Автор: Чубенко Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 268" Населённый пункт: Алтайский край, город Барнаул Наименование материала: Конспект НОД по ФГОС ДОО Тема: "Путешествие в Сочиняй - город" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 268»
Занятие из цикла «Ребёнок и окружающий мир»
Старшая группа (5-6 лет)
Тема: «Путешествие в «Сочиняй- город».
Воспитатель: Чубенко И. В.
г.Барнаул 2016
Тема: «Путешествие в «Сочиняй-город»
Задачи:
1.
Образовательные.
Учить детей придумывать небылицы, отличать реальную ложь от
юмористических фантазий. Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях,
прививать любовь к стихотворному творчеству, закреплять умение подбирать рифму.
Учить придумывать предложения из заданных слов, понимать и читать карту
(схему), соотносить цвета с предметами, живыми обьектами.
2.Развивающие.
Развивать умение понимать своё настроение, настроение других людей, героев
сказок. Формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в
области чувств и эмоций. Развивать интерес к поэтическому литературному жанру,
слуховое внимание, обогащать словарный запас. Развивать творческое воображение,
словесно-логическое мышление, внимание, память, детское словотворчество.
2.
Воспитательные.
Создавать у детей радостное, весёлое настроение. Воспитывать умение
заниматься в коллективе, слушать и слышать друг друга, не перебивая. Воспитывать
у детей культуру общения.
Форма организации-фронтально (возможно по подгруппам).
Оборудование и материалы:
Ноутбук (файл «Живая природа» 30 секунд, песня «Космический рок-н-рол»
группа «Браво» или инструментальная музыка «Полёт»), карта (схема) «Сочиняй-
города»,
пиктограммы
эмоций
(радость,
горе,
веселье,
обида,
страх,
печаль),
корзинка или кузовок, цветы, сделанные из цветной бумаги (по количеству детей),
два костюма клоунов или атрибуты, разноцветные домики из цветного картона
(цвета: красный, синий, желтый, зелёный, чёрный, белый, оранжевый, голубой),
творческий стенд с фантастическими животными ( можно иллюстрации), мяч, два
домика объёмных.
Методы и приёмы:
1 часть
Дети заходят , в группу, встают в круг по краю ковра, здороваются с гостями.
Коммуникативная игра «Фантазёры».
-Мы – ребята фантазёры
Можем много рассказать,
И на лошади скакать,
И цветок вам показать,
Удивиться, огорчиться,
Веселиться и сплясать!
Педагог: -Как у наших у ворот
Нынче всё наоборот,
Мы не будем здесь учиться
В путешествие помчимся.
Будем в игры играть,
Будем много сочинять,
Да гостей всех удивлять!
Дети рассаживаются на стулья, расставленные полукругом по краю ковра.
-Ребята, вы хотите играть? Ответы детей.
-Но для игр нужно выбрать подходящее место, давайте придумаем свой город и
назовём его «Сочиняй-город». В нём будет сад, улицы, переулки ,площади. Ну что
согласны отправится в такой город? (Да).
-Попасть туда можно только на ракете. Закройте глаза, сядьте поудобнее.
Устанавливаю на экране ноутбука файл «Живая природа», продолжительность
ролика 30 секунд.
-Откройте глаза, полетели! Посмотрите в иллюминатор, пролетаем над
материками и полями, над лесами и просторами. Дети рассматривают короткий
ролик во время полёта.
-Вот мы и на месте, ворота города. Что это? Это же карта (схема) нашего города.
Достаю карту. Рассматриваем карту и обсуждаем предстоящий путь по Сочиняй-
городу.
-Сначала мы пройдём через ворота, потом по саду, затем попадём на улицу Рифм,
свернём направо в переулок Небылиц, далее на площадь Волшебный лабиринт,
прямо до зоопарка Странных животных и наконец на Сказочный проспект. Нам
предстоят испытания, чтобы войти в « Сочиняй город» нужно отгадать
литературные загадки. У вас есть пиктограммы (раздать пиктограммы эмоций: горе,
радость, веселье, грусть, обида, страх, печаль…). Когда я прочитаю отрывок вы
поднимите пиктограмму с эмоцией, которая подходит к данному отрывку. Будет
замечательно, если вы отгадаете из какой сказки отрывок.
Дети слушают и поднимают соответствующую пиктограмму, определяют из
какой сказки отрывок.
1.
«Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт (А. С. Пушкин. «Сказка о царе
Словно горькая вдовица Салтане…», пиктограмма грусть, страх
Плачет, бьётся в ней царица». или горе)
2.
«Свадьбу тотчас учинили.
И с невестою своей (А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»,
Обвенчался Елисей. пиктограмма-радость, веселье).
И никто с начала мира
Не видал такого пира.
Я там был, мёд, пиво пил
Да усы лишь обмочил».
3. « Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась, нет лягушачьей
кожи. Бросилась она искать её. Искала, искала и не нашла, говорит Иван-
царевичу: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё три дня
подождал, я бы вечно твоей была, А теперь прощай, ищи меня за тридевять
земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном
государстве, у Кощея Бессмертного». (Русская народная сказка «Царевна-
лягушка», пиктограмма: печаль, огорчение, горе.).
4. « Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса
Премудрая и говорит: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь
век твоя буду.» Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни,
сел на него с Василисой Премудрой и воротился в своё царство-государство и
стали они жить дружно, в любви и согласии.» (Русская народная сказка
«Царевна-лягушка», пиктограмма: радость, веселье).
5. «Иванушка говорит: «Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из
копытца!» «Не пей, братец, козлёночком станешь.» Не послушался Иванушка
и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком. Зовёт Алёнушка
братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась
Алёнушка слезами, села под стожок- плачет, а козлёночек возле неё скачет».
(Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
пиктограмма-горе.).
6. «Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили
Алёнушку на берег. Отрезали камень с шеи, окунули её в ключевую воду,
одели её в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А
козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся
мальчиком Иванушкой.» (Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка», пиктограмма: радость, веселье).
2
часть
-1,2,3- ворота отвори! В путь, идём в парк!
Идём на цветочную поляну.
-Давайте поиграем в замечательную игру «Соберём цветок в кузовок».
Правила просты, по очереди, начиная (имя ребёнка на выбор) берём по одному
цветку и складываем его в кузовок, называя при этом слово, которое
заканчивается на –ок-. Я положу в кузовок клубок.
Дети кладут в кузовок поочерёдно цветок, называя слово.
Дети: -А я- платок,
-А я –замок,
- А я –сапожок,
- А я –башмачок,
- А я –чулок,
-А я – утюжок,
-А я –колобок,
-А я –бачок и т. д.
(Для рифмовки слов можно предлагать самые разнообразные созвучия: -
ка-, -ул-, -ом-, -ши- и т. д.)
-Молодцы! Идём дальше. Улица Рифм.
Два ребёнка читают стихотворение. Дети стоят в шеренгу или встают в
круг.
1-й ребёнок : -На улице прохожего увидел я вчера.
Он ящик нёс, на ящике написано –Игра_.
Я два квартала шёл за ним, поверьте, я не вру,
И, наконец, спросил его: « А как играть в игру?»
- Уверен, что такой игры ещё ты не встречал.
Две птицы удивительных есть в ящике моем
И, если хочешь, то с тобой сыграем мы вдвоем.
Поймать таких смешных пичуг – весьма нелёгкий труд,
Недаром люди умные их рифмами зовут.
2 –й ребёнок: -И правда, птицы шустрые из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать наверх за словом слово.
Одна достала слово –гвоздь-, другая сразу –гость- и
-трость-. Одна достала слово –слон-, другая
-звон- и – телефон-. Мы с ним играли целый час
Похожими словами. Теперь мы покидаем вас,
А вы играйте сами.
Игра с мячом «Подбери рифму».
-Дети, сыграем тоже. Я бросаю вам по очереди мяч, говорю слово, а вы
подбираете рифму.
-Пень- (день), ночь- (дочь), кот- (рот), палка- (галка), печка- (свечка),
крышка- (мышка), плошка- (кошка), пушка- (мушка) и т. д.
-Очень хорошо!
3 часть
-Дальше мы попадаем в переулок небылиц.
Дети возвращаются на ковёр, садятся на стулья. Прибегают два клоуна
(роли исполняют дети, возможно взрослые) –Бантик и Пузырик.
Пузырик – Бантик, что у тебя с волосами? Ты такой лохматый.
Бантик – Я специально покрасил их. Ребята, вы меня любите?
Дети отвечают.
Пузырик – А у меня бантик на шее. Ребята, а вы меня любите? (отвечают)
Слышал, дети меня тоже любят.
Бантик – Ах так, а у меня нос длиннее, чем у тебя?
Пузырик – А у меня, а у меня нос картошкой. Вот так.
Бантик – А у меня, а у меня…
Пузырик –Бантик, мы забыли про ребят. Как стыдно спорить и хвалиться.
Не будем?
Бантик – Не будем. Давай поиграем, кто больше небылиц придумает.
Пузырик – Давай!
Бантик – Захотел я вчера искупаться, как прыгнул в стакан с молоком!
Поплавал! Хорошо!
Пузырик – Я вчера есть захотел, купил 100 булок и все съел.
Бантик – А я подкрался к вороне, прицепился к ней за ноги, ух и налетался
же я.
Пузырик – Я вчера спать захотел, залез на дерево, лез до облака, долез, лег
и уснул.
Бантик – Хорошо мы, ребята, небылицы придумали? Похлопайте погромче.
(Дети хлопают).
Пузырик – Ребята, а вы тоже умеете придумывать небылицы, кто хочет
рассказать?
Дети поднимают руку и рассказывают разные небылицы.
Бантик – Замечательно!
Клоуны уходят, как вариант- остаются.
- А теперь отдохнём, физкультминутка «Быстрые ракеты» со стульями.
Дети расставляют стулья по кругу, затем свободно бегают по группе и
произносят слова (можно использовать музыку, как фон, «Космический рок-н-
рол», группа «Браво» или инструментальную музыку «Полёт»):
- Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам.
На какую захотим – на такую полетим!
Но в игре один секрет опоздавшим места нет.
Убирается несколько стульев, на слова «Заняли свои места!» дети садятся,
выигрывает тот, кто сядет на стульчик.
4 часть
-Ребята отправляемся на площадь «Волшебный лабиринт».
Встаём возле столов, на котором расположены разноцветные домики.
- Дети, я по очереди буду показывать разноцветные домики, а вы
придумайте как можно больше предметов или живых объектов на каждый из
цветов. Например – зелёный домик – трава, лес, цветок, лягушка, крокодил и т.
д.
Играем в игру «Называю то, что знаю». Цвета: красный, синий, зелёный,
желтый, черный, белый, оранжевый, голубой.
- Я очень рада, вы так много знаете! Идем дальше в зоопарк.
Подходим к творческому стенду (можно использовать иллюстрации), на
стенде (иллюстрациях) изображены животные, составленные из двух частей
разных зверей. Один ребёнок читает стихотворение:
- В зоопарке на травке загорают бигудявки,
Не зверята, не рыбята, это даже не овечки,
Не жучки, не человечки, не букашки, не козявки –
Бигудявки, да и всё! Оживленно бигудявят
Про весёлую погоду, травку славят, солнце славят,
Славят воздух, славят воду. Кто такие – неизвестно,
Их попробуй назови!
- Ребята, а давайте придумаем название этим животным, на кого они
похожи, как назовём?
Даём названия животным, находящимся на стенде (иллюстрациях) 6 – 7
животных. Например – кошкомедведь, птицекошка и т. д.
- Поворачиваем налево, последний сказочный проспект.
Возвращаемся на стулья, на ковёр. Дети рассаживаются.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Придумай предложение из заданных
слов». Я буду говорить пару слов, а вы придумайте предложения с ними,
можно даже и смешные.
Верблюд – зеркало, книга – баба-яга, бабушка – лес, озеро – клоун, вертолёт
– медведь, девочка – облако, дом – сказка, дорога –щенок.
Например: Верблюд любил посмотреть в зеркало. В зеркале отражался
верблюд. Верблюд купил или разбил зеркало и т. д.
- Какие вы выдумщики, так интересно у вас получилось!
5 часть
-Ребята ,нам пора возвращаться домой, но чтобы завести ракету нужно
вспомнить и назвать сказки. Играем в игру «Литературная угадайка». Из какой
сказки:
1. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. («Царевна – лягушка».)
2. Отец, мачеха, три дочери, принц, фея. («Золушка».)
3.Царь, три сына, Конёк – Горбунок, царевна. («Конёк – Горбунок».)
4.Злая мачеха, дочка, падчерица, Дед мороз. («Морозко».)
5. Девочка, бабушка, злой волк. («Красная Шапочка».)
6. Доктор, Африка, больные зверюшки, Бармалей. («Айболит».)
7.Дедушка, бабушка, девочка, медведь, кузовок, пирожки. («Маша и
медведь».)
8. Деревянный мальчик, папа Карло, Тортила, Пьеро, Артемон, Карабас –
Барабас, лиса Алиса, кот Базилио. (« Золотой ключик. Буратино».)
9. Человечек, живущий на крыше, Малыш, Фрекенбок. (« Карлсон»).
- Я очень рада, что вы так хорошо знаете сказки. Закрываем глаза
(повторно устанавливаем ролик « Живая природа»), открываем, полетели!
Просмотр ролика 30 секунд.
- Вот мы и в детском саду. Ребята, хотели бы вы вновь вернуться в
«Сочиняй – город»? (Да). Что вам больше всего понравилось и запомнилось в
нашем путешествии? Дети, поднимая руку, по очереди высказываются.
- Спасибо вам! Вы самые лучшие!