"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Автор: Яковлева Светлана Витальевна Должность: учитель Учебное заведение: БОУ "Чебоксарская ОШ-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: г.Чебоксары, Чувашская Республика Наименование материала: Проектная работа Тема: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе" Раздел: начальное образование
современной начальной школе»
Выполнила Яковлева Светлана Витальевна
учительница начальных классов
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа -интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Содержание
Введение
1.Основная часть:
1.1.Теоретические основы реализации здоровьесберегающих технологий в
образовательном процессе начальной школы
Концептуальные идеи здоровьесберегающих технологий
1.2.
Педагогические
условия
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательном процессе начальной школы
2 . Заключение
3.Список использованной литературы
4.Приложения
Введение
В условиях современной природной и социально-экологической ситуации
проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее
время она является первой по актуальности среди множества других проблем
обучения и воспитания школьников.
Все большее количество детей приходит в школу, уже имея те или иные
заболевания. За период обучения ребенка в школе, его здоровье ухудшается
еще
больше.
По
статистическим
данным,
в
России
30-35
%
детей,
поступающих
в
школу,
уже
имеют
хронические
заболевания.
За
годы
обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения,
опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с
нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов
желудочно-кишечного
тракта.
Ученые
отмечают,
что
первый
скачок
в
увеличении
количества
детей,
страдающих
хроническими
заболеваниями,
происходит в возрасте 7-10 лет. Состояние здоровья детей и их успеваемость
в
учебе
тесно
взаимосвязаны,
вследствие
этого
неудовлетворительное
состояние здоровья детей ведет к целому комплексу школьных проблем. Дети
большую
часть
дня
находятся
в
школе
и,
получая
домашние
задания,
продолжают процесс обучения дома, что в целом сказывается на общем
здоровье учащихся негативно, вызывая утомляемость и снижение уровня
учебной мотивации, познавательных интересов.
Сбережение здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни.
Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том
числе и учителей начальных классов через внедрение системы знаний о
человеке,
о
его
здоровье,
способах
его
формирования
и
сохранения.
Сложившаяся ситуация в области психического, физического, социального,
интеллектуального,
нравственного
здоровья
говорит
о
необходимости
принять
меры
на
государственном
уровне
–
принятии
государственной
программы,
определяющей
направления
в
области
здоровьесбережения,
педагогической
и
управленческой
деятельности
работников
образования.
Главная цель всей работы по здоровьесбережению – воспитать потребность
вести
здоровый
образ
жизни,
который
предполагает
выполнение
правил
сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте тело, одежду и
жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ
жизни, отказаться от вредных привычек и т. д.
В настоящее время ведется поиск методов оздоровления детей в условиях
школы. По мнению исследователей (Н. К. Смирнов, В. Д. Сонькин, Ю. В.
Науменко
и
другие),
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
учащихся
должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы,
обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие
воспитательно-образовательный процесс (ВОП) в школе. Однако Л.Г. Качан
считает,
что
задачи
здоровьесбережения
невозможно
решить
без
совершенствования
содержания
образования.
Формирование
ценностного
отношения
к
здоровью
наиболее
результативно
решается
в
младшем
школьном возрасте через внедрение здоровьеобразовательного компонента в
содержание учебных программ, наполнение учебного плана валеологическим
содержанием .
По мнению М. Г. Романцова, психолого-валеологические и педагогические
подходы
к
проблеме
здоровья
и
развития
личности
необходимо
рассматривать
на
основании
принципов
комплексности,
системности,
н е п р е р ы в н о с т и ,
и с п о л ь з у я
с о ц и а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с к и е ,
психофизиологические
характеристики
личности
с
учетом
возрастной
периодизации и особенностей психосоматической конституции .
В настоящее время наблюдаются противоречия между теорией и практикой
по реализации здоровьесберегающих технологий. Они заключаются в том,
что использование здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ)
должно
быть
систематичным,
последовательным,
грамотным,
но
еще
не
разработан
эффективный
механизм
внедрения
в
педагогический
процесс
технологий
оздоровления.
Пока
отсутствует
комплексное,
системное
оздоровление, которое представляло бы собой единство целенаправленных
действий
участников
образования.
Попытки
реализации
отдельных
оздоровительных форм в учебном процессе оказываются недостаточными
для достижения общей цели – повышения результативности образования и
сохранения здоровья детей и подростков. Необходимая система комплексных
мероприятий с участием представителей различных министерств и ведомств,
организаций,
заинтересованных
в
здоровье
подрастающего
поколения
не
реализуется.
Отсутствует
специальная
подготовка
педагогических
кадров,
необходимая
для
создания
условий
сохранения
здоровья
участников
о б р а зо ват е л ь н о го
п р о ц е с с а .
Д л я
н а бл юд е н и я
за
п р о ц е с с о м
здоровьесбережения
и
управления
им,
для
диагностики
и
мониторинга
состояния здоровья необходимы конкретные показатели, по которым следует
оценивать
изменения
в
состоянии
здоровья,
а
также
система
критериев
оценки
здоровья.
К
основным
противоречиям
в
теории
нами
отнесено
наличие
разных
подходов
к
пониманию
здоровья
и
ЗОТ,
многообразие
толкования основных понятий в области проблемы здоровьесбережения.
Все
выше
изложенное
позволяет
сделать
вывод
о
том,
что
тема
«Здоровьесберегающие
технологии
в
современной
начальной
школе»
является актуальной.
Указанные
противоречия
определили проблему
данного
исследования:
каковы
условия
использования
здоровьесберегающих
технологий
в
современной начальной школе?
Объектом
исследования
является
образовательный
процесс
в
начальной
школе.
Предметом
исследования
избраны
педагогические
условия
реализации
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательном
процессе
начальной
школы.
Цель
выявить
педагогические
условия
реализации
здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе начальной школы.
Эту цель мы намерены достичь путем решения следующих задач:
1.
Провести
теоретический
анализ
научных
подходов
к
реализации
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательном
процессе
начальной
школы.
2.
Выявить
педагогические
условия
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательном процессе начальной школы.
3.
Разработать
рекомендации
по
реализации
здоровьесберегающих
технологий среди младших школьников.
Гипотеза исследования. Если в образовательном процессе начальной школы
будут созданы следующие педагогические условия:
-
построение
урока
на
основе
закономерностей
учебно-воспитательного
процесса с учетом вопросов здоровьесбережения младших школьников.
-
обеспечение
необходимых
условий
для
продуктивной
познавательной
деятельности
учащихся
с
учетом
их
состояния
здоровья,
особенностей
развития, интересов, склонностей;
- формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;
- тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом
особенностей развития учащихся;
т о
э т о
б уд е т
с п о с о б с т в о в а т ь
э ф ф е к т и в н о с т и
р е а л и з а ц и и
здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
1.
Основная часть
1.1Теоретические основы реализации здоровье сберегающих технологий в
образовательном процессе начальной школы
Концептуальные идеи здоровьесберегающих технологий
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный
рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для
ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с
пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его
бодрствования.
В
то
же
время
в
этот
период
происходит
наиболее
интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся
жизнь,
организм
ребенка
наиболее
чувствителен
к
экзогенным
факторам
окружающей среды.
По
данным
Института
возрастной
физиологии
РАО,
школьная
образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с
действием
которых
связано
20-40
%
негативных
влияний,
ухудшающих
здоровье
детей
школьного
возраста.
Исследования
ИВФ
РАО
позволяют
проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы
влияния на здоровье учащихся:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие
методик
и
технологий
обучения
возрастным
и
функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований
к организации учебного процесса;
Недостаточная
грамотность
родителей
в
вопросах
сохранения
здоровья
детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления
здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие
системной
работы
по
формированию
ценности
здоровья
и
здорового образа жизни .
Таким
образом,
традиционная
организация
образовательного
процесса
создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят
к
поломке
механизмов
саморегуляции
физиологических
функций
и
способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая
система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Анализ
школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья
учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы
учителей,
т.е.
связано
с
их
профессиональной
деятельностью.
Поэтому
учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении
и укреплении здоровья учащихся.
Задача здоровьесберегающей педагогики в рамках образовательного процесса
– обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать
культуру
здоровья,
тогда
аттестат
о
среднем
образовании
будет
действительной
путёвкой
в
счастливую
самостоятельную
жизнь,
свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и
бережно относиться к здоровью других людей .
Творческий характер образовательного процесса, как считает Л.С. Выготский
, крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в
творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той
поисковой
активности,
от
которой
зависит
развитие
человека,
его
адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы –
развитию
личности
учащегося,
но
и
снижает
вероятность
наступления
утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого
заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием
над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через
формирование усталости, так и само по себе.
Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются
использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм
обучения.
В
качестве
примера
эффективных
и
доступных
форм
работы
можно
привести
дискуссию,
психолого-педагогический
тренинг.
К
сожалению,
для
использования
их
в
повседневном
учебном
процессе
необходима
не
только
корректировка
учебных
программ,
но
и
соответствующая
подготовка
педагогов.
Фактически,
это
смещение
традиционного
методиче ского
репертуара
учителя
в
с то р о н у
психологических
технологий.
Именно
этот
вектор
профессионального
развития учителя позволяет ему не только получить удовольствие от своей
работы, в большей степени реализовать индивидуальный подход к учащимся,
но
и
превратить
используемые
педагогиче ские
технологии
в
здоровьесберегающие. Важная составная часть здоровьесберегающей работы
школы, как указывают в своих работах Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина – это
рациональная организация урока.
От
соблюдения
гигиенических
и
психолого-педагогических
условий
проведения
урока
в
основном
и
зависит
функциональное
состояние
школьников в процессе учебной деятельности.
Центральным
в
категориальном
аппарате
психологии
здоровья
является
понятие здоровья. На сегодняшний день существует множество определений
этого
понятия.
Так,
в
словаре
С.И.
Ожегова
под
здоровьем
понимается
«правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и
психическое
и
психическое
благополучие»
.
Согласно
определению
Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного
физического,
психического
и
социального
благополучия,
а
не
только
отсутствие болезней или физических дефектов.
По
мнению
Т.В.
Карасевой,
здоровье
–
это
комплексное
и,
при
этом,
целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе
реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и
экологической
среды
и
позволяющее
человеку
в
различной
степени
осуществлять его социальные функции. Большинство авторов, изучающих
феномен здоровья, соглашаются с тем, что это сложное, многокомпонентное
явление и выделяют соматический, психический и социальный его уровень.
О.Л.
Трещева
не
соглашаясь
с
этим,
утверждает:
«характер
проявления
психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не
могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения,
либо
укрепляющего
собственное
здоровье,
либо
наносящее
ему
вред.
Поэтому здоровье человека должно определяться и личным уровнем его
проявления».
Здоровьесберегающие
технологии
реализуются
на
основе
личностно-
ориентированного
подхода.
Осуществляемые
на
основе
личностно-
развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,
благодаря
которым
учащиеся
учатся
жить
вместе
и
эффективно
взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в
освоении
культуры
человеческих
отношений,
в
формировании
опыта
здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение
сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от
внешнего
контроля
к
внутреннему
самоконтролю),
становление
самосознания
и
активной
жизненной
позиции
на
основе
воспитания
и
самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и
здоровье других людей.
По
определению
В.В.
Серикова,
технология
в
любой
сфере
–
это
деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной
предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой
сферы
и
потому
обеспечивающая
наибольшее
для
данных
условий
соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.
Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к
поставленной
проблеме,
можно
определить
как
здоровьесберегающую
педагогическую
деятельность,
которая
по-новому
выстраивает
отношения
между
образованием
и
воспитанием,
переводит
воспитание
в
рамки
человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на
сохранение
и
приумножение
здоровья
ребенка.
Здоровьесберегающие
педагогические
технологии
должны
обеспечить
развитие
природных
способностей
ребенка:
его
ума,
нравственных
и
эстетических
чувств,
потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с
людьми, природой, искусством .
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К.
Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы,
методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья,
личностных
качеств,
способствующих
его
сохранению
и
укреплению,
формирование
представления
о
здоровье
как
ценности,
мотивацию
на
ведение
здорового
образа
жизни.
Здоровьесберегающая
технология,
по
мнению В.Д. Сонькина, – это:
условия
обучения
ребенка
в
школе
(отсутствие
стресса,
адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная
организация
учебного
процесса
(в
соответствии
с
возрастными,
половыми,
индивидуальными
особенностями
и
гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям
ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный
режим .
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает
систему,
создающую
максимально
возможные
условия
для
сохранения,
укрепления
и
развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального,
личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся,
педагогов и др.). В эту систему входит:
использование
данных
мониторинга
состояния
здоровья
учащихся,
проводимого
медицинскими
работниками,
и
собственных
наблюдений
в
процессе
реализации
образовательной
технологии,
ее
коррекция
в
соответствии с имеющимися данными;
учет
особенностей
возрастного
развития
школьников
и
разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы;
создание
благоприятного
эмоционально-психологического
климата
в
процессе реализации технологии;
использование
разнообразных
в и д о в
здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров О.В.).
Н.К.
Смирнов
дает
следующее
определение:
«Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
это
комплексная,
построенная
на
единой
методологической
основе,
система
организационных
и
психолого-
педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и
укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а
также на заботу о здоровье педагогов» .
Н.И.
Соловьева
под
здоровьесберегающей
образовательной
технологией
понимает функциональную систему организационных способов управления
учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и
инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья .
Н.Т.
Рылова
определяет
здоровьесберегающую
среду
образовательных
учреждений
как
совокупность
управленческих,
организационных,
обучающих и оздоровительных условий, направленных на формирование,
укрепление и сохранение социального, физического,психического здоровья
обучающихся,
педагогов
на
основе
психолого-педагогических
и
медико-
физиологических
средств
м
методов
сопровождения
образовательного
процесса,
профилактики
факторов
«риска»,
реализации
комплекса
межведомственных
мероприятий
по
созданию
социально-адаптированной
образовательной среды.
В
настоящее
время
принято
выделять
несколько
компонентов
(видов)
здоровья (М.В. Антропова , В.Р. Кучма, Н.Н. Куинджи ):
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма
человека,
основу
которого
составляет
биологическая
программа
индивидуального
развития,
опосредованная
базовыми
потребностями,
доминирующими
на
различных
этапах
онтогенетического
развития.
Эти
потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека,
а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
-
Физическое
здоровье
–
уровень
роста
и
развития
органов
и
систем
организма,
основу
которого
составляют
функциональные
резервы,
обеспечивающие адаптационные реакции.
-
Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого
составляет
состояние
общего
душевного
комфорта,
обеспечивающее
адекватную
поведенческую
реакцию.
Такое
состояние
обусловлено
как
биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями
их удовлетворения.
-
Нравственное
здоровье
–
комплекс
характеристик
мотивационной
и
потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого
определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в
обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так
как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.
В упрощённом виде можно считать, что критериями здоровья являются:
для соматического и физического здоровья – я могу;
для психического – я хочу;
для нравственного – я должен.
Признаками здоровья являются:
специфическая
(иммунная)
и
неспецифическая
устойчивость
к
действию
повреждающих факторов;
показатели роста и развития;
функциональное состояние и резервные возможности организма;
наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Под здоровьесберегающими технологиями будем понимать систему мер по
охране
и
укреплению
здоровья
учащихся,
учитывающую
важнейшие
характеристики
образовательной
среды
и
условия
жизни
ребенка,
воздействие на здоровье.
Цель современной школы, считает Т. Григорьева ,- подготовка детей к жизни.
Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут
востребованы
им
в
дальнейшей
жизни.
Достижение
названной
цели
в
сегодняшней
школе
может
быть
достигнуто
с
помощью
технологий
здоровьесберегающей
педагогики,
которые
рассматриваются
как
совокупность
приемов
и
методов
организации
учебно-воспитательного
процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея
современными
педагогическими
знаниями,
в
тесном
взаимодействии
с
учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами –
планирует
свою
работу
с
учетом
приоритетов
сохранения
и
укрепления
здоровья участников педагогического процесса.
Здоровьесберегающие
технологии
предполагают
с о во ку п н о с т ь
педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных
на
защиту
и
обеспечение
здоровья,
формирование
ценного
отношения
к
своему здоровью.
Е.П. Ильин считает, что – здоровьесберегающие образовательные технологии
– это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических
приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных
п р о бл е м
п л ю с
п о с т о я н н о е
с т р е м л е н и е
с а м о го
п е д а го г а
к
самосовершенствованию.
Только
тогда
можно
сказать,
что
учебно-
образовательный
процесс
осуществляется
по
здоровье
сберегающим
образовательным
технологиям,
если
при
реализации
используемой
педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и
педагогов
.
По-разному
понимают
этот
термин
и
преподаватели
общеобразовательных
учреждений.
Некоторые
считают,
что
здоровье
сберегающие образовательные технологии – это одна или несколько новых
педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно
выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М.
Монтессори и т.д. или по «технологии здоровье сбережения».
Другой
вариант
понимания
можно
обозначить
как
«мифологизацию
представления
о
здоровье
сберегающих
технологиях»:
будто
никогда
в
школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью.
Здоровьесбережение
не
может
по
определению
выступать
в
качестве
основной и единственной цели образовательного процесса, а только – в
качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.
Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике
любой
образовательной
технологии,
показывающей,
насколько
при
реализации
данной
технологии
решается
задача
сохранения
здоровья
учащихся.
Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при
решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или
отсутствие
ухудшения
здоровья
учащихся
и
педагогов,
находящееся
в
очевидной связи с воздействием таких факторов.
Для
осуществления
учебно-образовательного
процесса
на
основании
здоровьесберегающих
технологий
необходимо
выделить
закономерности
педагогического
процесса,
находящие
свое
выражение
в
основных
положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы,
то
есть
принципы
(лат.
princium
–
начало,
основа,
основное
требование
деятельности и поведению)
Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения, были определены критерии отбора: принципы должны
способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в
учебном
процессе;
развитию
познавательной
деятельности
младших
школьников; гуманизации образования.
Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую
входят
общедидактические
принципы
и
специфические
принципы,
выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
По мнению Н.К. Смирнова – общедидактические принципы – это основные
положения, определяющие содержание, организационные формы и методы
учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих
образовательных
технологий.
Среди
специфических
принципов,
выражающих
специфические
закономерности
педагогики
оздоровления,
важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» – одинаково актуальный
как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих
мероприятий требуют их повторяемости.
Так же Н.К. Смирнов выделяет средства и методы здоровьесберегающих
технологий.
1. Средства двигательной направленности;
2. Оздоровительные силы природы;
3. Гигиенические факторы.
Комплексное
использование
этих
средств
позволяет
решать
задачи
педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные
действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих
образовательных
технологий
обучения.
Это
движение;
физические
упражнения;
физкультминутки
и
подвижные
перемены;
эмоциональные
разрядки
и
«минутки
покоя»;
гимнастика
(оздоровительная
гимнастика,
пальчиковая, корригирующая, дыхательная), для профилактики простудных
заболеваний,
для
бодрости);
лечебная
физкультура;
подвижные
игры;
специально
организованная
двигательная
активность
ребенка
(занятия
оздоровительной
физкультурой),
своевременное
развитие
о снов
двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и
др.
Использую оздоровительные силы природы. Это оказывает существенное
влияние
на
достижение
целей
здоровьесберегающих
образовательных
технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует
активизации
биологических
процессов,
вызываемых
процессом
обучения,
повышают
общую
работоспособность
организма,
замедляет
процесс
утомления.
К
гигиеническим
средствам
достижения
целей
здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения, содействующим укрепления здоровья
и
стимулирующих
развитие
адаптивных
свойств
организма,
относятся:
выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных
СанПиНами. Осуществляется постоянный контроль по таким требованиям:
личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха
и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего
режима
дня,
режима
двигательной
активности,
режим
питания
и
сна;
привитие
детям
элементарных
навыков
при
мытье
рук,
использование
носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным
приемам
здорового
образа
жизни
(ЗОЖ),
простейшим
навыкам
оказания
первой
медицинской
помощи
при
порезах,
ушибах,
ожогах,
укусах,;
организация
порядка
проведения
прививок
учащимся
с
целью
предупреждения
инфекций;
ограничение
предельного
уровня
учебной
нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает
положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий
обучения.
Под
методами
здоровьесберегающих
технологий
обучения
понимаются
способы
применения
средств,
позволяющих
решать
задачи
педагогики
оздоровления: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация,
иллюстрация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная
игра,
обучающий
контроль,
игровой
метод,
соревновательный
метод,
активные
методы
обучения,
воспитательные,
просветительские
и
образовательные программы.
Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими
принципами
может
обеспечить
успешную
реализацию
комплекса
задач
здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Таким образом, многообразие концептуальных идей здоровьесберегающих
технологий, рассмотренных нами в параграфе, определяет значимость данной
проблемы в педагогической науке.
1.2.
Педагогические
условия
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательном процессе начальной школы
Чтобы
результативно
реализовать
здоровьесберегающую
технологию
в
педагогической деятельности, нужно применять некоторые образовательные
технологии по их здоровье сберегающей направленности.
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится
личность
ребёнка,
педагог
старается
обеспечить
комфортные
условия
её
развития
и
реализации
природных
возможностей.
Личность
ребёнка
превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной
системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений
выделяют
гуманно-личностные
технологии,
технологии
сотрудничества,
технологии свободного воспитания.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все
условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и
педагогов.
Из
числа
здоровьесберегающих
технологий
хотелось
бы
выделить
технологию «Раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом
В.Ф. Базарным.
Характерными
чертами,
которой
является
внедрение
в
образовательный
процесс движения наглядного учебного материала.
Для
разминок
и
упражнений
на
мышечно-телесную
и
зрительную
координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке
используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и
специальные, «бегущие огоньки» (можно использовать лазерную указку).
Упражнения
сочетают
в
себе
движения
глазами,
головой
и
туловищем,
выполняются
в
позе
свободного
стояния
и
базируются
на
зрительно-
поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий
заряд
для
всего
организма.
Результатами
таких
упражнений
являются:
развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация;
развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в
пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-
транспортных и т.п.).
Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме
движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения
заданий, активизирующих детей. Для этого можно использовать подвижные
«сенсорные
кресты»,
карточки
с
заданиями
и
возможными
вариантами
ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и
которые
дети
должны
найти
и
использовать
в
своей
работе,
а
также
специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних
целей на дальние.
В
процессе
овладения
детьми
письмом
применяю
специальные
художественно-образные
каллиграфические
прописи
перьевой
ручкой,
формирующие
утончённое
художественное
чувство
и
развивающие
психомоторную систему «глаз – рука».
Обязательным
предметом
в
технологии
является
детское
хоровое
пение,
основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети
посещают хоровой кружок при школе.
Одной
из
требований
технологии
–
условие,
отличающее
все
здоровье-
сберегающие технологии, – регулярное проведение экспресс диагностики
состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.
При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по
его
системе
показывают
снижение
показателей
заболеваемости
детей,
улучшение
психологического
климата
в
детских
и
педагогическом
коллективах,
активное
приобщение
родителей
школьников
к
работе
по
укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для
школ,
в
которых
целенаправленно
занимаются
здоровьем
своих
воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В.Ф. Базарного как
здоровьесберегающую.
Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в
начальной школе:
1 этап – создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:
- Соблюдение теплового режима;
- Поддержание в помещениях школы чистоты;
- Соблюдение нормативов освещенности в классах;
- Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;
- Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания
обучающихся школы;
- Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных
заболеваний обучающихся;
2 этап – условия для здоровья на уроках:
Санитарно-гигиенические
условия
(в
дополнение
к
вышеизложенным)
и
условия, учитывающие физиологию человека:
- Формирование правильной осанки;
-
Правильное
размещение
обучающихся
при
посадке,
учитывающее
состояние здоровья, смену места и т.д.;
- Физкультминутки ;
- Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;
Морально–психологические:
- Деловая, деятельная атмосфера;
- Уверенность в успехе;
- Доброжелательность;
- Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).
3
этап
–
формирование
социально-психологического
климата
в
классе,
отвечающего следующим требованиям:
- Перспективность, оптимистичность;
- Жизнерадостность;
- Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной
деятельности;
- Защищенность обучающихся;
- Дух сотрудничества;
- Построение оптимальных целесообразных отношений учитель – ученик.
4
этап
–
изменение
подходов
к
урокам
физической
культуры
и
их
совершенствование в следующих направлениях:
-
Увеличение
объема
физической
нагрузки
на
уроке
за
счет
повышения
плотности, моторности, динамичности уроков;
- Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого
отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;
- Активное включение и использование идеи состязательности свойственной
детям школьного возраста;
- Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,
- Увеличение доли времени на улучшение осанки.
5 этап – во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости,
всеохватности обучающихся в спортивных секциях.
Спортивно-массовую
работу
расширить
и
дополнить
следующим
содержанием и мероприятиями:
- Проведение два раза в год «Дня здоровья» – спортивного праздника как
комплекса эстафет, соревнований и туризма;
- Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов,
спортивных встреч родителей и первоклассников;
-
Культивировать
в
классе
массовость,
активность
в
школьных
вечерах,
танцах,
рассматривая
танцы
как
важное
дополнительное
средство
расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной;
- Использование перемен для расширения двигательной активности (через
подвижные и спортивные игры);
-
Формирование
спортивных
традиций,
открытие
спортивных
сезонов,
выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д.
6 этап – программа здоровья учителя, которая включает в себя:
- Творческую активность;
- Поддержание благоприятного морально-психологического климата;
- Организацию здорового досуга;
- Занятия физической культуры и спортом;
- Апробирование приемов и средств оздоровления организма.
7 этап – пропаганда здорового образа жизни:
- Формирование физиологии здоровья;
- Обучение способам оздоровления организма;
- Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.
8
этап
–
установление
взаимосвязи
с
медицинскими
учреждениями
для
решения общих задач:
- Проведение медосмотров врачами комплектующего центра;
- Профилактика инфекционных заболеваний;
-
Организация
медицинского
ликбеза
через
классные
часы,
встречи
с
медицинскими работниками;
-
Обучение
участников
образовательного
процесса
оказанию
первой
медицинской помощи.
9 этап – работа с родителями:
- проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями
по
созданию
установки
на
совместную
деятельность
с
целью
решения
психолого-педагогических проблем развития ребенка;
-
вооружение
родителей
основами
психолого-педагогических
знаний
(семинары,
консультации),
оказание
помощи
в
создании
благоприятной
экологической и психологической среды в семье;
- включение родителей в воспитательный процесс;
- привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья
(сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.).
Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих
технологий
в
начальной
школе,
мы
выделили
необходимые
условия
для
продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния
здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.
Итак,
проведя
теоретический
литературный
обзор,
касающийся
основ
реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в
начальной школе, мы можем сделать следующие выводы:
воспитание
у
детей
младшего
школьного
возраста
культуры
здоровогого
образа
жизни
помогает
расширить
их
представления
о
состоянии
собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и
заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа
жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков, расширить
знания школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и
питания.
2.
Заключение
Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего
школьного
возраста.
В
этот
период
идет
бурный
рост
и
становление
организма
ребенка,
двигательная
активность
в
значительной
степени
определяет
его
физическое
развитие
и
работоспособность.
Длительная
неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит
к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается
кровоснабжение
головного
мозга,
что
отрицательно
сказывается
на
жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.
1-4-е классы – в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут.
Да лее
он
начинает
утомляться,
отвлекаться,
снижает ся
е го
работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки,
предупреждение
утомления
и
переутомления
–
важные
моменты
работы
учителя
начальных
классов.
Во
время
уроков
значительную
нагрузку
испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины,
мышцы
работающей
руки.
Правильный
подбор
3-4
физкультминуток
значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение
физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность,
являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.
Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на
потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти
простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от
видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-
2
минуты.
В
осеннее-весенний
период
физкультминутка
проводится
при
открытой
форточке.
Дети
очень
любят
эти
физкультминутки.
Например,
«Часы» - «тик-так-вправо-влево голову». «Ветер» - движение туловищем
вправо-влево-плавно, вместе с руками. «Пила» - имитация движения руки
при
пилении
дерева.
«Бокс»
-
имитация
ударов
правой
и
левой
рукой.
«Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую.
Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения
упражнений.
Такие
физкультминутки
дают
детям
огромную
радость,
возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности
на другой.
На уроках учителя начальной школы используют игры на внимание и
физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения
(Приложение 1)
Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а
пальчикам – дать полноценный отдых.
Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и
ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу
мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.
С первых шагов и до последнего вздоха, главным даром природы было, есть и
будет здоровье. Возникают новые методики, технологии, разрабатываются
новые программы, а встречаясь, мы желаем друг другу не богатства, не
продвижения по службе, не успехов в учебе, а именно здоровья.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная
программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и
норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и
психического здоровья, как одного из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
И потому, одна из главных задач современного педагога – научить детей
культуре здорового и безопасного образа жизни. Но для этого не достаточно
тех мероприятий, которые мы проводим обычно, т.е. физкультминутки, игры
и пальчиковой гимнастики, необходимы новые формы и методы работы. И не
стоит относится к этому вопросу поверхностно, потому что только здоровый
ученик – успешный ученик.
Важно:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на
здоровье;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения,
позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить, на ее основе её
использования, готовность самостоятельно поддерживать своё
здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его
режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня,
учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять,
анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление, с учётом принципа информационной безопасности,
о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная
активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о
существовании и причинах возникновения зависимостей от табака,
алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном
влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на
здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером,
просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки
(релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры
здоровья и здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно –
ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно –
развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,
благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно
взаимодействовать. Технологии предполагают активное участие самого
обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в
формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через
постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося,
развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему
самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции
на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за
свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Я надеюсь, что представленный мной опыт работы, поможет коллегам в
организации работы по организации здоровьесберегающей среды в классе.
3.Список литературы
1.
Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические
стратегии и технологии).-М.,2002.
2.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-
4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
3.
Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс,
2005. - 474 с.
4.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной
школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся /
Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая
мастерская).
5.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий,
рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
6.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.:
КНОРУС, 2006. С. 147
7.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
8.
Смирнов
Н.К.Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
и
психология здоровья в школе.-М., 2007.
9.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов
н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
10.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в
учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
Приложение 1
Комплекс упражнений для глаз.
1.Взгляд
направлять
последовательно
влево-вправо,
вправо-прямо,
вверх-
прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении.(Повторить 10 раз.)
2.Взгляд
смещать
по
диагонали:
влево-вниз-прямо,
вправо-вверх-прямо,
вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в
отведенном положении.
3.Круговые движения глаз: до 10 кругов влево, а затем вправо. Выполнять
упражнение сначала быстро, а затем как можно медленнее.
4.Изменение
фокусного
расстояния:
посмотреть
на
кончик
носа,
а
затем
вдаль. Упражнение повторить несколько раз.
5.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до
5.Повторить 4-5 раз.
6.Крепко
зажмурить
глаза(считать
до3),
открыть
их
и
посмотреть
вдаль(считать до 5). Повторить 4-5 раз.
7.Вытянуть
правую
руку
вперед.Следить
глазами,
поворачивая
голову,
за
медленными
движениями
указательного
паль
ца
вытянутой
руки
влево,
вправо, вверх, вниз. Повторить 4-5 раз.
8.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 10=-4, потом
перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
9.В
среднем
темпе
проделать
3-4
круговых
движения
глазами
в
правую
сторону, столько же в левую сторону.Расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счет 1-6.Повторить 1-2 раза.
10.Ах. как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,(Посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко!(Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза руками)
В классе радугу построим.
Вверх по радуге пойдем,(Посмотреть по дуге вверх-вправо,вверх-влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,( Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Дыхательная гимнастика.
Правила выполнения .
1.Во время упражнений дышать только через нос.
2.Все вдохи-выдохи делаются в режиме строевого шага.
3.Гимнастика выполняется под счет на 8 (Уч-ся считают только про себя: «и»
-вдох, «цифра»-выдох).
4.Вдох делается одновременно с движением.
5.Минимальное количество упражнений-3.
Комплексы упражнений.
«Ладошки»
И. п.-встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя.
Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание
ладоней в кулаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с
помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей паузой 3-4
секунды.Норма-24 раза по 4 вдоха.
«Погончики»
И. п.-встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне
пояса.
В момент вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук
возвращаются в и.п. с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не
поднимать. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений, с перерывами между
8(3-4 секунды).Выполняется стоя, сидя, лежа.
«Кошка»
И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны
отрываться от пола.
На вдохе делается полуприсед с одновременным поворотом туловища влево
или вправо. Руки делают хватательные движения на уровне пояса. Спина
прямая.
«Насос»
И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны
отрываться от пола, руки вдоль туловища.
На вдохе делается легкий наклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На
выдохе слегка выпрямляться, но не входить в основную стойку. Спина
круглая, голова опущена.
«Проколотый мяч»
Сделайте глубокий вдох. При выдохе сымитируйте свист воздуха из
проколотого мяча.
«Звукоподражание»
Воспроизведите различные звуки из живой природы и окружающей жизни:
свист ветра, писк комара, рокот мотора и т.п..
«Цветочный магазин»
И.п.-стоя.
Делая вдох, представте себе, что нюхаите цветок(ребра расширяются, низ
живота под тягивается). Выдох медленный и плавный. Выполнять 3-4 раза.
«Маятник головой»
И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны
отрываться от пола, руки вдоль туловища.
Опусти голову вниз, резкий короткий вдох. Поднять голову вверх-тоже вдох.
Выдох происходит пассивно при смене позиций.
«Свеча»
Взять узкую полоску бумаги, представить себе, что это свеча. Делать
медленный выдох в ее направлении. Выдыхаемая струя должна быть без
резких колебаний. Бумага контролирует ровность воздуха. «Задуть» 3-5
воображаемых свечей на выдохе. Вдох должен быть максимально глубоким.
«Повороты головой»
И. п.-встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны
отрываться от пола, руки вдоль туловища.
Поворот головой вправо-шумный короткий вдох. Поворот головы влево-
шумный короткий выдох .Посередине голова не останавливается, шея не
напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.
Упражнения для формирования правильно й осанки.
У меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.)
Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо
-налево.) Ох, прямешенька
спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
Наклоняемся с хлопком.
Наклоняемся с хлопком.
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка. хлопни громче всех!
(Наклониться и хлопнуть в ладоши
внизу, распрямиться -
хлопнуть над головой.)
На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ножке.)
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо
(Поворот головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного.
{Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Дети садятся за парты.)
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и
влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения
крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить
за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
Приложение 2
Внеклассная работа
Тема классного часа: «Здоровье - главное богатство человека».
Задачи: Формирование у обучающихся правильного представления о
здоровье, здоровом образе жизни; обучение самостоятельно добывать знания,
используя приемы исследовательской работы; развитие умения презентовать
результаты собственной и совместной деятельности; воспитание бережного
отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.
Оборудование: Плакаты; иллюстрации; цветок здоровья; рисунки детей.
Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы, подбирают материал
по своей теме, рисуют иллюстрации, самостоятельно работают с
литературой, проводят исследования, создают памятки.
Ход урока
Утром ранним кто–то странный
заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее
настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только
радость.
– Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в
хорошей форме?
Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет
здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты
здоров, кажется, что так будет всегда…
Сегодня, на уроке мы поговорим о том, как следует вести себя, чтобы
сохранить здоровье.
Все мы помним сказку Валентина Катаева «Цветик–семицветик». В ней
рассказывалось о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене
цветок с семью разноцветными лепестками.
Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные
слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых
шесть лепестков. И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка
пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога,
выздоровел. Витя стал здоровым.
Но на этом сказка не заканчивается. Витя не просто выздоровел. Он так долго
болел и ему так хотелось остаться здоровым и никогда не болеть, что он
решил вырастить свой цветок, цветок здоровья и подарить его всем детям на
планете. Сегодня на уроке мы поможем мальчику, создадим модель цветка-
здоровья. Каждый лепесток - это одно направление, над которым работали 7
групп. Ребята изучили много литературы, открывая новые знания, провели
исследования, а помогали им в этом родители, учителя, специалисты. Мы
работали под девизом: «Идти вперед и не сдаваться!»
Первая группа работала над темой: «Режим дня». Наш цветок начинает
распускаться, появляется первый лепесток.
От того, как распланировать день зависит очень многое. О том, каким должен
быть режим дня школьника расскажут ребята.
Ученик: Режим дня – это распорядок дня (в переводе с французского языка
означает установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха,
сна).
Предлагаем наш режим дня:
· Подъем: 6.30 Нужно пораньше встать, чтобы успеть заправить кровать.
· Зарядка. Не забывайте, что зарядку нужно делать лишь в хорошо
проветренной комнате. После зарядки нужно умыться в 7.00. Сначала нужно
тщательно вымыть с мылом руки, затем лицо, уши, почистить зубы. Не
забудьте причесаться.
· Завтрак: 7.20. На завтрак можно съесть творог или сыр, или йогурт. Хлеб с
маслом, вареньем. Чай или какао с молоком. Свежие фрукты (яблоко или
банан).
· Выход из дома. Дорога от дома до школы – это утренняя прогулка на свежем
воздухе.
· В класс мы приходим за 10–15 минут до звонка.
· В школе мы снова завтракаем и получаем горячее питание. После занятий в
13.10 идем домой.
· Обед в 13.30. Ежедневно на обед нужно есть овощные блюда, мясные или
рыбные. После обеда – отдых в 14.00. 1,5ч-2ч. Можно поспать, почитать
книгу. А также можно погулять на свежем воздухе.
· Затем приступаем к выполнению домашнего задания в 16.00.
· Мы приготовили памятки: «Как правильно готовить уроки». Соблюдайте
эти правила, и они помогут вам.
· После выполнения домашнего задания сделайте гимнастику.
· В 17.40 можно приступить к любимым занятиям: лепке, рисованию, чтению,
посетить кружки, секции. Помочь по дому.
· Ужин в 19.00. Ужин не должен быть плотным. Можно съесть салат из
овощей, рыбу или яйца, или кусок ветчины. После ужина можно посмотреть
телевизор. Но не более 30 – 40 минут. Перед сном нужно обязательно
проветрить комнату, умыться, почистить зубы.
· Сон в 21.00. Детям 6 -9 лет рекомендуется спать 10 – 11 часов.
Если человек после сна встает бодрый, значит продолжительность сна
достаточная. Ученые подсчитали, что человек спит треть своей жизни, около
25 лет.
Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными
делами, отдыхать и расти здоровыми – соблюдай режим дня!
Учитель: Один мудрец сказал: «Человек есть то, что он ест». Это
действительно так, ведь от того, как и что ест человек зависит его здоровье.
Над этой актуальной темой работала вторая группа. Ребята нам расскажут,
что относится к правильному питанию. Появляется второй лепесток.
Выступление 2-ой группы.
Ученик: Важно есть не только достаточно, но и правильно. Наш организм
должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами,
углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.
Белки - основной строительный материал. Из них строятся все необходимые
организму процессы. Белки незаменимы в питании.
Если организм не получает белки - это может привести ко многим болезням.
Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе, а также в яйцах, орехах. Человеку в
среднем требуется ежедневно 100 гр. белков, для детей возраста 7 – 10 лет –
79г.
Углеводы – это топливо для производства энергии. Жиры – для образования
энергии и тепла. Эти полезные питательные вещества необходимы нам для
того, чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для
лучшей работы головного мозга. Они содержаться в меде, гречке, изюме,
масле, фруктах. Для взрослого ежедневно требуется 380г. углеводов, для
детей нашего возраста 310г., жиров 110 г. и 79г. соответственно.
Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в
работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани.
Человеку необходимо 20 минеральных веществ: кальций, фосфор, йод,
магний, натрий, железо, калий. Фтор и другие. Они содержатся во фруктах и
овощах.
2–ой ученик: Следующие питательные вещества составляют целую группу.
Это витамины . Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир
Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового
зерна, жизненно необходим людям. Соединив латинское слово Vita – «жизнь»
с «амин», получилось слово «витамин». Ягоды, фрукты и овощи – основные
источники витаминов.
Расскажем о некоторых из витаминов (выступление ребят).
3-й ученик: Мы провели исследования и подсчитали, сколько питательных,
полезных веществ содержит горячий завтрак в нашей школьной столовой, в
этом нам помогли работники столовой. Мы изучили меню, которое состоит из
разнообразных каш, супов, мясных и рыбных блюд, а также хлеба,
хлебобулочных изделий, горячих напитков: чая, компотов. Учитывая, сколько
мы получаем питательных веществ с горячим завтраком в школе, мы, вместе
с родителями, составили меню на день.
Важно соблюдать правила питания. Мы составили их для вас. Эти правила
вы внимательно изучите дома и хорошо запомните.
Основные правила : питаться разнообразно, в одно и то же время. Не
переедать.
Учитель: Сохранить здоровье не просто, а потерять можно сразу. Сберечь его
поможет спорт! Физические упражнения развивают организм, укрепляют
мускулатуру, сердце и другие органы, заставляют глубже дышать, поглощать
больше кислорода, улучшают кровообращение, позволяют оставаться
стройными, избавляют нас от многих болезней.
Великий философ говорил о пользе занятий спортом: «Ничто так сильно не
разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
– О том, как спорт помогает сохранить наше здоровье, расскажет 3-я группа.
Ребята работали над темой: «В движении – жизнь!»
Ученик: Здоровье – это красота! Об этом люди знали еще в Древнем Китае и
Индии, в Древней Греции. Именно там возникла гимнастика. А гимнастика
делает тело здоровым и красивым.
А.С.Пушкин был крепкого телосложения, мускулистый, гибкий, благодаря
ежедневной гимнастике. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь благодаря
физическим упражнениям. Он увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В
82 года он за день совершал верхом дальние прогулки.
– Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам. Поэтому мы
подготовили комплексы упражнений, которые помогут вам стать крепкими,
бодрыми и здоровыми.
· комплексы упражнений для утренней гимнастики;
· комплексы упражнений для исправления осанки;
· комплексы упражнений для глаз, зрительная гимнастика;
· физминутки.
2–ой ученик: Сейчас мы покажем вам и выполним один из комплексов
упражнений для утренней гимнастики. (Показ).
Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.
Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не
будут мучить боли в спине, пояснице. У стройного человека правильно
формируется скелет, при правильной осанке легче работать сердцу и другим
важным органам.
Упражнение для поддержания правильной осанки.
Чтобы сохранить осанку нужно соблюдать правила. (Ученик читает правила).
3–й ученик : Гимнастика для глаз.
Упражнение 1. Крепко закрыть глаза на 3–5 сек. Открыть глаза на 3–5 сек.
(делать 6–8 раз).
Упражнение 2. Быстрое моргание 1 – 2 мин.
Упражнение 3. Смотреть прямо вдаль 2-3 сек. Поставить палец по средней
линии лица на расстоянии 25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек.
Чтобы сберечь зрение нужно выполнять гимнастику для глаз, а также
соблюдать правила.
· Не читай лежа,
· Не наклоняйся близко при чтении,
· Не играй с взрывоопасными предметами,
· Не смотри долго телевизор,
· Не играй долго в компьютерные игры.
· Делай гимнастику для глаз.
Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние
признаки заболевания и вовремя начать лечение. А если врач вам выписал
очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение.
Эти упражнения и правила помогут вам стать здоровыми и быть всегда
красивыми.
Учитель: В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет.
Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет –
закаленное тело. Второй секрет - хороший характер. Третий секрет -
правильное питание и режим дня. Четвертый секрет - ежедневный
физический труд. Не случайно на первом месте – закаливание. Об этом нам
расскажут ребята из четвертой группы.
Ученик: Закаливать организм можно двумя способами: с помощью
воздушных ванн и водных процедур. Начинать закаливание нужно с
проветривания комнаты. В школе мы регулярно проветриваем кабинет – это
помогает нам быть бодрыми, меньше болеть, быть закаленными.
Всем известны такие строчки из песни: “Если хочешь быть здоров,
закаляйся!.. «Но успешным закаливание может быть лишь при соблюдении
определенных правил.
1. Первое правило – закаливание нужно проводить систематически, то есть
постоянно.
2. Другое правило – постепенность. Встав рано, в одно и тоже время, открыв
форточку нужно сделать зарядку. После зарядки приступите к водным
процедурам. Начинать следует с простого – обтирания. Для этого нужно
намочить полотенце или губку и за 2 минуты растереть все части тела. Затем
вытереться насухо. Постепенно снижайте температуру воды. Через месяц
можно перейти к обливанию или душу. Начальная температура воды 30 – 35
градусов. Затем постепенно ее понижают.
Очень сильное закаливающее средство – контрастный душ, когда
температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной.
Начинают с минимальной температуры, постепенно доводя ее до
максимальной.
2–ой ученик : Одновременно необходимо постепенно переходить на более
легкую одежду, не кутаться. Занимайтесь спортом, чаще бывайте на свежем
воздухе.
Помните: солнце, воздух, и вода – самые верные наши друзья!
Учитель: Всем известно, что чистота – залог здоровья. Нечистоплотность –
это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. О
соблюдении чистоты и правил личной гигиены подготовили свой рассказ
ребята из пятой группы.
Ученик: Люди с древних времен знали, что нужно поддерживать чистоту
своего тела. В древнем Риме строились общественные бани – термы. Люди
приходили сюда отдохнуть, привести в порядок тело, воспользоваться
услугами парикмахера и массажиста, заняться спортом и даже почитать, так
как здесь была библиотека.
Русские люди лучшим средством для соблюдения чистоты и лечения считали
также баню, но их бани намного отличались от «римских». Чем жарче было в
бане, тем считалось здоровее. А когда от пара было невмоготу, выбегали на
улицу и сразу бросались в пруд или реку. От такой закалки ни одна болезнь
не могла одолеть человека. Эта традиция сохранилась и по сей день.
Люди до сих пор не придумали средства лучше, чем баня.
Эти интересные сведения говорят о том, что человек всегда заботился о
чистоте своего тела и старался соблюдать правила личной гигиены.
– Какие правила личной гигиены вам знакомы?
· Мыть руки перед едой, вода и мыло уничтожают микробы;
· правильно ухаживать за зубами, чистить зубы два раза в день, зубную щетку
менять раз в 3 -4 месяца;
· не реже одного раза в неделю мыться горячей водой;
· ухаживать за ногтями и волосами, ногти необходимо один раз в неделю
подстригать ножницами, волосы необходимо ежедневно расчесывать, не реже
одного раза в неделю мыть волосы с шампунем;
· содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь,
Ежедневно делать влажную уборку.
Во время и после водных процедур мы используем средства личной гигиены.
Важно помнить, что эти вещи должны быть у каждого свои. Как вы думаете,
почему?
– Потому что через эти предметы можно заразиться.
А сейчас такое задание:
Вы должны определить, какие предметы у каждого человека должны быть
личными, а какими могут пользоваться все члены семьи. (выдаются
предметы для трех групп: полотенце, зубная щетка, зубная паста, шампунь,
мыло, мочалка, расческа, ложка, тарелка).
Вывод: Соблюдая правила личной гигиены, мы сохраним здоровье на долгие
годы.
Учитель: Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек
предотвращает болезни, а не лечит их». Поэтому очень важно вести здоровый
образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет
здоровье, воспитывает волю, характер человека.
Характер складывается из привычек. О том, какие бывают привычки, какие
из них укрепляют здоровье, а какие наоборот приводят к разрушению
организма, подготовили материал ребята из шестой группы.
Ученик: Скажите, что вы делаете по привычке?
Какие привычки вы назвали, если их обозначить одним словом?
– Полезные привычки.
Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы,
расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой,
соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть
бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это
полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье. Но есть
привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит название
опасные, вредные привычки.
2–ой ученик: Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце,
мозг, легкие, почки и другие органы человека. На 15 минут короче становится
жизнь после каждой выкуренной сигареты. Но особенно вреден для
растущего организма, который слабеет и плохо развивается!
Существует другая, не менее опасная привычка – алкоголизм. Многие
взрослые страдают от вина, пива и других алкогольных напитков. У пьющего
человека ухудшается память, нарушается координация движения, постепенно
начинают отказывать печень, желудок и другие органы человеческого
организма. Для детей этот вред втройне. Известны случаи, когда дети
умирали от алкоголя или тяжело болели.
Но самая страшная болезнь нашего века – это наркомания.
Она развивается от употребления дурманящих, ядовитых веществ -
наркотиков. Отведав папирос с наркотиками или специальных таблеток,
слабые или очень любопытные люди, вскоре переходят к более сильным
наркотическим веществам. Этим они разрушают свое здоровье. Находясь в
состоянии наркотического дурмана, эти люди наносят себе страшные
ранения, совершают преступления. Многие из них не доживают и до 30 лет.
Избавиться от этой зависимости очень трудно, часто невозможно.
Поэтому никогда не пробуйте никаких наркотических средств.
Вывод: НЕ заводи вредных привычек! Веди здоровый образ жизни! Знай и
соблюдай полезные привычки, они помогают нам укреплять здоровье.
Учитель: Человек – часть природы. Когда болеет природа, болеет и человек.
Наше здоровье зависит от благоприятных условий окружающей среды.
Выяснить, в каких условиях находится природа, окружающая нас,
попытались наши ребята (выступление экспертной группы). Открывается
седьмой лепесток.
Ученик: Мы создали группу экспертов и совместно с родителями провели
эколого-здоровьесберегающую экспертизу условий местности. Подробно об
этой экспертизе вы можете прочитать на страницах нашей книги, здесь
описаны задания для экспертной группы, результаты их исследований. А
решение, которое приняли ребята по результатам этих исследований, мы
сейчас услышим.
После обсуждения результатов, мы решили, что мы должны, вместе со
старшеклассниками, учителями активно участвовать в озеленении
пришкольной территории, а также помогать взрослым озеленять наши дворы,
улицы. Следить за чистотой школы, пришкольной территории, улиц, дворов,
подъездов, своего дома.
Тогда вокруг нас будет чище и красивее.
Итог. Учитель: Ребята все вместе мы создали цветок здоровья. Наш цветок
не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались
бы только к одному лепестку. Цветок красив только тогда, когда все лепестки
живы и полны радости оттого, что могут подсказать вам ребята что в жизни
нам поможет сберечь здоровье, а что разрушит его.
Когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые
любят нас и видят каждый день.
Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в работе над проектом. Думаю,
что все вы узнали для себя много нового и уйдете с урока с желанием как
можно больше открывать, изучать и делать правильные выводы о том, как
правильно вести себя в отношении своего здоровья
Аннотация:
Здоровьесберегающая технология позволяет учителю создать
здоровьесберегающую и экологически безопасную среду обучения ребенка
на уроке (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность
методик обучения и воспитания), рационально организовать учебный
процесс (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями), т.е. максимально способствовать
осуществлению своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья
учащихся.
Тактическая цель проекта - применение методов здоровьесберегающей
технологии в образовательном процессе для сформирования у обучающихся
ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Чтобы сформировать у обучающихся стремление к здоровому образу жизни
необходимо создать среду (условия), главной ценностью которой будет
являться здоровье. Проектирование здоровьесберегающей образовательной
среды невозможно без знаний в области здоровья, умения создавать
оптимальные условия в образовательном учреждении, умения донести
ценностные ориентиры до обучающихся и их родителей. В результате
реализации проекта у участников будет формироваться следующие умения и
качества человека XXI века: ответственность и адаптивность,
коммуникативные умения, креативность и любознательность, критическое и
системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами,
межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать
проблемы, направленность на саморазвитие, социальная ответственность.
Перспективное направление проекта:
создание среды в образовательных учреждениях, позволяющей
сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье как
обучающихся, так и педагогических работников;
Продукт проекта: методический банк данных форм, методов, приемов по
формированию здорового образа жизни