Автор: Бандерова Валерианна Васильевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "Налимская СОШ" Населённый пункт: с. Налимск Среднеколымского р-на Республики Саха (Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: Всеобуч для родителей пятиклассников Раздел: среднее образование
Время кризиса. Переход из начальной школы в среднюю.
Трудности адаптации пятиклассников в
школе
•
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает
со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития
в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система
обучения: классный руководитель и учителя-предметники,
преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро
втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в
школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период
дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин,
становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся.
Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся
забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон
и аппетит.
•
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его
интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет
налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами,
соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Признаки возникшей дезадаптации школьника
Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.
Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий,
переключить внимание на другие темы. Усталый, утомленный вид ребенка.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный ночной сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
•
Чем можно помочь?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка,
несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У
пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение
которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле
со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых
требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в
адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком
причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно
бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность
обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее
встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение,
внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для
ребенка.
•
Возрастные особенности младшего подростка:
•
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
•
повышенная утомляемость;
•
стремление обзавестись верным другом;
•
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
•
повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил” в классе;
•
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
•
отсутствие авторитета возраста;
•
отвращение к необоснованным запретам;
•
восприимчивость к промахам учителей;
•
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном
будущем;
•
отсутствие адаптации к неудачам;
•
отсутствие адаптации к положению "худшего”;
•
ярко выраженная эмоциональность;
•
требовательность к соответствию слова делу;
•
повышенный интерес к спорту.
•
Некоторые проблемы пятиклассников
•
В письменных работах пропускает буквы.
•
Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
•
С трудом решает математические задачи.
•
Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
•
Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
•
Не умеет работать самостоятельно.
•
С трудом понимает объяснения учителя.
•
Постоянно что-то и где-то забывает.
•
Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
•
Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки
знаний.
•
Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает
одинок.
•
Признаки успешной адаптации:
•
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
•
ребенок легко справляется с программой;
•
степень самостоятельности ребенка при
выполнении им учебных заданий, готовность
прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ
попыток выполнить задание самому;
•
удовлетворенность межличностными
отношениями – с одноклассниками и учителем.
•
Памятка для родителей (средняя школа)
Золотые правила воспитания для родителей
•
Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
•
Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
•
Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
•
Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте
себя на его место.
•
Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя
сильным, умелым, удачливым.
•
Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
•
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
•
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример.
Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
•
Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
•
Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Спасибо за внимание!
"Что нужно учитывать при переходе ребенка в пятый класс"
•
1.Если ваш ребенок имеет какие-то особенности характера (медлителен, импульсивен,
чувствителен) или здоровья, сообщите об этом классному руководителю, он обязательно
будет учитывать это в работе.
2. Если ваш ребенок чем-то обижен, не спешите идти в школу. Он, конечно, говорит вам
правду, но это его точка зрения. Послушайте и других участников инцидента, составьте свое
мнение. Помогите ребенку самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации и найти
выход из нее.
3. У вашего ребенка будут разные учителя с разными требованиями. Важно, чтобы он
научился эффективно работать на каждом уроке: это обогатит его жизненный опыт.
4. Знакомясь с чем-то новым, дети не всегда этому рады. Поддерживайте ребенка, помогите
ему приспособиться к новым условиям.
5. Ваш ребенок входит в очень трудный этап жизни - отрочество. Наберитесь терпения, чтобы
вместе с ним перерасти этот период!
"Формирование учебной мотивации"
•
1.Не мешайте подростку учиться самостоятельно. Радость от постижения
нового - самый лучший мотивирующий фактор.
2. Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не
воссоздавайте дома школьную систему. Пусть подросток организует свой
учебный труд дома так, как ему нравится, сам решит, как оформить рабочий
уголок, организовать время.
3. Любой человек работает с удовольствием только тогда, когда он понимает,
для чего ему это нужно. Ребенок не знает, где ему могут пригодиться знания
по природоведению? Покажите эту область. Желательно, чтобы знания были
востребованы именно сегодня - понимание того, что
они будут нужны через несколько лет, не являются мотивирующим фактором.
•
4. Покупайте интересные книги ("Занимательная математика" "Занимательный
русский язык и т. д.), справочники по разным учебным дисциплинам. Через интерес
к этим книгам сформируется интерес к предмету в целом.
5. Не спешите облегчить труд подростка (сделать за него домашнее задание,
потребовать от учителя отменить какой-либо вид работы). Но и не заставляйте
ребенка многократно переделывать задание, выполнять нудную монотонную
работу, заучивать дополнительно трудный, непонятный материал. Помните, что ни
слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывают интереса. Обучение
должно быть сложным, но посильным.
6. Вселяйте в ребенка уверенность в том, что у него все непременно получится.
Рассказывайте, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас.
7. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не способствует
повышению мотивации.
•
8. В младшем подростковом возрасте начинают проявляться интересы; учение
ребенка становится избирательным: на любимые предметы он тратит больше
времени, на нелюбимые - меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если
он успешен в чем-то одном, готов заниматься этим предметом часами - это
уже неплохо. Усвоить все предметы одинаково хорошо очень сложно.
9. Ребенку нравится то, что ему удается. Иногда отсутствие интереса к какому-
либо предмету связано с тем, что у ребенка очень много пробелов в знаниях, и
это мешает ему усвоить дальнейший материал. Помогите ребенку восполнить
пробелы.
10.
Помните: если подросток проявляет нежелание учиться -это не каприз, а
крик о помощи. Не ругайте его, а выясните причины такого поведения.
•
"Школьная тревожность и ее преодоление"
1.Прежде всего успокойтесь сами. Ничего страшного не происходит: дети иногда
получают двойки, падают, ссорятся с друзьями и т. д.
2. Попробуйте вместе с ребенком воссоздать в воображении и проанализировать
волнующую его ситуацию. Если ребенок боится писать контрольную, вспомните
вместе с ним, в какой классной комнате это будет происходить, какого цвета
тетрадь для контрольных работ. Представьте, как он входит в класс, как начинает
писать. Тогда ребенок поймет, что это совсем не страшно.
3. Проанализируйте с ребенком те ситуации, в которых он совершил ошибки.
Помогите ему понять, почему он ошибся. Разберитесь вместе в том, что он не
понимает.
•
4. Тревожного человека часто мучает мысль: "А вдруг что-то случится?" Обсудите с
ребенком, бывают ли у него такие мысли, выясните, чего он боится. Ему страшно
получить двойку? А что случится, если он получит двойку? Объясните, что не будете
его ругать, а вместе с ним постараетесь разобраться и понять, что это произошло
случайно или какая-то тема действительно плохо усвоена, пропущена и необходимо
её ещё раз повторить , разобрать или попросить консультации у педагога. Он
должен знать - вы в любом случае будете его поддерживать.
5. Можно пообещать ребенку что-то особенное, если он справится с заданием
успешно. Даже если он не выполнит все так хорошо, как задумал, все равно
поощрите его. Но не переусердствуйте: слишком значимые стимулы могут ухудшить
деятельность ребенка.
6. Хвалите ребенка, оценивая его работу. Даже если он с чем-то не справился,
скажите:"Молодец, ты хорошо постарался! Я верю, что у тебя все получится!"
•
"Если у ребенка мало друзей"
1. Знакомьтесь с друзьями вашего ребенка. Относитесь к ним с
уважением, интересуйтесь их жизнью.
2. Учите ребенка играм, в которых надо участвовать вместе с друзьями.
3. Принимайте гостей дома.
4. Организуйте дома место, где дети могут играть и общаться.
5. Угощайте гостей вашего ребенка.
6.Приглашайте друзей вашего ребенка на совместные прогулки.
Спасибо за внимание!