Автор: Степашкина Ольга Викторовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 16 Населённый пункт: г. Арзамас, Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: Искусство создания дымковской игрушки Раздел: дошкольное образование
Искусство создания дымковской игрушки
Степашкина Ольга Викторовна
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 16» город Арзамас
Искусство дымковских мастериц вводит нас в полный очарования мир
глиняной
расписной
игрушки,
в
котором
люди,
животные,
птицы
приобретают
черты
яркой
выразительности
и
красочной
фантазии.
Своеобразие
подачи
образа,
тёплый
юмор,
глубокая
жизнерадостность,
декоративная цветистость этой игрушки – качества, свидетельствующие об
истинно народных истоках её возникновения.
Родиной знаменитой игрушки является заречная часть города Кирова –
Дымково.
В
19
–
начале
20
веков
в
Дымкове
жил
ремесленный
люд,
лишённый пахотной земли: рыбаки, кузнецы, маляры, сапожники, гончары и
игрушечницы – авторы небольших, ярко раскрашенных фигурок – игрушек.
Дешёвые глиняные игрушки изготавливались, главным образом, в осенне-
зимнее
время
и
в
начале
весны,
когда
велась
длительная
подготовка
к
большой весенней ярмарке «Свистунье». Эта традиционная весенняя ярмарка
ежегодно проходила в Вятке в мае месяце и представляла собой необычайно
живописную картину. Отличительной чертой этого праздника – торга был
свист, отчего и сама ярмарка получила название «Свистунья», а ещё ранее –
«Свистопляска». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим
долгом посвистеть в берестяную дудку или глиняную свистульку. Свистульки
делались в виде фигурки уточки, коня, барана, всадника на коне и т.д.
Пластика свистулек своеобразна. Обычно вылепливается лишь верхняя
часть туловища. Нижняя же часть делается всегда одинаково, в виде конуса.
По
бокам
свистульки
просверливаются
дырочки.
Закрывая
то
или
иное
отверстие, можно изменять звук, варьируя его на манер флейты.
Техника выполнения дымковской игрушки несложна. Она заключается в
традиционно сложившихся, продуманных способах ручной лепки и росписи.
Красную жирную глину смешивают с мелким речным песком. Мастерица
быстро
мнёт
приготовленную
глину
и
раскатывает
между
ладонями.
Постепенно
под
пальцами
рождается
фигурка.
Для
заглаживания
поверхности
игрушки
и
приклеивания
частей
друг
другу,
мастерица
всё
время пользуется водой и тряпкой, так как глина быстро подсыхает.
После лепки игрушку 2 – 3 дня сушат в помещении при комнатной
температуре, потом обжигают. Обжиг длится 3 – 4 часа, пока глина не станет
красной. Затем фигурки постепенно остывают, «белятся», т.е. покрываются
тонко растёртым мелом, разведённым на снятом молоке. Наступает время,
когда
игрушки
«наряжаются».
Их
расписывают
от
руки
яркими
растительными
красками,
разведёнными
на
яичном
желтке,
или
искусственными красителями. Многоцветная раскраска в виде клеток, полос,
зигзагов, кружков в сочетании с гладко окрашенными частями образует на
игрушках радостный, яркий узор.
Роспись игрушки – это подлинно художественное творчество. Каждое
красочное
сочетание,
каждый
орнамент
рождаются
непосредственно
в
момент работы, как результат творческой фантазии художника.
Наиболее ранние из дошедших до нас дымковских игрушек относятся к 19
веку.
В
игрушках
поражает
прежде
всего
смело
выраженное
народное
понимание красоты, а также творческая изобретательность и увлечённость
мастера.
В конце 19 века дешёвая стандартная, формованная из гипса игрушка
заполонила Россию и стала вытеснять игрушечное ремесло Дымково. Однако
после революции оно вновь возрождается. Внимание, проявленное советской
общественностью к прикладному искусству, вызвало творческий подъём и у
старых опытных мастериц Дымкова.
Современная дымковская игрушка, наследуя художественные традиции
прошлого,
продолжает
сохранять
реальность
и
обобщённость
образа,
весёлую яркую декоративность и красочность. Улыбка и тёплый юмор таятся
в дымковских фигурках. Ручное производство, творческий характер труда
обусловили огромное разнообразие как в создании художественных образов,
так и живописного решения.
Декоративная
выразительность
и
своеобразие
пластического
языка,
большая
сила
эмоционального
воздействия
на
зрителя
обусловили
непреходящее художественное значение произведений дымковской мелкой
пластики,
переставшей
теперь
выполнять
роль
игрушки
и
принятой
в
современном быту в качестве декоративной скульптуры.
Дымковская глиняная расписная игрушка занимает одно из ведущих мест в
русском декоративном искусстве.