потому что стало тепло.  Стало тепло, потому что взошло солнце;

5. Нахождение нелепых ситуаций;

6. Уточнение скрытого смысла пословиц, загадок;

7. Решение ребусов, кроссвордов.

Рекомендации педагогам, как и чем мы можем помочь ребенку в формировании

элементов логического мышления
 Ребенок должен отвечать на вопрос устно, вслух размышляя над условием и рассматривая иллюстрацию. Внимательно отнеситесь ко всем версиям, которые выдвигает ребенок. При решении логических задач не столько важен единственно верный результат, сколько ход мыслей, поиск вариантов, исследование возможностей - мысленное или наглядно-практическое.  При раскрашивании картинки или дорисовывании ряда образов по заданному условию, посоветуйте ребенку подобрать карандаши нужного цвета, разложить их на картинках, сверить эту комбинацию с условием задачи и только затем раскрашивать.  Предложите ребенку писать простым карандашом, чтобы можно было стереть как в случае ошибки, так и для повторного решения через какое-то время. Не ограничивайте фантазию ребенка, пусть он и сам изобретает для ответов графические символы.  Предложите ребенку сформулировать свой вариант задачи по аналогии с предложенным. Почаще просите ребенка об этом. Включитесь в составление задач и сами. Покажите возможность построения аналогичных задач. Например, если вы решали задачу о том, сколько всего яблок растет на березе, и выяснили, что на березе яблоки не растут, через некоторое время придумайте новую - хотя бы о желудях на осине или об огурцах на пальме.  Если ребенок решил задачу не так, как вы предполагали, не говорите ему категорично, что он допустил ошибку. Предложите объяснить свои действия и найти другой вариант решения.  Хвалите ребенка, дайте ему почувствовать уверенность в своих силах. В дошкольный период ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая. Сочетание данных видов
деятельности представлено в детском экспериментировании, элементарных опытах, т.е. в активных формах познания окружающего мира. В процессе
экспериментирования
активизируются все каналы восприятия. В ходе экспериментирования дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения, учатся осознанно включать в свою речь новые слова, знакомятся с корневым смыслом объекта познания. У дошкольников развивается словарь. Д ети учатся подбирать о т исходного слова словообразовательное гнездо (снег – снежинка – снежный – снеговик). Дошкольники учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами, что способствует развитию мыслительных умозаключений. Дошкольный возраст считается периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности на основе собственных представлений.


В раздел образования