Напоминание

Планирование и реализация деятельности образовательной области "Музыка" в дошкольных учреждениях


Автор: Билярова Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: СП "Детский сад №23 "Улыбка"" ГБОУ СОШ №9
Населённый пункт: Самарская область, г. Чапаевск
Наименование материала: проектная деятельность в ДОУ
Тема: Планирование и реализация деятельности образовательной области "Музыка" в дошкольных учреждениях
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ СОШ №9 г.о. Чапаевск Самарской области СП "Детский сад №23 “Улыбка""
Планирование и реализация

деятельности образовательной

области «Музыка» в дошкольных

учреждениях.
Автор: Билярова Елена Александровна, музыкальный руководитель 2016 год
Содержание. Введение…………………………………………………………………………...3 Цель и сущность проектно-программного подхода…………………………….4 Описание проектов:………………………………………………………………5 Проект №1 «Открой новый мир!»………………………………………...5 Проект № 2 «Самый особенный»…………………………………………7 Проект №3 «Feedback (обратная связь)»…………………………………9 Проект №4 «ТехноМузыка» ……………………………………………..11 Проект № 5 «Партнерство»……………………………………………..12 Проект № 6 «Фандрайзинг»……………………………………………...14 Заключение………………………………………………………………………16 2
Введение. Дошкольное образование детей в настоящее время по праву рассматривается как одна из важнейших составляющих единого образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, и социальный заказ определяет выбор стратегии и основных направлений деятельности. Музыкальное воспитание – неотъемлемая часть дошкольного образования, основным предназначением которого является создание условий для развития социально – адаптивной личности ребенка.
Именно музыкальное искусство является мощным стимулом

в

развитии личности ребенка.
СП "Детский сад №23 «Улыбка» - одно из учреждений системы дошкольного образования детей г.о. Чапаевск. В течение многих лет педагогический коллектив накапливал опыт организации работы с детьми, который традиционно передавался от педагогов старшего поколения к молодым. Однако постоянная динамика в развитии социально-экономических и социокультурных условий формирования личности ребенка предполагает необходимость поиска новых форм, методов, содержания деятельности с использованием положительных моментов уже накопленного опыта. В таких условиях особую актуальность приобретает вопрос планирования деятельности, использование в ней комплексных программ. Программа — система увязанных между собой по содержанию, срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий (действий) различного характера, направленных на достижение единой цели. Таким образом, автором был разработан проектно-программный подход, ориентированный на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы. 3
Цель и сущность проектно-программного подхода.
Цель

программы:
повышение внимания к музыкальной НОД (непосредственно образовательная деятельность) и их важным социальным функциям в ДОУ, стимулирование инновационной деятельности музыкальных работников дошкольного образования детей. Инновационным направлением при разработке программы проведения музыкальной НОД в рамках реализации ФГТ в ДОУ стал
проектно-

программный подход
, ориентированный на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы.
Таким образом, программу проведения музыкальных занятий в ДОУ

предполагается реализовать через следующие проекты:
1. проект «Открой новый мир!» - повышение роли музыкального и художественно-эстетического образования в воспитании личности 2. проект «Самый особенный» - выработка индивидуального подхода к детям в соответствии с их музыкальными и творческими возможностями; 3. проект «Feedback (обратная связь)» - внедрение еженедельных консультаций музыкального руководителя с воспитателями с целью повышения эффективности занятий и получения возможности удостовериться в правильности выбранных направлений и методов в работе с детьми; 4. проект «ТехноМузыка» - активное использование средств мультимедиа для повышения заинтересованности детей в процессе занятий; 5. проект «Партнерство» - построение модели эффективного взаимодействия с родителями; 6. проект «Фандрайзинг» - поиск источников привлечения денежных средств и иных ре сурсов (человече ских, мат е р и а л ь н ы х , информационных и т.д.), для реализации определенных дорогостоящих проектов. 4
Описание проектов.
Проект №1 «Открой новый мир!»
Музыкальное образование в ДОУ должно стать неотъемлемой частью в жизни каждого ребенка. Музыкальная НОД должна открывать детям «новый мир», посредством их знакомства с музыкальным искусством, а также выполнять важные социальные функции: • развитие музыкальных и творческих способностей детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; • формирование начала музыкальной культуры, как общечеловеческой духовной; • развитие потенциала музыкального образования детей в профилактике агрессии детей - ребенок, с детства увлеченный музыкальной деятельностью, менее подвержен агрессивному поведению; • обновление содержания музыкального образования детей на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в объединениях дошкольного образования детей, использования передовых технологий и методик; • стимулирование инновационной деятельности педагогов дошкольного образования детей путем проведения конкурсов, семинаров. Планируемые мероприятия: 1.Круглый стол «Музыкальная НОД в ДОУ как фактор открытия нового мира». 2.Коллегия «О повышении роли воспитания и дошкольного образования детей в условиях введения федеральных государственных стандартов» - показ опыта работы образовательных учреждений города Чапаевска, а также Самарской области по дошкольному образованию и воспитанию детей. Ожидаемые результаты: 5
 Повышение роли дошкольного и, в частности, музыкального дошкольного, образования в г.о. Чапаевск  Наиболее эффективное взаимодействие между музыкальным руководителем и детьми, а также воспитателями и руководством учреждения 6

Проект № 2 «Самый особенный»
Описание проекта: В рамках данного проекта необходимо выработать индивидуальный подход к детям в соответствии с их способностям. Целью музыкальных занятий является создание условий для саморазвития детей, их успешной социализации, организации активной жизнедеятельности; обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в сообществе сверстников. Необходимо обновление системы проведения музыкальной НОД в ДОУ на основе следующих принципов: • доступность; • гуманизация - направленность на подготовку гуманистической личности, • индивидуализация, учет возрастных интересов детей; • связь с семьей, ориентация на культурно-образовательные интересы семьи; • сохранение и развитие национально-культурных традиций; • ценностное отношение к образованию в воспитании гражданина- патриота; Концепция реализуется на основе личностно-ориентированного подхода. Направления деятельности: • Корректировка перспективных планов в зависимости от уровня способностей детей; • Введение технологии уровневой дифференциации детей в зависимости от их спо собно стей для повышения каче ства з а н я т и й , индивидуализации нагрузок, а также внедрение дополнительной индивидуальной и групповой музыкальной НОД с одаренными детьми (по согласованию с руководством, воспитателями и родителями); 7
• Диагностика умений и навыков детей – своевременное выявление слабых сторон, их последующей ликвидации, дающее понимание музыкальному руководителю четких ориентиров в организации проведения последующей НОД с целью наиболее эффективного использования времени на индивидуальной и групповой НОД, позволяющей впоследствии добиться больших успехов у детей. Ожидаемые результаты: • Оптимальное сочетание нагрузки и способностей конкретного ребенка • Взаимодействие музыкального руководителя и детей на основе доверия и открытости; • Снижение субъективности в оценке результатов детей; • Рост числа наград, завоеванных детьми на конкурсах, смотрах и фестивалях различных уровней; • Выработка у детей приверженности к национально-культурным традициям своей страны; 8

Проект №3 «Feedback (обратная связь)»
Описание проекта: Пожалуй, нет музыкальных руководителей, которым бы не хотелось добиться лучших результатов в работе с детьми. В этом случае не обойтись без эффективного использования обратной связи с воспитателями. Этот важный аспект позволяет решить сразу несколько проблем. Обеспечение постоянной обратной связи с воспитателями помогает узнавать их мнение по вопросам развития детей, оценки полезности музыкальной НОД, ее влияние на детское поведение. Кроме того, обратная связь - это мощный мотивирующий инструмент. Получая информацию о полезности своей работы, музыкальный руководитель ощущает значимость его деятельности для детей и дошкольного учреждения в целом. Принципы обратной связи: • Обратная связь должна быть регулярной и планомерной (в частности, внедрение еженедельных консультаций). • Лучше сосредоточиться на наиболее важных моментах, где нужно помочь детям развиваться; • Оценивая работу музыкального руководителя, нужно выявлять и успехи, и недостатки; • Беседа по итогам оценки работы должна быть конструктивной и проводиться в уважительном тоне; • Важно, чтобы музыкальный руководитель, в случае каких-то пожеланий от воспитателей, сделал должные выводы и понял, как можно применить их рекомендации по отношению к детям. Ожидаемые результаты: 9
• улучшатся взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателей, происходят конструктивные диалоги, что положительно влияет на совместное проведение детских мероприятий и праздников, повышает эффективность НОД, а значит и сказывается положительно на деятельности детского сада в целом. 10

Проект №4 «ТехноМузыка»
Описание проекта: • На современном этапе развития ни одно образовательное учреждение не обходится без использования техники и мультимедийных средств. В рамках данного проекта предполагается расширять базу используемой техники, вводить в структуру урока новые методики с их использованием: • Прослушивание с детьми произведений известных композиторов для расширения их кругозора; • Показ на занятиях детских мультфильмов с присутствием классической музыки с целью вызвать у детей впоследствии ассоциации; • Внедрение практики совместного анализа результатов детей при совместном видео-просмотре прошедших праздников и выступлений (
для

старших

и

подготовительных

групп
). Т.е. музыкальный руководитель не просто указывает детям на ошибки, а может показать конкретный момент, что приведет предотвращению подобных ситуаций в будущем; • Прослушивание аудиосказок для любых возрастных групп; • Использование фонограмм для детских выступлений, а также специализированных программ нарезки музыки для фонового сопровождения праздников и других мероприятий. Ожидаемые результаты: • Повышение заинтересованности детей и расширение их кругозора • Рост популярности дошкольного учреждения. 11

Проект № 5

«Партнерство»
Описание проекта: • Очевидным является то, что успешное ДОУ должно построить модель эффективного взаимодействия с родителями. Для этого необходимо равнозначное взаимодействие в схеме: Сейчас оптимальной моделью взаимодействия с ребенком является личностно-ориентированная. А индивидуальность, как изве стно, формируется в семье. Именно поэтому как для родителя, так и для музыкального руководителя важно наладить сотрудничество друг с другом. ребенок семья муз. руковод итель 12
В целях реализации данного проекта предполагается ознакомить с представленными рекомендациями, как музыкальных руководителей, так и родителей. Вот несколько рекомендаций для первых, которые помогут наладить двухстороннее конструктивное сотрудничество: 1.Музыкальный руководитель, приглашая родителей – задает тон беседы. 2.Музыкальный руководитель должен создать равноправное взаимодействие с родителями, что означает: привлечение их к активному процессу художественно-эстетического образования детей. 3.Ищите неформальные формы работы с родителями. Например, расширять практику открытых уроков для родителей или организовывать неформальные встречи родителей, во время которых поднимались бы проблемные вопросы Ожидаемые результаты: -Развитие равноправного сотрудничества между музыкальными руководителями и родителями ; -Повышение интереса родителей к процессу музыкального воспитания детей, а также их более активное участие в жизни ДОУ; -Повышение роли хужожественно-эстетического воспитания детей в глазах родителей ; -Установление доверительных отношений между всеми субъектами образовательного процесса ; 13

Проект № 6 «Фандрайзинг»
Описание проекта: • В настоящее время существует множество дорогостоящих проектов, конкурсов, музыкальных фестивалей, средств на участие в которых у ДОУ быть недостаточно. Для того чтобы талантливые дети не оставались «за бортом» и были там представлены, в ДОУ по инициативе музыкального руководителя (или другого сотрудника) предлагается популяризация фандрайзинговой деятельности.
Фандрайзинг
(англ. Fundraising) — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т.д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом. Возможные источники привлечения ресурсов: • Компании; • Частные лица; • Фонды; • Государственные органы. В рамках реализации данного проекта при возникновении потребности привлечения денежных средств музыкальный руководитель при содействии администрации ДОУ должен разработать фандрайзинговую стратегию, а именно: • Определить круг потенциальных спонсоров; • Подробно описать план мероприятия, на которое требуются средства ; • Установить такие взаимоотношения с партнерами, которые удовлетворяют интересам обеих сторон; 14
• Продолжать работу с партнерами после окончания проекта для создания возможности дальнейшего долгосрочного сотрудничества. Также предполагается привлекать к фандрайзинговой деятельности родителей (посредством проведения бесед собраний, презентаций и т.д.). Ожидаемые результаты: • Появление у ДОУ спонсорской базы; • Создание условий для долгосрочного сотрудничества с меценатами и спонсорами; • Рост инициативности родителей к осуществлению фандрайзинговой деятельности; • Появление возможности отправлять лучших детей на дорогостоящие престижные конкурсы; • Выход ДОУ на новый уровень развития. 15
Заключение Таким образом, предложенный мною проектно-программный подход на музыкальной НОД является уникальным методом, который позволит совмещать привычную НОД с реализацией интересных проектов в различных областях. Личностно-ориентированная концепция, активное партнерство с родителями, в том числе и в привлечении средств на участие их детей в конкурсах и фестивалях, использование новейших технических средств и технологий – вот лишь малая часть областей, охваченных проектами. Каждый из них имеет собственные цели, направления деятельности, рекомендуемые мероприятия и прогнозируемые результаты. Особенность подхода в том, что музыкальный руководитель может реализовывать как какой-либо конкретный проект, так и все проекты по выбору, при этом привлекать к реализации воспитателей и руководство ДОУ. Итогом станет повышение престижности и создание такой модели музыкальной НОД в ДОУ, которая полностью соответствует запросам современного общества и динамично развивающейся среде. 16
17


В раздел образования