Методическая разработка по восприятию и пониманию детьми среднего дошкольного возраста при ознакомлении со стихотворением (диагностический инструментарий)
Автор: Разенко Сусанна Матвеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 1" Населённый пункт: город Первоуральск, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Методическая разработка по восприятию и пониманию детьми среднего дошкольного возраста при ознакомлении со стихотворением (диагностический инструментарий) Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя
общеобразовательная школа №5 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской
области ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани структурное подразделение, реализующее основную
общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад», расположенного
по адресу: ул.Людиновская д.25
План-конспект
непосредственно-образовательной
деятельности
в подготовительной группе.
Тема:
«Путешествие в сказочную
страну Златоустию»
Составил воспитатель
структурного подразделения
ГБОУ СОШ№5,г. Сызрань
Наумова И.А.
Т
ема: «
П
утешествие в сказочную страну
З
латоустию»
Цель: Закрепить с детьми представления о звуках и буквах.
Задачи:
Познавательное развитие:
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о звуках и буквах; о
твердости и мягкости звуках.
Речевое развитие:
Развивать фонематический слух, творческое воображение.
Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.
Формировать
способность
творчески
относиться
к
речевой
деятельности,
самостоятельно контролировать произношение.
Социально – коммуникативное развитие:
Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.
Физическое развитие:
Развивать двигательную активность, координацию движений, умение сочетать слово
с движением. Развивать мелкую моторику рук.
Методы и приемы:
-
практические:
дидактические
игры,
моделирование
ситуации
с
целью
предоставляющей ребенку возможность при использовании вопросов высказаться.
- словесные: беседа, словесные игры, чтение стихов.
- наглядные: рассматривание иллюстраций, карт-схем.
Предварительная
работа:
Рассматривание
картинок,
чтение
художественной
литературы, потешек, слоговых частушек. Проведение занятий – игр на различение
твердости и мягкости звуков, деление слов на слоги, проведение звукового анализа
слов, проведение словесно – дидактических игр: «Звук заблудился», «Найди пару»,
«Узнай, где звук», «Назови слово с определенным звуком» и т. д.
Изготовление карты – схемы Звукограда, Буквограда, отгадывание загадок про звуки
и буквы, изготовление «Волшебного дерева».
Материал: Карта – схема Буквограда, Звукограда, рисунок «Волшебное дерево»,
музыка П.И. Чайковского «Времена года», карточки со слогами для составления
слов, «Буквоед» - самоделка, на которую надет бумажный колпак с нарисованными
глазами, носом и ртом (прорезь).
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
П о з н а в а т е л ь н о -
исследовательская
Путешествие в сказочную страну Златоустию.
Цель: закрепить с детьми представления о звуках, буквах. слогах и
словах.
Коммуникативная
Беседа о Златоустии и значении ее в жизни человека.
Цель: познакомить с преданием о человеке который умел ладно и
складно говорить.
Словесные
игры:
«Узнай,
где
звук»,
«Вставь
нужную
гласную»,
«Перекличка».
Цель: закрепить знания о звуках.
Составление рассказа о «Волшебном дереве».
Цель: расширять
и закреплять представления о том, что каждый
фрукт должен расти на своем дереве.
Игровая
«Назови пару» ( с мячом), «Кто быстрее?»
Цель: побуждать детей к активной деятельности.
Восприятие
художественной
литературы и фольклора
Чтение стихотворения «Про буквы и звуки»
Двигательная
Двигательная пауза «Воздушный бал»
Цель: развивать двигательную активность детей, снятие напряжения.
Пальчиковая гимнастика: «Мы пошли грибы искать», «Мы делили
апельсин»
Цель: развивать речь и мелкую моторику рук.
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность воспитателя
Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
1
Создание
мотивирующей
с и т уа ц и и .
Воспитатель рассказывает детям историю о
сказочной
стране
Златоустия.
В
ней
все
жители говорят четко, понятно и ясно, и
понимают
друг
друга
прекрасно.
Но
как
этому
научиться?
Мы
с
вами
сегодня
и
отправимся в долгий
и трудный путь, в
сказочную страну Златоустию.
Дети заинтересованы
историей страны
Златоустия.
Поставлена проблема
перед детьми,
сформирована
мотивация.
2
Воспитатель задает вопросы:
- Что мы слышим и произносим?
- Какие бывают звуки?
- Расскажите правило про гласные звуки?
- Расскажите правило про согласные звуки?
- На какие две группы делятся согласные?
- Каким цветом обозначаем твердые, мягкие
согласные?
Дети отвечают на
поставленные
вопросы.
Закреплены знания о
звуках.
3
Игры:
«Назови пару» (с мячом)
«Узнай, где звук»
«Магазин»
«Кто быстрее »
«Вставь нужную гласную»
Дети играют,
отвечают на вопросы,
делают выводы.
Знают пару у звуков,
узнают где находится
звук, быстро
раскладывают
карточки с
определенными
звуками.
4
Двигательная пауза «Воздушный бал»
Дети
перевоплощаются в
птиц, бабочек,
стрекоз, пчел и
двигаются под
музыку.
Умеют
перевоплощаться и
двигаться под
музыку.
5
Воспитатель рассказывает, что в Буквограде
придумали
знаки,
которые
называются
Буквами. Из букв можно составить слова, из
слов
предложения,
а
из
предложений
–
рассказы,
сказки.
Предложить
одному
ребенку рассказать стихотворение «О буквах
и звуках» Марии Лэнг
Игра «Сколько слогов в слове?»
Дети
отвечают
на
вопросы, с помощью
с хе м ы
в ы б и р а ю т
правильную
картинку.
З н а ю т
з н а ч е н и е
терминов
«слово»
и
« с л о г и .
У м е ю т
самостоятельно
определять
сколько
слогов в слове.
6
Пальчиковая
гимнастика
«Мы
делили
апельсин»
(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра, (Открытую ладошку
поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура. (Двумя руками
показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда! (Складываем руки
домиком)
В домик прячемся - сюда!
Дети четко
проговаривают слова
и ритмично делают
движения кулачком и
пальцами.
Созданы условия для
р а з в и т и я
м е л ко й
моторики рук.
7
Воспитатель
рассказывает
о
том,
что
им
необходимо
из
Слогандии
попасть
в
Словандию,
но
между
ними
находится
пограничная
полоса.
В
Слогандии
живут
слоги, на пограничной полосе они находят
себе друзей – другие слоги или буквы, и
переезжают
в
Словандию.
Предложить
составить новые слова.
Д ети
с
помощ ью
картинок составляют
новые слова.
Дети делают выводы,
ч т о
с
п о м о щ ь ю
замены одного слога
или буквы на другой,
м о ж н о
п о л у ч и т ь
новое слово.
8
Слогушки – частушки:
Жа-жа-жа-жаба села на ежа
Жи-жи-жи- ожидают жаб ужи
Же-же-же- сидит жаба на еже
Же-же-же- жабе нравится драже
Или
Ал-ал-ал- волк от зайчика удрал
Дети четко
проговаривают
чистоговорки.
Дети получили
эмоциональный
настрой, владеют
техникой выполнения
упражнений
артикуляционной
гимнастики.
9
Весело напевая, мы попали в Словандию. В
этом городе живет Буквоед. Он ест буквы и
даже
целые
слоги.
Вот,
например,
слово
САД, Буквоед съел на обед букву, остались
две буквы АД. Какую букву съел Буквоед?
На помощь прибежала буква Р, а потом Л.
Придумайте новые слова – РАД и ЛАД.
Злой, голодный Буквоед иногда
превращается в Слогеда. Сам Слогоед по
словам говорит: «Сло-го-еду ну-жен це-лый
Дети самостоятельно
выполняют задания.
Умеют
самостоятельно с
помощью букв и
слогов получать
новые слова.
слог на у-жин!» Съел Слогоед последний
слог «ТА» сразу от пяти слов. Какие это
были слоава?
ПАР-
МАР-
КАР-
ЧЕР-
ЛЕН-
10
Воспитатель обращает внимание детей на
«Волшебное
дерево»,
оно
поможет
нам
со ст авить
предложения.
Что
т а ко е
предложение? Предложить детям составить
предложение
и
записать
его
схему.
Затем
з а д а н и е
п о с л о ж н е е ,
в к л ю ч и т ь
в
предложение
слова
с
определенными
звуками.
В
заключении
предложить
составить рассказ о «Волшебном дереве».
Дети самостоятельно
выполняют задания,
рассуждают.
Умеют
самостоятельно
придумывать
предложения,
записывать схемы,
интересно составлять
рассказы,
внимательно слушать
высказывания своих
товарищей.
11
В о с п и т ат е л ь
бл а год а р и т
д е т е й
з а
проделанную
работу,
которая
помогла
справиться
с
Буквоедом
и
Слогоедом,
предлагает вернуться в свой город, где мы
будем следить за своей речью.
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук
ударный
выделяем,
и
легко
нам
говорить
И не хочется спешить.
Так спокойно, так приятно
Говорим – и всем понятно.
Дети внимательно
слушают
воспитателя, делают
выводы.
Закреплены знания о
буквах, звуках.
Подведены итоги
занятия.