Метапредметные связи как важный элемент поликультурного образования и воспитания
Автор: Пуляева Татьяна Викторовна Должность: учитель иностранных языков Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2 Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: статья Тема: Метапредметные связи как важный элемент поликультурного образования и воспитания Раздел: среднее образование
Метапредметные связи как важный элемент поликультурного образования и
воспитания
Пуляева Татьяна Викторовна
МБОУ СОШ № 2 г. Воронеж
Учитель иностранных языков
В
соответствии
с
ФГОС
изучение
иностранного
языка
в
школе
направлено
на
формирование
и
развитие
коммуникативной
компетенции,
понимаемой
как
способность
личности
осуществлять
межкультурное
общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых
навыков
и
коммуникативных
умений
и
отношение
к
деятельности
в
совокупности
ее
составляющих
–
речевой,
языковой,
социокультурной,
компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
Социокультурная компетенция – готовность и способность учащихся
строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа
страны (стран изучаемого языка), его традиций, менталитета, обычаев в
рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и
психологическим
особенностям
учащихся
на
разных
этапах
обучения;
сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка,
выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия
представителям другой культуры, т.е. стать медиатором культур, учитывать
социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения
взаимопонимания в процессе общения.
Говоря об общеобразовательной цели обучения иностранным языкам,
необходимо
иметь
в
виду
три
ее
аспекта:
общее,
филологическое
и
социокультурное образование.
Общее
образование
нацелено
на
расширение
общего
кругозора
учащихся,
знаний
о
мире
во
всем
его
многообразии
его
проявлений
в
различных
сферах
жизни:
политике,
экономике,
бытовой,
этнической,
мировоззренческой,
художественной
культуре.
Оно
обеспечивается
разнообразием
фактологических
знаний,
получаемых
с
помощью
разнообразных
средств
обучения,
научных,
научно-популярных
изданий,
художественной
и
публицистической
литературы,
средств
массовой
информации, в том числе Интернета.
Филологическое образование нацелено на расширение и углубление
знаний школьников о языке как средстве общения, его неразрывной связи и
непрерывном взаимодействии с культурой, орудием и инструментом которой
он
является,
о
языковой
системе;
неоднородности
и
вместе
с
тем
самодостаточности различных языков и культур, о человеке как о языковой
личности
и
особенностях
вторичной
языковой
личности,
изучающей
иностранные
языки
и
культуры;
дальнейшее
совершенствование
умений
оперирования основными лингвистическими терминами, развитие языковой
и контекстуальной догадки, чувства языка.
Социокультурное образование нацелено на развитие мировосприятия
школьников,
национального
самосознания,
общепланетарного
образа
мышления;
обучение
этически
приемлемым
и
юридически
оправданным
политкорректным
формам
самовыражения
в
обществе;
обучение
этике
дискуссионного
общения
и
этике
взаимодействия
с
люд ьми,
придерживающимися различных взглядов и принадлежащих к различным
вероисповеданиям.
Иностранный
язык
как
учебный
предмет
должен
содействовать
расширению кругозора учащихся, обогащению их сведениями по географии,
истории, литературе, искусству, музыке, знакомить с бытом стран изучаемого
языка
и
достижениями
научно-технического
прогресса.
Все
это
можно
осуществить при условии использования метапредметных связей на уроках.
Метапредметные связи как средство обучения требует согласованности в
работе
учителей
разных
дисциплин.
Для
этого
необходимо
изучать
программы и содержание смежного предмета: находить в
нем материал,
имеющий тематическую связь, привлекать дополнительную информацию на
уроках
иностранного
языка.
Большую
роль
в
успешном
осуществлении
метапредметных связей играет также посещение уроков учителями смежных
предметов, определение общих учебных задач, совместная проверка общих
заданий, изучение познавательных интересов учащихся.
Метапредметные
связи
эффективны
при
использовании
различных
методических приемов, которые можно разделить на три основные группы:
1. Приемы, организующие метапредметную поисковую деятельность
учащихся.
2.
Приемы,
организующие
воспроизведение
знаний
из
других
предметов и способствующие решению метапредметных связей.
3. Вспомогательные приемы, обеспечивающие успех в метапредметной
познавательной деятельности.
Остановлюсь конкретно на некоторых методических приемах. Прием
напоминания (припоминания) строится на основе внутрипредметных связей
и
дает
заметные
положительные
результаты
в
обучении.
Этот
прием
становится
более
действенным,
когда
привлекаются
знания
из
смежных
предметов. Такое припоминание разнообразит восприятие учащимися нового
материала,
расширяет
возможности
активации
учащихся,
способствует
созданию условий для самостоятельного мышления в процессе усвоения
вновь изучаемой темы. Подготовка внимания учащихся – первостепенная
задача напоминания и решить ее можно различными способами: а) сообщить
учащимся, что данный факт, событие, явление, тема – известны им из ранее
изучаемого
смежного
предмета;
б)
поставить
вопрос,
ответ
на
который
требует припоминания материала смежного предмета; в) привлечь известное
произведение, художественный образ, событие из изученного произведения.
Работая
в VII классе над темой: «Лицо города - визитная карточка
страны», используются материалы по истории и литературе. Читаем текст о
городе
Лейпциге.
Задание
учащимся
перед
чтением:
Почему
Лейпциг
называют городом книг?
Прочитав текст и ответив на этот вопрос, дети слушают сообщение
ученика о городе Лейпциге и его достопримечательностях, подготовившего
это задание дома.
Текст (перевод):
Лейпциг - один из крупных городов Германии. Здесь есть университет,
который был основан в 1409 году. В этом университете учились: Лейбниц,
Лессинг, Гете, Вагнер, Шуман.
Лейпциг
–
крупный
культурный
центр.
Гете
называл
Лейпциг
«Маленький Париж» (Гете «Фауст»).
В городе есть много достопримечательностей. Большое впечатление
производит на всех Памятник Битве народов. Он является символом города
Лейпцига, а также одним из крупных мемориальных комплексов во всей
Европе. Он был установлен в честь самого первого в истории столь массового
сражения, которое произошло в 1813 году. Именно в этот период времени
войска
таких
стран-союзниц,
как
Австрия,
Россия,
Швеция
и
Пруссия
разгромили армию Наполеона Бонапарта.
Поблизости от памятника Битве народов находится русская церковь в
Новгородском стиле в честь того, что во время этой битвы погибли русские
солдаты.
После
контроля
понимания
прослушанного
текста
учитель
задает
вопросы, ответы на которые ученик может дать, припоминая, материал по
истории.
1.
Чем знаменит 1812 год в истории России?
2.
Была русская армия мужественной и храброй в этой войне?
3.
Кто руководил нашей армией?
Следующий этап – вопросы учителя на припоминание материала из
курса литературы.
1.
Какой русский поэт описал события 1812 года?
2.
Как называется стихотворение М.Ю.Лермонтова?
3.
Кто
может
стихотворение
«Бородино»
или
отрывок
из
него
рассказать наизусть?
После
такой
работы
у
ребят
остается
более
глубокое
и
четкое
представление
об
этом
замечательном
городе
Германии.
А
наглядность,
применяемая на уроке, закрепит это представление.
Метапредметные связи можно использовать на различных этапах урока,
а именно:
1.
при изучении нового материала;
2.
при закреплении и обобщении ранее изученного материала;
3.
в процессе проверки изученного тематического материала.
Метапредметный
урок
всегда
должен
быть
нацелен
на
обобщение
определенных
разделов
учебного
материала
смежных
курсов.
Поэтому
целесообразно
использовать
различные
формы
организации
обучения:
комплексные домашние задания, обобщающе-повторительные уроки, уроки-
лекции, уроки-конференции, уроки-путешествия, семинары, экскурсии.
Активное
использование
разнообразных
методов
обучения
способствует
активизации
деятельности
учащихся.
Развивает
мышление,
социальную
деятельность,
навыки
самостоятельной
работы,
воспитывает
коммуникативность, инициативность, позволяет преодолеть однообразие на
уроках и способствует реализации педагогики сотрудничества.