посредством колыбельных песен»
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из
ключевых факторов модернизации России, стоящих перед каждым
родителем, учителем, обществом и государством в целом. Воспитание
человека, формирование в нем свойств духовно развитой и
высоконравственной личности, любви к своей стране, потребности творить и
совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области
просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали,
этики.
Современный национальный воспитательный идеал – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Духовно-нравственное воспитание - в узком смысле слова – это воспитание
духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова -
эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое
через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.
Воспитание нравственных ценностей является важнейшим показателем
целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной
создать собственное представление о своём будущем жизненном пути.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Дети
этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко
откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством
привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет
тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А.
Сухомлинский. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных
воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и
грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их
взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но
может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех
случаях, когда все другие средства не эффективны.
Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует
нравственному становлению человека, формированию его как личности.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского
характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и
красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с
поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым
приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского
означает «народная мудрость». Благодаря фольклору, в частности, русским
народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д.,
ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим
героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления
народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами,- словом, вместе
с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным
наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто
невозможно.
Каждый жанр русского народного творчества - кладезь народной мудрости.
И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на
созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на музыкальных
занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и
«как не нужно» поступать в определенных случаях.
Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста
осуществляется в процессе решения следующих задач:
1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого
потенциала каждого ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.
5.Формирование духовно-нравственных качеств
Целью Духовно-нравственное воспитание дошкольников:
1.Создание условий:
для формирования у дошкольников
ценностных ориентиров и нравственных норм,
основанных на культурно- исторических и духовно-
нравственных, патриотических и общечеловеческих
принципов.
2. Для более тесного сотрудничества семьи и
детского сада, повышения воспитательного и образовательного потенциала
цепочки семья, детский сад и ребенок.
Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери
– колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные
впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и
нежности, умиротворения и спокойствия. Колыбельные создают хороший
душевный настрой, ощущение защищенности, счастья и покоя, именно через
них малыш получает свои первые представления об окружающем мире,
животных и птицах. Колыбельная – первая для детей музыкальная и
поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время
засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные
обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому, пение колыбельных
песен ребёнку имеет большое значение в его в духовно- нравственном
воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление
уравновешенной психики.
Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического
творчества. В системе жанров детского фольклора особое место занимает
«поэзия пестования», или «материнская поэзия»(колыбельные песни,
пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых
маленьких). Колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте
маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали
заиньки…». Или
Баюшки-баю!
Сохрани тебя
И помилуй тебя
Ангел твой-
Сохранитель твой.
От всякого сглазу,
От всякого плачу,
От всех скорбей,
От всех напастей:
От лому-ломища,
От злочеловека-
Супостателя.
Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно
проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней
самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение
ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый,
почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро,
всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а
затем - всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто
не позволяют быть грубым.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших
детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более
устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения,
умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных
качеств личности.
Воспитание нравственных ценностей является важнейшим показателем
целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной
создать собственное представление о своём будущем жизненном пути.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Дети
этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко
откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с
одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных
ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны –
именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя
ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту
нашего мира.
По мнению психологов, дети, которым пели колыбельные песни: послушны,
спокойны; более развиты интеллектуально; у них более развита память;
развиты вкус, музыкальность; усваивает национальные мелодии и понятия;
ощущает любовь окружающих; осознает свою значимость
Колыбельные песни оказывают эмоциональное воздействие на ребенка,
устанавливают тесную связь между матерью и ребенком; В доступной форме
знакомят с жизненным укладом; В современном мире колыбельные песни
поют, но песенный репертуар ограничен.
Дети обожают петь и с большой охотой занимаются этим. И если мама и папа
не помешают, а, наоборот, будут способствовать ребенку, то малыш наверняка
полюбит пение. А это, в свою очередь, хорошо отразится на развитии
ребенка. Пением развивают слух, память, дыхание и чувство ритма. Дети,
которые любят петь, как правило, раньше начинают произносить слова.