Напоминание

"Азбука безопасности"


Автор: Асанова Елена Фёдоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества
Населённый пункт: г. Усолье, Пермский край
Наименование материала: конспект
Тема: "Азбука безопасности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Конспект занятия по теме: «Азбука безопасности» (возрастная категория 8-12 лет) Автор: социальный педагог Асанова Е.Ф. Усолье, 2016

Конспект открытого занятия - игры

по основам безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности»

Цель:
Закрепить и пополнить знания обучающихся по правилам дорожного движения.
Задачи:
1. Повторить правила безопасного поведения на улицах и дорогах в рамках профилактики дорожно-транспортного травматизма; 2. Показать значимость соблюдения правил дорожного движения в повседневной жизни; 3. Расширить знания о видах дорожных знаков и их предназначении; 4. Способствовать развитию чувства коллективизма, взаимодействия и сотрудничества.
Методы:
 словесные: объяснение, анализ, разбор ситуаций, обсуждение  наглядные: презентация, работа с дидактическим материалом  практические: самостоятельная работа, самоанализ (проверка заданий),
Форма проведения занятия:
игра (коллективная, групповая и индивидуальная работа)
Участники:
разновозрастная группа детей (8-12 лет)
Необходимое оборудование и материалы:
компьютер с мультимедийным проектором, экран; муз. центр, презентация, плакат «Светофор», раздаточный материал для учащихся (дорожные знаки, кроссворд, тесты, «оценочные» круги (зелёный, жёлтый, красный), памятки по правилам дорожного движения, текст песни про правила движения), листы бумаги, карандаши, 2 пачки фломастеров, аудиозаписи песен)
Ход занятия:
1.
Организационная часть. (3-5 мин)
Педагог: Добрый день дорогие ребята! В начале нашей встречи, я хочу предложить вам прослушать отрывок песни, который подскажет вам тему нашего занятия. (Включается аудиозапись песни про ПДД). - Скажите, ребята, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (дети – о ПДД) - Правильно! Для чего нужно знать правила дорожного движения? (дети отвечают, ….. чтоб не было травматизма, водить машину и т.д.) - Вы знаете правила движения? (дети отвечают) - Всегда ли вы их соблюдаете? (отвечают дети). Знание и соблюдение правил дорожного движения очень важны, так как от этого может зависеть наша жизнь и безопасность. - Цель нашего занятия закрепить и пополнить знания по правилам дорожного движения. - Для этого я предлагаю вам принять участие в игре «Азбука безопасности
(слайд №1)
- Ребята, вы уже разделились по группам, обратите внимание, на ваших столах находятся памятки для работы в группе, познакомьтесь с ними. (Дети читают памятку)

Памятка для работы в группе: 1. Выберите капитана, название команды 2. Внимательно выслушайте, прочитайте задание 3. Установите правила работы группы: не перебивать друг друга, уважать мнение товарищей, не кричать, не спорить, прислушиваться к мнению каждого. 4. Следите за временем для выполнения заданий 5. Поддерживайте дисциплину 6. Сформулируйте обще групповое мнение 7. Пожелайте друг другу удачи. Педагог: Сегодня у нас две команды: «Пешеходы» и «Водители». Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами. (Дети аплодируют) - Ещё ребята, обратите внимание на ваших столах лежат комплекты разноцветных кругов, они помогут вам оценить работу своей команды в том или ином конкурсе. Зелёный – отлично! Жёлтый – хорошо, Красный - удовлетворительно. (на столах заранее прикреплены условные обозначения оценок работы группы)

2.

Основная часть.

2.1. Разминка (5 мин.)
Педагог: Мы начинаем! Первый гейм «Разминка». (Слайд №2) (Каждая команда отгадывает по 5 предложенных загадок) 1. Полосатая указка, словно палочка из сказки? (Жезл) 2. Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он, Держит их руками. (Троллейбус) 3. У машины есть, У телеги есть, У велосипеда есть, А у поезда не счесть. (Колесо) 4. Через реку во всю ширь, Лег огромный богатырь. Он лежит не дрожит, По нему трамвай бежит. (Мост) 5. Я глазищами моргаю, Неустанно день и ночь Я машинам помогаю, И тебе хочу помочь. (Светофор) 1. Не широка в ширину. Но зато длина в длину. Где вода и глубина – Деревянная она. (Дорога). 2. Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед) 3. Где бы нам через дорогу, К магазину перейти? Вот за этими ларьками, Там, где стрелка у ворот Мы на стрелке этой сами, Прочитали … (Переход) 4.Что за чудо этот дом! Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, И питается бензином. (Автобус) 5. Посмотри, силач, какой: На ходу одной рукой. Останавливать привык Пятитонный грузовик. (Регулировщик) Педагог: Молодцы ребята! Сейчас давайте оценим свою работу! (дети к плакату прикрепляют «оценочный» цветовой круг)
2.2 Второй гейм «Заморочки из бочки» (слайд №3) (5 мин.)
Педагог: Второй гейм «Заморочки из бочки». Ребята у вас на столах есть листы бумаги, карандаши. Вы должны изобразить схематично примеры известных вам дорожных знаков, и устно указать их вид. (Дети работают в группах, на листах бумаги изображают известные им знаки 2мин.) - Давайте, ребята посмотрим, что у вас получилось. Начнёт команда «Пешеходы». (дети выступают). -Спасибо! А сейчас послушаем ответ команды «Водители» (дети выступают) - Ребята, ваши ответы были не полными, так как вы не все смогли назвать виды дорожных знаков. Давайте уточним, на какие виды делятся дорожные знаки.
(Слайд №4)
2.2.1
Чтение и анализ текста по материалам слайдов. (5 мин.) (Слайды №5 - №19)
Виды дорожных знаков:  Предупреждающие знаки  Запрещающие знаки  Предписывающие знаки  Информационно-указательные знаки.  Знаки сервиса
 знаки приоритета. 2.2.2
практическая работа. Определение видов знаков.

(5 мин.) Слайд №20
Педагог: Ребята, у вас на столах лежат каточки с изображением дорожных знаков, вы должны выбрать и показать знак, по моему заданию. Вам поможет слайд нашей презентации. (Детям выдаются карточки с изображением дорожных знаков. Дети должны определить вид знака и по заданию педагога поднять нужную карточку.)
-
Предупреждающие знаки - Предписывающие знаки - Знаки сервиса (Проводится самоанализ групповой работы, итоги отмечаются на плакате) - Педагог: Ребята, у меня в руках дорожный знак. Скажите, к какому виду он относится и что обозначает. (Дети отвечают). - Где такой знак мог бы стоять в нашем городе? (дети отвечают) (На перекрёстке улиц 8 Марта и у. Свободы). Педагог: Мы продолжаем игру «Азбука безопасности».
2.3 Физкультминутка «Дорожная». (Слайд №21) (2 мин.)


Педагог: Сейчас ребята я предлагаю вам принять участие в физкультминутке. (Дети с педагогом читают стихотворение и выполняют соответствующие движения) Дорога не тропинка, дорога не канава… Сперва смотри налево. Потом смотри на право. Ты налево повернись, другу рядом улыбнись, Топни правою ногой: раз – два - три, Покачай головой: раз – два – три. Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три.
2.4.

Третий гейм «Темная лошадка»
.
Ответить на вопросы по ПДД (5 мин.)

(решить тест) Слайд №22
Педагог: Третий гейм «Тёмная лошадка». Сейчас каждая команда получает лист с заданием. Ваша задача отметить правильный ответ. ( Дети решают тест)
1.
Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару?  Безразлично.  Левой стороны.  Правой стороны. 2. Где должны идти одиночные пешеходы по дороге вне населённого пункта?  По правой обочине  По левой обочине, навстречу движению транспортных средств

3. С какой стороны следует обходить автобус на остановке?  Спереди.  Сзади.  Можно обходить с любой стороны. 4. Поблизости нет пешеходного перехода, а вам необходимо попасть на другую сторону улицы. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?  Всегда, если это безопасно.  Если в зоне видимости нет перекрёстка или пешеходного перехода и дорога хорошо видна.  Просматривается в обе стороны. 6. Назовите последовательность смены сигналов в 3-х секционном светофоре:  зеленый, желтый, красный;  красный, желтый, зеленый;  зелёный, красный, жёлтый.
Педагог: Вторая часть теста – устная! Если вы согласны со мной, то дружно говорите «да», если не согласны, то «нет». (дети дружно отвечают на вопросы педагогов) 1. Пешеходы должны ходить по проезжей части дороги. (Нет) 2. Можно играть на проезжей части дороги. (Нет) 3. При движении по тротуару пешеход должен придерживаться правой стороны? (Да) 4. Можно ли переходить улицу на красный свет светофора. (Нет) 5. Можно перебегать улицу перед близко идущим транспортом. (Нет) 6. При движении по загородной дороге одиночные пешеходы должны идти по левой обочине, навстречу движению транспортных средств? (Да) 7. Автобус следует обходить спереди? (Да) 8. Правильна ли последовательность смены светофора: красный, жёлтый, зелёный? (Да) 9. Можно ли ездить на велосипеде по проезжей части дороги? (нет) 10. Всегда ли пассажирам нужно пристёгиваться ремнями безопасности? (Да) Педагог: Молодцы ребята! Вы справились и с этим заданием! Теперь время поставить Оценка выполнения задания. (Дети прикрепляют оценку на плакат)
2.5. Четвертый гейм «Ты – мне, я – тебе»

(слайд № 23)

(5мин.)



Разгадать кроссворд. Найти ключевое слово.
Педагог: Мы продолжаем нашу игру. Четвертый гейм «Ты – мне, я – тебе» Вам ребята, нужно разгадать кроссворд и найти ключевое слово. Разгадать кроссворд . Найти ключевое слово.
(слайд №24)
(Дети работают в группах) 1. Как называется край проезжей части дороги? (Обочина.) 2. Как называют место, где ожидают транспорт? (Остановка.) 3. Не похож я на коня, Но седло есть у меня. Спицы есть, Они, признаться, Для вязанья не годятся. Не будильник, не трамвай, Но звоню я – так и знай. (Велосипед.) 4. Как называют участника дорожного движения? (Пешеход.) 5. Опоясал каменный ремень Сотни городов и деревень…(Шоссе.) 6. Как называется место, где пересекаются улицы и дороги? (Перекресток.) 7. Как называется дорожка, по которой идут пешеходы? (Тротуар.) 8. На самом перекрестке, Висит колдун трехглазый, Но никогда не смотрит. Тремя глазами сразу. Что это за колдун? (Светофор.) 9. Шагаешь – впереди лежит, оглянешься – домой бежит. (Дорога.) Педагог: Спасибо, ребята за работу. Сейчас давайте проверим, как вы справились с заданием. (Проверка выполнения задания)
(Слайд №25)
Педагог: Что получилось при пересечении этих слов по вертикали? (Дети отвечают это слово “инспектор”.
Педагог: Кто может объяснить значение этого слова? (Дети предлагают варианты) – А вот как объясняет значение этого слова толковый словарь: ИНСПЕКТОР – должностное лицо, занятое инспектированием чего–либо, или проверкой правильности чьих–либо действий. - Оценка выполнения задания. (отмечается на плакате)
2.6. Пятый гейм «Гонка за лидером» (Слайд №26). (3 мин.)
Капитану команды необходимо дать правильные ответы на 10 вопросов.
Пятый гейм «Гонка за лидером»
(капитан команды быстро отвечают на вопросы) 1. При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (Зеленом). 2. Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (Тротуар). 3. Чьими сигналами должен руководствоваться пешеход, если на перекрестке, рядом со светофором, стоит регулировщик? (Регулировщика). 4. Что такое проезжая часть? (Это часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств). 5. Где безопасно переходить проезжую часть? (пешеходный переход, подземный, надземные пешеходные переходы, пешеходная дорожка “зебра”). 6. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде? (14 лет). 7. Как называется место пересечения дорог? (Перекресток). 8. Кому дает команды пешеходный светофор? (пешеходам) 9. Кто отвечает за порядок на дорогах? (ГБДД, постовой). 10. Для чего служит проезжая часть дороги? (Для движения автомобиля). 1. Для кого предназначен тротуар? (Для пешеходов). 2. Что означает зеленый сигнал светофора? (можно идти, ехать) 3. Для чего служит посадочная площадка? (Для посадки в общ. транспорт) 4. Что означает красный сигнал светофора? (Стоп) 5. Можно ли ездить на велосипеде не держась за руль? (Нет) 6. Сколько колес в легковом автомобиле? (4) 7. В каких местах устанавливается знак «Осторожно, дети!»
8. Место посадки и высадки пассажиров? (остановка) 9. Как определить, что автомобиль собирается совершить поворот? (моргание боковой фары) 10. Денежное наказание нарушителя ПДД? (штраф) Педагог: Ребята, пришло время оценить ответы капитанов. (дети оценивают)
2.

Заключительная часть (3-5 мин)
Педагог: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проделали очень важную работу. Мы повторили, закрепили правила дорожного движения. А также получили новую информацию о знаках. Вы активно участвовали в игре, а итоги работ ваших команд мы видим наглядно! Вы сами дали себе оценку - Сейчас с помощью карты по рефлексии я хотела бы услышать ваши мнения. Вам предлагается продолжить предложениями, которые смогут передать ваши ощущения и чувства. (Проводится рефлексия. Дети поочерёдно проговаривают свои эмоции, продолжая незаконченные предложения) Рефлексия: Сегодня в ходе игры мне понравилось………………………………………… Сегодня я узнал, что….………………………………… Я задумался, что правила дорожного движения ………………… Мне хочется сказать, что ……………………………….,,,, Мне на занятии было………………..…………(трудно, интересно, комфортно и т.д.) Педагог: Спасибо ребята, наше занятие мы начинали с прослушивания песни о правилах дорожного движения. Сейчас предлагаю всем вместе исполнить эту песню. (Раздаётся текст песни. Включается аудиозапись песни. Дети исполняют песню) Педагог: Заканчивая нашу встречу, возьмите памятки о правилах дорожного движения. (Раздаются памятки) - И помните всегда «Дисциплина на улице – залог вашей безопасности!».
(Слайд № 27)


В раздел образования