Автор: Сошникова Татьяна Васильевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6" Населённый пункт: город Ангарск Наименование материала: конспект урока Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел. Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6"
г. Ангарска
Проект урока математики в 5 классе по теме:
«Сложение и вычитание смешанных чисел».
Автор: Сошникова Татьяна Васильевна,
учитель математики.
2015 г.
Технологическая карта урока
Учитель
Сошникова Татьяна Васильевна
Образовательное
учреждение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№6»
Предмет
Математика
Класс
5 «В»
Автор УМК
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ. Шварцбурд (М.: Мнемозина).
Тема урока
Сложение и вычитание смешанных чисел
Цели
Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложение и вычитание
смешанных чисел»
Развивающая: развитие
памяти,
правильной
устной
и
письменной
математической
речи
учащихся, развитие умения слушать, записывать примеры под диктовку учителя и объяснять ход
решений заданий, развивать навыки самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля;
Воспитательная: развивать
познавательный
интерес
через
игровые
моменты,
учить
детей
сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи;
Тип урока
Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Формируемые УУД
Познавательные УУД: обобщить навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми
знаменателями; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с
одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении уравнений.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к
другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи
под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в
процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость
приобретения новых знаний.
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, кружочки трех цветов, смайлики, карта
достижений учащихся, карточки с заданиями.
Этап урока и его
цель
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
УУД, формируемые на
данном этапе
I. Организационный
этап
Цель: актуализация
требований к учебной
деятельности.
- Проверим готовность к уроку.
Слайд 1
Проверяют готовность к уроку.
Регулятивные:
-нацеливать на успешную
деятельность.
Личностные:
-
в ы р а ж а т ь
положительное
отношение
к
процессу
познания.
Коммуникативные :
-
формировать
умение
слушать и слышать.
II.
Этап создания
мотивации к учебной
деятельности
учащихся
Ц е л ь :
включение
в
учебную
д е я т е л ь н о с т ь
н а
личностно
значимом
уровне.
Ребята , а какое сегодня число?
Чем оно знаменательно?
Сегодня начало масленицы !
Слайд 2
Кто знает, чем знаменит этот праздник?
К нам в класс тоже пришла масленица ,
которая не знает действий с дробями.
Так чему мы можем её научить?
Какая тема урока у нас сегодня?
Запишите в тетради число и тему урока
.
Слайд 3
Слушают учителя.
Отвечают:
16 февраля.
Отвечают:
Проводы зимы, встреча весны.
Отвечают: решать задачи и
уравнения на сложение и
вычитание смешанных чисел
Отвечают:
Сложение и вычитание
смешанных чисел.
Читают стихи про масленицу:
Регулятивные:
-
с т а в и т ь
и
формулировать учебную
з а д а ч у
н а
о с н о в е
соотнесения
того,
что
уже
известно
и
усвоено
учащимися
и
того,
что
еще не известно.
Познавательные:
- уметь ставить и решать
проблемы.
Личностные:
-способствовать
развитию
познавательных
и н т е р е с о в
у ч е б н ы х
мотивов.
Коммуникативные:
-
уметь
ясно
и
четко
У вас на столах лежат индивидуальные
Карты достижений, где вы за каждый
пройденный этап будете выставлять себе
баллы
Дубцова Даша
Знакомятся с Картами
достижений
Слайд 4
излагать
свое
мнение,
выстраивать
речевые
конструкции.
III.
Этап актуализации
знаний
Ц е л ь :
с о з д а н и е
у с л о в и й
д л я
актуализации
изученных
способов
действий.
Проведём устную разминку
Слайд 5
Беседа по вопросам
- Какая дробь называется неправильной?
- Как неправильную дробь преобразовать в
смешанное число?
- Какое число называется смешанным?
Приведите примеры смешанных чисел.
Слайд 6
Решают в тетрадях:
1.
Выделить целую часть
45
6
= 7
3
6
,
43
5
= 8
3
5
,
39
3
=
3
2.
Выделите целую часть из
дробной части
2
15
11
=3
4
11
, 7
37
16
9
5
16
, 5
36
12
=
8
3.
Представить в виде
неправильной дроби
5
3
4
=
23
4
, 10
5
11
=
115
11
Дают устные ответы
Проверяют ответы со слайда
( самопроверка)
Выставляют в карту
достижений баллы.
Регулятивные:
-
ум е т ь
а д е к в а т н о
воспринимать оценки.
Познавательные:
- структурировать знания,
к о н т р о л ь
и
о ц е н к а
процесса
и
результатов
деятельности.
Личностные:
-формировать
адекватную, позитивную,
осознанную
самооценку
и самопринятия.
Коммуникативные:
-
уметь
с
достаточной
полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли
в
соответствии
с
задачами
и
у с л о в и я м и
коммуникации.
IV.
Обобщение и
систематизация
знаний
Чтобы
узнать
сколько
длится
масленица
нужно решить задачу
Слайд 7
Слайд 8
Каждый
день
масленицы
имеет
своё
название и назначение. Решите задачу и вы
узнаете чем знаменит понедельник.
Слайд 9
Ответ- делали чучело
Слайд 10 Понедельник – «встреча»
Решают в тетрадях
1 -
9
10
=
1
10
Ответ:
Масленица длится 7 дней
Решают самостоятельно задачу
60: 12 х 7 = 35
( двое учащихся решают на
закрытой доске), потом
осуществляется проверка
Ответ : делали чучело
Проверяют ответы со слада
( самопроверка)
Выставляют в карту
достижений баллы.
Сообщение о понедельнике
читает Заболотняя Даша
Регулятивные:
- п л а н и р о в а т ь
( в
сотрудничестве)
необходимые
действия,
операции.
Познавательные :
- о с у щ е с т в л я т ь
д л я
решения
учебных
задач
операцию анализа, делать
выводы.
Коммуникативные :
-формулировать
с об с т ве нные
м ы с л и ,
в ы с к а з ы в а т ь
и
обосновывать свою точку
зрения.
Познавательные:
-слушать
и
смотреть,
и з в л е к а я
н у ж н у ю
информацию.
Слайд 11
Решите
уравнение
и
вы
узнаете
чем
знаменит вторник
Слайд 12
Ответ-« заигрыш»
Слайд 13
Чем была знаменита среда?
Слайд 14
Ответ- «лакомка»
Решают в тетрадях
Х + 2
5
13
=4
11
13
Х = 4
11
13
−
2
5
13
Х = 2
6
13
Ответ :
вторник- заигрыш
Для проверки поменялись
тетрадями с соседом по парте
( взаимопроверка, работа в
паре)
Выступает Бердник Мария с
сообщением о вторнике.
Выставляют в карту
достижений баллы.
Решают в тетрадях
(двое учащихся решают на
закрытой доске)
6
3
7
- У =
3
5
7
У = 6
3
7
- 3
5
7
У = 2
5
7
Ответ : лакомка
Проверку осуществляет весь
класс ( поднятием карточки -
1
6
– значит правильно
решено, переворачивают дробь
9
1
– неправильно )
Физ. минутка
Ц ел ь :
р е а л и з а ц и я
двигательной
а к т и в н о с т и
д л я
снятия
усталости
и
напряжения.
Для дальнейшего решения нам нужна
энергия. Подзарядиться нам поможет
физкультминутка
Звучит русская народная мелодия.
Слайд 15
Выполняют упражнения.
Физорг делает показ:
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх –
хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
Коммуникативные :
-
у м е т ь
к о л л е к т и в н о
выполнять
физические
упражнения по команде.
V. Применение и
знаний и умений в
новой ситуации
Ц е л ь
–
п р о в е р к а
усвоения
материала
по теме урока.
Чтобы узнать как назывались четверг,
пятница и суббота нужно разгадать ребус
решив примеры
Слайд16
У учащихся на столе карточки с
примерами.
Ответ
примера
соответствует букве слова. Если
в с е
п р и м е р ы
р е ш е н ы
Личностные:
- формировать интерес к
с п о с о бу
р е ш е н и я
и
о б щ е м у
с п о с о б у
действия.
Регулятивные:
-уметь
планировать
своё
правильно,
то
с
помощью
“ключа” можно отгадать слово
действие в соответствии с
поставленной задачей.
Познавательные :
- о с у щ е с т в л я т ь
д л я
решения
учебных
задач
операцию анализа, делать
выводы.
Зачитываю текст слайда
Слайд17
Каким днём заканчивалась масленица вы
узнаете, если справитесь с задачей ?
Слайд 18
Воскресенье - « прощеный день»
Слайд19
Слушают учителя
Ответ:
Четверг - «разгул»
Пятница – « вечеринки»
Суббота - «посиделки»
Решают задачу самостоятельно
1)
1-
7
10
=
3
10
2)
690 : 3 х 10 = 2300
Ответ: 2300 – прощеный день
Ответы проверяют со слайда.
Самооценка.
Выставляют в карту
достижений баллы.
Сообщение о « прощеном дне»
читает Попова Ульяна
Слайд20
В воскресный день сжигали чучело
Масленицы, в знак проводов зимы, в
костёр бросали и блины, как бы принося в
жертву для будущего плодородия и
готовились встречать весну.
VII. Подведение
итогов урока
Цель –формулирование
вывода,
заполнение
ч а с т и
т е к с т а ;
сравнение
знаний
по
теме, которые были в
начале и в конце урока,
выделение актуальных
знаний.
Слайд21
Слайд 22
Отвечают на вопросы учителя,
делятся впечатлениями.
Стихи
про
масленицу
читает
Исаева Ксения
Личностные:
самоопределение,
смыслообразование.
Регулятивные:
целеполагание,
самоконтроль,
самооценка
Познавательны е:
анализ, синтез, аналогия,
выполнение действий по
алгоритму
VIII. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Цель:
о р г а н и з а ц и я
р е ф л е к с и и
и
самооценки учениками
собственной
учебной
деятельности.
Посчитайте баллы в картах достижений и
оцените свою работу оценкой:
9-10баллов – оценка «5»
7-8 баллов – оценка «4»
5-6 баллов – оценка «3»
Поднимите руку, кто оценил себя на оценку
«5», «4», «3»
У вас на партах лежат смайлики. Выберите
тот, который вам понравиться и наклейте
его на вашу карту Слайд 23
Самооценка.
Суммируют
баллы
в
своих
Картах достижений.
Выставляют оценки:
«5» - 18 человек
«4» - 6 человек
«3» - 3 человека
Рефлексия класса.
Слайд 24
Личтностные:
- развивать cпособность к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
IX. Этап
информирования
обучающихся о
домашнем задании
Цель – организация
пути выполнения
домашней работы на
основе полученных
знаний.
Слайд 25
Вы все молодцы!
Вы все удальцы!
И пусть на года
Любимой всегда
Для вас математика будет!
Урок окончен. Спасибо за внимание!
Слушают учителя, определяют
пути
выполнения
домашней
работы.
Слайд 26
Фамилия, имя
Карта достижений по теме:
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
Вид работы
баллы
оценка
Устная работа
Понедельник
Вторник
Среда
Карточка
Воскресенье
Итого