Проблемы реализации регионального компонента содержания дошкольного образования
Автор: Наумова Олеся Юрьевна Должность: заместитель заведующей Учебное заведение: ДОУ № 14 г. Липецка Населённый пункт: г. Липецк Наименование материала: статья Тема: Проблемы реализации регионального компонента содержания дошкольного образования Раздел: дошкольное образование
«Проблемы реализации регионального компонента содержания
дошкольного образования»
Аннотация. В
соответствии
с
утвержденным
Приказом
Министерства
образования
и
науки
РФ
№
1155
Федеральным
го сударственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования17
октября
2013
г
в
образовательной
программе
дошкольного
образовательного
учреждения
требуется отражение
регионального компонента. В данной статье отражены
проблемы, возникающие при реализации данного требования.
В ситуации демократизации гражданского общества, одним из важнейших
условий
формирования
подрастающего
человека
выступает
этнокультурное
воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает
и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.
Сегодня
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
представляет
собой
совокупность
требований
к
дошкольному образованию. Одним из основных принципов ФГОС ДО является
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства. Одна из задач стандарта - объединение обучения и воспитания в
целостный
образовательный
процесс
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества.
В настоящее время в различных регионах проводится экспериментальная
работа, но при этом акцент делается либо на экологическом воспитании ребенка,
либо
на
его
художественно-эстетическом
развитии
на
основе
национальной
культуры.
Вместе
с
тем,
появилась
и
набирает
мощность
тенденция
гражданского,
нравственно-патриотического
воспитания
детей
средствами
регионального компонента.
Каково же содержание понятия «региональный компонент»?
В
Кратком
словаре
современной
педагогики
под
редакцией
Л.
Н.
Юмсуновой
предлагается
следующее
определение:
«региональный
(лат.
regionalis
-
местный,
областной)
-
относящийся
к
какой-либо
определенной
территории (области, группе районов или областей)».
Большой Энциклопедический Словарь рассматривает определение понятия
«компонент» (от лат. componens – составляющий) как составную часть, элемент
чего-либо.
В
педагогике
понятие
«Региональный
компонент
в
образовании»
определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного
региона осуществления образовательного процесса.
Основные задачи регионального компонента можно выделить следующие:
- формирование системы понимания Родины (страны, области, родного
края);
- формирование устойчивого осознания своего происхождения;
- формирование целостного отношения к человеку как к личности.
Цеевой Л. А. было отмечено, что анализ публикаций специалистов по
проблемам содержания образования (А.Г. Каспржак, В.С. Леднев, В.Б. Новиков,
М.В. Рыжакова и др.) позволяет прийти к выводу о том, что до настоящего
времени еще не разработана концептуальная основа национально-регионального
компонента, а также механизм его интеграции в содержание общего образования
с направлением рассматриваемых проблем, вопросы разработки национально-
регионального
компонента
содержания
дошкольного
и
начального
общего
образования остаются нерешенными и требуют своего дальнейшего изучения. В
частности,
ей
были
выделены
такие
как:
уточнение
сущности
стандарта
национально-регионального компонента дошкольного и начального образования;
выяснение
его
республиканских
особенностей;
разработка
принципов
и
критериев
отбора
содержания
национально-регионального
компонента
содержания
дошкольного
и
начального
общего
образования
и
ряд
других
вопросов
являются
открытыми,
а
наполнение
их
конкретным
эмпирическим
материалом еще далеко не завершено и научные основы этого процесса до сих
пор в значительной степени не разработаны.
В
трудах
Б.Г.
Ананьева,
Л.С.
Выготского,
С.Л.
Рубинштейна,
А.М.
Леонтьева,
Д.Б.
Эльконина
рассматриваются
вопросы
освоения
личностью
содержания
национальной
культуры,
доказывая,
что
процесс
приобщения
к
культуре
уже
в
дошкольном
возрасте
идет
через
присвоение
общественно-
исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях,
осваивается в активной созидательной деятельности.
В научно-педагогическом сообществе России идет дискуссия, связанная с
поиском путей гуманитаризации и гуманизации образования, с определением
нового типа личности, которая должна формироваться в обозримом процессе при
сочетании общекультурного развития и всемерного сочетания национальных и
региональных культурных традиций (Е.В. Бондаревская, М.Н. Кузьмина, З.А.
Манькова, Л.Л. Супрунова и др.).
На пути развития процессов регионализации образования возникает ряд
препятствий
и
трудностей:
недостаточное
осознание
культурных
смыслов
и
ценностей
образования
его
непосредственными
участниками;
недостаточная
разработанность методологических, методических оснований для интеграции и
дифференциации
федерального
и
регионального
компонентов
образования;
низкий уровень реализации социально-адаптивных функций образования.
Данные
проблемы
актуальны
и
в
настоящее
время.
В
соответствии
с
утвержденным
Приказом
Министерства
образования
и
науки
РФ
№
1155
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования17
октября
2013
г
в
образовательной
программе
дошкольного
образовательного учреждения требуется отражение регионального компонента.
При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй
частью рекомендован национально-региональный компонент. Этот компонент
каждое
учреждение
для
себя
определяет
самостоятельно,
учитывая тип
учреждения,
специфику
организации
образовательно-воспитательной
и
коррекционно-развивающей деятельности педагогического коллектива.
В связи с этим проблемы, связанные с определением содержания и путей
реализации
национально-регионального
образовательного
компонента
представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки
зрения. Многие дошкольные учреждения осуществляют эту работу, но, однако,
работают
практически
на
интуитивном
уровне,
так
как
в
дошкольном
образовании недостаточное количество научно-методического обеспечения.
Основные проблемы реализации регионального компонента содержания
дошкольного образования заключаются в следующем:
– определение и отбор содержания регионального компонента образования,
его
основных
элементов
и
объема,
отражающих
природные
и
социально-
культурные особенности региона, в котором живет ребенок и выявление его
воспитательного и развивающего потенциала;
–
создание
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
дошкольном
учреждении
(оформление
мини-музея
народного
быта,
центра
краеведения,
центр
родной
литературы,
наличие
наглядного
материала
для
реализации регионального компонента в образовательной деятельности и т.д.);
– создание системы воспитательно-образовательной работы по реализации
регионального
компонента
содержания
дошкольного
образования
и
ее
интеграция
в
педагогический
процесс
дошкольного
образовательного
учреждения;
–
организация
эффективного
взаимодействия
д о ш кол ь н о го
образовательного учреждения и семьи по освоению ребенком регионального
компонента содержания образования;
–
подготовка
педагогического
коллектива
к
реализации
природной
и
социокультурной
направленности
регионального
компонента
дошкольного
образования.
Выявление и повышение уровня теоретической и методической готовности
педагогического персонала к реализации регионального компонента содержания
дошкольного образования является одним из главных направлений. Построение
системы
регионального
образования,
развитие
процесса
формирования
профессиональной
компетентности
педагогов,
реализующих
национально-
региональный компонент содержания образования, нуждаются в новых знаниях,
модели
подготовки
педагогов
к
реализации
национально-регионального
компонента в содержании дошкольного образования.
Реализация
регионального
компонента
в
дошкольном
учреждении
невозможно
без
педагога,
осознающего
значимость
этой
деятельности
на
современном
этапе
и
профессионально
подготовленного
к
ней,
его
научно-
теоретическая
и
практическая
подготовка,
что,
в
свою
очередь,
вызывает
необходимость
теоретического
обоснования
совокупности
требований,
предъявляемых к специалистам, и использованию ими новых подходов в работе
с детьми.
Список литературы
1.
Большая
Советская
Энциклопедия
[Текст].
В
30
томах/гл.
ред.
А.М.
Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Т. 21. – 640с.
2.
Кожанова
М.
Б.
Этнопедагогизация
воспитательного
процесса
как
системообразующий
фактор
регионального
компонента
содержания
дошкольного образования [Текст] / Журнал Вестник ОГУ № 6, 2006 г.
3.
Лазарева
М.В.
Проблемы
реализации
регионального
компонента
содержания
дошкольного
образования [ Те к с т ]
/Инновационная
деятельность
в
образовании:
Материалы VIII
Международной
научно-
практической конференции. – М.: ИРОТ, 2014. – С. 183-190.
4.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки
России)
от
17
октября
2013
г.
N
1155
г.
Москва "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования"
5.
Цеева
Л.
Х.
Проблемы
реализации
национально-регионального
компонента
в
условиях
преемственности
дошкольного
и
начального
образования
[Текст]/Журнал
«Современные
проблемы
науки
и
образования», № 6, 2006 г.
6.
Краткий
словарь
современной
педагогики.
Сост.
Т.Б.
Санжиева,
Ю.Г.
Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е,
перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. -
100