Напоминание

Поисково-исследовательская деятельность


Автор: Моргун Наталия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №62 в г. Мурманск
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Презентация
Тема: Поисково-исследовательская деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация Организация поисково - поисково - исследовательской исследовательской деятельности деятельности дошкольников в дошкольников в процессе процессе ознакомления с ознакомления с природой . природой .
Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №62

г. Мурманска

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода поисковой деятельности, в частности – к экспериментированию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет, если? Почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Поисково - исследовательская деятельность дошкольников


это организованная педагогом деятельность

детей, в которой они путем самостоятельного

открытия природы, решения проблемных заданий,

практически-преобразовательных действий

одновременно овладевают знаниями, а также

умениями и навыками их последующего

самостоятельного приобретения. (Н.Лысенко)
Вопрос о сущности, структуре и значении поисковой деятельности детей дошкольного возраста исследуются в трудах
О.М.Ивановой,

В.В.Кондратовой, С.Н.Николаевой, Н.Н.Поддъякова

Цель поисково - Цель поисково - исследовательской исследовательской деятельности дошкольников деятельности дошкольников Развитие познавательных интересов, потребностей и с п о с о б н о с т е й , с а м о с т о я т е л ь н о й п о и с к о в о й деятельности на базе обогащенного эмоционально-чувственного опыта
Задачи Задачи 
1. Вызвать интерес к поисково-исследовательской

деятельности.

2. Учить видеть и определять проблему

исследования.

3. Принимать и ставить перед собой цель

исследования.

4. Отбирать средства и материалы для

самостоятельной деятельности.

5. Развивать личностные свойства:

целеустремленность, настойчивость,

решительность, любознательность.

6. Обогащать сознание содержательно

упорядоченными сведениями о мире.

Поисково - исследовательская Поисково - исследовательская деятельность опирается на деятельность опирается на ведущие принципы развития ведущие принципы развития дошкольников : дошкольников : 
Принцип психологической комфортности.

Принцип дифференцированного подхода.

Принцип природосообразности:
развитие в соответствии с природой ребенка, его способностями и склонностями. 
Принцип

деятельности:
включение ребенка в различные виды взаимодействия. 
Принцип творчества:
приобретение собственного опыта творческой деятельности. 
Принцип

интеграции:
интегрирование всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве.
Основные методы поисково - Основные методы поисково - исследовательской исследовательской деятельности деятельности o
Постановка вопросов проблемного характера
o
Схематическое моделирование опыта
o
Вопросы,

помогающие

прояснить

ситуацию

и

понять

смысл

исследования,

его

содержание

и

природную

закономерность
o
Метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси

своего

друга

о

чем



либо,

что

он

думает

по

этому

поводу»
o
Метод

«первой

пробы»

применения

результатов

собственной

исследовательской

деятельности,

суть

которого состоит в определении ребенком личностно-

ценностного смысла совершенных им действий

Формы работы с детьми o
Экскурсии
o
Решение проблемных ситуаций
o
Трудовая деятельность
o
Наблюдения
o
Проведение опытов, экспериментов, организованных как

самостоятельная или совместная деятельность
o
Моделирование
o
Игры с правилами
o
Коллекционирование
o
Реализация проекта

Алгоритм подготовки Алгоритм подготовки проведения исследовательской проведения исследовательской деятельности деятельности 
Выбор объекта исследования

Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение,

беседы и т.д.) по изучению теории вопроса

Определение типа, вида и тематики деятельности

Выбор цели, задач работы с детьми

Игровой тренинг на активизацию психических процессов

П р е д ва р и т е л ь н а я

и с с ле д о ва те л ь с к а я

р а б о т а

с

использованием оборудования и учебных пособий

Выбор

и

подготовка

пособий

и

оборудования

с

учетом

сезона, возраста детей, изучаемой темы.

Обобщение результатов наблюдений в различных формах

(коллажи,

мнемотаблицы,

пиктограммы)

с

целью

подведения

детей

к

самостоятельным

выводам

по

результатам исследования

Прогнозирование результата

Закрепление последовательности действий

Закрепление правил безопасности

Структура проведения исследования Структура проведения исследования 
Постановка исследовательской задачи (при педагогической

поддержке в младшем, среднем возрасте, самостоятельно в

старшем дошкольном возрасте).

Прогнозирование

результата



старшем

дошкольном

возрасте).

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе

о с у щ е с т в л е н и я

п о и с к о в о - и с с л е д о в а т е л ь с к о й

деятельности

Распределение детей на подгруппы с учетом их возрастных

и индивидуальных особенностей

Выполнение исследования под руководством педагога

Наблюдение результатов исследования

Фиксирование результатов исследования

Анализ

и

обобщение

полученных

детьми

результатов

исследования

Правила выбора темы исследования
Тема должна быть:

- интересна и увлекательна для ребенка;
-
выполнима,

а

решение

поставленной

задачи

п р и н е с т и

р е а л ь н у ю

п о л ь з у

у ч а с т н и к а м

исследования;
-
о р и г и н а л ь н а ,

в

н е й

н е о б х о д и м

э л е м е н т

неожиданности, необычности;
-
направлена на поиск смысла происходящих

изменений или на открытие новых

представлений.

Планируемые результаты .
Воспитанники будут знать:
• Элементарные сведения о мироздании, о связи между человеком и природой, о значении природы для человека, о живой и неживой природе; • Экологические законы природы; • Формы взаимодействия человека с природой; • Основы экологической культуры.
Воспитанники будут уметь:
• Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе; • Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя; • Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога; • Оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий, дневников наблюдений, макетов.
Воспитают в себе:
• Любознательность; • Готовность к сотрудничеству; • Любовь к природе, ответственность человека перед ней.
Таким образом ,
поисково-исследовательская

деятельность как одна из современных форм

воспитания и обучения детей дошкольного возраста

способствует становлению целостной картины мира

ребенка и основ культурного познания им окружающего

мира, стимулирует интеллектуальную активность и

любознательность.




Для того, чтобы дети овладели соответствующими знаниями,

умениями , навыками и могли применять их самостоятельно, в

группах должны быть созданы центры для

экспериментирования и поисковой деятельности дошкольников.
Рекомендации к созданию предметно - развивающей среды
Оформление и содержание центра экспериментальной деятельности Материалы распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Оборудование
• Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка. • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы. • Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д. • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д. • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д. • Красители: гуашь, акварель и т.д. • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д. • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.
Варианты совместной исследовательской деятельности детей и педагога в ходе использования естественных ситуаций
.

В умывальной комнате
разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)
Это поможет ребенку исследовать и определять

характеристику предметов; развивать наблюдательность
.
Экспериментировать с предметами
(тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?).
Это поможет понимать, что такое объем, делать

открытия и смелее экспериментировать
.

Уборка игровой комнаты
(Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?).
Подобная ситуация развивает наблюдательность,

умения планировать и рассчитывать свои силы

.

Поливка цветов
(Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)
Это поможет

воспитать бережное отношение к природе и

сформировать знания о растениях,

способах ухода за ними.
.
Интересны опыты по смешиванию воды с

разными веществами.
Предложите смешать воду с песком, сахаром, кофе, шампунем, гречкой, соком, краской. Прежде чем добавить в воду очередное вещество, дайте возможность детям предугадать, что произойдет с ним, затем выясните экспериментальным путем, что произошло, осталась ли вода такой же прозрачной, или изменила цвет.


В раздел образования