Изображение зимних деревьев в нетрадиционных техниках рисования
Автор: Глущеня Светлана Фёдоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ №35 Населённый пункт: г. Тверь, Тверская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Изображение зимних деревьев в нетрадиционных техниках рисования Раздел: начальное образование
Тема: Красота зимних деревьев в нетрадиционной технике исполнения.
Цели занятия:
Образовательная:
Дать представления о способах изображения зимней природы через организацию практических упражнений и самостоятельного поиска;
стимулирование познавательной активности учащихся через знакомство с нетрадиционными методами рисования;
учащиеся должны знать
различные техники выполнения рисунка гуашью; изображение состояния природы на листе;
продолжать учить различать некоторые виды
деревьев; закрепить знание частей дерева - ствол, ветки, крона;
расширять знания детей о деревьях.
Развивающая
Учащиеся должны уметь, сравнивать предметы между собой и видеть их форму, развитие словарного запаса и связной речи;
развитие и
коррекция зрительного восприятия и логики мышления через решение проблемной ситуации; развитие наблюдательности и аналитических
возможностей
глаза; способствовать созданию условий для развития воображения, коммуникативных навыков учащихся; учить детей
правильно передавать строение дерева в рисунке; учить детей нетрадиционным техникам рисования; приобщать детей к миру искусства.
Воспитательная
Развитие навыков сотрудничества, чувства эмпатии в классном коллективе;
воспитывать аккуратность и опрятность в работе; воспитание
самостоятельности и мотивации к учению; воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа.
• Беседа о деревьях нашего края.
• Рассматривание иллюстраций, энциклопедий и заучивание стихотворений о деревьях.
• Рисование дерева на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности.
Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации деревьев, белый лист формата А4, гуашь, пена для бритья, баночки под воду, поролон на полочке,
салфетки.
Используемые приемы, методы, технологии обучения :
- коррекционно-развивающие;
- технологии субъектности ученика (целеполагающая деятельность, проектирование учебно-познавательной деятельности, продуктивная
деятельность, работа с проблемой, взаимоконтроль, рефлексия);
- методы продуктивной коммуникации (на двух уровнях: ученик-ученик, учитель-ученик).
Оборудование (демонстрационные, раздаточные), основные источники информации :
Глущеня С. Ф. МОУ СОШ №35, Тверь, 2016
Страница
1
-Компьютер, мультимедийный доска и проектор, слайд – шоу «Зимний пейзаж в произведения известных художников», музыкальное
сопровождение (Г.Свиридов «Метель»);
-Слова для работы на доске: «Зимние деревья», «учиться, передавать, в рисунке, красоту, зимних, деревьев», «Что получилось?», «Что не
получилось?», «Как передали признаки зимы?», «План действий: 1.Рисунок карандашом дерева, сугроба, снежных шапок., 2.Подбор цвета и
его оттенков для изображения снега, деревьев», схемы
поэтапного
выполнения, таблицы с изображением разных способов и приемов
изображения зимних деревьев.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности) – уметь отбирать и применять выразительные средства для реализации
собственного замысла в рисунке.
Формирование УУД, технология оценивания
Познавательные действия
1.
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание
2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
3. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2. Работать по предложенному плану, следовать алгоритму.
3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия
1. Высказывать свои мысли, вступать в беседу.
2. Слушать и понимать других.
3. Договариваться о правилах общения; учиться работать в паре.
Личностные результаты
1. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
2. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
3. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Этапы
урока
Содержание
Формирование УУД,
технология
оценивания
1-й урок
действия учителя
действия учеников
I.
Актуализа
ция
Учитель читает детям стихотворение (слайд 1):
Внимание! Внимание!
Дорогие гости, дети.
Чудеса сейчас придут
Глущеня С. Ф. МОУ СОШ №35, Тверь, 2016
Страница
2
знаний.
Интересно будет тут!
Я на вас всех погляжу ,
Да и в гости приглашу!
Вы на ус всё намотайте,
Слушайте и запоминайте!
Загадка.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево)
–
О чём идёт речь?
Если
дети
затрудняются
ответить
на
вопрос,
учитель даёт подсказку, демонстрируя
какие-либо деревья (слайды 2, 3).
Организация целеполагания.
Задание - составить предложение из отдельных слов,
угадать пропущенное слово и назвать цель урока.
На доске заготовлены отдельные слова для составления
предложения «Тема урока -
учиться передавать в
рисунке
красоту
зимних
деревьев». Одно
слово
«красота» пропущено.
Учащиеся
должны
из
этих
отдельных
слов
составить
предложение
и
угадать
пропущенное
слово.
У
доски
работают
два
ученика,
остальные
дети
проверяют
правильность их действий со своих мест.
Учитель. Прочитайте цель нашего урока вслух.
У ченики
от вечаю т
на
в о п р о с
(возможные варианты ответов):
– о деревьях и зиме;
– затрудняются.
Тема урока - учиться передавать в
рисунке красоту зимних деревьев
Глущеня С. Ф. МОУ СОШ №35, Тверь, 2016
Страница
3
II.
Создание
проблемн
ой
ситуации.
Учитель
записывает
тему
урока (слайд
4
)
(можно
сокращённый вариант «
Тема урока - учиться передавать в
рисунке
красоту
зимних
деревьев
»),
демонстрирует
ученикам
сначала
учебный
рисунок
дерева,
а
потом
художественный и просит ответить на вопросы (слайды 5,
6).
1. – Представьте себе, что одно из деревьев художнику заказал
учитель рисования, а другой – дизайнер интерьера. Как вы
думаете, какое из этих деревьев заказал учитель, а какой –
дизайнер?
2. – Мнения разделились. Как вы думаете, чтобы ответить на
этот вопрос, что нам надо знать?
Ученики
отвечают
на
вопросы
(возможные варианты ответов):
1.Затрудняются
ответить
и л и
мнения разделились.
2.
– Для
чего
нужно
было
дерево
учителю, а для чего – дизайнеру? Где
они их будут использовать?
Познавательные
действия
1. Находить
информацию в
технологической карте
(разворот, словарь),
отделять известное от
неизвестного.
2. Делать выводы,
оперируя с
предметами и их
образами.
3. Небольшойпересказ
простого текста.
4. Простойплан.
Регулятивные
действия
1. Совместно с
учителем определять
цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
2. Работать по
предложенному плану,
использовать учебник.
III.
Формулир
ование
проблемы.
– Итак, какой главный вопрос урока?
В о з м о ж е н
д р у г о й
в а р и а н т
проблемного вопроса (слайд 7).
IV.
Выдвижен
ие
гипотез.
–
Может
быть,
у
кого-то
уже
есть
версии
ответа
на
проблемный вопрос?
Выдвигают свои версии.
–
Для
красоты;
чтобы
научить
других…
Глущеня С. Ф. МОУ СОШ №35, Тверь, 2016
Страница
4
3. Учиться оценивать
успешность своего
задания, признавать
ошибки.
Коммуникативные
действия
1. Высказывать свои
мысли (предложение–
текст), вступать в
беседу.
2. Слушать и понимать
других, в т.ч.
выразительно читать
чужие тексты.
3. Договариваться о
правилах общения;
учиться выполнять
роли в группе.
Личностные
результаты
1. Оценивать
однозначные поступки
как «плохие» или
«хорошие» с позиции
нравственных
ценностей.
2. Объяснять оценки
однозначно
V. Поиск
решения
проблемы
(открытие
нового
знания).
Организа
ция
художеств
енно-
познавате
льной
деятельно
сти
учащихся.
Определе
ние плана
действий.
1.
Учитель
предлагает
открыть
папку
и
поработать
с
текстом
(первый
абзац),
используя
т е х н ол о г и ю
продуктивного чтения.
До чтения.
–
Посмотрите
на
алгоритм
выполняемых
вами
действий,
посовещайтесь в парах и попробуйте соотнести выделенные
слова с изображениями (слайд 8) .
Во время чтения. Хорошо читающий ребёнок читает вслух,
учитель
задаёт
вопросы
по
тексту,
комментирует
по
необходимости текст (слайд 9) .
После чтения.
– Уточните,
какое
дерево
приобрёл
художник,
а
какой
–
дизайнер? Почему?
– Что значит учебная работа и что значит творческая работа?
(Слайд 10.)
А как вы думаете, с чего бы художники начали свою
работу?
Представьте,
что
вы
сегодня
настоящие
художники. С чего бы вы начали рисовать?
Учащие ся рассуждают,
предлагают
план
действий
«глазами художника».
Учитель
из
заготовленных
заранее
табличек
с
предложениями составляет на доске « План действий»:
1.Рисунок карандашом дерева, сугроба, снежных шапок.
2.
Подбор
цвета
для
изображения
снега,
деревьев
и
снежных шапок на деревьях.
1.
Дети
рассматривают
страницу,
читают текст, выполняют задания.
Р а с с м а т р и в а ю т
с т р а н и ц у ,
совещаются
и
вместе
с
учителем
разбирают
выд ел енные
с л о в а ,
отвечают на вопросы.
–
Учитель
приобрёл
дерево
без
листьев,
чтобы
научить
с в о и х
учеников
рисовать.
Это
учебный
рисунок, на нём точно переданы объём
и форма.
Дизайнер
приобрёл
дерево,
чтобы
у к р а с и т ь
с в о й
и н т е р ь е р .
Э т о
творческая
работа,
здесь
художник
выразил свои чувства.
Глущеня С. Ф. МОУ СОШ №35, Тверь, 2016
Страница
5
оцениваемых
поступков
(хорошо/плохо) с
позиции нравственных
ценностей.
3. В предложенных
ситуациях делать
моральный выбор
поступка.
4. Развитие
самостоятельности в
поиске решения
различных
изобразительных
задач
.
5.
Воспитание
уважительного
отношения к
2. Учитель предлагает рассмотреть рисунки на доске и
определить, где расположено дерево (слайды 11, 12, 13).
2. Дети рассматривают слайды,
отвечают.
VI.
Выражени
е решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и
предлагает детям ответить на него (слайд 14).
Отвечают.
VII.
Применен
ие знаний
(продукти
вные
задания).
Выполняют.
Глущеня С. Ф. МОУ СОШ №35, Тверь, 2016
Страница
6
творчеству – как
своему, так и других
людей
.
6. Развитие чувства
прекрасного и
эстетические чувства
на основе знакомства с
мировой и
отечественной
художественной
культурой.
VIII. Итог
урока.
Рефлексия
.
Организация рефлексивной деятельности. На доске
вывешиваются слова в помощь учащимся: «Что
получилось? Что не получилось? Как передали признаки
зимы?»
Учитель.
Подведем
итоги
нашего
урока.
Вспомните,
какая
цель
урока.
Что
мы
делали
сегодня,
чтобы
научиться изображать зимнее дерево? Знаете те ли вы
теперь, как можно изобразить снег без белой краски?
Достигли ли цели нашего урока? Назовите два примера,
где вам может пригодиться это умение.
Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по
алгоритму (слайд 17) .
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С
чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Рассмотрим ваш сказочный лес и «деревья – характеры» из
природы (слайд 13)
-А нет ли вашего дерева в природе?
-А почему ты считаешь, что похож на это дерево?
-Ты похож или хочешь быть похожим на него?
- Мы сегодня увидели, как тесна наша связь с природой. И в
природе каждый может найти дерево похожее на свой
характер. На уроке мы в этом убедились.
Отвечают.
Глущеня С. Ф. МОУ СОШ №35, Тверь, 2016
Страница
7
IХ.
Домашнее
задание.
–
Принести
альбом,
цветные
карандаши
(лучше
всего
акварельные). (Слайд 18.)
Записывают.
.
7.Итог урока.4(мин)
Рассмотрим ваш сказочный лес и «деревья – характеры» из природы (слайд 13)
-А нет ли вашего дерева в природе?
-А почему ты считаешь, что похож на это дерево?
-Ты похож или хочешь быть похожим на него?
Глущеня С. Ф. МОУ СОШ №35, Тверь, 2016
Страница
8
- Мы сегодня увидели, как тесна наша связь с природой. И в природе каждый может найти дерево похожее на свой характер. На уроке мы в
этом убедились.
-Я думаю, что у каждого есть своё дерево в природе. Только где оно находиться, мы не знаем. Просто люди часто не замечают и проходят
мимо «своих» деревьев, не обращая на них никакого внимания. Давайте любить и беречь природу, и она ответит нам добром, что нельзя сказать про
некоторых людей.
Глущеня С. Ф. МОУ СОШ №35, Тверь, 2016
Страница
9
Глущеня С. Ф. МОУ СОШ №35, Тверь, 2016
Страница
10
Шишкин Иван Иванович
Глущеня С. Ф. МОУ СОШ №35, Тверь, 2016
Страница
11