"Технология работы при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему и основные подходы к его проверке и оценке".
Автор: Пьянова Наталья Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБУ "Школа №94" Населённый пункт: г. Тольятти Наименование материала: распространение опыта Тема: "Технология работы при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему и основные подходы к его проверке и оценке". Раздел: среднее образование
темы по всем разделам русского языка);
Несформированность лингвистических знаний .
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД
СОЧИНЕНИЕМ-
РАССУЖДЕНИЕМ
НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ.
Подготовительный этап:
1 этап – формирование понятийного аппарата;
2 этап – распознавание языковых единиц;
3 этап – определение роли языковых единиц в тексте;
Основной этап:
4 этап – практическая работа: создание собственного
текста на основе различных планов с использованием
речевых клише.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК.
Универсальные лексические
категории
1. омонимы
2. синонимы
3. антонимы
4. паронимы
Лексика активного и
ШАБЛОН
Известный языковед … считает: « … ». Я поддер-
живаю его точку
зрения…………………………………………………..
Слова лингвиста я понимаю так: ……………………….
…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предло-
жению текста. В данном предложении автор использует …
(языковое явление) для того, чтобы
…………………………………….
В предложении … мы находим........ (языковое явление).
С его (их) помощью ……………………………….
Таким образом, можно сделать вывод: предло- женное
для анализа высказывание лингвиста … ….справедливо.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
1. Внимательно прочитайте высказывание;
2. Найдите ключевые слова и выражения;
3. Соотнесите смысл высказывания с лингвистическими
знаниями, определите термины, понятия, которые будут
использованы в вашем сочинении для аргументации;
4. Найдите в тексте языковые явления, ярко
иллюстрирующие вашу мысль;
5. Продумайте композицию сочинения.
Проверяем
сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
НУЖНЫ ЛИ ОСОБЫЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ
ЗНАНИЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ЗАДАНИЕМ 15.1?
При проверке экзаменационных сочинений стоит
учитывать, что девятиклассники не должны владеть
специальной филологической терминологией,
выходящей за рамки школьной программы.
Достаточно того, что выпускник различает языковые
явления и способен указать на их роль в тексте.
ТЕРМИНЫ
Лингвистика (языкознание)
Разделы лингвистики: лексика, фразеология, грамматика,
морфология, синтаксис, словообразование, фонетика,
графика, стилистика, пунктуация, орфография
Единицы речи: звук, морфема, слово, словосочетание,
предложение, язык и речь
КОММЕНТАРИИ, СОСТАВЛЕННЫЕ
УЧАЩИМИСЯ
К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
1. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые
сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
2. Высказывание писателя я понимаю так: нет предмета во вселенной,
для которого не придумал бы слова человек. При помощи слова мы
называем предметы, их признаки, действия и состояние…
Данные комментарии по критерию С1К1 (наличие обоснованного
ответа) оцениваются в 2 балла .
ВЛИЯЕТ ЛИ ГЛУБИНА РАСКРЫТИЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ НА ОЦЕНКУ ПО
КРИТЕРИЮ С1К1(НАЛИЧИЕ ОБОСНОВАННОГО
ОТВЕТА)?
Глубина раскрытия лингвистической темы не должна
влиять на оценку по этому критерию
* Верное понимание смысла цитаты (хотя бы в одном его
аспекте) в контексте всего текста – достаточное основание
для выставления высшей оценки по данному критерию *
«МЫСЛЬ ФОРМИРУЕТ СЕБЯ БЕЗ УТАЙКИ, ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ;
ПОЭТОМУ-ТО ОНА ЛЕГКО НАХОДИТ И ЯСНОЕ ДЛЯ СЕБЯ ВЫРАЖЕНИЕ.
И СИНТАКСИС, И ГРАММАТИКА, И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ОХОТНО ЕЙ
ПОВИНУЮТСЯ» М. Е. САЛТЫКОВ- ЩЕДРИН
1
. Мысль выражается с помощью слов, объединённых по
правилам грамматики и оформленных на письме по
правилам пунктуации .
2. Чтобы мысль была выражена ясно и чётко, необходимо
учитывать правила пунктуации – раздела лингвистики,
изучающего постановку знаков препинания. Проследим
на примерах из предложенного текста, как
пунктуационные знаки помогают понять смысл
высказывания.
Данные комментарии по критерию С1К1 (наличие
обоснованного ответа) оцениваются в 2 балла .
КАКОЙ ПРИМЕР СЧИТАЕТСЯ АРГУМЕНТОМ?
(
С1К2
НАЛИЧИЕ ПРИМЕРОВ-АРГУМЕНТОВ)
Только такой пример считается аргументом, который
действительно иллюстрирует названную функцию
языкового явления*.
Нельзя считать аргументами примеры, приведённые
из прочитанного текста, если отсутствует тезис,
который они могли бы проиллюстрировать*.
Примеры не из прочитанного текста не
засчитываются*.
ВЛИЯЕТ ЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ АРГУМЕНТОВ В
ОДИН АБЗАЦ НА СНИЖЕНИЕ БАЛЛОВ ПО
КРИТЕРИЮ С1К3(СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ,
РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОЧИНЕНИЯ)?
Объединение двух аргументов не должно влиять на
снижение баллов по критерию С1К3.
Сочинение-рассуждение должно иметь минимум 3
абзаца.
ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ
АРГУМЕНТОВ В ТЕКСТЕ.
Знаки препинания (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие,
многоточие, восклицательный и вопросительный знаки),
выполняя различные функции, помогают понять структуру
предложения, а значит, и смысл написанного.
Чтобы доказать сказанное. Обратимся к тексту (Ф.И. О.
автора). Так, например, в предложении 7 запятыми
выделена вводная конструкция « к всеобщему удивлению».
А в предложении 19 между частями бессоюзного сложного
предложения стоит точка с запятой. Это разделительный
знак указывает на большую самостоятельность частей
предложения при перечислении событий, происходящих с
Антоном и Яшкой.
ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ
АРГУМЕНТОВ В ТЕКСТЕ.
Знаки препинания (запятая, точка с запятой, тире,
двоеточие, многоточие, восклицательный и
вопросительный знаки), выполняя различные функции,
помогают понять структуру предложения, а значит, и
смысл написанного.
Во-первых, в предложении 7 запятыми выделена вводная
конструкция « к всеобщему удивлению».
Во-вторых, между частями бессоюзного сложного
предложения (19) ставится точка с запятой. Это
разделительный знак указывает на большую
самостоятельность частей предложения при перечислении
событий, происходящих с Антоном и Яшкой.
ПРОВЕРЯЕМ СОЧИНЕНИЕ
Д.С. Лихачёв утверждал: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит».
Я согласен с автором высказывания. По словам человека мы можем сделать вывод о характере, культуре
поведения собеседника.
Чтобы доказать сказанное обратимся к тексту С. Сергеевой. Главная героиня - одинокая женщина Она приводит
бездомную собаку к себе домой и говорит: «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся (30)…
Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой (32)». По словам, которые произносит Марина, можно судить о
доброте и искренности, желании помочь ближнему. Чувствуется, что в этот момент героиня обрела себе
друга, о котором будет заботиться, с которым будет разделять все радости и невзгоды.
А по словам бабульки, обращенным к незнакомке, «родственников у умершего Матвеевича не было, а
Жулька (собачка) осталась на улице» (15), можно судить о том, что старушке было жаль оставшуюся без
хозяина собачку, но помочь ей не было возможности. Она понимала, что привыкшее к домашней жизни
животное не сможет выжить на улице и потому всячески старалась помочь осиротевшему бездомному
существу обрести нового хозяина.
Проверяем сочинение по критериям К1 К2 К3 К4:
К1. Прокомментированы слова Д.С. Лихачёва, трактовка тезиса соответствует смыслу исходного
высказывания - 2б.
К2 . Первый пример-аргумент доказывает тезис: по словам героини можно судить о её характере.
Комментарий фразы «Родственников ….» (15) не соответствует процитированному фрагменту - 2б.
К3. Логических ошибок нет. 2б.
К4 .Нет вывода. 1б.
Итого: 7 б.
ПРОВЕРЯЕМ СОЧИНЕНИЕ
Д.С. Лихачёв утверждал: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер –
прислушаться к тому, как он говорит».
Я согласен с автором высказывания. По словам человека мы можем сделать вывод о характере, культуре
поведения собеседника.
Чтобы доказать сказанное обратимся к тексту С. Сергеевой. Главная героиня - одинокая женщина . Она
приводит бездомную собаку к себе домой и говорит: «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно
подружимся (30)… Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой (32)». По словам, которые произносит
Марина, можно судить о доброте и искренности, желании помочь ближнему. Чувствуется, что в этот
момент героиня обрела себе друга, о котором будет заботиться, с которым будет разделять все радости
и невзгоды.
Бабулька, рассказывая о взаимоотношениях бывшего хозяина и собачки, в предложении 15 использует
сравнение («как младенца, из бутылочки выкормил»). Она называет ее не привычной для маленьких
собачонок кличкой «Жулька», а ласково и уважительно «Жуля» (предл.16). Равнодушный к судьбе
животного человек так бы не говорил.
Итак, мысль о том, что о человеке многое можно сказать по тому, что и как он говорит, доказана.
Проверяем сочинение по критериям К1 К2 К3 К4 :
К1. Прокомментированы слова Д.С. Лихачёва, трактовка тезиса соответствует смыслу исходного
высказывания - 2б.
К2 . Первый и второй примеры-аргументы доказывают тезис: по словам человека можно судить о его
характере- 3б.
К3. Логических ошибок нет- 2б.
К4 .Нарушений абзацного членения нет - 1б.