Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством колыбельных песен"


Автор: Зуева Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.с №6
Населённый пункт: пгт Сафоново
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством колыбельных песен"
Раздел: дошкольное образование





Назад





« Духовно-нравственное воспитание дошкольников

посредством колыбельных песен»
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых факторов модернизации России, стоящих перед каждым родителем, учителем, обществом и государством в целом. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой и высоконравственной личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное воспитание - в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д. Воспитание нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет
тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному становлению человека, формированию его как личности. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами,- словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Каждый жанр русского народного творчества - кладезь народной мудрости. И в каждом - огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на музыкальных занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач: 1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения. 2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины. 3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка. 4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей. 5.Формирование духовно-нравственных качеств Целью Духовно-нравственное воспитание дошкольников: 1.Создание условий: для формирования у дошкольников ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических и духовно- нравственных, патриотических и общечеловеческих принципов. 2. Для более тесного сотрудничества семьи и детского сада, повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки семья, детский сад и ребенок. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Колыбельные создают хороший душевный настрой, ощущение защищенности, счастья и покоя, именно через них малыш получает свои первые представления об окружающем мире, животных и птицах. Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому, пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его в духовно- нравственном
воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия»(колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких). Колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Или Баюшки-баю! Сохрани тебя И помилуй тебя Ангел твой- Сохранитель твой. От всякого сглазу, От всякого плачу, От всех скорбей, От всех напастей: От лому-ломища, От злочеловека- Супостателя. Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Воспитание нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. По мнению психологов, дети, которым пели колыбельные песни: послушны, спокойны; более развиты интеллектуально; у них более развита память; развиты вкус, музыкальность; усваивает национальные мелодии и понятия; ощущает любовь окружающих; осознает свою значимость Колыбельные песни оказывают эмоциональное воздействие на ребенка, устанавливают тесную связь между матерью и ребенком; В доступной форме знакомят с жизненным укладом; В современном мире колыбельные песни поют, но песенный репертуар ограничен. Дети обожают петь и с большой охотой занимаются этим. И если мама и папа не помешают, а, наоборот, будут способствовать ребенку, то малыш наверняка полюбит пение. А это, в свою очередь, хорошо отразится на развитии
ребенка. Пением развивают слух, память, дыхание и чувство ритма. Дети, которые любят петь, как правило, раньше начинают произносить слова.


В раздел образования