Автор: Шершнева Алла Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ДОУ № 14 г. Липецка Населённый пункт: г. Липецк Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: "Знакомство с нарядами Липецкой области" Раздел: дошкольное образование
«Знакомство с нарядами Липецкой области»
Подготовила:
воспитатель
первой
квалификационной
категории
Шершнева Алла Николаевна
Задачи:
1. Продолжать знакомство детей с жилищем русского человека.
2. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
3. Познакомить детей с элементами Липецкого народного костюма.
4. Обучить рисованию элементов народного костюма.
5. Развивать и воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь и
уважение к своей Родине, народу.
Обогащение
словаря: рубаха,
понева,
оберег,
коты,
завеска,
бусы,
кичка, сорока, кушак, порты, позатыльник.
Оборудование: народный костюм для воспитателя, предметы быта в
русской избе, магнитное пособие с образцами национальной одежды, листы
бумаги формата А-4 с нарисованной одеждой, карандаши, восковые мелки,
образцы костюмов.
Предшествующая
работа: прослушивание
русских
народных
наи-
грышей, рассматривание девичьего костюма, игрушек народных умельцев,
заучивание народных потешек, пословиц, загадок, беседа о русской избе и
предметах быта крестьян.
Ход занятия:
Воспитатель
в
народном
костюме
приглашает
детей
в
группу
оформленную под русскую избу.
Воспитатель: «Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину я рассказ сейчас начну.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли».
-
Приглашаю я вас, гости дорогие, детушки милые в русскую избу!
«Милости прошу!» - Что эти слова означают, как вы их понимаете?
(Милость - от слова милый, добрый, ласковый, внимательный)
Вот об этом я вас прошу: будьте добрыми, заботливыми по отношению
друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает.
-
Давайте и мы поздороваемся друг с другом и поклонимся, как в
старину (Дети встают в круг, говорят друг другу приветственные слова с по-
клоном).
Воспитатель: Вот какие наши русские приветствия - не просто слова, а
пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русский народ доброжелатель-
ный».
-
Вот такой доброжелательный человек, и избу срубил. Ясно, что
одному человеку такое большое дело не под силу. Была хорошая традиция,
когда сосед помогал соседу. И конечно же в избе, которую строили дружно, с
добротой и заботой и жилось дружно.
Большую комнату в избе называли горницей. По левую сторону стояла
русская печь. О ней говорили: «Печь - всему голова». Голова - значит самая
главная.
Давайте
подумаем:
почему
печь
в
избе
самая
главная
(в
печи
готовили пищу, печь грела, лечила).
-
Дети, а какие вы знаете загадки, пословицы или поговорки о
печи?
В избе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не дает.
(печка)
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел
На печи калачи,
Как огонь, горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
Воспитатель: А в другой стороне горницы — правой — стоит стол
обеденный,
лавки,
сундуки,
иконы
висят.
Здесь,
на
этой
стороне,
окно,
потому угол самый светлый. На окне занавески, а на полу - половики.
-
А кто из вас дети знает загадки об этих предметах быта?
Это что за простачок
Под крышей четыре ножки,
Лег у двери на бочок?
А на крыше суп да ложки.
Тихо, молча на пороге
(стол)
Очищает наши ноги.
(половик)
Вытирало я, старалось
После баньки паренька.
Все намокло, все измяло
Нет сухого уголка.
(полотенце)
Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
(ложка)
Стоит кошка - четыре ножки.
(лавка)
Воспитатель: А сейчас отгадайте мою загадку:
«Созданы людьми предметы,
Чтоб на тело надевать,
Чтоб в жару не задохнуться
И в мороз не замерзать».
(одежда)
Правильно ребята! А сейчас мне бы хотелось вас познакомить с рус-
ским народным костюмом.
Русский народный костюм - это частичка самого народа. С самых
давних времен славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц.
Все женщины в русской деревни пряли, ткали, вышивали. Давайте же узнаем
из каких элементов состоит народный костюм.
Основой
мужского
костюма
была
рубаха.
Она
доходила
до
колен.
Застежка на вороте была скроена сбоку. В народе такую рубаху называли -
косоворотка.
- Как называли такую рубаху? (Ответы 2-3 детей.)
Воспитатель: Рубахи шили из узкого полотна - ширинка. Она, как
считали
наши
предки,
хранила
в
себе
силу
здоровья
своего
владельца,
поэтому
с
любовью
расшивали
подол,
рукава,
горловину
узорами,
и
не
доверяли надевать рубаху другому человеку.
Воспитатель: Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или
пояском, который сами плели.
- Чем подпоясывали рубаху? (Ответы 2-3 детей.)
Воспитатель:
Отдельной
частью
мужского
костюма
были
широкие,
длинные штаны - порты. Порты заправляли в сапоги.
- Как назывались штаны? (Ответы 2-3 детей.)
-
Ребята, покажите если расписывали ворот, что оберегали? (Голову.)
Если украшали рукава, что оберегали? (Руки.) Если расписывали подол, что
оберегали? (Ноги.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра: «Кто быстрее смотает полотно».
Воспитатель: Послушайте дети пословицу: «Бабьи рубашки - те же
мешки, рукава завяжи, да что хочешь положи». Речь идет дети о главной
части
женской
одежды
-
длинной
рубахе.
Рубаху
красиво
украшали
вышивкой (цветы, растения, символы солнца, птиц, женские фигуры).
- Вешали на рубаху бусы - т.е. оберег (они закрывали сердце).
-
Поверх рубахи женщины надевали поневу. Так называлась древняя
юбка у женщин. Понева, как правило, была черного цвета (символ земли) и
разбивалась на квадраты красными (символ солнца) или синими (символ
неба) полосками. По нижнему краю поневы проходила широкая полоска,
которая вышивалась орнаментом. Орнамент обозначал, что растет на земле.
-
На поневу надевали передник - завеска. Его также украшали раз-
личными орнаментами.
- На ноги обували коты (обувь похожая на наши туфли).
-
Волосы
обязательно
закрывали
головным
убором.
«Опростоволо-
ситься» считалось большим грехом. Изготовление таких уборов требовало
большого умения и навыка. Он состоял из твердой основы «кички», значит
утки (символ неба) и «позатыльника» или «сороки» с помощью которого
убирали и закрывали волосы от злых духов.
Воспитатель: Дети, назовите главную часть женской одежды? (Рубаха.)
- Какое украшение оберегало сердце? (Бусы.)
- Как называли древнюю женскую юбку? (Понева.)
- Как назывался передник? (Завеска.)
-
Из каких частей состоял головной убор? (Кичка, позатыльник, со-
рока.)
Воспитатель:
Дети
как
называется
страна
в
которой
мы
живем?
(Россия.)
- Наша страна занимает огромную территорию и делится на множество
областей (губерний). И конечно в каждой губернии были свои обычаи. И
поэтому костюмы отличаются друг от друга и названием и вышивкой и
элементами одежды. Мы сегодня познакомились с вами с поневным ком-
плексом, который носили наши с вами пробабушки.
Воспитатель:
А
теперь
дети
давайте
представим,
что
мы
с
вами
мастера, которым предстоит выполнить сложную работу - украсить одежду
жителей Древней Руси.
-
Давайте
вспомним,
что
в
старину
обозначали
крестики,
ромбы,
волны, кружочки и т.д. (Дети называю символы «обереги» - их значение).
-
Да ребята, еще раз вам напоминаю, что украшая этими знаками свою
одежду люди надеялись, что это им принесет счастье, здоровье, хороший
урожай, спасет от злых сил.
(Выполнение работы).