Напоминание

"Технология работы при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему и основные подходы к его проверке и оценке".


Автор: Пьянова Наталья Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБУ "Школа №94"
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: распространение опыта
Тема: "Технология работы при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему и основные подходы к его проверке и оценке".
Раздел: среднее образование





Назад





Технология работы при подготовке к

сочинению-рассуждению на

лингвистическую тему и основные

подходы к его проверке и оценке.

Учитель русского языка и литературы

Пьянова Наталья Васильевна


СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

ПРОВЕРЯЕТ

умение создавать собственное связное высказывание

на заданную тему на основе прочитанного текста.

Основные требования к умениями

учащихся

НЕОБХОДИМО:
 1
. Раскрыть смысл высказывания;

2. Привести не менее 2 примеров из прочитанного

текста, аргументируя свой ответ;

3. Соблюдать объём сочинения(не мене 70 слов).


РАССУЖДЕНИЕ СТРОИТСЯ ПО

СЛЕДУЮЩЕЙ КОМПОЗИЦИОННОЙ

СХЕМЕ

:

Тезис, т. е. мысль, которую надо логически

доказать, обосновать или опровергнуть;

Обоснование высказанной мысли;

Доказательства, аргументы, подтверждаемые

примерами;

Вывод, заключение (могут отсутствовать в

тексте).


ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ

ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ 15.1

Широкая тематика заданий 15.1 (представлены

темы по всем разделам русского языка);

Несформированность лингвистических знаний
.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД

СОЧИНЕНИЕМ-

РАССУЖДЕНИЕМ

НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ.

Подготовительный этап:

1 этап – формирование понятийного аппарата;

2 этап – распознавание языковых единиц;

3 этап – определение роли языковых единиц в тексте;

Основной этап:

4 этап – практическая работа: создание собственного

текста на основе различных планов с использованием

речевых клише.


ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК.

Универсальные лексические

категории
 1. омонимы  2. синонимы  3. антонимы  4. паронимы 
Лексика активного и

пассивного запаса
 1. общеупотребительная лексика  2. диалектизмы  3. профессионализмы  4. жаргонизмы  5. эмоционально окрашенные слова  6. архаизмы  7. историзмы  8. неологизмы 
Тропы
 1. метафора  2. метонимия  3. ирония  4. гипербола  5. олицетворение  6. синекдоха  7. литота  8. эпитет  9. аллегория


ШАБЛОН
Известный языковед … считает: « … ». Я поддер- живаю его точку зрения………………………………………………….. Слова лингвиста я понимаю так: ………………………. … Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предло- жению текста. В данном предложении автор использует … (языковое явление) для того, чтобы ……………………………………. В предложении … мы находим........ (языковое явление). С его (их) помощью ………………………………. Таким образом, можно сделать вывод: предло- женное для анализа высказывание лингвиста … ….справедливо.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
 1. Внимательно прочитайте высказывание;  2. Найдите ключевые слова и выражения;  3. Соотнесите смысл высказывания с лингвистическими знаниями, определите термины, понятия, которые будут использованы в вашем сочинении для аргументации;  4. Найдите в тексте языковые явления, ярко иллюстрирующие вашу мысль;  5. Продумайте композицию сочинения.
Проверяем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

НУЖНЫ ЛИ ОСОБЫЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ

ЗНАНИЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ЗАДАНИЕМ 15.1?
 При проверке экзаменационных сочинений стоит учитывать, что девятиклассники не должны владеть специальной филологической терминологией, выходящей за рамки школьной программы.  Достаточно того, что выпускник различает языковые явления и способен указать на их роль в тексте.

ТЕРМИНЫ
Лингвистика (языкознание) Разделы лингвистики: лексика, фразеология, грамматика, морфология, синтаксис, словообразование, фонетика, графика, стилистика, пунктуация, орфография Единицы речи: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, язык и речь

КОММЕНТАРИИ, СОСТАВЛЕННЫЕ

УЧАЩИМИСЯ

К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем

сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
 1. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.  2. Высказывание писателя я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого не придумал бы слова человек. При помощи слова мы называем предметы, их признаки, действия и состояние…
Данные комментарии по критерию С1К1 (наличие обоснованного

ответа) оцениваются в 2 балла
.

ВЛИЯЕТ ЛИ ГЛУБИНА РАСКРЫТИЯ

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ НА ОЦЕНКУ ПО

КРИТЕРИЮ С1К1(НАЛИЧИЕ ОБОСНОВАННОГО

ОТВЕТА)?
 Глубина раскрытия лингвистической темы не должна влиять на оценку по этому критерию  * Верное понимание смысла цитаты
(хотя бы в одном его

аспекте)
в контексте всего текста – достаточное основание для выставления высшей оценки по данному критерию *

«МЫСЛЬ ФОРМИРУЕТ СЕБЯ БЕЗ УТАЙКИ, ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ;

ПОЭТОМУ-ТО ОНА ЛЕГКО НАХОДИТ И ЯСНОЕ ДЛЯ СЕБЯ ВЫРАЖЕНИЕ.

И СИНТАКСИС, И ГРАММАТИКА, И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ОХОТНО ЕЙ

ПОВИНУЮТСЯ» М. Е. САЛТЫКОВ- ЩЕДРИН
 1 . Мысль выражается с помощью слов, объединённых по
правилам грамматики
и оформленных на письме по
правилам пунктуации
.  2. Чтобы мысль была выражена ясно и чётко, необходимо учитывать
правила пунктуации
– раздела лингвистики, изучающего постановку знаков препинания. Проследим на примерах из предложенного текста, как пунктуационные знаки помогают понять смысл высказывания.
Данные комментарии по критерию С1К1 (наличие

обоснованного ответа) оцениваются в 2 балла
.

КАКОЙ ПРИМЕР СЧИТАЕТСЯ АРГУМЕНТОМ?

(

С1К2

НАЛИЧИЕ ПРИМЕРОВ-АРГУМЕНТОВ)
 Только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления*.  Нельзя считать аргументами примеры, приведённые из прочитанного текста, если отсутствует тезис, который они могли бы проиллюстрировать*.  Примеры не из прочитанного текста не засчитываются*.

ВЛИЯЕТ ЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ АРГУМЕНТОВ В

ОДИН АБЗАЦ НА СНИЖЕНИЕ БАЛЛОВ ПО

КРИТЕРИЮ С1К3(СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ,

РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОЧИНЕНИЯ)?
 Объединение двух аргументов не должно влиять на снижение баллов по критерию С1К3.  Сочинение-рассуждение должно иметь минимум 3 абзаца.

ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ

АРГУМЕНТОВ В ТЕКСТЕ.
Знаки препинания (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки), выполняя различные функции, помогают понять структуру предложения, а значит, и смысл написанного. Чтобы доказать сказанное. Обратимся к тексту (Ф.И. О. автора). Так, например, в предложении 7 запятыми выделена вводная конструкция « к всеобщему удивлению». А в предложении 19 между частями бессоюзного сложного предложения стоит точка с запятой. Это разделительный знак указывает на большую самостоятельность частей предложения при перечислении событий, происходящих с Антоном и Яшкой.

ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ

АРГУМЕНТОВ В ТЕКСТЕ.
Знаки препинания (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки), выполняя различные функции, помогают понять структуру предложения, а значит, и смысл написанного. Во-первых, в предложении 7 запятыми выделена вводная конструкция « к всеобщему удивлению». Во-вторых, между частями бессоюзного сложного предложения (19) ставится точка с запятой. Это разделительный знак указывает на большую самостоятельность частей предложения при перечислении событий, происходящих с Антоном и Яшкой.

ПРОВЕРЯЕМ СОЧИНЕНИЕ
Д.С. Лихачёв утверждал: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Я согласен с автором высказывания. По словам человека мы можем сделать вывод о характере, культуре поведения собеседника. Чтобы доказать сказанное обратимся к тексту С. Сергеевой. Главная героиня - одинокая женщина Она приводит бездомную собаку к себе домой и говорит: «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся (30)… Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой (32)». По словам, которые произносит Марина, можно судить о доброте и искренности, желании помочь ближнему. Чувствуется, что в этот момент героиня обрела себе друга, о котором будет заботиться, с которым будет разделять все радости и невзгоды. А по словам бабульки, обращенным к незнакомке,
«родственников у умершего Матвеевича не было, а

Жулька (собачка) осталась на улице»
(15), можно судить о том, что старушке было жаль оставшуюся без хозяина собачку, но помочь ей не было возможности. Она понимала, что привыкшее к домашней жизни животное не сможет выжить на улице и потому всячески старалась помочь осиротевшему бездомному существу обрести нового хозяина. 
Проверяем сочинение по критериям К1 К2 К3 К4:

К1.
Прокомментированы слова Д.С. Лихачёва, трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания -
2б.

К2
. Первый пример-аргумент доказывает тезис: по словам героини можно судить о её характере. Комментарий фразы «Родственников ….» (15) не соответствует процитированному фрагменту -
2б.

К3.
Логических ошибок нет.
2б.

К4
.Нет вывода.
1б.

Итого: 7 б.


ПРОВЕРЯЕМ СОЧИНЕНИЕ
Д.С. Лихачёв утверждал: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Я согласен с автором высказывания. По словам человека мы можем сделать вывод о характере, культуре поведения собеседника. Чтобы доказать сказанное обратимся к тексту С. Сергеевой. Главная героиня - одинокая женщина . Она приводит бездомную собаку к себе домой и говорит: «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся (30)… Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой (32)». По словам, которые произносит Марина, можно судить о доброте и искренности, желании помочь ближнему. Чувствуется, что в этот момент героиня обрела себе друга, о котором будет заботиться, с которым будет разделять все радости и невзгоды. Бабулька, рассказывая о взаимоотношениях бывшего хозяина и собачки, в предложении 15 использует сравнение («как младенца, из бутылочки выкормил»). Она называет ее не привычной для маленьких собачонок кличкой «Жулька», а ласково и уважительно «Жуля» (предл.16). Равнодушный к судьбе животного человек так бы не говорил. Итак, мысль о том, что о человеке многое можно сказать по тому, что и как он говорит, доказана.
Проверяем сочинение по критериям К1 К2 К3 К4 :

К1.
Прокомментированы слова Д.С. Лихачёва, трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания -
2б.

К2
. Первый и второй примеры-аргументы доказывают тезис: по словам человека можно судить о его характере-
3б.

К3.
Логических ошибок нет-
2б.

К4
.Нарушений абзацного членения нет -
1б.

Итого: 9 б.



В раздел образования