Развитие познавательной и творческой активности учащихся во внеурочной деятельности
Автор: Ларионова Валерия Валерьевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ Лицей №7 Населённый пункт: г. Саяногорск Наименование материала: статья Тема: Развитие познавательной и творческой активности учащихся во внеурочной деятельности Раздел: среднее образование
Аннотация: Статья является обобщением опыта работы внеурочной
деятельности как способ развития учебно-интеллектуального творческого
потенциала обучающихся.
Ключевые
слова: внеурочная
деятельность,
исследовательская
и
проектная
деятельность, социальное проектирование, развитие одаренности.
Одной
из
целей
современного
образования
является становление
и
всестороннего
развитие
личности
обучающегося
в
ее
самобытности
и
уникальности,
осознание
собственной
индивидуальности,
появление
жизненных планов, готовность к самоопределению. Исходя из той цели, сегодня
образовательные организации должны обеспечивать развивающую среду для
обучающегося,
условия
для
развития
учебно-познавательной
и
творческой
деятельности.
Данные
цели
реализуются
через
урочную
и
внеурочную
деятельность, идет постоянный поиск новых подходов, методов и технологий в
обучении.
Развитие
интеллектуального
и
творческого
потенциала
предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и
учебных занятий, и внеурочной деятельности.
Я, как учитель истории и обществознания реализую поставленные цели
через систему элективных курсов профильной направленности: «Историческое
краеведение»,
«В
мире
исторических
документов»,
внеурочных
занятий:
«Дискуссионные вопросы истории», «История религиозных и философских
учений»,
«История+»,
а
также
через
проектную
деятельность
учащихся
с
выходом
на
учебно-исследовательские
конкурсы,
например,
Конкурс
юношеских
исследовательских
работ
В.И.
Вернадского.
Большое
значение
имеет
индивидуальная
внеурочная
работа
с
одаренными
детьми.
Это
эффективная форма работы для углубленного и ускоренного изучения детьми
содержания
школьной
программы,
куда
включаются
более
сложные
и
дополнительные материалы. Такая форма работы оправдывает себя, помогает
нашим обучающимся успешно участвовать в олимпиадах и конкурсах разных
уровней.
Наш Лицей является лидером по числу победителей и призеров
всероссийских
олимпиад
в
городе,
есть
хорошие
результаты
и
на
республиканском
уровне,
наши
учащиеся
принимают
участие
и
на
всероссийском этапе олимпиады Школьников.
Но только лишь повышение уровня сложности и увеличение количества
материала
еще
не
способствует
созданию
оптимальных
условий
развития
обучающихся. Необходимо развивать потребности в творчестве, в развитии
личностных
характеристик
также
важно
при
работе
и
с
обычными
и
с
одаренными детьми. Для развития творческих способностей одаренных детей
невозможно ограничиться рамками школьных занятий, поэтому нами широко
применяется внеурочная деятельность. Еще одним направлением внеурочной
деятельности
является
проектная
деятельность
учащихся.
Проектную
деятельность
можно
применять
на
внеклассных
занятиях
по
предмету
для
углубленного изучения отдельных тем. Например, нами был подготовлен и
успешно проведено коллективно-творческое мероприятие в рамках предметной
недели,
посвященного
патриотическому
воспитанию
школьников
-
«Нет
фашизму!» для 10-11 классов. При подготовке использовались компьютерные
технологии,
таким
образом,
ребята
очень
успешно
выполнили
эту
работу
удовлетворив
свой
«исследовательский
инстинкт»,
расширив
свою
информационную
компетентность,
совершенствуя
исследовательскую
деятельность, проектную деятельность и приобрели более глубокие знания о
Второй
мировой
и
Великой
Отечественной
войне.
В
результате
учащиеся
скорректировали свое отношение и к празднику Дню Победы и свое отношение
к ветеранам войны. Я уверена, что дети пересмотрели свое отношение к этим
историческим
событиям,
осознали,
от
какой
угрозы
они
спасли
всех
нас,
определили свою гражданскую позицию.
Еще
одним
направлением
внеурочной
деятельности,
может
стать
социальное проектирование. Например, для участников социального проекта,
который назывался «Достопримечательности малой Родины» оказалось очень
важным
делом
сохранить
в
памяти
своих
сверстников
памятники
нашего
города. Историческое, культурное и духовное наследие нашего города – это
достояние всех, следовательно, задача каждого – заботится о его сохранении. В
результате появился фильм о достопримечательностях города Саяногорска.
Социальное проектирование дает те навыки, ключевые компетентности,
которые
во
взрослой
жизни
помогут
современным
школьникам
стать
конкурентоспособными людьми, учит быть ответственными за свою жизнь, за
судьбу малой Родины, быть патриотами.
Таким образом, внеурочная работа с обучающимися:
1.
более полно раскрывает их творческий потенциал, развивает изначально
заложенные в них способности;
2.
способствует
развитию
разных
компетентностей:
интеллектуальных,
творческих,
коммуникативных,
совершенствоваться,
получать
социальный опыт;
3.
дает возможность ребенку быть субъектом собственной деятельности и
развивать индивидуальный познавательный опыт;
4.
наряду с интеллектуальной сферой развивать эмоционально-волевую и
социально-коммуникативную сферы;
5.
даёт возможность детям посмотреть на мир многогранно;
6.
развивает
гражданскую
ответственность,
чувство
толерантности,
ответственности за свои поступки.
Таким
образом,
через
внеурочную
деятельность
наиболее
полно
реализуются цели и задачи современного образования.