Планирование и реализация деятельности образовательной области "Музыка" в дошкольных учреждениях
Автор: Билярова Елена Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: СП "Детский сад №23 "Улыбка"" ГБОУ СОШ №9 Населённый пункт: Самарская область, г. Чапаевск Наименование материала: проектная деятельность в ДОУ Тема: Планирование и реализация деятельности образовательной области "Музыка" в дошкольных учреждениях Раздел: дошкольное образование
ГБОУ СОШ №9
г.о. Чапаевск Самарской области
СП "Детский сад №23 “Улыбка""
Планирование и реализация
деятельности образовательной
области «Музыка» в дошкольных
учреждениях.
Автор: Билярова Елена Александровна,
музыкальный руководитель
2016 год
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
Цель и сущность проектно-программного подхода…………………………….4
Описание проектов:………………………………………………………………5
Проект №1 «Открой новый мир!»………………………………………...5
Проект № 2 «Самый особенный»…………………………………………7
Проект №3 «Feedback (обратная связь)»…………………………………9
Проект №4 «ТехноМузыка» ……………………………………………..11
Проект № 5
«Партнерство»……………………………………………..12
Проект № 6 «Фандрайзинг»……………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………16
2
Введение.
Дошкольное
образование
детей
в
настоящее
время
по
праву
рассматривается
как
одна
из
важнейших
составляющих
единого
образовательного пространства в современном российском обществе. Оно
социально востребовано, и социальный заказ определяет выбор стратегии и
основных направлений деятельности.
Музыкальное
воспитание
–
неотъемлемая
часть
дошкольного
образования, основным предназначением которого является создание условий
для развития социально – адаптивной личности ребенка.
Именно музыкальное искусство является мощным стимулом
в
развитии личности ребенка.
СП
"Детский
сад
№23
«Улыбка»
-
одно
из
учреждений
системы
дошкольного образования детей г.о. Чапаевск.
В
течение
многих
лет
педагогический
коллектив
накапливал
опыт
организации
работы
с
детьми,
который
традиционно
передавался
от
педагогов старшего поколения к молодым. Однако постоянная динамика в
развитии
социально-экономических
и
социокультурных
условий
формирования личности ребенка предполагает необходимость поиска новых
форм, методов, содержания деятельности с использованием положительных
моментов уже накопленного опыта.
В
таких
условиях
особую
актуальность
приобретает
вопрос
планирования деятельности, использование в ней комплексных программ.
Программа
—
система
увязанных
между
собой
по
содержанию,
срокам,
исполнителям,
ресурсам
мероприятий
(действий)
различного
характера,
направленных на достижение единой цели.
Таким
образом,
автором
был
разработан
проектно-программный
подход,
ориентированный
на
реализацию комплекса
проектов
в
рамках
единой программы.
3
Цель и сущность проектно-программного подхода.
Цель
программы:
повышение
внимания
к
музыкальной
НОД
(непосредственно образовательная деятельность) и их важным социальным
функциям
в
ДОУ,
стимулирование
инновационной
деятельности
музыкальных работников дошкольного образования детей.
Инновационным направлением при разработке программы проведения
музыкальной
НОД
в
рамках
реализации
ФГТ
в
ДОУ
стал проектно-
программный подход , ориентированный на реализацию комплекса проектов
в рамках единой программы.
Таким образом, программу проведения музыкальных занятий в ДОУ
предполагается реализовать через следующие проекты:
1.
проект
«Открой
новый
мир!»
-
повышение
роли
музыкального
и
художественно-эстетического образования в воспитании личности
2.
проект «Самый особенный» - выработка индивидуального подхода к
детям
в
соответствии
с
их
музыкальными
и
творческими
возможностями;
3.
проект
«Feedback
(обратная
связь)»
-
внедрение
еженедельных
консультаций музыкального руководителя с воспитателями с целью
повышения
эффективности
занятий
и
получения
возможности
удостовериться в правильности выбранных направлений и методов в
работе с детьми;
4.
проект «ТехноМузыка» - активное использование средств мультимедиа
для повышения заинтересованности детей в процессе занятий;
5.
проект
«Партнерство»
-
построение
модели
эффективного
взаимодействия с родителями;
6.
проект
«Фандрайзинг»
-
поиск
источников
привлечения
денежных
средств
и
иных
ре сурсов
(человече ских,
мат е р и а л ь н ы х ,
информационных и т.д.), для реализации определенных дорогостоящих
проектов.
4
Описание проектов.
Проект №1 «Открой новый мир!»
Музыкальное образование в ДОУ должно стать неотъемлемой частью в
жизни каждого ребенка. Музыкальная НОД должна открывать детям «новый
мир»,
посредством
их
знакомства
с
музыкальным
искусством,
а
также
выполнять важные социальные функции:
•
развитие музыкальных и творческих способностей детей (с учетом
возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной
деятельности;
•
формирование начала музыкальной культуры, как общечеловеческой
духовной;
•
развитие потенциала музыкального образования детей в профилактике
агрессии
детей
-
ребенок,
с
детства
увлеченный
музыкальной
деятельностью, менее подвержен агрессивному поведению;
•
обновление содержания музыкального образования детей на основе
разработки научных основ организации образовательного процесса в
объединениях
дошкольного
образования
детей,
использования
передовых технологий и методик;
•
стимулирование инновационной деятельности педагогов дошкольного
образования детей путем проведения конкурсов, семинаров.
Планируемые мероприятия:
1.Круглый стол «Музыкальная НОД в ДОУ как фактор открытия нового
мира».
2.Коллегия
«О повышении роли воспитания и дошкольного образования
детей
в
условиях
введения
федеральных
государственных
стандартов»
-
показ опыта работы образовательных учреждений города Чапаевска, а также
Самарской области по дошкольному образованию и воспитанию детей.
Ожидаемые результаты:
5
Повышение
роли
дошкольного
и,
в
частности,
музыкального
дошкольного, образования в г.о. Чапаевск
Наиболее
эффективное
взаимодействие
между
музыкальным
руководителем
и
детьми,
а
также
воспитателями
и
руководством
учреждения
6
Проект № 2 «Самый особенный»
Описание проекта: В рамках данного проекта необходимо выработать
индивидуальный подход к детям в соответствии с их способностям. Целью
музыкальных занятий является создание условий для саморазвития детей, их
успешной
социализации,
организации
активной
жизнедеятельности;
обеспечение
комфортного
самочувствия
каждого
ребенка
в
сообществе
сверстников.
Необходимо обновление системы проведения музыкальной НОД в ДОУ на
основе следующих принципов:
•
доступность;
•
гуманизация
-
направленность
на
подготовку
гуманистической
личности,
•
индивидуализация, учет возрастных интересов детей;
•
связь с семьей, ориентация на культурно-образовательные интересы
семьи;
•
сохранение и развитие национально-культурных традиций;
•
ценностное
отношение
к
образованию
в
воспитании
гражданина-
патриота;
Концепция реализуется на основе личностно-ориентированного подхода.
Направления деятельности:
•
Корректировка
перспективных
планов
в
зависимости
от
уровня
способностей детей;
•
Введение технологии уровневой дифференциации детей в зависимости
от
их
спо собно стей
для
повышения
каче ства
з а н я т и й ,
индивидуализации
нагрузок,
а
также
внедрение
дополнительной
индивидуальной и групповой музыкальной НОД с одаренными детьми
(по согласованию с руководством, воспитателями и родителями);
7
•
Диагностика
умений
и
навыков
детей
–
своевременное
выявление
слабых
сторон,
их
последующей
ликвидации,
дающее
понимание
музыкальному
руководителю
четких
ориентиров
в
организации
проведения
последующей
НОД
с
целью
наиболее
эффективного
использования
времени
на
индивидуальной
и
групповой
НОД,
позволяющей впоследствии добиться больших успехов у детей.
Ожидаемые результаты:
•
Оптимальное сочетание нагрузки и способностей конкретного ребенка
•
Взаимодействие музыкального руководителя и детей на основе доверия
и открытости;
•
Снижение субъективности в оценке результатов детей;
•
Рост
числа
наград,
завоеванных
детьми
на
конкурсах,
смотрах
и
фестивалях различных уровней;
•
Выработка
у
детей
приверженности
к
национально-культурным
традициям своей страны;
8
Проект №3 «Feedback (обратная связь)»
Описание проекта:
Пожалуй,
нет
музыкальных
руководителей,
которым
бы
не
хотелось
добиться лучших результатов в работе с детьми. В этом случае не обойтись
без
эффективного
использования
обратной
связи
с
воспитателями.
Этот
важный аспект позволяет решить сразу несколько проблем.
Обеспечение
постоянной
обратной
связи
с
воспитателями
помогает
узнавать
их
мнение
по
вопросам
развития
детей,
оценки
полезности
музыкальной НОД, ее влияние на детское поведение.
Кроме того, обратная связь - это мощный мотивирующий инструмент.
Получая
информацию
о
полезности
своей
работы,
музыкальный
руководитель
ощущает
значимость
его
деятельности
для
детей
и
дошкольного учреждения в целом.
Принципы обратной связи:
•
Обратная связь должна быть регулярной и планомерной (в частности,
внедрение еженедельных консультаций).
•
Лучше
сосредоточиться
на
наиболее
важных
моментах,
где
нужно
помочь детям развиваться;
•
Оценивая
работу
музыкального
руководителя,
нужно
выявлять
и
успехи, и недостатки;
•
Беседа
по
итогам
оценки
работы
должна
быть
конструктивной
и
проводиться в уважительном тоне;
•
Важно,
чтобы
музыкальный
руководитель,
в
случае
каких-то
пожеланий от воспитателей, сделал должные выводы и понял, как
можно применить их рекомендации по отношению к детям.
Ожидаемые результаты:
9
•
улучшатся
взаимоотношения
музыкального
руководителя
и
воспитателей, происходят конструктивные диалоги, что положительно
влияет на совместное проведение детских мероприятий и праздников,
повышает эффективность НОД, а значит и сказывается положительно
на деятельности детского сада в целом.
10
Проект №4 «ТехноМузыка»
Описание проекта:
•
На современном этапе развития ни одно образовательное учреждение
не обходится без использования техники и мультимедийных средств. В
рамках данного проекта предполагается расширять базу используемой
техники,
вводить
в
структуру
урока
новые
методики
с
их
использованием:
•
Прослушивание с детьми произведений известных композиторов для
расширения их кругозора;
•
Показ на занятиях детских мультфильмов с присутствием классической
музыки с целью вызвать у детей впоследствии ассоциации;
•
Внедрение
практики
совместного
анализа
результатов
детей
при
совместном видео-просмотре прошедших праздников и выступлений
( для
старших
и
подготовительных
групп ).
Т.е.
музыкальный
руководитель не просто указывает детям на ошибки, а может показать
конкретный момент, что приведет предотвращению подобных ситуаций
в будущем;
•
Прослушивание аудиосказок для любых возрастных групп;
•
Использование
фонограмм
для
детских
выступлений,
а
также
специализированных
программ
нарезки
музыки
для
фонового
сопровождения праздников и других мероприятий.
Ожидаемые результаты:
•
Повышение заинтересованности детей и расширение их кругозора
•
Рост популярности дошкольного учреждения.
11
Проект № 5
«Партнерство»
Описание проекта:
•
Очевидным является то, что успешное ДОУ должно построить модель
эффективного взаимодействия с родителями. Для этого необходимо
равнозначное взаимодействие в схеме:
Сейчас
оптимальной
моделью
взаимодействия
с
ребенком
является
личностно-ориентированная.
А
индивидуальность,
как
изве стно,
формируется
в
семье.
Именно
поэтому
как
для
родителя,
так
и
для
музыкального руководителя важно наладить сотрудничество друг с другом.
ребенок
семья
муз.
руковод
итель
12
В
целях
реализации
данного
проекта
предполагается
ознакомить
с
представленными рекомендациями, как музыкальных руководителей, так и
родителей.
Вот
несколько рекомендаций для
первых,
которые
помогут
наладить двухстороннее конструктивное сотрудничество:
1.Музыкальный
руководитель,
приглашая
родителей
–
задает
тон
беседы.
2.Музыкальный
руководитель
должен
создать
равноправное
взаимодействие с родителями, что означает: привлечение их к активному
процессу художественно-эстетического образования детей.
3.Ищите неформальные формы работы с родителями.
Например, расширять практику открытых уроков для родителей или
организовывать
неформальные
встречи
родителей,
во
время
которых
поднимались бы проблемные вопросы
Ожидаемые результаты:
-Развитие
равноправного
сотрудничества
между
музыкальными
руководителями и родителями ;
-Повышение интереса родителей к процессу музыкального воспитания
детей, а также их более активное участие в жизни ДОУ;
-Повышение роли хужожественно-эстетического воспитания детей в
глазах родителей ;
-Установление
доверительных
отношений
между
всеми
субъектами
образовательного процесса ;
13
Проект № 6 «Фандрайзинг»
Описание проекта:
•
В настоящее время существует множество дорогостоящих проектов,
конкурсов, музыкальных фестивалей, средств на участие в которых у
ДОУ
быть
недостаточно.
Для
того
чтобы
талантливые
дети
не
оставались
«за
бортом»
и
были
там
представлены,
в
ДОУ
по
инициативе
музыкального
руководителя
(или
другого
сотрудника)
предлагается популяризация фандрайзинговой деятельности.
Фандрайзинг (англ. Fundraising) — процесс привлечения денежных средств
и
иных
ресурсов
(человеческих,
материальных,
информационных
и
т.д.),
которые
организация
не
может
обеспечить
самостоятельно
и
которые
являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей
деятельности в целом.
Возможные источники привлечения ресурсов:
•
Компании;
•
Частные лица;
•
Фонды;
•
Государственные органы.
В
рамках
реализации
данного
проекта
при
возникновении
потребности
привлечения денежных средств музыкальный руководитель при содействии
администрации ДОУ должен разработать
фандрайзинговую стратегию, а
именно:
•
Определить круг потенциальных спонсоров;
•
Подробно описать план мероприятия, на которое требуются средства ;
•
Установить
такие
взаимоотношения
с
партнерами,
которые
удовлетворяют интересам обеих сторон;
14
•
Продолжать
работу
с
партнерами
после
окончания
проекта
для
создания возможности дальнейшего долгосрочного сотрудничества.
Также
предполагается
привлекать
к
фандрайзинговой
деятельности
родителей (посредством проведения бесед собраний, презентаций и т.д.).
Ожидаемые результаты:
•
Появление у ДОУ спонсорской базы;
•
Создание условий для долгосрочного сотрудничества с меценатами и
спонсорами;
•
Рост инициативности родителей к осуществлению фандрайзинговой
деятельности;
•
Появление возможности отправлять лучших детей на дорогостоящие
престижные конкурсы;
•
Выход ДОУ на новый уровень развития.
15
Заключение
Таким образом, предложенный мною проектно-программный подход на
музыкальной
НОД
является
уникальным
методом,
который
позволит
совмещать
привычную
НОД
с
реализацией
интересных
проектов
в
различных
областях.
Личностно-ориентированная
концепция,
активное
партнерство с родителями, в том числе и в привлечении средств на участие
их детей в конкурсах и фестивалях, использование новейших технических
средств
и
технологий
–
вот
лишь
малая
часть
областей,
охваченных
проектами.
Каждый
из
них
имеет
собственные
цели,
направления
деятельности, рекомендуемые мероприятия и прогнозируемые результаты.
Особенность подхода в том, что музыкальный руководитель может
реализовывать как какой-либо конкретный проект, так и все проекты по
выбору, при этом привлекать к реализации воспитателей и руководство ДОУ.
Итогом
станет
повышение
престижности
и
создание
такой
модели
музыкальной
НОД
в
ДОУ,
которая
полностью
соответствует
запросам
современного общества и динамично развивающейся среде.
16
17