Напоминание

"Закрепление представления о букве С и звуке [c]"


Автор: Олейник Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ д\с "Елочка"
Населённый пункт: г. Пыть - ях ХМАО
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Закрепление представления о букве С и звуке [c]"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Елочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей ( МДОАУ д/ с «Елочка») Конспект НОД
«Закрепление представления о букве С и звуке [c]»
подготовительная группа «Б» воспитатель: Олейник ТН г Пыть – Ях 2014 г
Цель:
Закрепить представления детей о букве С и звуках [c ] – [cь]
Задачи:
 Расширять представление о букве С и звуках [c – cь], их артикуляционном произношении
 Развивать умение детей различать звук по твердости – мягкости  Развивать фонематический слух и слуховое восприятие  Активизировать внимание к звуковому и слоговому составу слов  Продолжать развивать диалогическую речь, грамматический строй речи, обогащать опыт чтения  Совершенствовать развитие связной речи, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики пальцев рук  Расширять словарный запас детей через словесно – речевые игры, чистоговорки, скороговорки  Продолжать формировать умение четко произносить слова , в которых есть звуки [c] – [cь ], умение слышать и дифференцировать эти звуки
Интеграция познавательных областей :
Коммуникация, познание, социализация
Методы и приемы:
Словесный, наглядный, игровой, практический -динамическая пауза, графические упражнения, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент, проблемная ситуация и др.
Развивающая среда:
Игрушки Гномы, фотографии детей, выполняющих артикуляционную гимнастику, картинки «На что похожа буква С», карточки с графическими заданиями на каждого ребенка, цветные, простые карандаши, мяч, иллюстрация «Саша и снеговик»
Предварительная работа
Речевые игры «Кто больше назовет слов с заданным звуком» , «Твердый – мягкий», «Наоборот», «Путаница» , артикуляционные упражнения на произношение заданных звуков в словах, слогах, упражнения на составление предложений по картинкам, заданным схемам, игры на развитие слухового внимания, восприятия, памяти, чтения, заучивание пословиц и т. д.
Ход НОД :

Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас в гостях веселые гномы. Они очень любознательны и трудолюбивы, многое хотят узнать. Сейчас мы с вами будем им помогать. Согласны, ребята? Повторение пройденного:
Воспитатель:
Наши гномы интересуются, что показывают дети на этих фотографиях? Ответы детей – язык.
В этом домике дружок,


Живет веселый язычок,

Ой, и шустрый он мальчишка,

И немного шалунишка
В каком домике живет язычок? Как этот дом называется? Дети – это рот.
Воспитатель:
Правильно, ребята, этот домик рот, у этого домика две красные двери, это губы, они подвижны, белые двери – это зубы, они стоят как заборчик. - Ребята, скажите губы и зубы помогают нам говорить?( Да.) А без языка мы смогли бы разговаривать? (Нет) Конечно, правильно ребята, если бы у человека не было языка, он не смог бы разговаривать. 
Основная часть:
Сообщение темы НОД
Воспитатель
: Друзья Гномы принесли в сундучке задание и просят вас помочь их выполнить. Сегодня мы будем помогать им работать с буквой и звуком , а чтобы узнать с каким, нужно на карточке «Слоненок» обвести ту часть тела слоненка, которая похожа на букву 
Графическое упражнение «Слоненок»

Слоны умны, слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.
Какая часть тела слоненка похожа на букву? На какую букву похож хобот? (на букву С) - Значит, знания о каком звуке и букве сегодня мы будем закреплять. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным ответом, предложением, выражающим законченную мысль
Дети :
Сегодня мы будем закреплять знания о звуке [c] и букве С.
Воспитатель:
Буквы мы пишем, а звуки мы слышим. Согласны со мной? На что похожа буква С, как вы думаете? ( Ответы детей, показ картинки) - Полумесяц в небе темном, буквой С повис над домом (С похожа на полумесяц) -Села мышка в уголок, съела бублика кусок (С похожа на бублик) -Шел конь, подковами звеня, как буква С следы коня (С похожа на подкову) 
Работа с карточками «Буквы»

Воспитатель:
Найдите в строчке букву С и зачеркните ее. Посчитайте, сколько букв вы зачеркнули в каждой строчке? 
Выделение звука в чистоговорке

Воспитатель:
Ребята, звук мы слышим, когда произносим его. Гномы предлагают нам чистоговорку, нужно ее четко произнести и определить, какой звук в ней чаще всего встречается?
Поиграем в игру «Эхо»

Напомните ребята мне эту игру. Ответы детей - произносим каждое слово в чистоговорке четко, чтобы гномы услышали звук.
Было весело на горке

Сане, Соне и Егорке,

А Маруся не каталась

В снег упасть она боялась

Воспитатель:
Какой звук чаще всего встречается здесь? Ответы детей – звук [c] Звук [c] мы слышим в чистоговорке твердый или мягкий? Или и твердый и мягкий.
Воспитатель:
Ребята, звук [c] гласный или согласный? Этот звук звонкий или глухой? Дети дают фонетическую характеристику звуку [c] Воспитатель предлагает детям самим сделать вывод, что звук [c]согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким. 
Игра « Твердый – мягкий»

Воспитатель:
Я буду называть слова со звуком [c], если в слове слышится твердый звук[c], потопайте ногами, а если слышите мягкий звук [c]- похлопайте в ладоши. Будьте внимательны, ребята! Слова: САД, СЕНО, КАРАСЬ, КОЛОС, РИС, БУСЫ, СОК, СИНИЙ,СЕМЬЯ, СЕМЬ. 
Динамическая пауза:

Наш слоненок удивил ребят,

Слоненок встал на самокат,

Немножко покатался ,

И самокат сломался.
Дети показывают движения, соответствующие тексту
Воспитатель:
А мы сейчас покатаемся на самокате, каждый на своем.
Самокат, самокат, самокату очень рад,

Сам качу, сам качу – самокат куда хочу
Дети одну ногу «пружиня» слегка сгибают в коленях, другой имитируют движения отталкивания, нога скользит, не касаясь пола. 
Чтение сказки Г. Юдина «Свинья в гостях»

Воспитатель:
У Гномов в сундучке есть сказка. Вы ее внимательно прослушайте и запомните слова со звуком [c] Дети, вместе с воспитателем произносят слова со звуком [c ] , определяют твердый или мягкий звук слышим в этих словах 
Игра «Поймай звук» (синтез слогов)


Воспитатель:
с мячом в руках. Я бросаю вам звуки, а вы мне возвращаете слоги:[ с], [а]… СА, [c], [ы] …СЫ и т, д. - в сочетании со всеми гласными звуками Дети читают полученные слоги на доске СА, СЫ, СО, СЯ, СЭ, СЕ, СЮ, СУ, СИ 
Игра «Где стоит звук?»
Определение позиции звука [c] в словах ( в начале слова, в середине слова, в конце слова)
Воспитатель:
Нужно помочь Гномам назвать дни недели, месяцы, времена года, в которых слышим звук [c] и определить, где стоит этот звук – в начале слова, в середине или в конце слова? ДНИ НЕДЕЛИ: СРЕДА, СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ МЕСЯЦЫ: АВГУСТ, СЕНТЯБРЬ ВРЕМЕНА ГОДА: ВЕСНА, ОСЕНЬ 
Рассматривание картины « Саша и снеговик»
-Какое время года изображено на картине? -Как бы вы назвали эту картину? -Рассмотрите картину и назовите слова в которых слышим звук [c]? -Придумайте мальчику другие имена, где мы слышим звук [c[ 
Заключительная часть
Ребята, вы для Гномов приготовили пословицы и поговорки со звуком[c], давайте послушаем их.  Сила сломит все – а ум силу.  Семь раз отмерь – один раз отрежь.  Слово серебро – молчание золото.  Старый друг лучше новых двух.  По секрету всему свету.
Воспитатель:
Ребята, о чем мы сегодня говорили , знания о каком звуке и букве закрепили? Что сегодня понравилось, что запомнилось? Самыми активными были… Мы помогли Гномам выполнить много заданий, они благодарят нас и угощают вас.

Самоанализ образовательной деятельности

Тема:
Закрепление знаний о букве С и звуке [c]
Форма проведения
: Групповая (вся группа)
Возраст
: 6 – 7 лет
Цель:
Закрепить представления детей о букве С и звуках [c ] – [cь]
Задачи:
 Расширять представление о букве С и звуках [c – cь], их артикуляционном произношении  Развивать умение детей различать звук по твердости – мягкости  Развивать фонематический слух и слуховое восприятие  Активизировать внимание к звуковому и слоговому составу слов  Продолжать развивать диалогическую речь, грамматический строй речи, обогащать опыт чтения  Совершенствовать развитие связной речи, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики пальцев рук  Расширять словарный запас детей через словесно – речевые игры, чистоговорки, скороговорки  Продолжать формировать умение четко произносить слова , в которых есть звуки [c] – [cь ], умение слышать и дифференцировать эти звуки
Интеграция познавательных областей :
Коммуникация, познание, социализация
Методы и приемы:
Словесный, наглядный, игровой, практический - динамическая пауза, графические упражнения, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент, проблемная ситуация и др.
Развивающая среда:
Игрушки Гномы, фотографии детей, выполняющих артикуляционную гимнастику, картинки «На что похожа буква С», карточки с графическими заданиями на каждого ребенка, цветные, простые карандаши, мяч, иллюстрация «Саша и снеговик»

Предварительная работа
Речевые игры «Кто больше назовет слов с заданным звуком» , «Твердый – мягкий», «Наоборот», «Путаница» , артикуляционные упражнения на произношение заданных звуков в словах, слогах, упражнения на составление предложений по картинкам, заданным схемам, игры на развитие слухового внимания, восприятия, памяти, чтения, заучивание пословиц и т. д. Образовательная деятельность была выстроена оптимально: содержание, формы и методы соответствуют поставленной цели, возрасту детей, требованиям программы. Была проведена предварительная работа: дети учились различать твердый, мягкий звук, находили заданный звук в словах чистоговорок , скороговорок, игры на развитие слухового внимания, восприятия, чтение сказок с запоминанием слов с определенным звуком, заучивание пословиц, поговорок, учились составлять предложения по картине. Материал сочетался между собой общей тематикой, представленый детям в новой ситуации, что обеспечивало комплексность и взаимосвязь изученных тем. При планировании образовательной деятельности учитывала индивидуальные особенности и возможности детей. К восприятию поставленных задач дети были подготовлены. Прослеживается логичность, доступность подачи материала. Разнообразие, сочетание, эффективность методов, приемов, средств, создание игровой ситуации, интонация, мимика побуждала детей к ответам на заданные вопросы, способствовало активизации познавательной активности, работоспособности, интереса к занятию. Были использованы следующие методы: игровой, наглядный, словесный, практический. Целесообразный подбор приемов и средств позволил воздействовать на все анализаторные системы детей, активизировалось их сознание, самостоятельность и творчество. Рационально распределено время, отведенное на все этапы, «связки» между ними логичны, прослеживается их преемственность. Деятельность детей была осознанной, самостоятельной, отмечалось включение детей в эту деятельность, речевая активность детей была высокой. Дети отвечали на вопросы, соблюдали культуру общения. По ходу деятельности были созданы условия для появления диалога, обмена мнениями, самостоятельных высказываний. Психологическая атмосфера была благоприятна, доброжелательна, прослеживалась взаимозаинтересованность всех участников процесса. Удалось избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить мотивацию к деятельности за счет применения здоровьесберегающих технологий, своевременной смены видов деятельности, динамических пауз. Были соблюдены санитарно – гигиенический требования: освещение, безопасность. Запланированная цель достигнута. Следует продолжать закреплять знания детей по развитию связной речи, фонематического анализа слов.


В раздел образования