Развитие режиссерской и образной игры у дошкольников
Автор: Садовникова Наталия Николаевна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 134 "Жемчужинка" города Чебоксары Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика Наименование материала: Учебно - методический материал Тема: Развитие режиссерской и образной игры у дошкольников Раздел: дошкольное образование
Игра в дошкольном возрасте
В
дошкольном
возрасте
ведущей
деятельностью является не только сюжетно-
ролевая игра, как было принято считать вслед
за Д.Б. Элькониным, но и последовательно
сменяющие
друг
друга
пять
видов
игр:
режиссерская ,
образная ,
сюжетно -
ролевая,
игра
с
правилами
и
снова
режиссерская игра, но на качественно новом
уровне развития (в форме театрализованной
игры).
Игра - ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
Режиссерская игра
На границе раннего и дошкольного
детства
впервые
возникает
игра
с
сюжетом или режиссерская игра,
действующими
лицами
в
ней
выступают
игрушки
,
изображающие
различных
персонажей. Ребенок сам дает роли
этим игрушкам, как бы одушевляя
их,
сам
говорит
за
них
разными
голосами
и
сам
действует
за
них.
Куклы
,
игрушечные
мишки
,
зайчики или солдатики становятся
действующими
лицами
игры
ребенка,
а
он
сам
выступает
как
режиссер
,
управляющий
и
руководящий
действиями
своих
«актеров».
Образно-ролевая игра
Одновременно
с
режиссерской
игрой
или
несколько
позже
появляется образно-ролевая игра.
В ней ребенок воображает себя кем
угодно чем угодно и соответственно
действует
.
Но
обязательным
условием развертывания такой игры
является
яркое
,
интенсивное
переживание:
ребенка
поразила
увиденная им картина, и он сам в
своих
игровых
действиях
воспроизводит тот образ, который
вызвал
у
него
сильный
эмоциональный отклик.
Основные стадии в развитии игровой
деятельности
Первая стадия проходит в возрасте от 3 до 5
лет.
Для
нее
характерно
воспроизведение
реальных
действий
взрослых
людей
,
содержанием
игры
являются
предметные
действия.
В
процессе
второй
стадии,
с
5
до7
лет,
моделируются
реальные
отношения
между
людьми
и
содержанием
игры
становятся
социальные
отношения
,
общественный
смысл деятельности взрослого человека.
Специфика режиссерской игры
Во
-
первых
,
она
практически
всегда
индивидуальна.
Во -
вторых
,
ребенок
очень
старается
сохранить
ее
для
себя,
и
вмешательство
взрослого
часто
ведет
к
тому,
что
игра
прерывается.
В-третьих, играть в нее ребенок предпочитает
в укромном месте, куда взрослый не всегда
может заглянуть, вмешаться.
Режиссерская
игра
–
это
разновидность сюжетной игры, которая
заключается
в
том ,
что
ребенок
организует деятельность как бы извне,
как режиссер, строя и развивая сюжет,
управляя
игрушками
и
комментируя
их действия.
Дошкольник - режиссер фильма или спектакля
Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет,
сценарий своей игры.
Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с
настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что
будет.
Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что
ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в
пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут
взаимодействовать с другими предметами и что в результате
этого произойдет на «сцене».
Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре
все роли, если они есть, или просто сопровождает игру
«дикторским» текстом.
Этапы становления режиссерской
игры
Первый этап - становления
режиссерской игры.
Второй этап - период развития
образно-ролевой игры.
Третий этап развития детской игры -
сюжетно-ролевая игра.
Общее и различие в режиссёрских и сюжетно-
ролевых играх дошкольников:
ОБЩЕЕ
Обе являются видами игр.
И в том и другом виде игр есть сюжет.
ОТЛИЧИЯ
Специфика.
Возраст.
Время появления.
С кем играет.
Координация игровых действий.
Начало и развитие игры.
Чему учится.
Руководство игрой.
Особенности развития режиссерской игры у
дошкольников по возрастам
Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является
предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт.
Сюжет
очень
беден.
Дети
выполняют
только
хорошо
знакомые
действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще
всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.
На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков,
увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и
оценочные
высказывания
(хитрая
лиса,
злой
волк).
На
4-5
году
у
дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но
режиссёрская
игра
остаётся
широко
распространённой,
т.к.
имеет
выше перечисленные преимущества.
В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто
используются
предметы - заместители ,
роль
за
игрушкой
не
фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет
более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь
ребёнка.
Преимущества игры
Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться
во
взаимоотношениях,
в
общении
в
процессе
действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не
требуют от ребёнка высокого уровня общения – с
ними проще.
В режиссёрской игре не надо учитывать позицию
партнёра,
не
надо
под
него
подстраиваться.
Здесь
ребёнок
остаётся
самим
собой,
ему
не
надо
подчиняться каким – то общим требованиям, он сам
придумывает
свои
правила
и
сам
их
выполняет,
проявляет
своё
творчество
,
свои
знания.
Значение режиссёрской игры.
Дети самореализуются;
У детей активизируются речь,
воображение, мышление;
У детей проявляется самостоятельность,
конструктивные способности
(планирование деятельности,
артистические способности).
Условия развития
режиссёрской игры:
У детей должны быть знания и впечатления об окружающей
жизни;
Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая
среда;
Должно быть свободное время;
Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и
упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр,
пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются
на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и
объёмный), теневой театр, марионетки.
У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего
играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Разные подходы педагогического руководства
режиссерской игрой
1. Педагогические технологии организации
режиссерских игр Солнцевой О.В.:
а. на основе готового содержания;
б. по мотивам литературных
произведений
2. Методика руководства режиссерскими
играми Кириллова И.А.
3. Методика руководства режиссерскими
играми Кравцовой Е.Е.
Методика руководства режиссерскими
играми Солнцевой О.В.
В своих работах автор выделяет две технологии организации игр.
Педагогическая технология организации режиссерских игр на
основе готового содержания (для детей с недостаточным
уровнем освоения сюжетной игры).
Этапы педагогической технологии.
1 этап. Обогащение опыта режиссерских игр детей за счет
использования готовых игровых сюжетов.
2 этап. Частичное преобразование готового игрового сюжета в
новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру.
3 этап. Создание новых игровых сюжетов и их использование в
режиссерских играх.
Методика руководства режиссерскими
играми Солнцевой О.В.
Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по
мотивам литературных произведений.
Этапы педагогической технологии.
1 этап.
Обогащение игрового опыта
детей новым содержанием на основе
организации художественного восприятия сказки.
2
этап .
Развитие
сюжетосложения
на
основе
использования
полифункционального
игрового
материала
по
сюжетам
новой
и
знакомых
сказок. Полифункциональный игровой материал представляет собой смысловое
поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события. Это может
быть сказочная страна или город (1 часть). Далее полифункциональный игровой
материал
выступает
в
роли
пускового
механизма,
помогающего
детям
разворачивать новое содержание игровой деятельности, основанное на борьбе
добра и зла, направляет своим содержанием замыслы детей. На новом игровом
поле изображается новая сказочная страна или город, в которые попадают
знакомые детям игровые персонажи (2 часть).
3
этап.
Развитие
сюжетосложения
на
основе
самостоятельного
создания
полифункционального
игрового
материала
и
придумывание
новых
приключений для героев сказки. На 3 этапе педагогической технологии игровой
материал
отражает
внутреннюю
позицию
ребенка
по
отношению
к
воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми
для новых приключений игровых персонажей (3 часть).
Методика руководства режиссерскими
играми Кравцовой Е.Е
1. Разыгрывание заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.
Материал: настольный кукольный театр, набор мелких одномасштабных
игрушек.
2. Придумывание оправдательных сюжетов.
Материал: набор одномасштабных игрушек.
Воспитатель
располагает
игрушки
определенным
образом
на
карте-
макете.
Например, справа от нарисованной речки – елочку и девочку, а слева –
домик. Потом воспитатель меняет: справа теперь – домик и девочка, а
слева – елочка.
3. Придумывание сказки и показ.
Материал: набор мелких игрушек.
Методика руководства режиссерскими играми
Кириллова И.А.
Автор
следующей
методики
выделяет
следующие
основные
составляющие развития режиссерских игр у старших дошкольников:
1. Чтение художественной литературы.
2. Просмотр разнообразных мультфильмов.
3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной
тематикой («Солнечный город Незнайки», «Зеленый лес Робин Гуда» и т.п.).
4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи,
предметы-действия).
И.А. Кириллов в своих исследованиях отмечает важность использования макетов
для режиссерских игр детей.
Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов
воображаемого мира.
Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать
множество сюжетов.
Автор выделяет следующие типы макетов:
1.макет-модуль (крепость – замок, кукольный дом, дворец).
2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и
т.п.).
Считается, что на 1 год нужно 4 макета: 2 модуль-макет, 2- макет-карта.
Основная задача педагога в развитии
режиссерской
игры
-
направлять
игровую деятельность детей, обогащать
другие
виды
игровой
деятельности,
которые
способствуют
формированию
режиссерской игры.
Режиссерская игра – это детская игровая деятельность, которая
тем
богаче
и
разнообразнее,
чем
интереснее
реальная
жизнь
ребенка, чем обширнее его информация об окружающем мире.
Режиссерская
игра
–
важнейший
фактор
социализации
дошкольника.
Режиссерская игра – это детская игровая деятельность, которая
тем
богаче
и
разнообразнее,
чем
интереснее
реальная
жизнь
ребенка, чем обширнее его информация об окружающем мире.
Режиссерская
игра
–
важнейший
фактор
социализации
дошкольника.
Компоненты
Компоненты
Условное игровое
действие
Условное игровое
действие
Роль
Роль
Сюжет
Сюжет
Игровой материал
Вхождение в роли
КОМБИНИРОВАНИЕ СЮЖЕТОВ:
ТРАНСПОРТ. СТРОИТЕЛЬСТВО.ПУТЕШЕСТВИЯ И ДР.
Парад моделей
В стране гнома- эконома
Зажигаются звезды
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика по сказке
«Буратино»
/ программа Н.А. Фоминой/
Представление начинается
Буратино - улыбнись
Буратино - улыбнулся
До встречи…
Список литратуры
Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского
сада. – М.: Просвещение, 1981.
Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений
России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2006.
Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности
дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Краснощекова Н.В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые
прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. – Ростов
на Дону: Феникс, 2011.
Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми
детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб.: Питер,
2009.
Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5
лет (в семье и детском саду): метод. издание / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.: Обруч,
2012.
Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5
лет: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, 2012.
Щербакова Е.И. Формирование взаимодействия детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по
спецкурсу для студентов пединститутов по спец. 2110. – М.: Просвещение, 1984
Спасибо за внимание!