Автор: Моргун Наталия Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №62 в г. Мурманск Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: Презентация Тема: Поисково-исследовательская деятельность Раздел: дошкольное образование
Организация
Организация
поисково
-
поисково
-
исследовательской
исследовательской
деятельности
деятельности
дошкольников
в
дошкольников
в
процессе
процессе
ознакомления
с
ознакомления
с
природой
.
природой
.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №62
г. Мурманска
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с
игровой
деятельностью,
огромное
значение
в
развитии личности ребёнка, в процессах социализации
имеет познавательно-исследовательская
деятельность,
которая
понимается
не
только
как
процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным
образом,
как
поиск
знаний,
приобретение
знаний
самостоятельно
или
под
тактичным
руководством
взрослого.
Ребенок – дошкольник сам по себе уже является
исследователем, проявляя живой интерес к различного рода
поисковой деятельности, в частности –
к экспериментированию. В процессе экспериментирования
дошкольник получает возможность удовлетворить
присущую ему любознательность, найти ответ
на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как?
Что будет, если? Почувствовать себя учёным,
исследователем, первооткрывателем.
При этом взрослый – не учитель – наставник, а
равноправный партнёр, соучастник деятельности,
что позволяет ребёнку проявлять собственную
исследовательскую активность.
Поисково
-
исследовательская
деятельность
дошкольников
–
это организованная педагогом деятельность
детей, в которой они путем самостоятельного
открытия природы, решения проблемных заданий,
практически-преобразовательных действий
одновременно овладевают знаниями, а также
умениями и навыками их последующего
самостоятельного приобретения. (Н.Лысенко)
Вопрос о сущности, структуре и значении поисковой
деятельности детей дошкольного возраста
исследуются в трудах О.М.Ивановой,
В.В.Кондратовой, С.Н.Николаевой, Н.Н.Поддъякова
Цель
поисково
-
Цель
поисково
-
исследовательской
исследовательской
деятельности
дошкольников
деятельности
дошкольников
Развитие познавательных интересов,
потребностей
и
с п о с о б н о с т е й ,
с а м о с т о я т е л ь н о й
п о и с к о в о й
деятельности
на
базе
обогащенного
эмоционально-чувственного опыта
Задачи
Задачи
1. Вызвать интерес к поисково-исследовательской
деятельности.
2. Учить видеть и определять проблему
исследования.
3. Принимать и ставить перед собой цель
исследования.
4. Отбирать средства и материалы для
самостоятельной деятельности.
5. Развивать личностные свойства:
Поисково
-
исследовательская
Поисково
-
исследовательская
деятельность
опирается
на
деятельность
опирается
на
ведущие
принципы
развития
ведущие
принципы
развития
дошкольников
:
дошкольников
:
Принцип психологической комфортности.
Принцип дифференцированного подхода.
Принцип природосообразности: развитие в соответствии
с природой ребенка, его способностями и склонностями.
Принцип
деятельности:
включение
ребенка
в
различные
виды взаимодействия.
Принцип творчества:
приобретение собственного опыта
творческой деятельности.
Принцип
интеграции:
интегрирование
всех
процессов,
реализующихся в образовательном пространстве.
Основные
методы
поисково
-
Основные
методы
поисково
-
исследовательской
исследовательской
деятельности
деятельности
o
Постановка вопросов проблемного характера
o
Схематическое моделирование опыта
o
Вопросы,
помогающие
прояснить
ситуацию
и
понять
смысл
исследования,
его
содержание
и
природную
закономерность
o
Метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси
своего
друга
о
чем
–
либо,
что
он
думает
по
этому
поводу»
o
Метод
«первой
пробы»
применения
результатов
собственной
исследовательской
деятельности,
суть
которого состоит в определении ребенком личностно-
ценностного смысла совершенных им действий
Формы
работы
с
детьми
o
Экскурсии
o
Решение проблемных ситуаций
o
Трудовая деятельность
o
Наблюдения
o
Проведение опытов, экспериментов, организованных как
самостоятельная или совместная деятельность
o
Моделирование
o
Игры с правилами
o
Коллекционирование
o
Реализация проекта
Алгоритм
подготовки
Алгоритм
подготовки
проведения
исследовательской
проведения
исследовательской
деятельности
деятельности
Выбор объекта исследования
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение,
беседы и т.д.) по изучению теории вопроса
Определение типа, вида и тематики деятельности
Выбор цели, задач работы с детьми
Игровой тренинг на активизацию психических процессов
П р е д ва р и т е л ь н а я
и с с ле д о ва те л ь с к а я
р а б о т а
с
использованием оборудования и учебных пособий
Выбор
и
подготовка
пособий
и
оборудования
с
учетом
сезона, возраста детей, изучаемой темы.
Обобщение результатов наблюдений в различных формах
(коллажи,
мнемотаблицы,
пиктограммы)
с
целью
подведения
детей
к
самостоятельным
выводам
по
результатам исследования
Прогнозирование результата
Закрепление последовательности действий
Закрепление правил безопасности
Структура
проведения
исследования
Структура
проведения
исследования
Постановка исследовательской задачи (при педагогической
поддержке в младшем, среднем возрасте, самостоятельно в
старшем дошкольном возрасте).
Прогнозирование
результата
(в
старшем
дошкольном
возрасте).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
о с у щ е с т в л е н и я
п о и с к о в о - и с с л е д о в а т е л ь с к о й
деятельности
Распределение детей на подгруппы с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей
Выполнение исследования под руководством педагога
Наблюдение результатов исследования
Фиксирование результатов исследования
Анализ
и
обобщение
полученных
детьми
результатов
исследования
Правила
выбора
темы
исследования
Тема должна быть:
- интересна и увлекательна для ребенка;
-
выполнима,
а
решение
поставленной
задачи
п р и н е с т и
р е а л ь н у ю
п о л ь з у
у ч а с т н и к а м
исследования;
-
о р и г и н а л ь н а ,
в
н е й
н е о б х о д и м
э л е м е н т
неожиданности, необычности;
-
направлена на поиск смысла происходящих
изменений или на открытие новых
представлений.
Планируемые
результаты
.
Воспитанники будут знать:
•
Элементарные сведения о мироздании, о связи между человеком и
природой, о значении природы для человека, о живой и неживой
природе;
•
Экологические законы природы;
•
Формы взаимодействия человека с природой;
•
Основы экологической культуры.
Воспитанники будут уметь:
•
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся
к природе;
•
Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;
•
Проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью
педагога;
•
Оформлять результаты своей поисково-исследовательской
деятельности
в
форме
альбомов,
тематических
выставок
рисунков
и фотографий, дневников наблюдений, макетов.
Воспитают в себе:
•
Любознательность;
•
Готовность к сотрудничеству;
•
Любовь к природе, ответственность человека перед ней.
Таким
образом
,
поисково-исследовательская
деятельность как одна из современных форм
воспитания и обучения детей дошкольного возраста
способствует становлению целостной картины мира
ребенка и основ культурного познания им окружающего
мира, стимулирует интеллектуальную активность и
любознательность.
Для того, чтобы дети овладели соответствующими знаниями,
умениями , навыками и могли применять их самостоятельно, в
группах должны быть созданы центры для
экспериментирования и поисковой деятельности дошкольников.
Рекомендации
к
созданию
предметно
-
развивающей
среды
Оформление
и
содержание
центра
экспериментальной
деятельности
Материалы
распределяются
по
разделам:
«Песок
и
вода»,
«Звук»,
«Магниты»,
«Бумага»,
«Стекло»,
«Резина»
и
т.д,
расположены
в
доступном
для
экспериментирования
месте
и
в
достаточном
количестве.
Оборудование
•
Приборы – помощники: увеличительные
стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты,
сантиметровая лента, линейка.
• Разнообразные сосуды из различных материалов
(пластмасса, стекло, металл) разного объёма
и формы.
• Природный материал: шишки, глина, песок,
ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев,
мох, семена и т.д.
• Утилизированный материал: проволока, кусочки
кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки
и т.д.
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты,
винтики, детали конструктора и т.д.
• Разные виды бумаги: обычная, картон,
наждачная, копировальная и т.д.
• Красители: гуашь, акварель и т.д.
• Медицинские материалы: пипетки, колбы,
деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные
ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары,
мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла,
пилки, сито, свечи и т.д.
Варианты
совместной
исследовательской
деятельности
детей
и
педагога
в
ходе
использования
естественных
ситуаций
.
В умывальной комнате разрешить играть
с пустыми баночками, флаконами,
мыльницами (Куда больше воды поместилось?
Куда вода легче набирается? Почему?
Откуда воду легче вылить? Чем быстрее
набрать воду в ванночку ведром или губкой?)
Это поможет ребенку исследовать и определять
характеристику предметов; развивать наблюдательность
.
Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в
воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если
набрать в нее воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать,
чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что
будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать
открытия и смелее экспериментировать .
Уборка игровой комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать?
Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится
помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность,
умения планировать и рассчитывать свои силы
.
Поливка цветов (Все ли растения надо
одинаково поливать? Почему? Можно ли
побрызгать все растения водой, а рыхлить
землю у всех растений?) Это поможет
воспитать бережное отношение к природе и
сформировать знания о растениях,
способах ухода за ними.
.
Интересны опыты по смешиванию воды с
разными веществами. Предложите смешать
воду с песком, сахаром, кофе, шампунем, гречкой,
соком, краской. Прежде чем добавить в воду
очередное вещество, дайте возможность детям
предугадать, что произойдет с ним, затем
выясните экспериментальным путем, что
произошло, осталась ли вода такой же
прозрачной, или изменила цвет.