Роль межличностных отношений и влияние социальной среды на процесс воспитания
Автор: Васильева Любовь Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Толбинская СОШ Населённый пункт: городской округ Подольск, посёлок Молодёжный Наименование материала: статья Тема: Роль межличностных отношений и влияние социальной среды на процесс воспитания Раздел: среднее образование
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий
для
самоопределения
и
социализации
обучающегося
на
основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе
правил
и
норм
поведения
в
интересах
человека,
семьи,
общества
и
государства.
Воспитательный
процесс
сегодня
в
школе
выстраивается
с
учетом
национальной
стратегии,
определенной
в
законодательстве,
признающей
вариативность
и
разнообразие
воспитательных
систем,
организаций
и
технологий.
Педагогический
коллектив
обеспечивает
целостность,
последовательность
и
преемственность
содержания
и
организационных форм воспитания на различных уровнях образования с
учетом
специфики
учреждения,
традиций,
кадрового
потенциала,
социального заказа.
Формирование личности человека – это последовательное изменение и
усложнение
системы
отношений
к
окружающему
миру,
природе,
труду,
другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни.
Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека –
очень
сложный
процесс.
Оно
происходит
под
влиянием
как
внешних
воздействий,
так
и
внутренних
сил,
которые
свойственны
человеку,
как
всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся
прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также
специальная
целенаправленная
деятельность
по
формированию
у
детей
определённых
качеств
личности
(воспитание);
к
внутренним
–
биологические, наследственные. Развитие ребёнка – не только сложный, но и
противоречивый
процесс,
означает
превращение
его
из
биологического
индивида в социальное существо – личность.
1
Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и
общении.
В
процессе
развития
ребёнок
вовлекается
в
различные
виды
деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в
общение
(с
родителями,
сверстниками,
посторонними
людьми
и
т.д.),
проявляя при этом присущую ему активность, что содействует приобретению
им особого социального опыта. Для нормального развития ребёнка с самого
рождения, огромное значение имеет общение. Только в процессе общения
ребёнок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет
ведущую роль в деятельности ребёнка и в познании им окружающего мира.
Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на
личность, её внутренний мир.
На
формирование
личности
влияют
три
фактора:
наследственные
задатки, воспитание и социальная среда.
Человек
–
социальное
существо.
Он
появляется
на
свет,
живёт,
развивается в социуме – в общности ему подобных. Он не может прожить без
постоянного
взаимодействия
с
другими
людьми.
Такое
взаимодействие
между людьми называется общением.
Термин «общение» можно трактовать как взаимодействие двух и более
людей
с
целью
установления,
подкрепления
и
развития
межличностных
отношений,
достижения
общего
результата
совместной
деятельности.
Но
термин «общение» имеет и другие трактовки. Например, с точки зрения
деятельного
подхода,
общение
–
это
сложный,
многоплановый
процесс
установления
и
развития
контактов
между
людьми,
порождаемый
потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен
информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и
понимание другого человека.
Так ли важно общение в педагогическом процессе? Какова его роль и
особенности в образовательном и воспитательном процессах? Эти и другие
2
вопросы
возникают
при
выяснении
роли
межличностных
отношений
в
образовательном процессе.
Труд
учителя
состоит
из
трёх
взаимосвязанных
составляющих:
личности
учителя,
его
педагогической
деятельности
и
педагогического
общения. Все они объединены единой задачей – развитие и воспитание
личности учащегося.
Педагогическое
общение
является
главным
инструментом
труда
учителя. В профессиональном общении учителя можно выделить два тесно
связанных
друг
с
другом
звена:
общие
и
индивидуальные
принципы
общения.
Культура
общения
учителя
является
показателем
того,
каким
образом учителю удаётся реализовывать принципы обучения и воспитания.
Чем больше применяемых приёмов и средств общения, тем более высок
уровень культуры учителя.
Ч е л о в еч е с к и е
от н о ш е н и я
о б р а зу ют
о с н о ву
с о ц и а л ь н о -
психологического климата коллектива. Оно сплачивает учителей и служит
противоядием от раздоров и конфликтов. Как говорил А.С. Макаренко :
«Пережитый вместе опыт, нужда и напряжение, радость и улыбка – всё это
роднит людей, так же, как и работа. Если такие люди иногда и поссорятся, то
в ссоре остаётся уважение друг к другу. Помирить их очень просто».
Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации,
установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия
между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их
совместной
деятельности.
Педагогическое
общение
представляет
собой
главнейшую
форму
осуществления
педагогического
процесса.
Основной
целью
педагогического
общения
является
передача
общественного
и
профессионального
опыта,
то
есть
профессиональных
знаний,
умений
и
навыков от преподавателя учащимся. Посредством педагогического общения
происходят такие процессы, как обмен учебной информацией и оказание
3
воспитательного
воздействия
преподавателем
на
учащихся
посредством
организации
взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В
процессе
педагогического
общения
формируется
ключевая
система
воспитательных взаимоотношений преподавателя и учащегося,
что делает
эффективными
процессы
воспитания
и
обучения.
В
педагогической
деятельности
общение
приобретает
функциональный
и
профессионально
значимый характер.
Эффективно спланированный процесс педагогического общения позволяет
гарантировать взаимодействие между педагогом и учащимся. Это позволяет
превратить их самих в субъекты общения, поможет преодолеть сложности и
психологические барьеры, возникающие в процессе
взаимодействия. В
будничной
ситуации
важно
уметь
выслушать,
постараться
понять
точку
зрения
собеседника,
посочувствовать
в
горе
или
разделить
радость,
убедительно возразить или достойно согласиться, страстно отстаивать свою
позицию, но не во имя собственного престижа или победы над кем-то, а щадя
самолюбие других – вот это, пожалуй, та культура общения, общение без
агрессии, которая не зависит ни от обстоятельств и состава обучающихся, ни
от особенностей их темперамента.
Можно
выделить
следующие
правила
педагогического
общения:
- Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть
т о л ь к о
о т р и ц а т е л ь н ы е
м о т и в ы .
-Предусмотрительность
и
корректность
поведения
учителя
снижают
н а п р я ж е н н о с т ь
в
о б щ е н и и .
-Совместная деятельность (если она хорошо организована) сближает людей и
п о в ы ш а е т
и х
а в т о р и т е т .
У
педагогического
общения
существует
множество
специфических,
присущих только ему, функций. Среди основных можно выделить:
1.
Информационную функцию
4
Информационная
функция
состоит
в
передаче
общественного
и
профессионального опыта от преподавателя учащимся, обеспечивая процесс
обмена материалами и духовными ценностями, а так же создание условий
для развития положительной мотивации учебно - воспитательного процесса.
Информация при этом может передаваться не только с помощью различных
источников, но и с помощью мимики, интонации, жестов, манеры слушать.
2.
Социальную функцию / Контактную
Это
восприятие
учителем
другого
участника
образовательного
процесса:
сочувствие,
сопереживание,
понимание
проблем.
Контактная
функция
состоит
в
установление
контакта
преподавателя
с
учащимся.
Она
подготавливает как самого преподавателя, так и его ученика к обоюдной
готовности к приему и передаче учебной информации.
3.
Самопрезентативную функцию
В
актах
общения
при
этом
осуществляется
презентация
учителя,
его
внутреннего
мира,
его
самовыражения.
Сластенин
В.А.
пишет:
«
Не
измученный, усталый и
опустошённый, а интересный, духовно богатый,
идейно
зрелый
человек,
может
стать
властителем
дум
и
чувств
нового
поколения».
4.
Интерактивную функцию / Побудительную
При
общении
происходит
обмен
идеями,
образами
и
действиями.
Побудительная функция состоит в стимулировании активности учащегося,
направленной на выполнение тех или иных учебных задач.
5.
Аффективную функцию (Аффект – душевное волнение, страсть)
Общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на
другого человека: чувство уважения, симпатии. Необходимо нейтрализовать
аффект, корректировать его.
Следует при этом отметить, что у каждого человека есть две жизненные
заботы:
первая
-
достичь
личных
целей
(которые
могут
субъективно
переживаться как очень важные либо маловажные); и вторая – сохранить
хорошие
взаимоотношения
с
другими
людьми
(что
также
может
5
переживаться как важное или маловажное условие). Соотношения этих двух
главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий. В
течение рабочего дня учитель и воспитатель включаются в широкий диапазон
взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам.
И,
естественно,
в
общении
возможны
недоразумения,
ссоры,
обиды,
проявления агрессии, смена настроений и так далее. Ситуация может перейти
в конфликт.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей,
интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго
нарушают
систему
взаимоотношений,
вызывают
глубокое
стрессовое
состояние, неудовлетворенность своей работой.
В.А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между
педагогом
и
ребенком,
между
учителем
и
родителями,
педагогом
и
коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликтов – одна из
составных
частей
педагогической
мудрости
учителя.
Предупреждая
конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу
коллектива».
Особенностями педагогических конфликтов являются:
- профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода
из конфликтной ситуации, так как школа, в которой учится ребёнок, - модель
общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между
людьми;
-
участники
конфликта
имеют
различный
социальный
статус,
чем
и
определяется их разное поведение в конфликте;
- разница в возрасте и жизненного опыта участников порождает разную
степень ответственности за ошибки при их разрешении;
-
различное понимание событий и их причин участниками (конфликт
«глазами
педагога»
и
«глазами
ученика»
видится
по-разному),
поэтому
учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику –
справиться со своими эмоциями.
6
Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя
инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы
ученика
как
формирующейся
личности.
Всякая
ошибка
педагога
при
разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые
включаются
и
другие
участники
–
ученики,
педагоги,
администрация,
родители.
Разрешение
конфликтной
ситуации
во
многом
зависит
от
выбора
стиля
поведения, соответствующего конфликтной ситуации.
Исследователи- конфликтологи выделяют несколько способов регулирования
конфликтов. К ним относятся:
1.
Соревнования (конкуренция) – «Акула»
Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому
(коллеге, знакомому, ученику). Это силовая стратегия, при которой цели
очень важны, взаимоотношения нет.
2.
Приспособление – «Медвежонок».
Принесение
в
жертву
собственных
интересов
ради
другого.
Взаимоотношения
важны,
цели
нет.
Такие
люди
хотят,
чтобы
их
принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
3.
Компромисс – «Лиса».
Умеренны и цели и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых
целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
4.
Избегание – «Черепаха».
Эта стратегия ухода под панцирь, т.е. отказ от достижения личной цели и
от участия во взаимоотношениях с окружающими.
5.
Сотрудничество – «Сова».
Участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью
удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это стратегия, когда ценят и
цели, и взаимоотношения.
Практика
показывает ,
что
именно
в
ситуации
сотрудничества
и
стратегии « Сова » конфликт разрешается максимально выигрышно для всех
7
его
участников.
Другие
способы
регулирования
конфликтов
позволяют
достичь успеха в лучшем случае лишь одной из сторон.
Тестирование
учеников 11 класса показало, что все они выбирают стратегию «Сова». В
своих ответах они писали, что в конфликтных ситуациях они стараются
найти
компромиссное
решение;
считают
возможным
уступить,
чтобы
добиться своего; избегают занимать позицию, которая вызывала бы конфликт
и т.д.
Ведущей составляющей педагогического общения является позиционное
взаимодействие. Общаясь с учениками, их родителями, коллегами по работе,
а
так
же
в
зависимости
от
условий
складывающейся
ситуации
учитель
занимает
определенную коммуникационную
позицию :
позицию «над»,
«наравне» и «под».
Позиция «над» подразумевает, что учитель проявляет
инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации,
реализует
свои
цели.
Партнер
по
коммуникации
является
зависимым
от
учителя как ведущего объекта общения. Этот тип коммуникации характерен
для взаимодействия «учитель-ученик». Позиция «наравне» . Это когда оба
партнера
проявляют
инициативу
и
активность,
стараются
учитывать
интересы и цели друг друга, вступают в отношения взаимозависимости.
Наиболее часто это характерно для взаимодействия «учитель-учитель».
П о з и ц и я «под»,
когда
учитель
занимает
подчиненное
положение
относительно
партнера
по
общению,
характерно
в
его
коммуникативных
контактах с руководителем и администрацией.
В реальной жизни часто имеют место нарушения позиций и правил
общения, поэтому для успешного выполнения своей деятельности нужно
уметь занимать правильную коммуникационную позицию в зависимости от
того, с кем и когда происходит общение.
Межличностные
отношения
являются
системообразующим
фактором
целостности
педагогического
коллектива.
Важнейшими
характеристиками
межличностных
отношений
являются
эмоциональная
стабильность,
8
лояльность,
которые
обеспечивают
положительный
мо р а льно -
психологический климат в коллективе.
В содержание культуры межличностных отношений в педагогическом
коллективе входят:
ценность самих межличностных отношений,
генерация нравственного сознания,
установка на педагогическое призвание,
удовлетворение творческих и духовных запросов личности,
сочетание коллективных и личных целей.
Спецификой межличностных отношений в педагогическом коллективе
является
высокий
уровень
толерантности
по
отношению
к
коллегам
и
ученикам, от которого зависит эмоциональная сплоченность педагогического
коллектива,
степень
доверия
коллег
друг
к
другу,
эмоциональная
стабильность,
корректность
в
общении
и
конструктивное
поведение
в
ситуациях конфликтов.
Критериями развития культуры межличностных отношений педагогов
являются
знания
о
развитии
личности,
нравственные
нормы
и
правила
общения; наличие активной положительной мотивации на сотрудничество и
диалог;
осознанное
осмысление
процесса
формирования
культуры
межличностных
отношений,
понимание
перспектив
владения
ею;
эмпатийные и рефлексивные умения (глубокое и точное понимание другого
человека,
мысленное
воссоздание
его
переживаний,
ощущение
их
как
собственных, построение отношений по принципам взаимного доверия и
альтруизма);
готовность
применять
усвоенные
знания,
навыки,
умения
в
отношениях и поведении педагогов.
Процесс
формирования
культуры
межличностных
отношений
будет
успешным при соблюдении следующих условий:
если
будет
сформирована
мотивационно-ценностная
установка
в
коллективе
педагогов
на
развитие
культуры
межличностных
отношений, сотрудничество и диалог;
9
если проявление межличностных отношений, таких как: дружеские
чувства, доверие, толерантность, уважение по отношению к коллегам,
высокая требовательность к себе и другим является ценностным в
данном коллективе;
если
при
реализации
целенаправленной,
систематической,
специально
организованной
деятельности
по
формированию
культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе
школы будут учитываться возрастные, индивидуальные и групповые
особенности,
а
также
специфика
профессиональной
деятельности
коллектива.
От стиля педагогического общения зависит психологическая атмосфера,
эмоциональное благополучие коллектива. Каждый преподаватель волен сам
выбирать любой из стилей педагогического общения. Он может постоянно
придерживаться одного стиля или чередовать их, в зависимости от ситуации.
Не важно, что он выберет, важно, чтоб его выбор шёл только на благо и делал
лучше и успешнее процессы образования и воспитания учащихся.
Важнейшим
условием
развития
личности
школьника
является
психологический
комфорт
на
уроке,
который
во
многом
зависит
от
психологического здоровья педагога.
Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду
стрессогенных
и
требует
от
него
больших
резервов
самообладания
и
саморегуляции.
Психофизическая
усталость
–
первый
толчок
в
развитии
патологии души и тела, психосоматических заболеваний; она постепенно
переходит в психологическую и телесную депрессию.
.
Успешная
профессиональная
деятельность
педагогов
предъявляет
требования
не
только
к
личностным
качествам,
но
и
к
уровню
их
психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает
удовлетворение
от
своей
работы,
обладает
высоким
уровнем
р а б ото с п о с о б н о с т и ,
а кт и в н о с т и ,
т в о рч е с т ва ,
с т р е м л е н и я
к
совершенствованию.
Однако
довольно
большой
процент
педагогов
10
отличается состоянием эмоциональной напряженности, которое проявляется
в
понижении
работоспособности.
Постоянное
воздействие
напряженных
факторов
профессионального
труда
ведет
к
ухудшению
результатов
деятельности,
к
снижению
работоспособности,
снижению
показателей
психических
процессов
(памяти,
мышления,
воображения).
В
отдельных
случаях эмоциональная напряженность достигает критических моментов и
результатом
становится
потеря
самообладания
и
самоконтроля.
Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. В связи с этим
эмоциональная
устойчивость
к
различного
рода
напряженным
факторам
профессиональной
деятельности
является
профессионально
значимым
качеством
личности
педагога. Эмоциональное
сгорание
–
состояние
изнеможения,
истощения
с
ощущением
собственной
бесполезности.
Это
эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной
эмоциональной
нагрузки. Эмоциональное
сгорание
возникает
только
в
профессиональной деятельности, и тем отличается от стресса. Профессия
педагога включает в себя факторы, влияющие на эмоциональное сгорание.
Она
предполагает
интенсивное
общение
с
людьми
в
непредсказуемых
ситуациях,
работа
имеет
творческий
характер:
необходимо
создавать
практически на каждом уроке каждый день нечто новое, соответствующее
индивидуальности учителя и отвечающее задачам его общения с другими.
Эмоциональное сгорание может проявиться как в результате длительной
эмоциональной,
так
и
в
результате
кратковременной
запредельной
эмоциональной
нагрузки. Существует
несколько
уровней
проявления
эмоционального сгорания. Приведем их в порядке усиления:
1.
Физиологический
(начальный
уровень)
–
проявляется
в
виде
головных болей, болей в пояснице, шейном отделе позвоночника, плечах,
горле, животе, общем недомогании, нарушении сна и т.д., возникающих без
причин.
Если
не
принять
меры,
возникает
следующий
уровень
эмоционального сгорания.
11
2. Эмоциональный – выражается в состоянии напряженности, тревоги,
беспокойства,
взволнованности,
агрессии,
эмоциональной
истощенности,
раздражительности.
3. Поведенческий – проявляется в виде бурных неадекватных реакций,
опоздания на работу, стремления уйти пораньше, частых перерывов в работе,
стереотипности восприятия учеников, усиление тяги ко вредным привычкам.
4.
Смысловой
–
утрата
смысла
профессиональной
деятельности,
негативное
отношение
к
себе
как
к
специалисту.
Низкий
уровень
психологической
культуры,
недостаточное
развитие
коммуникативных
способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная
часть
педагогов
страдает
болезнями
стресса
–
многочисленными
соматическими
и
нервно-психическими
болезнями.
Это,
в
свою
очередь,
является основной причиной прогрессирующей невротизации школьников,
которые значительную часть своей жизни проживают в невротизирующей
среде, создаваемых, кроме прочих причин, и учителями.
Результаты различных исследований показывают наличие следующих
состояний:
•
Психоэмоциональное
истощение
–
ближе
к
низкому,
что
свидетельствует о том, что работник почти не испытывает усталости, может
работать продуктивно, полон оптимизма, активен в контактах.
• Личностное отдаление – средний уровень – профессионал нацелен на
взаимодействие с окружающими, имеет обширные контакты с коллегами и
учениками,
чутко
реагирует
на
оценки
с
их
стороны.
Имеет
ощущение
самодостаточности.
• Профессиональная мотивация – средний уровень, ближе к высокому,
что говорит о включенности специалиста в работу, заинтересованности в
результатах
труда,
стремлении
к
совершенствованию
с в о е го
профессионального
мастерства.
Фоном
жизненного
настроения
многих
учителей, к сожалению, является сегодня уныние и разочарование. А ведь
настроение обладает огромной побудительной силой. Каждый, кто стремится
12
полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощутить
радость
жизни,
должен
уметь
управлять
собой,
противо стоять
обстоятельствам,
изменять
себя,
если
это
необходимо.
Педагогическая
деятельность
насыщена
различными
ситуациями
и
разнообразными
факторами,
несущими
в
себе
потенциальную
возможность
повышенного
эмоционального реагирования. К напряженным ситуациям педагогической
деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова и
др.) относят:
• Ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение
дисциплины,
непредвиденные
конфликтные
ситуации,
игнорирование
требований учителя и т.п.);
•
Ситуации
возникающие
во
взаимоотношениях
с
коллегами
и
администрацией
(резкие
расхождения
во
мнениях,
перегруженность
поручениями,
чрезмерный
контроль
за
учебно-воспитательной
работой
и
т.п.);
•
Ситуации
взаимодействия
учителей
с
родителями
учащихся
(расхождения
в
оценке
ученика
учителем
и
родителями,
невнимание
со
стороны родителей к процессу воспитания детей и т.д.). Неблагоприятное
воздействие напряженных факторов вызывают у педагогов стресс двойного
рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками,
необходимостью
быстрого
принятия
решения
при
высокой
степени
ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение
эмоциональных сдвигов, изменение в характере деятельности). Поведение
учителей
нередко
характеризуется
повышенной
напряженностью.
Следствием
её
являются
грубость,
несдержанность
в
отношениях
с
учащимися, неблагоприятный психологический климат на уроке.
Как выражать неудовольствие поступками детей?
• Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.
• Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы
непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит – есть причина.
13
• Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело –
иначе это перерастет в непринятие ребенка.
• Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что
сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его
оплошность.
•
Дайте
понять,
что
когда
неприятный
разговор
будет
окончен,
то
инцидент окажется исчерпанным.
• Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-
то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что
он болен.
• Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-
то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета.
Прежде чем ругать за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
• Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
• При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка.
Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее
с оптимизмом.
• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить
чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял
интерес
к
учебе,
почувствовал
вкус
к
познанию
нового,
неизвестного,
непонятного.
Как обсепечить развитие позитивных межличностных отношений на
уроке?
Очень
эффективным
является
интерактивный
метод
(означает
взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога).
Современная
педагогика
богата
целым
арсеналом
интерактивных
подходов:
-творческие задания;
- работа в малых группах;
- работа в парах;
14
- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые и образовательные
игры);
- использование общественных ресурсов (приглашение
специалиста,
экскурсии)
-
социальные
проекты
и
другие
внеаудиторные
методы
обучения
( социальные проекты, соревнования, радио и газеты фильмы, спектакли,
выставки, представления, песни и сказки);
- разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ
казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»);
- Кейс – метод;
- Презентации;
- Игра
Книга
Клауса
Фопеля
«Как
научить
детей
сотрудничать?»
Психологические игры и упражнения. « Предлагая детям Вашего класса
интерактивные игры, Вы тем самым дарите им совершенно особое время. В
ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают
социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе
обычной школьной жизни. Обогатите Ваше общение душевной теплотой,
чуткостью
и
уважением.
После
проведения
игры
предложите
детям
проанализировать
и
обсудить
полученный
ими
опыт.
Всякий
раз
подчёркивайте
ценность
выводов,
сделанных
самими
детьми.
Поначалу
предлагайте игры сами. Чем чаще дети будут играть с Вами, тем чаще они
будут просить Вас провести какие-то определённые игры, которые кажутся
им
необходимыми
именно
сейчас,
например,
«Мы
хотим
такую
игру,
в
которой можно научиться улаживать споры» и т.п.
Упражнение «Как и у меня…»
Напишите 2-3 имени одноклассников, у которых такие же, как у меня:
Цвет глаз.
Цвет волос.
Интересы.
15
Любимое животное.
Отношение к другу.
Отношение к учёбе.
1 часть.
Процедура проведения. Все сидят по кругу. Ведущий (в центре круга стоит),
например, говорит:
Поменяйтесь местами, кто:
Любит мороженое,
Кто любит красный цвет,
Кто любит танцевать,
У кого дома есть собака (кошка).
Кто любит петь.
Кто любит ходить в кино.
Кто любит болтать по телефону.
2 часть. Все сидят по кругу. Упражнение выполняется молча. Ведущий в
центре круга:
Объединитесь в группы те, у кого:
Одинаковый номер при расчёте на физкультуре.
Одинаковый цвет глаз.
Выстроиться по алфавиту по первой букве в имени.
Одинаковый цвет одежды. И т.д.
Аквариум.
Это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные
выступают в роли наблюдателей, что позволяет им «проживать» ситуацию со
стороны и анализировать.
Преимущества метода: эффективен, когда необходимо продемонстрировать
навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
Учащиеся могут выступить в роли аналитиков и экспертов.
Стимулирует учеников к практической работе.
Рассчитаться на 1-2.
16
Образовать 2 круга.
В кругу разыгрывают спорную ситуацию.
Внешний круг обсуждает её со стороны.
Упражнение «… зато ты»
Межличностные отношения в школе обычно рассматриваются в виде
“треугольника”:
учителя
–
ученики
–
родители.
Иногда
“треугольник”
превращается
в
“многоугольник”.
Социально-психологический
подход
к
анализу
межличностных
отношений
в
школе
предполагает
исследование
ролевых
ожиданий,
ценностных
установок,
проявляющихся
в
процессе
обучения и воспитания . При этом большое значение придается общению,
определяющему
взаимодействие
между
индивидами.
Межличностные
отношения
в
школе
оказывают
существенное
влияние
на
формирование
личности молодого человека. Они имеют не менее важное значение, чем
непосредственная учебная деятельность.
Общение с учителями и одноклассниками помогает приобрести социальный
опыт, аккумулировать личностный “потенциал” подростка. Межличностные
отношения создают эмоциональный фон для основных видов деятельности,
осуществляемых
в
школе,
который
характеризуется
симпатиями
и
антипатиями, дружбой и враждой, любовью и ненавистью. Несмотря на
субъективный
характер
проявлений,
именно
данная
сфера
формирует
положительное или отрицательное отношение к школе.
Данные
исследования
позволяют
судить
о
характере
взаимоотношений
в
“треугольнике”:
учителя–ученик–родители,
выпускники
высоко
ценят
знания, которые приобрели в процессе обучения, а также большое значение
придают
общению
со
сверстниками,
дружеским
отношениям
с
одноклассниками. 80% старшеклассников оценивают школу как место, где
они получили знания и приобрели друзей.
17
Мнения старшеклассников о том, что дала им школа
Варианты ответов
9 класс (11
человек)
1 0
к л а с с
( 1 3
человек)
1 1
к л а с с
( 8
человек)
Ш к о л а
д а л а
м н е
знания
11 чел.
13 чел.
8 чел.
Зд е с ь
я
п р и о б р е л
друзей
11 чел.
13 чел.
8 чел.
Помогла понять себя
4 чел.
5 чел.
4 чел.
Научила разбираться в
людях
4 чел.
4 чел.
3 чел.
Результаты исследований, свидетельствующие о признании большинством
выпускников
необходимости
школьных
знаний,
позволяют
сделать
предположение, что старшеклассники будут высоко оценивать роль учителя в
межличностных отношениях. Однако полученные ответы опровергают этот
поспешный вывод. Повышение ценности знаний и приближение момента
получения
аттестата
выводят
роль
учителя
“за
скобки”
межличностных
отношений в оценке старшеклассников. Даже при ответе на вопрос о том, кто
помогает
в
решении
учебных
проблем,
учителя
занимают
второе
место,
уступая
одноклассникам
.
На
вопрос
«Влияют
ли
на
учебный
и
воспитательный
процесс
отношения
между
учеником
и
учителем?»
все
ответили, что конечно влияют. Даже получение одинаковой оценки у двух
разных учителей воспринимается по-разному, в зависимости от отношения
учителя к ученику и ученика к учителю.
Ребята так же подчеркнули, что
психологический климат на уроке зависит от отношения учителя к детям, от
того, с каким настроением он входит в класс. У них было пожелание, чтобы
18
учителя относились к ним не «под копирку», а учитывая их индивидуальные
особенности.
На
вопрос
«За
что
бы
вы
сказали
спасибо
классному
руководителю?»
Получен
ответ:
«За
всё».
Но
конкретно
о
каких-либо
мероприятиях,
классных
часах,
помогающих
строить
отношения
друг
с
другом не вспомнили. (И ещё пожелание было сократить перемены.)
На оценку взаимоотношений с учителями оказывает влияние успеваемость
ученика. Среди опрошенных “отличников” и “хорошистов” в школах чуть
больше 20% полностью доверяли некоторым учителям. Среди выпускников,
имеющих
“тройки”
и
“троечников”,
численность
согласных
с
подобной
оценкой примерно в 1,5 раза меньше.
Показатели
успеваемости
нередко
служит
поводом
для
конфликтных
ситуаций в межличностных отношениях с учителями. Примечательно, что
среди
“отличников”
60%
испытывают
антипатию
к
учителям.
Вероятно,
критическое отношение к учителям связано с конфликтами из-за оценок,
которые имеют очень большое значение для этой группы учащихся. В других
группах численность конфликтующих с учителями достигает 50%. Наиболее
спокойные и ровные отношения с учителями у “хорошистов” и тех, кто имеет
“тройки”.
Наблюдается прямая зависимость между успеваемостью и воспоминаниями
об
учителях.
Отношения
с
учителями
во
время
уроков
ценят
21%
“отличников” и 16% “хорошистов”. Чем выше успеваемость, тем большее
количество
выпускников
положительно
оценивают
взаимоотношения
с
учителями.
И,
наоборот,
чем
ниже
успеваемость,
тем
более
выпускник
равнодушен к учителям.
Роль учителей двойственна. С одной стороны, они осуществляют властные
функции,
ранжируя
учеников
по
оценкам,
выказывая
предпочтение
“отличникам” и пренебрежение “троечникам”. Ученики обычно принимают
19
эти
правила.
Взаимодействие
с
учителями
представляет
во
многом
технологизированный
коммуникативный
процесс:
“трансляция
знаний
–
контроль – оценка”. Судя по ответам, старшеклассники четко фиксируют
зависимость
отношений
учителей
к
ученикам
от
оценок:
половина
респондентов отмечают, что оценки отчасти влияют на это отношение, а
больше трети выпускников полагают, что оценки значительно определяют это
отношение.
Данную
тенденцию
подтверждают
результаты
исследований.
Лишь незначительная группа старшеклассников (11-13%) считает, что оценки
никак не влияют на это отношение. Общение с учителями в свободное время
также
зависит
от
успеваемости
выпускников
и
типа
школы.
Общение
с
учителями
вне
уроков
в
основном
вспоминают
“отличники”
(30%)
и
“хорошисты” (12%), среди имеющих “тройки” и “троечников” всего лишь
6%. Никто не станет оспаривать общепринятое мнение, что личностные
качества учителя, его профессионализм и стиль общения имеют большое
значение для учащихся.
Оценка школы, как места, где молодой человек приобрел друзей, также
ситуативна . На пороге школы выпускникам кажется, что школьная дружба
будет
вечной,
однако
для
большинства
в
дальнейшем
она
станет
лишь
воспоминанием о юности и школьных годах.
Типичными формами проведения свободного времени школьников являются
просмотр телепередач, видеокассет, прослушивание музыки. Даже, приходя
друг в другу в гости, подростки подчас не общаются, а смотрят видео или
телевизор.
Большое
значение
для
современной
молодежи
приобретает
компьютерная
техника.
Некоторым
старшеклассникам
сверстники
неинтересны.
Они
стремятся
к
общению
с
более
зрелыми
и
опытными
людьми. Это могут быть родители, друзья, знакомые вне школы, очень редко
учителя. Наконец, есть и такие, которые чувствуют себя изгоями, поскольку
плохо учатся и постоянно испытывают пренебрежительное отношение со
20
стороны учителей. Они лишь отбывают время в школе и не испытывают
желания общаться с более благополучными одноклассниками.
Анализ
ответов
выпускников
средних
школ
позволяет
сделать
вывод
об
особенностях
коммуникативной
ситуации,
определяемой
как
“школьная
дружба”.
Все
наши
ученики
11
класса
положительно
оценивает
свои
отношения с одноклассниками.
Общение
с
родителями,
одноклассниками
и
учителями
имеет
главным
образом прагматический характер. Родителей чаще всего рассматривают в
качестве источника финансирования, к ним редко обращаются за советами в
решении
проблем
взаимоотношений
с
другими
людьми.
Одноклассники
часто выступают в роли бесплатных репетиторов, они объясняют трудный
материал или дают списывать задания. А учителя воспринимаются только как
“трансляторы знаний”.
Одна из задач исследования – изучение круга людей, которым выпускники
хотели
бы
подражать,
считая
их
поведение
образцом
для
себя.
Среди
опрошенных выпускников примерно половина ответили, что не хотели бы
подражать никому. Взрослым знакомым вне школы хотели бы подражать
остальные. Таким образом, выпускники стремятся подражать тем людям,
которые непосредственно не входят в круг общения внутри школы. Их выбор
в качестве образцов для подражания учителей, родителей и одноклассников
является
нетипичным.
Большинство
учащихся
не
хотели
бы
подражать
никому, предпочитая оставаться самими собой.
Как
учитель
начальных
классов
остановлюсь
на
особенностях
межличностных отношений младших школьников.
Младший школьный возраст – это благоприятный период в нравственном
становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношение
между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник,
21
член
классного
коллектива,
хороший
ученик,
начинает
интересоваться
и
разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных
оценках. Он начинает задумываться над своим «Я». Поэтому педагог ставит
непростые
задачи:
изучение
межличностных
отношений
учащихся,
применение методов и форм организации совместной деятельности, как на
уроке, так и во внеурочное время; целенаправленное обучение младших
школьников
общению
и
сотрудничеству.
Следует
признать
возможность
негативных
явлений
в
процессе
развития
детей.
Однако
необходимо
понимать, что в каждом ребёнке есть внутренние силы и возможности для
конструктивного
разрешения
встающих
перед
ним
проблем.
Необходимо
обеспечить соответствующие условия для реализации этих возможностей.
1.
Изучение детского коллектива с помощью психолого-педагогических
диагностик.
Определить эмоционально-психологический климат в коллективе, а
также насколько комфортно ученику в классе, школе можно проверить
с помощью диагностической методики «Солнце, туча, дождик».
Каждый ученик получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце,
туча, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их
самочувствие
в
классе,
дома,
с
друзьями
с
помощью
погодных
явлений.
2.
Диагностическая методика «Кораблик».
Ребятам предлагается лист бумаги, на котором необходимо нарисовать
кораблик, на котором
весь наш класс отправится в путешествие.
Необходимо
расселить
весь
наш
класс
в
каюты
по
2
человека.
В
каждую
каюту
вписываются
имена
одноклассников
по
степени
значимости для себя.
3.
Диагностическая методика «Портретная галерея нашего класса».
Детям предлагается нарисовать свой портрет на память учителю, а
рамка для портрета выполняется различными рисунками, по которым
можно определить самооценку учащегося, определение его роли в
классе.
22
Большую
помощь
для
проведения
углубленной
диагностики
коллектива,
социально-психологических
тренингов
учеников
и
родителей,
подготовка
и
проведение
родительских
собраний,
обеспечивающих
успешную
социализацию
младших
школьников,
оказывает школьный психолог.
Отношения младших школьников характеризуются прежде всего узостью
межличностных связей. Чаще всего это отношения между двумя детьми;
группы
либо
вообще
не
возникают,
либо
появляются
эпизодически.
Взаимные
предпочтения
между
мальчиками
и
девочками
практически
отсутствуют. В результате структура межличностных отношений оказывается
весьма
аморфной,
состоящей
из
двух
намечающихся
подструктур
—
мальчиков и девочек. Лидерство здесь носит одиночный и расширенный
характер, причем каждая из подструктур имеет своих лидеров.
Исследователи сходятся и в том, что у младших школьников преобладает
эмоциональное
отношение
к
товарищам.
Основными
мотивами
межличностного
выбора
оказываются
игровые,
а
также
мотивы
чисто
внешнего
плана.
Мотивы
деловых
отношений
носят
главным
образом
формальный, а не содержательный характер. Отчетливо прослеживается и
такая
особенность
межличностных
отношений,
как
их
недостаточная
обобщенность и устойчивость.
У большинства детей младшего школьного возраста общение с товарищами
по классу ограничивается школой и не занимает большого места в жизни.
Лишь
у
немногих
из
них
мотивы
общения
со
сверстниками
отражают
интересы, не связанные со школой. Большинство межличностных связей,
возникших в младшем школьном возрасте, распадаются на этапе перехода к
подростковому возрасту .
Таким
образом,
и
по
содержанию,
и
по
широте,
и
по
устойчивости
межличностные
отношения
младших
школьников
остаются
на
низком
23
(первом)
уровне
развития.
Лишь
к
концу
младшего
школьного
возраста
складываются
предпосылки
для
перехода
к
более
высокому
уровню
(появляются
стремление
к
взаимопониманию,
предпочтения,
связанные
с
оценкой нравственно-психологических черт личности товарищей, и т. п.).
Сам же этот переход осуществляется в подростковом возрасте, составляя
одну из основных особенностей развития личности на этом возрастном этапе.
Очевидно, что на первом уровне развития (в младшем школьном возрасте)
межличностные отношения между сверстниками не играют сколько-нибудь
заметной
роли
в
формировании
личности
ребенка.
Основной
сферой
воспитания остается сфера общения ребенка со взрослыми.
Большое
значение
по
формированию
межличностных
отношений
в
воспитательном процессе отводится классным часам, тренингам, беседам,
тематика которых зависит от проблем класса.
Включение
ребят
в
совместную
деятельность
на
основе
делового
общения, организовывая работу в парах, группах, классе, между классами,
направленную
на
развитие
коммуникативных
возможностей
детей
по
преодолению
неуверенности
в
подготовке,
например,
публичного
выступления, ответственности за себя перед другими, понимание значимости
коллектива в жизни человека.
Вот тематика некоторых классных часов, цель проведения которых –
формирование межличностных отношений.
-
«Права
и
обязанности»,
правовая
культура
–
важнейший
фактор
социализации личности.
-
«Будем
учиться
спорить»,
«Лучшее
слово
о
дружбе»,
создание
благоприятного
микроклимата,
микросоциума,
в
котором
развивается
ребёнок.
Традиции, обычаи, первые представления о Родине, о значимости себя
для
своей
страны,
своего
края,
города,
уважение
к
своим
близким,
в
частности, к родителям выражаются в
поздравлениях ко Дню Матери,
классные часы «Моя малая родина», «Я – будущее моего посёлка» и т.д.,
24
организовываются различные выставки, где отмечаются достижения ребят в
спорте, искусстве.
Значительное большинство детей приобретают знания и опыт, осваивают
образцы поведения, этические и моральные нормы не только в моделях семьи
и школы, но и благодаря средствам массовой информации. Для большей
части
ребят
телевизор,
компьютер,
прослушивание
музыкальных
записей
становится своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов,
средством
отвлечения
при
возникновении
сложностей
в
общении
со
сверстниками.
Отсюда
вытекает
потребность
в
формировании
у
детей
информационной
культуры.
Дозированное
применение
в
воспитании
и
обучении
разнообразной
информации,
учить
её
грамотно
воспринимать,
понимать, анализировать. Хочется надеяться, что деятельность учителя по
формированию
межличностных
отношений
школьников
в
процессе
социализации будет соответствовать требованиям времени. В результате чего
Созреет разум, окрылится мысль,
И эти годы будут, как фундамент,
Тот самый, на котором строят жизнь.
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени учащихся, в
течение которого происходит активное развитие личности. Важным условием
благополучного развития личности школьников является наличие в школе и
классе благоприятного морально-психологического климата.
Создание благоприятного климата является делом не только ответственным,
но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования,
умения
предвидеть
вероятные
ситуации
во
взаимоотношениях
членов
детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического
климата
требует
понимания
психологии
школьников,
их
эмоционального
состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с
другом.
Приоритетные задачи, которые решают классные руководители на каждом
возрастном этапе:
25
1) 1 -4 классы - развитие познавательной активности, способности к
взаимодействию сотрудничеству;
2) 5-6 классы - обеспечение преемственности обучения, адаптация учащихся
к
требованиям
5
класса,
развитие
творческих
способностей,
навыков
саморегуляции, формирование сплочённого коллектива;
3)
7-8
классы
-
формирование
активного
интереса
к
внутреннему
миру,
укрепление
чувств
собственного
достоинства,
развитие
способности
к
рефлексии своего поведения, развитие коммуникативных навыков;
4)
9-11
классы
-
формирование
активной
жизненной
позиции,
стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей,
профессиональное самоопределение.
Под
понятием
морально-психологический
климат
—
понимается
преобладающий
в
коллективе
относительно
устойчивый
психологический
настрой всех его членов, проявляющийся во всех многообразных формах их
деятельности.
Морально-психологический климат определяет систему отношений членов
коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в
целом на основе индивидуальных, личностно-ценностных ориентации.
Важнейшими
признаками
благоприятного
морально-психологического
климата считаются:
1) доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу;
2) доброжелательная и деловая критика;
3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов,
касающихся всего коллектива;
4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними
права принимать значимые для них решения;
5)
достаточная
информированность
членов
коллектива
о
его
задачах
и
состоянии дел при их выполнении;
6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
26
7)
высокая
степень
эмоциональной
включенности
и
взаимопомощи
в
ситуациях,
вызывающих
состояние
фрустрации
(обмана,
расстройства,
разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
8) принятие на себя ответственности за состояние дел в коллективе каждым
из ее членов и пр.
9) активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может
принять форму самоуправления.
10) высокая продуктивность коллективной работы.
11)положительная установка коллектива на нововведения. В эпоху научно-
технической
революции,
бурного
развития
техники
и
технологии
производства нововведения неизбежны в любом коллективе.
Формирование
положительного
морально-психологического
климата
является одним из механизмов сплочения любого коллектива.
Для формирования благоприятного морально - психологического климата в
ученических коллективах необходимо:
- разработать систему морального и материального поощрения учеников;
-
использовать
различные
методы
мотивации
–
эмоциональные,
познавательные, волевые, социальные;
- знать и учитывать индивидуальные особенности учащихся (соматические,
психологические, интеллектуальные);
-
не
перегружать
избыточной
информацией,
не
применять
завышенные
требования, дифференцировать учебные задания);
- предоставлять ученикам право на ошибку, досдачу, пересдачу и т.д.;
- использовать щадящий режим контроля;
-
стараться
гасить
развитие
конфликтных
ситуаций
среди
участников
образовательного процесса;
-
проводить
профилактику
правонарушений,
преступлений,
нарушения
правил для учащихся школы , среди учащихся.
Девиз: ученики – педагоги – родители – есть единая дружеская команда, в
которой царит доверительная атмосфера.
27
Пути решения этих задач в нашей школе.
Сильнее
всех
методик
воспитывает
среда
и
коллектив,
каждый
класс
развивается
уникально.
Взаимодействие
учащихся
имеет
сложный
и
непредсказуемый характер. С каждым годом дети меняются, а потому и
меняется
расстановка
сил.
Но
дети
всегда
настроены
на
позитивное
взаимодействие,
активны,
инициативны,
легко
идут
на
контакт,
легко
управляемы, но с одним условием, если им идея преподнесена интересно и
доступна.
Поэтому
педагог
должен
руководить
развитием
коллектива,
опираясь на особенности педагогического руководства. Поэтому классный
руководитель
формирует
в
педагогическом
и
детском
коллективах
психологический климат, который обеспечивает благоприятные условия для
успешного
обучения
и
личностного
развития
школьников,
а
учитель
–
предметник каждый на своём уроке.
Характеристика благоприятного морально - психологического климата:
В
классе
преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений
между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах
сотрудничества,
взаимной
помощи,
доброжелательности;
детям
нравится
участвовать
в
совместных
делах,
вместе
проводить
свободное
время;
в
отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с
добрыми пожеланиями.
В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко
всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту,
помогают новичкам.
В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность,
трудолюбие и бескорыстие.
Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно
сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной
и досуговой деятельности.
Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и
искреннее участие всех членов коллектива.
28
В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное
расположение, понимание, сотрудничество.
Характеристика
неблагоприятного
морально
-
психологического
климата:
В
классе
преобладает
подавленное
настроение,
пессимизм,
наблюдаются
конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует
соперничество;
члены
коллектива
проявляют
отрицательное
отношение
к
более близкому отношению друг с другом. Критические замечания носят
характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать
личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к
мнению остальных.
В
классе
отсутствуют
нормы
справедливости
и
равенства
во
взаимоотношениях. Коллектив заметно разделяется на "привилегированных"
и
"пренебрегаемых",
здесь
презрительно
относятся
к
слабым,
нередко
высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто
проявляют враждебность.
Такие
черты
личности,
как
ответственность,
честность,
трудолюбие,
бескорыстие, не в почете.
Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от
остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
Успехи
или
неудачи
одного
оставляют
равнодушными
остальных
членов
коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
В
классе
возникают
конфликтующие
между
собой
группировки,
отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
В
трудных
случаях
класс
не
способен
объединиться,
возникают
растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится
сотрудничать с другими коллективами.
Для изучения и формирования морально - психологического климата в классе
используют различные психолого-педагогические приемы, направленные на:
29
-определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли
в группе;
-коррекцию
формальной
и
неформальной
структуры
класса
(например,
посредством перевыборов формального лидера);
-определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
применение игр, направленных на сплочение коллектива;
-определение
причин
конфликтов
в
классе
и
применение
социально-
психологических способов их конструктивного разрешения;
-изучение индивидуальных особенностей школьников;
--развитие коммуникативных навыков;
определение
влияния
личности
педагогов
и
классного
руководителя,
их
педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:
-социально-психологическая
коррекция
взаимоотношений
в
коллективе
(проведение
социально-психологических
тренингов
и
психологических
консультаций).
К
условиям,
определяющим
эффективность
влияния
педагогов
на
психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
-личностные
качества
педагогов
(открытость,
расположенность
к
детям,
чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)
-профессиональные
качества
педагогов
(теоретическая
и
методическая
вооружённость).
-ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является
следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям,
-формирующим благоприятный психологический климат.
Наиболее эффективные способы формирования и поддержания социально-
психологического климата в классе:
-находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их
основе организовывать общие дела;
-формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных
делах;
30
-если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить
в поход, отдохнуть и т.п.
-создавать
ситуации
коллективного
сопереживания
значимых
событий,
стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.
Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям
и классу:
-привносить
общечеловеческие
ценности
в
жизнь
классного
коллектива,
-поощрять
к
открытости,
доброжелательности,
конструктивным
способам
разрядки негативных эмоций;
-не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого,
приходить к общему, компромиссному решению;
-создавать
условия
для
повышения
комфортности
самочувствия
детей
в
школе
и
сохранению
стабильно
-
положительных
отношений
между
учителями и учащимися;
-развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в
познании других людей, толерантное к ним отношение.
Так
как,
социально-психологический
климат
-
это
результат
совместной
деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для
его
укрепления
необходимо
ставить
цели
и
создавать
условия
для
организации
совместной деятельности
детей,
информировать
их
о
ходе
реализации
совместных
задач,
поощрять
активность,
инициативу,
креативность.
Примеры игр и упражнений на сплочение класса:
1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до
определенного
цвета,
причем
нельзя
касаться
этого
цвета
на
себе
и
на
ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако
на тех, кто не играет касаться цветов можно.
31
2.
"Атомы". Все
играющие
хаотично
бродят
по
площадке,
по
команде
ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов
(например, по пять). Игра тоже "на вылет".
3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа
впереди
за
талию.
После
этих
приготовлений,
ведущий
объясняет,
что
команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна,
например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку;
все, что придет в голову.
4.
"Подъемный
кран". Эта
игра,
требует
групповой
работы
и
ориентированной на развитие умения действовать согласованно. Один из
участников
игры
ложится,
а
остальные
участники
поднимают
его,
поддерживая
каждый
одной
рукой.
При
дружных
совместных
условиях
группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого
поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть
следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву;
балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень
волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п.
По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.
Очень хорошо сплачивает коллектив и создает дружескую атмосферу такие
мероприятия в классе:
конкурс рисунков «Моя семья»;
презентация каждого учащегося «Я и мой класс»;
совместные походы выходного дня и экскурсии;
помощь ветеранам и вахта памяти;
концерты и спектакли не только одаренными детьми, но и другими ребятами
из класса;
участие родителей в школьных мероприятиях;
классные
часы
«
Молекулы»,
«Что
такое
радость»,
«Дружба»
имели
возможность сразу почувствовать необычную атмосферу, ощущение радости;
традиция «Подарок своими руками»;
32
анкета среди родителей «Что доставляет моему ребенку радость» позволила
актуализировать чувство радости в общении родителя и ребенка;
детско – родительские собрания.
И,
наконец,
хочется
перечислить принципы
создания
здоровой
рабочей
атмосферы.
1.Всегда исходить из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы
попытаться что-либо сделать.
2.
Д ействия
руководителя
должны
свидетельствовать
о
е го
заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
3.Активно помогать ребятам подняться на качественно новую ступень.
4.Предоставлять
детям
возможность
испытать
себя
в
различных
видах
деятельности.
5.Быть последовательным, никогда не нарушать своего слова.
6.Поддерживать в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
7.Забыть о покровительственном тоне.
8.Создавать условия, а не диктовать их.
9. Являться собой примером.
10.Найти индивидуальный подход к каждому ребенку, не управлять людьми
так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
11. Быть полным энтузиазма, помнить: энтузиазм заражает.
12. Чаще улыбаться в классе.
13. Не бояться беспорядка и шума, даже если это вызвано активной работой
учеников.
14. Устанавливать с учениками зрительный или тактильный контакт, чтобы
заверить их в вашем внимании и участии.
15. Нужно помнить: «Чтобы уважали тебя, уважай всех, кто рядом с тобой!»
Рекомендую
прочитать
книгу
М.Е.
Литвак
«Если
хочешь
быть
счастливым».
33
Чувства человека являются уникальной основой всех его отношений к себе,
другим
людям
и
окружающему
миру.
Именно
чувства
определяют
межличностные отношения в социальной группе.
Человек запрограммирован на счастье. Он обязан быть счастливым, если
хочет быть здоровым, активным, долго жить.
Каждый
человек,
вступающий
в
общение,
должен
знать:
чтобы
партнёр
продуктивно работал, он должен получить соответствующую положительную
эмоцию. Руководители, педагоги, родители, можно ли кричать на своего
подопечного? Можно. Но тогда не стоит ждать от него хорошей работы. Если
вы
всё
же
не
сдержались
и
обругали
партнёра,
то
для
того,
чтобы
его
работоспособность восстановилась, вам надо его похвалить. Сколько раз?
Это нетрудно вычислить, вспомнив соотношение положительных (35%) и
отрицательных (5%) раздражителей. Итак, похвалить надо 7 раз! На это
уходит
много
времени.
Умные
педагоги
и
начальники
не
кричат
на
подчинённых. Вы можете спросить: «А если я не буду ругать их, то где же
они получат отрицательные эмоции? Не волнуйтесь! Где-нибудь в другом
месте. У нас ещё не так много психологически подготовленных людей…
…Все люди чувствуют. Но все чувствуют по-разному. В одной и той же
ситуации один человек почувствует горе, другой - страх, а третий – тревогу.
Особенности субъективного чувствования определяются индивидуальными
характеристиками
человека,
его
социальным
опытом
и
теми
типичными
эмоциональными проявлениями родителей, которые он наблюдал в своём
детстве.
Берн
отмечал,
что
примерно
до
10
лет
у
ребёнка
формируется
комплекс переживаний, которые будут преобладать в его жизни. При этом
чувство
может
быть
совершенно
неадекватным
ситуации.
Многие
люди,
имеющие проблемы в межличностных отношениях и социальной адаптации,
скорее
всего
обладают
неадекватными
стереотипами
эмоционального
реагирования, которые, в свою очередь, приводят к неверной интерпретации
34
обстоятельств.
В
таких
случаях
нарушается
позитивная
реализация
социальной
функции
чувств
и
становится
необходимой
психолого-
педагогическая коррекция отношений.
«Все мы родом из детства…» неважно, кем сказаны эти слова. Важно, что
сказаны для многих из нас, забывших, что мы родом из детства, именно
детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие мира для себя и в
себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в
детстве может произойти такое событие, которое если не перевернет, то
сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще
всматриваться
в
чистые
глаза
детства,
чтобы
не
пропустить
момент
зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с
удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему надо почаще
обращаться
к
ребенку,
чтобы
проверить
не
умер
ли
в
нас
тот
великий
философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
35