Автор: Кузьмичева Наталья Юрьевна Должность: учитель истории, обществознания Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1551 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Путешествие по городу богини Афины Раздел: среднее образование
Интегрированный урок истории и ИЗО по теме:
«Путешествие по городу богини Афины»
5 класс
Авторы: Кузьмичева Н.Ю. учитель истории
Абаплова Г.В., учитель ИЗО
Цель: сформировать у обучающихся способность к самостоятельному построению новых способов действия в форме
личного
творческого
опыта;
познакомить
учащихся
с
главным
городом
афинского
государства,
с
его
достопримечательностями Древних Афин, бытом его жителей, окунуться в мир гармонии и красоты древнегреческой
архитектуры
Познавательные УУД:
Познакомить учащихся с основными районами Афин: Керамик, Агора, Акрополь и их достопримечательностями
Выяснить особенности греческой культуры, характерные черты греческого храма и орденской системы
Учить правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, связанные с описанием памятников
культуры Афин, бытом и праздниками афинян
Дать представление об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, ее роли и значении в жизни
общества, научить различать по стилистическим особенностям краснофигурную и чернофигурную вазопись, типы
древнегреческих сосудов, виды орнаментов
Коммуникативные УУД:
Развивать творческие и коммуникативные компетенции в форме экскурсии
Сформировать навыки отбора материала для выступления перед аудиторией
Развитие навыка выстраивания грамотного доказательного ответа
Развитие навыка аргументирования своей точки зрения с помощью доказательной базы
Личностные УУД:
Воспитывать уважение к шедеврам и памятникам мировой культуры
Способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви и уважения к истории и культуре другого
народа
Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности, чувство товарищества, взаимопомощи и взаимоуважения
работе в группах
Дать возможность для самовыражения и самореализации средствами изобразительного искусства
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: интегрированный урок-проект, виртуальная экскурсия по городу Афины
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, творческое проектирование
Оформление урока:
Дидактическое сопровождение : карточки- задания, «пазлы» храмов Акрополя для формирования групп, силуэтные
заготовки древнегреческих сосудов для раздаточного материала из бумаги, «оценочные листы»
Методическое сопровождение: презентация, музыкальное сопровождение – Сиртаки
Техническое сопровождение: интерактивная доска, проектор, экран, компьютер, ноутбуки
Литература: Вигасин А.А.,Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира – М.: Просвещение 2014 г
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура/ Авт.-сост. Н.В.Чудакова – М.: Издательство АСТ-ЛТД,1997 г
Метапредметные связи с другими дисциплинами:
География – характеристика географического положения Греции
Информатика – поиск информации, создание виртуальной экскурсии
МХК – знакомство с памятниками архитектуры, скульптурами античности
Изобразительное искусство – знакомство с правилами выполнения росписи греческих сосудов
Музыка – знакомство с национальной музыкой Греции
Методическое обоснование
Этапы урока
Содержание этапа
Цели этапа
Формы работы с учащимися
I.
Организационный
1.Постановка цели
2.Погружение
в
атмосферу
путешествия - экскурсии
п р о в е р и т ь
г о т о в н о с т ь
учащихся к уроку
настроить учащихся на работу;
погрузить в ситуацию
путешествия, создать
соответствующий
эмоциональный настрой;
Слово учителя
II.
Проверка
домашнего
задания
1.Индивидуальная работа
Р а б о т а
с
к а р т о й
географическое
положение
Греции,
с о с ед и
Гр е ц и и
–
в ы б о р
м а р ш р у т а
путешествия
2.Работа с классом
п р о в е р к а
з н а н и я
исторических
терминов
знание
г р е ч е с ко й
мифологии
3.Подготовка
сообщений
к
новой теме
Актуализация опорных знаний
учащихся
и
планирование
деятельности учащихся
с а м о с т оя т е л ь н а я
р а б о т а
учащихся,
отбор материала,
подготовка сообщения;
самостоятельная
формулировка
темы
урока,
цели и задачи
-выступление учащихся
-коллектив но е
о ц е н и в а н и е
выступающих;
- с л о в о
у ч и т е л я
(комментирование
ответов,
выставление отметок);
III.
Изучение новой темы
1.
Виртуальная
экскурсия по районам
Древних Афин
- Агора
- Акрополь
- Район Керамик
создание ситуации погружения
в
и с т о р и ч е с к у ю
э п о х у
восстановление
знаний
у
учащихся о данном периоде;
знакомство
с
особенностями
греческого ремесло, античной
архитектуры
-эвристическая беседа;
-прослушивание сообщений
-чтение и анализ текста;
-слово
учителя
(резюмирование
коллективных
высказываний,
н а п р а в л е н и е
а н а л и з а
произведения, сообщение новых
2. заполнение
дневника
путешественника
3. Работа в парах
4.
Знакомство
с
новыми
терминами
5.
Работа
в
группах
по
выполнению чернофигурной
росписи сосудов
развитие
эстетического
вкуса,
расширение знаний о деятелей
искусства Античности
развитие навыков работы с
текстом
З н а ко м с т в о
с
т е х н и к о й
выполнения
чернофигурной
росписи
сведений).
-
создание
продукта
–
проект
Роспись древнегреческих ваз
- Защита проектов
- ответы на проблемный вопрос
IV.
Закрепление
изученного
материала
1
Выступление
групп
со
своими проектами
2.Выводы по теме
3.
Оформление
выставки
работ
развитие навыков анализа;
развитие навыков
внимательного слушания,
-эвристическая беседа;
- создание выставки своих работ
V.
Домашнее задание
Задание для
самостоятельного
выполнения дома
Формирование навыков
самостоятельной работы
Самостоятельная работа
VI.
Подведение итогов
1.
Заключительное
слово.
2.
Выставление оценок
-эвристическая беседа,
высказывание собственного
мнения; подведение итогов,
заключительное слово учителя.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Сопровождение,
комментарий
Время
I. Организационный
Далекий край далеких истин,
И древность пред тобой – дитя!
Горами дивными ты выстлан,
Дорогой памяти идя….
Греция – колыбель античной
цивилизации. Современная Греция
бережно хранит традиции и культуру
прошлых поколений и дает возможность
каждому прикоснуться к своей истории.
На каждом уроке мы с вами переносимся
в удивительный Древний мир истории
человечества. И, прежде чем мы
перейдем к постижению новых высот я
предлагаю вам совершить экскурсию в
один из прекраснейших уголков Древней
Греции. Вашими экскурсоводами сегодня
буду я и Галина Васильевна. Вы будете
нашими экскурсантами, и одновременно
помощниками.
Для путешествия нам понадобятся
дневники путешественника – тетради,
справочник туриста – учебник, черные
гелевые ручки, фломастеры, карандаши.
У каждого из вас на парте лежат
«оценочные листы». После каждого этапа
вы сделаете самооценку своей работы
поставив «+»
Учащиеся слушают,
настраиваются на работу
Слушают, проверяют
подготовленность к уроку
Звучит музыка.
Слайд 1
Идет видеоряд о
Греции
3 мин
II.Проверка
изученного
Прежде чем отправится в путешествие,
давайте
вспомним,
что
мы
знаем
о
7-10 мин.
материала
Греции
На
каком
полуострове
находилась
Греция,
Из каких частей состоит?
Какими морями омывается
А
сейчас
полистаем
страницы
своей
памяти и поиграем в интеллектуальную
игру «Кто здесь грек?» У вас карточки с
заданием вы сейчас в парах распределите
имена тех персонажей, которые относятся
к Греции.
Задание :
Х еопс ,
О д ис се й,
С е т ,
Хаммурапи, Солон, Фемистокл, Дарий 1,
Гомер,
Одиссей,
Мильтиад,
Тутмос
3,
Геракл,
Исида,
Прометей,
Осирис,
Афина, Зевс.
Проверьте себя и поставьте + если все
выполнили правильно.
Ребята, среди нас есть путешественник,
который
недавно
вернулся
из
дальних
странствий
и
посетил
порт
Пирей.
Давайте послушаем его, что он видел и
что слышал.
На юге Балканского п-ова
Южная, Средняя, Северная
Эгейское, Ионическое
Работа
в
парах. Ответ:
Одиссей,
Солон, Фемисткол, Гомер, Одиссей,
Мильтиад,
Геракл,
Прометей,
Афина, Зевс
Проверка
задания.
Выставление
себе оценок
Выступление
путешественника
и
выставление себе оценки
Слайд 2
Карта Греции
Слайд 3
Интерактивная
Слова на слайде
Слайд 4
Порт Пирей