Напоминание

Развитие режиссерской и образной игры у дошкольников


Автор: Садовникова Наталия Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 134 "Жемчужинка" города Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Учебно - методический материал
Тема: Развитие режиссерской и образной игры у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие режиссерской

и образной игры

у дошкольников


Игра для ребенка – достаточно серьезная работа.

Это не развлечение и не отдых, а так же не учеба.

Игра для ребенка – достаточно серьезная работа.

Это не развлечение и не отдых, а так же не учеба.


Игра в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является не только сюжетно- ролевая игра, как было принято считать вслед за Д.Б. Элькониным, но и последовательно сменяющие друг друга пять видов игр:
режиссерская ,

образная ,

сюжетно -

ролевая,

игра

с

правилами

и

снова

режиссерская игра,
но на качественно новом уровне развития (в форме театрализованной игры).

Игра - ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста

Режиссерская игра
На границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом или
режиссерская игра,
действующими лицами в ней выступают игрушки , изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы , игрушечные мишки , зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер , управляющий и руководящий действиями своих «актеров».
Образно-ролевая игра
Одновременно с режиссерской игрой или несколько позже появляется
образно-ролевая игра.
В ней ребенок воображает себя кем угодно чем угодно и соответственно действует . Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое , интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.

Основные стадии в развитии игровой

деятельности
Первая стадия проходит в возрасте от 3 до 5 лет. Для нее характерно воспроизведение реальных действий взрослых людей , содержанием игры являются предметные действия. В процессе второй стадии, с 5 до7 лет, моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения , общественный смысл деятельности взрослого человека.

Специфика режиссерской игры
Во - первых , она практически всегда индивидуальна. Во - вторых , ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. В-третьих, играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться.



Режиссерская

игра
– это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том , что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия.

Дошкольник - режиссер фильма или спектакля
Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене». Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Этапы становления режиссерской

игры

Первый этап
- становления режиссерской игры.
Второй этап
- период развития образно-ролевой игры.
Третий этап
развития детской игры - сюжетно-ролевая игра.

Общее и различие в режиссёрских и сюжетно-

ролевых играх дошкольников:

ОБЩЕЕ

Обе являются видами игр.

И в том и другом виде игр есть сюжет.

ОТЛИЧИЯ

Специфика.

Возраст.

Время появления.

С кем играет.

Координация игровых действий.

Начало и развитие игры.

Чему учится.

Руководство игрой.


Особенности развития режиссерской игры у

дошкольников по возрастам
Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа. На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества. В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы - заместители , роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.
Преимущества игры Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще. В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество , свои знания.
Значение режиссёрской игры. Дети самореализуются; У детей активизируются речь, воображение, мышление; У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности).
Условия развития режиссёрской игры: У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни; Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда; Должно быть свободное время; Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки. У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.

Разные подходы педагогического руководства

режиссерской игрой

1. Педагогические технологии организации

режиссерских игр Солнцевой О.В.:

а. на основе готового содержания;

б. по мотивам литературных

произведений

2. Методика руководства режиссерскими

играми Кириллова И.А.

3. Методика руководства режиссерскими

играми Кравцовой Е.Е.


Методика руководства режиссерскими

играми Солнцевой О.В.
В своих работах автор выделяет две технологии организации игр.
Педагогическая технология организации режиссерских игр на

основе готового содержания (для детей с недостаточным

уровнем освоения сюжетной игры).
Этапы педагогической технологии.
1 этап.
Обогащение опыта режиссерских игр детей за счет использования готовых игровых сюжетов.
2 этап.
Частичное преобразование готового игрового сюжета в новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру.
3 этап.
Создание новых игровых сюжетов и их использование в режиссерских играх.

Методика руководства режиссерскими

играми Солнцевой О.В.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по

мотивам литературных произведений.
Этапы педагогической технологии.
1 этап.
Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
2

этап .
Развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой и знакомых сказок. Полифункциональный игровой материал представляет собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события. Это может быть сказочная страна или город (1 часть). Далее полифункциональный игровой материал выступает в роли пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, основанное на борьбе добра и зла, направляет своим содержанием замыслы детей. На новом игровом поле изображается новая сказочная страна или город, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 часть).
3

этап.
Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывание новых приключений для героев сказки. На 3 этапе педагогической технологии игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей (3 часть).

Методика руководства режиссерскими

играми Кравцовой Е.Е
1. Разыгрывание заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес. Материал: настольный кукольный театр, набор мелких одномасштабных игрушек. 2. Придумывание оправдательных сюжетов. Материал: набор одномасштабных игрушек. Воспитатель располагает игрушки определенным образом на карте- макете. Например, справа от нарисованной речки – елочку и девочку, а слева – домик. Потом воспитатель меняет: справа теперь – домик и девочка, а слева – елочка. 3. Придумывание сказки и показ. Материал: набор мелких игрушек.

Методика руководства режиссерскими играми

Кириллова И.А.

Автор

следующей

методики

выделяет

следующие

основные

составляющие развития режиссерских игр у старших дошкольников:
1. Чтение художественной литературы. 2. Просмотр разнообразных мультфильмов. 3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой («Солнечный город Незнайки», «Зеленый лес Робин Гуда» и т.п.). 4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи, предметы-действия). И.А. Кириллов в своих исследованиях отмечает важность использования макетов для режиссерских игр детей. Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира. Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать множество сюжетов. Автор выделяет следующие типы макетов: 1.макет-модуль (крепость – замок, кукольный дом, дворец). 2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.). Считается, что на 1 год нужно 4 макета: 2 модуль-макет, 2- макет-карта.

Основная задача педагога в развитии

режиссерской

игры

-

направлять

игровую деятельность детей, обогащать

другие

виды

игровой

деятельности,

которые

способствуют

формированию

режиссерской игры.


Режиссерская игра
– это детская игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребенка, чем обширнее его информация об окружающем мире.
Режиссерская

игра
– важнейший фактор социализации дошкольника.
Режиссерская игра
– это детская игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребенка, чем обширнее его информация об окружающем мире.
Режиссерская

игра
– важнейший фактор социализации дошкольника.
Компоненты

Компоненты
Условное игровое действие Условное игровое действие Роль

Роль

Сюжет Сюжет

Игровой материал


Вхождение в роли


КОМБИНИРОВАНИЕ СЮЖЕТОВ:

ТРАНСПОРТ. СТРОИТЕЛЬСТВО.ПУТЕШЕСТВИЯ И ДР.


Парад моделей


В стране гнома- эконома


Зажигаются звезды


Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика по сказке

«Буратино»

/ программа Н.А. Фоминой/

Представление начинается
Буратино - улыбнись
Буратино - улыбнулся

До встречи…


Список литратуры
 Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981.  Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2006.  Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.  Краснощекова Н.В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2011.  Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.  Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб.: Питер, 2009.  Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду): метод. издание / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.: Обруч, 2012.  Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, 2012.  Щербакова Е.И. Формирование взаимодействия детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. 2110. – М.: Просвещение, 1984
Спасибо за внимание!


В раздел образования