Напоминание

Мониторинг здоровьесберегающей деятельности


Автор: Воробьева Светлана Витальевна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ №3"
Населённый пункт: город Лянтор, ХМАО-Югра
Наименование материала: программа
Тема: Мониторинг здоровьесберегающей деятельности
Раздел: среднее образование





Назад





АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Здоровый ребёнок - счастливое

детство - высокий жизненный

старт- таков главный девиз

профессиональной деятельности

учителя.
Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а так же ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд учителя». Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных социальных, медико-биологических, экономических и политических задач, стоящих перед современным обществом. Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают "состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни". Если тело здорово, но нет ощущения радости и полноты жизни, то это уже болезнь. По мнению медиков, 75 процентов всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны—это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость—это немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни. Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость? Одной из главных задач школы является обеспечение активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формирование культуры здоровья и обучение навыкам здорового образа жизни, формирование ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать. Решение этой задачи может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики. Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранение духовного и физического благополучия школьников.
Оздоровление детей должно вестись целенаправленно, через систематическую спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению. Национальный проект «Образование» определил здоровьесбережение одним из приоритетных направлений в образовании. Сохранение и укрепление здоровья школьников объявлено актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Необходимо искать новые подходы к сохранению здоровья; проектировать и внедрять новые здоровьесберегающие технологии. В нашей школе в рамках реализации программы «Здоровая школа» используются разнообразные формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей, Мы ст араемся искать н е и с п о л ь з о в а н н ы й здоровьесберегающий потенциал, внедрять новые формы работы, здоровьесберегающие технологии в образовательный и воспитательный процессы.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

«Если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе,

то

мы

гораздо

легче

справимся

и

с

формированием

современной

системы

здравоохранения в целом»

(Президент РФ Д.А. Медведев)
«Закон об образовании» определяет охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия безопасного обучения, организовывать и проводить постоянный мониторинг влияния этих условий на организм воспитанников и учащихся на протяжении всего периода их обучения. Образовательная среда должна обеспечивать сегодня не только успешность обучения ребенка, но и его здоровье. Модернизация содержания общего образования сопровождается внедрением различных образовательных программ и технологий воспитания и обучения. Не случайно, приказом Министерства образования и науки РФ от 12.01.2007 г. №7 определяется необходимость организации мониторинга здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений. Новые государственные стандарты общего образования второго поколения, которые уже введены в первых классах всех общеобразовательных учреждений, дополняются стандартами воспитания и стандартами условий. Наряду с оценкой успеваемости ученика определены требования и к условиям получения образования, включая качество и количество учебников и оборудования, санитарно-гигиенические нормы и т.д. В связи с этим задача проведения качественной оценки состояния здоровьесохраняющей образовательной среды, которая включает программы, методики обучения, их влияние на работоспособность, состояние и уровень здоровья обучающихся, воспитанников и педагогов должна стать приоритетным направлением деятельности на всех уровнях управления образованием.
Мониторинг -
процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.
Мониторинг

здоровья

-
это динамическая скрининг диагностика физического развития, функциональных резервов организма, нейродинамических показателей нервной системы, психического состояния, индивидуальных конституциональных особенностей, адаптивных (резервных) возможностей, образа жизни и среды, в которой происходит учебная и трудовая деятельность участников образовательного процесса.
Мониторинг

здоровья
– целенаправленная, целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства школы, системы работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка.
Мониторинг
рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями. Одними из основополагающих документов данной программы являются: Приказ Департамента Здравоохранения ХМАО-Югры, Департамента образования и науки ХМАО- Югры и Комитета по физической культуре и спорту ХМАО-Югры от 16.08.2011года № 82/389/648 «О проведении профилактических медицинских осмотров детей и подростков образовательных учреждений Сургутского района », Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Основными задачами нашего мониторинга является отслеживание эффективности работы по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе, коррекция и определение ведущих направлений развития программы «Здоровья», координация медицинской и педагогической работы с целью обеспечения сохранности здоровья учащихся в учебном процессе и повышения качества образования в целом. Мониторинг здоровья в нашей школе носит комплексный характер. В его разработке и проведении задействованы все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, специалисты-медики, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги, родители.

ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА

Создание системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки состояния

здоровья участников образовательного процесса и определение основных приоритетов

дальнейшего развития деятельности образовательного учреждения по

здоровьесбережению
.
ЗАДАЧИ

1.

Разработать механизм взаимодействия структурных подразделений по оценке

состояния здоровья.

2.

Разработать диагностический инструментарий.

3.

Выявить уровень состояния здоровья школьников 1 -11-х классов.

4.

Обеспечить условия для повышения уровня здоровья обучающихся.

5.

Оценить эффективность использования здоровьесберегающих педагогических

технологий.

ГИПОТЕЗА

Определение

основных

приоритетов

дальнейшего

развития

деятельности

образовательного

учреждения

по

здоровьесбережению

будет

возможно

при

эффективном

управлении

на

основе

мониторинга

образовательного

и

воспитательного процесса.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.

Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся.

2.

Использование

возможностей

психолого-медико-педагогической

службы в пропаганде здорового образа жизни.

3.

Повышение количества обучающихся, обладающих высоким уровнем

здоровья.

4.

Разработка и внедрение системы мер по сохранению и укреплению

здоровья

школьников

в

практику

работы

образовательного

учреждения.

Объект мониторинга:

Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении.

Предмет мониторинга:

Здоровье обучающихся.
Программа рассчитана на учебный год. Отслеживание результатов деятельности ведется ежегодно по заданному алгоритму.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1 этап- определение целей, подготовка плана проведения исследования
Постановка цели мониторинга. Разработка нормативной базы : приказ о проведении мониторинга и создании рабочей группы. Постановка цели мониторинга. Разработка нормативной базы : приказ о проведении мониторинга и создании рабочей группы. Определение содержания мониторинга: концепция мониторинга, инструментарий, сроки, исполнители, определение объекта и предмета мониторинга. Выделение объекта мониторинга, его анализ и классификация. Определение содержания мониторинга: концепция мониторинга, инструментарий, сроки, исполнители, определение объекта и предмета мониторинга. Выделение объекта мониторинга, его анализ и классификация. Определение формы и объема мониторинга, времени на его обработку и реализацию. Определение формы и объема мониторинга, времени на его обработку и реализацию. Указание возможных потребителей информации. Указание возможных потребителей информации. Определение решений, которые могут быть приняты на основе полученной информации. Определение решений, которые могут быть приняты на основе полученной информации.
2 этап- разработка инструментария
Инструментарий дает возможность сбора информации в соответствии с оптимально выработанными критериями эффективности исследуемого направления. Инструментарий дает возможность сбора информации в соответствии с оптимально выработанными критериями эффективности исследуемого направления. Для каждого критерия вырабатывается система показателей, характеризующих наличие и уровень развития данного критерия. Критериями являются: максимальная широта охвата поля возможных проблем, результатов; возможность использования в практике управления; простота и надежность определения. Для каждого критерия вырабатывается система показателей, характеризующих наличие и уровень развития данного критерия. Критериями являются: максимальная широта охвата поля возможных проблем, результатов; возможность использования в практике управления; простота и надежность определения. Проведение стартовых диагностик. Анализ состояния здоровья обучающихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья обучающихся в школе. Проведение стартовых диагностик. Анализ состояния здоровья обучающихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья обучающихся в школе.
3 этап- сбор информации

Сбор информации в соответствии с разработанным инструментарием. Процесс должен опираться на объективные данные. Сбор информации в соответствии с разработанным инструментарием. Процесс должен опираться на объективные данные. Выработка плана работы по коррекции. Разработка плана работы Совета здоровья по пропаганде здорового образа жизни. Координация предметных программ по вопросам сохранения здоровья обучающихся. Выработка плана работы по коррекции. Разработка плана работы Совета здоровья по пропаганде здорового образа жизни. Координация предметных программ по вопросам сохранения здоровья обучающихся. Отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят.
4 этап- обработка и анализ полученных результатов
Обработка и анализ полученных результатов. Работа психолого-педагогического консилиума. Обработка и анализ полученных результатов. Работа психолого-педагогического консилиума. Систематизация полученной информации. Анализ имеющихся данных. Проведение промежуточных диагностик. Систематизация полученной информации. Анализ имеющихся данных. Проведение промежуточных диагностик. Получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Коррекционная работа. Внедрение здоровье сберегающих технологий. Получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Коррекционная работа. Внедрение здоровье сберегающих технологий. Проведение итоговых диагностик. Оценка эффективности школьной инфраструктуры в здоровьесбережении детей и сотрудников школы. Выявление наиболее эффективных технологий здоровьесбережения. Проведение итоговых диагностик. Оценка эффективности школьной инфраструктуры в здоровьесбережении детей и сотрудников школы. Выявление наиболее эффективных технологий здоровьесбережения.
5 этап- анализ и управленческое решение


Информационный
- структуризация, накопление и распространение информации. 
Базовый

(фоновый) -
выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется достаточно постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей. 
Управленческий
- имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений, исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение систем оценок для определения динамики, качества влияния внешних или внутренних факторов. Получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности. Получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности. Определение потребителя данной информации. Обобщение результатов, выработка рекомендаций по применению полученных результатов и плана работы на следующий период. Определение потребителя данной информации. Обобщение результатов, выработка рекомендаций по применению полученных результатов и плана работы на следующий период. Определение неотложных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье. Коррекция Программы «Здоровье», коррекция работы школы по здоровьесбережению. Определение неотложных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье. Коррекция Программы «Здоровье», коррекция работы школы по здоровьесбережению.
ВИДЫ МОНИТОРИНГА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОУ

ВИДЫ МОНИТОРИНГА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОУ

Информационный

Информационный

Базовый

(фоновый)

Базовый

(фоновый)

Управленческий

Управленческий


УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Мониторинг здоровья обучающихся и мониторинг состояния здоровьесберегающей работы в школе осуществляет служба мониторинга в составе:  Заместитель директора.  Педагоги-психологи.  Учителя-логопеды.  Социальные педагоги.  Медицинская сестра.  Педиатр.  Учителя физической культуры.
Задачи
,
стоящие перед службой мониторинга
:  Получить статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для оценки общей картины здоровья обучающихся школы, с целью планирования оздоровительной деятельности.  Оценить эффективность лечебно-профилактической работы.  Выявить факторы риска, влияющие на коллективное здоровье детей.
Директор школы,

администрация

школы
анализ состояния здоровья обучающихся; принятие управленческих решений; подбор педагогических и вспомогательных кадров; организация методической работы; планирование здоровьесберегающей работы школы на новый учебный год; организация методической работы с классными руководителями; контроль за деятельностью классных руководителей.
Психолого-медико-

педагогическая

служба
изучение состояния здоровья школьников, причин и тенденций; изучение адаптации обучающихся; разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися; индивидуальные консультации классных руководителей; осуществление работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации).
Классные

руководители и

учителя предметники
планирование здоровьесберегающей работы с классом; организация индивидуальной работы с обучающимися; выбор форм и методов работы с классом , с учетом состояния здоровья и психологических особенностей группы.
Родительская

общественность
выступления психологов, валеологов, педагогических и медицинских работников с тематическими сообщениями; проведения консультирования родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима; разработки индивидуальных занятий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
 Определить потребность в специфических мероприятиях и кадрах.
ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Этап

Критерии оценивания

Исполнитель

Оценка социально-

психологической

адаптации
• Успеваемость. • Учебная активность. • Усвоение знаний. • Межличностные отношения. • Социальная с амооценка человека. • Ценностные ориентации. • Готовность к обучению ( т е с т ы « ш к о л ь н о й зрелости»). Учителя Социальные педагоги
Характеристика

физического развития

и функционального

состояния

(физического

здоровья)
• Д л и н а , м а с с а т е л а , окружность грудной клетки. • Ур о в е н ь ф и з и ч е с к о г о развития. • Оценка группы здоровья, у р о в н я ф и з и ч е с к о й подготовленности (скорость, сила, скоростно-силовые качества, выно сливо сть, гибкость, координация). Медицинские работники Учителя физической культуры
Психо-эмоциональное

состояние
• Ур о в е н ь л и ч н о с т н о й , реактивной и школьной тревожности. • Уровень стрессоустойчивости, м ы ш л е н и е , и н т е л л е к т, память и её виды, внимание, личностные свойства. Психологи
Квалификационная

характеристика

школы

здоровьесберегающего

типа
• Материально-технические условия. • Кадровое обеспечение. • Медицинское обслуживание. • Организация питания. • Организация физического воспитания. • В з а и м о о т н о ш е н и я с родителями. • Внешние связи. Руководители ОУ

Критериями

оценки

состояния

здоровья
обучающихся являются показатели их физического состояния, уровни общей и острой заболеваемости.
Параметры отслеживания

результатов

Диагностический инструментарий

Мониторинг социального здоровья
индекс социального неблагополучия социальный паспорт структура дезадаптации подростков  а н а л и з л и с т а д е ж у р н о г о администратора  анализ журнала совета профилактики
Мониторинг соматического здоровья
уровень соматического здоровья анализ результатов медицинских осмотров группы здоровья качество здоровья карта здоровья
Мониторинг физического здоровья
уровень физической подготовленности президентские тесты балл физического здоровья
Мониторинг психологического здоровья
уровень тревожности методика Филипса самооценка тест-самооценка Дембо-Рубинштейна социальный статус социометрия по методике Морено профессиональная ориентация компьютерная система «PROFI» акцентуация характера методика Шмишека учебная мотивация модифицированный вариант анкеты по Н.Г.Лускановой
Мониторинг воспитательного процесса
культура досуга социологические исследования ценностные отношения Методика Капустиной Н.П. и Шиловой М.И. уровень воспитанности
Мониторинг соблюдения прав детей
количество нарушений прав ребенка журнал регистрации обращений по нарушению прав
Мониторинг среды
показатели внутренней среды помещений замеры согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 показатели социальной среды социологические исследования С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:
1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:
 состояние здоровья школьников;  пропуски уроков по болезни;  уровень тревожности;  охват горячим питанием;  занятия в спортивных секциях;
 уровень адаптации и мотивации обучающихся;  результаты обученности. В мониторинг здоровья обучающихся входит
оценка резервных возможностей

организма
, его адаптационных возможностей. Учитываются не только перенесенные и наличные заболевания, но и динамика физического и психического развития, резервный ресурс организма, динамические показатели нервной системы, конституциональные особенности, адаптивные возможности в среде учебной и трудовой деятельности учащегося. Оценка состояния здоровья школьников осуществляется посредством наблюдения, анализа медицинских карт, результатов диспансеризации, статистической медицинской отчетности, анализ распространения хронических заболеваний для выявления негативных внешних и внутренних факторов влияния на состояние здоровья. Система представляет собой замкнутый цикл, который включает в себя мониторинг на входе (как правило, в начале года), систему мер по оздоровлению, профилактике и лечению, мониторинг на выходе (позволяющий оценить эффективность оздоровительной работы и выработать новые рекомендации). Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребёнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся. Сбор, хранение, анализ и использование полученной информации поможет нам в решении проблем здоровьесбережения.
2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности:
 состояние здоровья педагогов;  применение новых технологий;  диагностика затруднений;  уровень невротизации. Анализ диагностики позволяет выявлять проблемы, находить пути их решения: для администрации – подбор кадров, комплектование классов; для учителя, классного руководителя – возможность индивидуального подхода в воспитании и обучении, определение индивидуальной траектории развития ученика; для психолога – подбор, разработка необходимых программ.
Входной

мониторинг

Входной

мониторинг

Профилактика

Лечение

Коррекция и т.д.

Профилактика

Лечение

Коррекция и т.д.

Итоговый

мониторинг

Итоговый

мониторинг

Профилактика

Лечение

Коррекция и т.д.

Профилактика

Лечение

Коррекция и т.д.


НАПРАВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА





Соматическое здоровье
– текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального здоровья. Информация
о физическом состоянии
ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития обучающихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:  группы здоровья – определяется специалистами в соответствии с общепринятыми параметрами и критериями оценки;  физкультурные группы – их выделение сопровождается рекомендациями педагогам и родителям по дозировке и режиму двигательной активности;  наличие хронических заболеваний – определяется по медицинским картам обучающихся, результатам диспансеризаций. По итогам мониторинга заполняется последняя страница классных журналов, информация передается классным руководителям. Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам медицинского осмотра (дается анализ медицинскими работниками ОУ) и результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Заместители директора сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года анализирует показатели заболеваемости.
мониторинг
физическое здоровье психологическое здоровье социальное здоровье соматическое здоровье


Психологическое здоровье
обучающегося мы связываем с развитием индивидуально- психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации. Для проведения мониторинга были использованы специально разработанные методики, которые позволили выявить динамику интеллектуального и психофизического развития учащихся (опросник
«Оценка

отдельных

компонентов

учебных

возможностей»
; методика Филлипса
«Определение

уровня

школьной

тревожности»
;
«Уровень

школьной

мотивации»
модифицированный вариант анкеты по Н.Г.Лускановой;
«Выявление ведущих мотивов учебной деятельности по Карповой Н.П.»
методика
«Акцентуации характера по Шмишеку»; « Уровень воспитанности учащихся по

Капустиной Н.П. и Шиловой М.И.).

Цель:
сопровождение процесса психологического развития обучающихся посредствам создания определенных условий в образовательной среде школы.
Задачи:
1. Отследить результаты психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2. Создать условия для оказания психологической помощи обучающимся в решении проблем развития. 3. Осуществить психологический анализ интеллектуального и психофизического развития обучающихся. (Приложение 1)
1 кв

2 кв

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Сравнительный анализ уровня школьной тревожности на 2010-2011 учебный год по начальной школе

норма

повышенная

высокая

1 кв

2 кв

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Сравнительный анализ уровня школьной мотивации на 2010-2011 учебный год по начальной школе

высокий

положительный

хороший

низкий


1 кв

2 кв

1

0

3

0

5

0

7

0

9

0

Сравнительный анализ социального статуса обучающихся

за 2010-2011 учебный год по начальной школе

высокостатусные

предпочитаемые

узкий круг общения
Для того, чтобы грамотно выстраивать отношения с учеником, необходимо иметь представление
о социальном здоровье
, а именно, хорошо знать его семью, его окружение, друзей. Для составления целостной картины состояния здоровья обучающихся в образовательном учреждении – имеет значение социальный паспорт учащегося, класса и школы. В социальный паспорт собраны сведения об обучающемся и его семье (модель семьи, тип семейного воспитания, стиль семейного общения, круг общения, характеристика бытовых и материальных условий). На основании этой информации составляется паспорт класса, школы. Это позволяет проанализировать и оценить негативные и положительные стороны социальной среды, в которой формируется и развивается ребенок. Потенциал данного ресурса неоценим для формирования компетенций, определяющих социальную адаптацию учащихся вне стен образовательного учреждения. Проводится анализ деятельности учителей, использование здоровьесберегающих технологий.
Мониторинг формирования социального здоровья учащихся:
 составление социального паспорта семьи;  укрепление взаимодействия школы со всеми учреждениями, осуществляющими профилактическую работу с подростками;  организация работы с подростками по профилактике курения, алкоголизма, наркомании;  продолжить совместную деятельность с КДН по профилактике правонарушений и других негативных явлений.

Мониторинг здоровья
(индивидуального, ученического коллектива) – это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния здоровья учащихся класса, школы, позволяющая получить информацию, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений по созданию и совершенствованию здоровьесберегающей образовательной среды. На основании мониторинговых исследований определяются факторы, формирующие неблагоприятные (или наоборот, благоприятные) тенденции в изменении состояния здоровья учащихся, слабые звенья здоровьесбережения и вытекающие из них приоритетные направления оптимизации условий обучения и воспитания. На наш взгляд, наиболее важными, хотя и не единственными
критериями

оценки
эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения являются: -
положительная динамика показателей индивидуального и коллективного здоровья

учащихся по годам обучения;

- изменения образа жизни детей и подростков в сторону более здорового, которые и

отслеживаются в ходе осуществления мониторинга здоровья.
В ходе мониторинга исследуются показатели:  уровень и структура общей заболеваемости (неинфекционная, инфекционная, травматическая), профилактика;  уровень и структура острой заболеваемости, лечение;  заболеваемость в школе, изменения, произошедшие за последние 3 года;  процент часто болеющих и не болеющих детей, сотрудников;  процент распределения детей для занятий физкультурой по состоянию здоровья, организация занятий с ними;  количество детей с хроническими заболеваниями, организация лечения;  количество детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе, мероприятия для преодоления этого воздействия;  количество детей охваченных оздоровительными мероприятиями и какими;  как отражается на состоянии здоровья интенсификация обучения;  процент травматизма;  уровень физического развития и физической подготовленности обучающихся и их динамика, мероприятия в школе для роста показателей;  уровень психологической тревожности обучающихся перед предстоящими экзаменами, принятие мер для её снижения.
1.

Мониторинг физического развития обучающихся
 Составление листа здоровья учащихся;  Анализ всеобщей диспансеризации детей;  Охват учащихся занятиями физкультурой и спортом в %, посещение спортивных секций, отношение учащихся к урокам физкультуры;  Учет заболеваемости детей и педагогов, характеристики заболеваемости;  Учет количества внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятий;  Охват детей горячим питанием;  Анализ числа подростков, имеющих вредные привычки;  Данные по группам здоровья;  Учет пропусков учебных занятий;  Анкетирование обучающихся и родителей.

Количество пропущенных уроков по болезни обучающихся

0

5000

10000

15000

20000

25000

30000

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Информация об охвате обучающихся питанием
Питание учащихся осуществляется через Сургутское территориальное потребительское общество. Контроль за качеством питания осуществляется фельдшером и администрацией школы. Проверяется санитарное состояние пищеблока ежедневно согласно перечню номенклатурных дел. На основе медицинских показателей составляются
Листы здоровья
для классных руководителей (Приложение 2)
2.

Мониторинг спортивно-оздоровительной работы с обучающимися и

педагогами

школы
 Использование всех возможностей школы для привлечения обучающихся к занятиям физкультурой и спортом;  Проведение модернизации материально-технической базы школы;  Изменение подходов к урокам физической культуры, их совершенствование;  Мотивация учащихся на повышение своей физической культуры, формирование красивого тела; (Приложение 3)  Организация спортивных секций в школе, востребованных обучающимися;  Организация подвижных игр на переменах;  Проведение физкультминуток на уроках;  Укрепление спортивных традиций;
 Применение разнообразных форм организации спортивных мероприятий, главной их задачей считая массовость.
Количество обучающихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях

в школе

вне школы

0

100

200

300

400

500

600

2010-2011 год

2011-2012 год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

0

2

4

6

8

10

12

Легкая атлетика

Мини-футбол

Баскетбол (юноши)

Баскетбол (девушки)

Волейбол (юноши)

Волейбол (девушки)

Шахматы

Теннис

Лыжные гонки

Кросс

3. Мониторинг выполнения санитарно-гигиенических требований к организации

учебно-воспитательного процесса
 Поддержание в помещениях школы чистоты («Положение о дежурстве в школе», «Конкурс на самый уютный класс»);  Соблюдение теплового режима (проветривание кабинетов);  Организация контроля за состоянием воды, воздуха, качеством пищи;  Соблюдение нормативов освещенности кабинетов;
Результаты участия в городской спартакиаде школьников

 Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся;  Организация здорового и разнообразного питания учащихся школы;  Озеленение классов школы;  Использование мебели соответствующей росту учеников;  Художественно-эстетическое оформление школы;  Работа медицинского и стоматологического кабинетов, оснащение учебных кабинетов медицинскими аптечками.
Процедуры и мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

Охват учащихся

I ступень

II ступень

III ступень

Кол-во

охвачен

ных

% от

общего

числа

Кол-во

охвачен

ных

% от

общего

числа

Кол-во

охвачен

ных

% от

общего

числа
Мероприятия по созданию здоровьесберегающей образовательной среды 446 100 507 100 139 100 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе 446 100 507 100 139 100 Процедуры и/или мероприятия по укреплению здоровья учащихся 446 100 507 100 139 100
4. Мониторинг созданных условий для сохранения здоровья на уроке


Применение здоровье сберегающих технологий в учебном процессе:  Смена видов деятельности на уроке;  Физкультминутки для начальной и средней школы, релаксация для старшеклассников;  Дозирование домашнего задания;  Соблюдение всех санитарно-гигиенических норм (световой, тепловой режим, правильное размещение учащихся по зрению);  Создание комфортных морально-психологических условий на уроке (доброжелательная атмосфера, установка на деятельность, уверенность в успехе);  Зарядка для глаз;  Обязательный инструктаж по ТБ на таких уроках как физкультура, технология, химия, физика и др. ( Приложение 4)
5. Мониторинг роли коллектива учителей в реализации программы «Здоровье»
 Немаловажным средством является образец коллектива, ведущий здоровый образ жизни;  Организация здорового досуга учителей, занятия физической культурой и спортом, отказ от вредных привычек;  Поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;  Повышение валеологической грамотности педагогов;  Привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении.

6.

Мониторинг на основе взаимосвязи с медицинскими учреждениями города и

района
 Ежегодные медицинские осмотры учащихся;  Выступления специалистов – медиков на классных часах, педсоветах, родительских собраниях;  Единые требования к учащимся со стороны педагогов и медицинских работников;  Внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования.
ПРОГНОЗИРУЕМАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

Физически, нравственно, духовно

здоровая личность

Образованная, адаптированная к

условиям нестабильного социума

Физически, нравственно,

духовно здоровая личность

Осознающая себя как

биологическое, психическое и

социальное существо

Проявляющая стойкий интерес к

познавательной и двигательной

деятельности

Осознающая необходимость

здорового образа жизни и

безопасности

жизнедеятельности как условий

благополучного существования

человека

Правильно организующая свою

жизнедеятельность

Реализующая потребность в

самостоятельной двигательной

активности

Проявляющая устойчивый

интерес к регулярным занятиям

физическими упражнениями


Приложение 1

1 кв

2 кв

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Уровень школьной тревожности учащихся

5 классов 2010-2011 учебный год

норма

повышенная

высокая

1 кв

2 кв

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Сравнительный график уровня школьной мотивации учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год

высокий

хороший

положительный

низкий

негативный

Реализующая творческую

продуктивность

Осуществляющая самоконтроль,

личностное саморазвитие


9классы

10классы

11 классы

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

Результаты выбора учебной мотивации

2008-2009учебный год

познавательные

коммуникативные

эмоциональные

саморазвития

позиция школьника

достижения

внешние

професиональные

Приложение 1

1 класс

2 класс

3класс

4класс

5класс

6класс

7класс

8класс

9класс

10класс

11класс

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90% 100%

Уровень школьной тревожности начало

2008-2009года

Высокий

Повышенный

Норма

1 класс

2 класс

3класс

4класс

5класс

6класс

7класс

8класс

9класс

10класс

11класс

0%

20%

40%

60%

80%

100%

120%

Уровень школьной тревожности конец

2008-2009 года

Высокий

Повы-

шенный

Норма



В раздел образования