Использование дидактических игр на уроках технологии
Автор: Фигура Анна Эдуардовна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МОУ ИРМО "Кудинская СОШ" Населённый пункт: д.Куда, Иркутский район, Иркутская область Наименование материала: Статья Тема: Использование дидактических игр на уроках технологии Раздел: среднее образование
Использование дидактических игр на уроках технологии
Игра
–
это
форма
деятельности
в
условных
ситуациях.
Идея
использования
элементов
игры
с
целью
активизации
познавательной
деятельности
не
нова.
Так
выдающий
педагог
Ф.
Фребель
считал,
что
развивать
фантазию
ребенка
младшего
возраста
можно
с
помощью
использования простого игрового материала. Он рассматривал игру ребенка
как «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира».
Целью
является
обеспечение
личностно-деятельностного
характера
усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на
поиск,
обработку
и
усвоение
информации,
вовлечение
учащихся
в
творческую деятельность. Это уроки-соревнования, конкурсы, викторины и
т.п.
В
зависимости
от
своих
индивидуально-личностных
способностей,
интересов, учитывая подготовку класса, материальные возможности и пр.,
можно
самостоятельно
разработать
сценарий
игровых
уроков.
При
этом
можно заимствовать идею, какие-либо элементы, привлекать учащихся. Со
временем складываются определенные традиции проведения игровых уроков.
Их
отличают
высокая
активность
учащихся,
эмоциональная
атмосфера
сотрудничества, использование фронтальной, групповой и индивидуальных
форм организации учебной работы.
Игра
вызывает
чувство
соревнования,
желание
победить,
учит
сопереживанию,
содействует
развитию
эмоционально-волевой
сферы,
стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации,
требующие немедленного разрушения, что ведет к формированию умения
делать
выбор
и
нести
за
него
ответственность.
А
это
требует
самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.
Дидактические
игры
способствуют
активизации
мыслительной
деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогает
усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить ученикам
стремление
пополнить
не
достающие
знания,
совершенствовать
навыки,
необходимые
для
повышения
творческой
активности.
Игровая
ситуация
помогает снять чувство усталости, усиливает не произвольное запоминание.
В
игре
ярче
и
полнее
раскрываются
спо собно сти
детей,
их
индивидуальность.
Для
застенчивых
ребят
игра
становится
иногда
единственной возможностью проявить себя. Создавая игровые моменты при
проверке
качества
знаний
на
уроках
технологии,
необходимо
учитывать
интересы учащихся.
Занимательные виды проверки знаний и умений, к которым относятся
различные
дидактические
игры,
конечно,
не
заменять
традиционных
способов контроля и оценки усвоения учащимися программного материала.
Но
игровой
подход
вносит
в
учебный
процесс
дух
поиска,
творчества,
соревновательность, стимулирующие познавательную активность учащихся.
Причем
масштаб
использования
игровой
деятельности
в
обучении
достаточно велик – от включения в ткань учебного процесса отдельных
игровых
моментов
до
организации
в
игровой
форме
целого
занятия.
Например,
чтобы
повысить
активность
и
внимание
учащихся
во
время
текущего опроса в 5 классе, я использую простой прием. Задавая вопрос,
бросаю мягкую игрушку любой ученице. Если ответ правильный, она задает
свой вопрос и перебрасывает игрушку другой девочке, а если не верный, то
возвращает ее мне.
На уроках технологии, я провожу игры в виде эстафет, викторин («Что,
Где, Когда») и различных конкурсов, которые позволяют выявить качество
знаний, как по отдельным темам и разделам, так и по программе в целом.
Например: в свое время была игра, напоминающая мозаику: нужно было
составить красивый узор из разноцветных элементов. Теперь появилась игра
под
названием
«пазлы»
(от
английского puzzle – задача, загадка) и дети
охотно собирают из деталей картинки. Сам принцип игры остался прежни:
картину,
наклеенную
на
картон,
разрезают
на
части,
смешивают
их
и
предлагают играющему сложить их в целое. Именно по этому принципу я
построила проверку знаний учащихся чертежа швейного изделия. Чертеж
прямой
юбки
разрезала
на
части,
перемешала
их
и
попросила
учениц
собрать. Естественно ни какого образца у них перед глазами нет и, если
школьница не знает, как выглядит чертеж, справится с таким заданием ей
будет нелегко. Но если чертеж усвоен, то задание окажется не сложным.
Особенностью проверки знаний при помощи игры в пазлы является не только
закрепление
материала,
но
и
тренировка
зрительной,
пространственной
памяти, развитие внимания, логического мышления. А также воспитание
аккуратности и усидчивости.
На
своих
уроках
технологии
я
предлагаю
учащимся
решение
кроссвордов. Решение кроссвордов - это своеобразная гимнастика ума. Они
развивают и тренируют память, вырабатывают настойчивость, способность
логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания. В
зависимости
от
возраста
учащихся,
уровня
их
подготовки
и
цели
урока
можно предлагать им различные виды кроссвордов. При проверке знаний по
определенной
теме
–
тематические
кроссворды,
включающие
в
себя
6-8
определений
при
обобщающей
проверке
–
более
расширенные,
охватывающие понятия и определения по всему разделу. Очень хороший
результат дает задание учащихся составить кроссворд самим во внеурочное
время.
В
этом
случае
они
не
только
подбирают
слова
для
заполнения
горизонтальных
и
вертикальных
рядов
клеток.
Но
и
дает
правильное
определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды,
составленные учащимся одной бригады, предлагаются для решения другой.
Как правило, учащиеся с удовольствием составляют кроссворды, тем более
что это задание знакомо им по другим учебным предметам. При этом они
используют загадки типа: «два кольца, два конца, посередине гвоздик», «у
кошки брюшко, а у иголки…..» и другие. Лучшие работы я показываю всему
классу, поощряю детей и словом, и отметкой. Если кроссворд не получился,
указываю на ошибки, и мы вместе с ученицами стараемся их исправить.