Напоминание

Проблемы реализации регионального компонента содержания дошкольного образования


Автор: Наумова Олеся Юрьевна
Должность: заместитель заведующей
Учебное заведение: ДОУ № 14 г. Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы реализации регионального компонента содержания дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Проблемы реализации регионального компонента содержания

дошкольного образования»

Аннотация.
В соответствии с утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 Федеральным го сударственным образовательным стандартом дошкольного образования17 октября 2013 г в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения требуется отражение регионального компонента. В данной статье отражены проблемы, возникающие при реализации данного требования. В ситуации демократизации гражданского общества, одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность требований к дошкольному образованию. Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одна из задач стандарта - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В настоящее время в различных регионах проводится экспериментальная работа, но при этом акцент делается либо на экологическом воспитании ребенка, либо на его художественно-эстетическом развитии на основе национальной культуры. Вместе с тем, появилась и набирает мощность тенденция гражданского, нравственно-патриотического воспитания детей средствами регионального компонента. Каково же содержание понятия «региональный компонент»? В Кратком словаре современной педагогики под редакцией Л. Н. Юмсуновой предлагается следующее определение: «региональный (лат.
regionalis - местный, областной) - относящийся к какой-либо определенной территории (области, группе районов или областей)». Большой Энциклопедический Словарь рассматривает определение понятия «компонент» (от лат. componens – составляющий) как составную часть, элемент чего-либо. В педагогике понятие «Региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса. Основные задачи регионального компонента можно выделить следующие: - формирование системы понимания Родины (страны, области, родного края); - формирование устойчивого осознания своего происхождения; - формирование целостного отношения к человеку как к личности. Цеевой Л. А. было отмечено, что анализ публикаций специалистов по проблемам содержания образования (А.Г. Каспржак, В.С. Леднев, В.Б. Новиков, М.В. Рыжакова и др.) позволяет прийти к выводу о том, что до настоящего времени еще не разработана концептуальная основа национально-регионального компонента, а также механизм его интеграции в содержание общего образования с направлением рассматриваемых проблем, вопросы разработки национально- регионального компонента содержания дошкольного и начального общего образования остаются нерешенными и требуют своего дальнейшего изучения. В частности, ей были выделены такие как: уточнение сущности стандарта национально-регионального компонента дошкольного и начального образования; выяснение его республиканских особенностей; разработка принципов и критериев отбора содержания национально-регионального компонента содержания дошкольного и начального общего образования и ряд других вопросов являются открытыми, а наполнение их конкретным эмпирическим материалом еще далеко не завершено и научные основы этого процесса до сих пор в значительной степени не разработаны. В трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М.
Леонтьева, Д.Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно- исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности. В научно-педагогическом сообществе России идет дискуссия, связанная с поиском путей гуманитаризации и гуманизации образования, с определением нового типа личности, которая должна формироваться в обозримом процессе при сочетании общекультурного развития и всемерного сочетания национальных и региональных культурных традиций (Е.В. Бондаревская, М.Н. Кузьмина, З.А. Манькова, Л.Л. Супрунова и др.). На пути развития процессов регионализации образования возникает ряд препятствий и трудностей: недостаточное осознание культурных смыслов и ценностей образования его непосредственными участниками; недостаточная разработанность методологических, методических оснований для интеграции и дифференциации федерального и регионального компонентов образования; низкий уровень реализации социально-адаптивных функций образования. Данные проблемы актуальны и в настоящее время. В соответствии с утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования17 октября 2013 г в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения требуется отражение регионального компонента. При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй частью рекомендован национально-региональный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности педагогического коллектива. В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации национально-регионального образовательного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки
зрения. Многие дошкольные учреждения осуществляют эту работу, но, однако, работают практически на интуитивном уровне, так как в дошкольном образовании недостаточное количество научно-методического обеспечения. Основные проблемы реализации регионального компонента содержания дошкольного образования заключаются в следующем: – определение и отбор содержания регионального компонента образования, его основных элементов и объема, отражающих природные и социально- культурные особенности региона, в котором живет ребенок и выявление его воспитательного и развивающего потенциала; – создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении (оформление мини-музея народного быта, центра краеведения, центр родной литературы, наличие наглядного материала для реализации регионального компонента в образовательной деятельности и т.д.); – создание системы воспитательно-образовательной работы по реализации регионального компонента содержания дошкольного образования и ее интеграция в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения; – организация эффективного взаимодействия д о ш кол ь н о го образовательного учреждения и семьи по освоению ребенком регионального компонента содержания образования; – подготовка педагогического коллектива к реализации природной и социокультурной направленности регионального компонента дошкольного образования. Выявление и повышение уровня теоретической и методической готовности педагогического персонала к реализации регионального компонента содержания дошкольного образования является одним из главных направлений. Построение системы регионального образования, развитие процесса формирования профессиональной компетентности педагогов, реализующих национально- региональный компонент содержания образования, нуждаются в новых знаниях, модели подготовки педагогов к реализации национально-регионального
компонента в содержании дошкольного образования. Реализация регионального компонента в дошкольном учреждении невозможно без педагога, осознающего значимость этой деятельности на современном этапе и профессионально подготовленного к ней, его научно- теоретическая и практическая подготовка, что, в свою очередь, вызывает необходимость теоретического обоснования совокупности требований, предъявляемых к специалистам, и использованию ими новых подходов в работе с детьми.

Список литературы

1.
Большая Советская Энциклопедия [Текст]. В 30 томах/гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Т. 21. – 640с.
2.
Кожанова М. Б. Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразующий фактор регионального компонента содержания дошкольного образования [Текст] / Журнал Вестник ОГУ № 6, 2006 г.
3.
Лазарева М.В. Проблемы реализации регионального компонента содержания дошкольного образования [ Те к с т ] /Инновационная деятельность в образовании: Материалы VIII Международной научно- практической конференции. – М.: ИРОТ, 2014. – С. 183-190.
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
5.
Цеева Л. Х. Проблемы реализации национально-регионального компонента в условиях преемственности дошкольного и начального образования [Текст]/Журнал «Современные проблемы науки и образования», № 6, 2006 г.
6.
Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100


В раздел образования